Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области



Скачать 406,49 Kb.
страница1/3
Дата15.02.2016
Размер406,49 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области

Научный руководитель - доктор педагогических наук, директор института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессор М.И.Рожков

Авторы: доктор педагогических наук, профессор М.И.Рожков, доктор педагогических наук, профессор Л.В.Байбородова, доктор педагогических наук, профессор Б.З.Вульфов, кандидат педагогических наук М.А.Ковальчук

В разработке участвовали: В.И.Рыбакова, Л.К.Никонова, В.Б.Успенский



1. Введение

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего - в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений все в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнерство.

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

Однако сегодня до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

Поскольку Россия - страна разнообразных природных, этнических, экономических, социокультурных условий, а Ярославская область - одна из крупных областей страны, обладающая своеобразной социальной и производственной инфраструктурой, своими традициями школьного и семейного воспитания, то отличается своеобразием и контингент детей. Поэтому в системе работы классного руководителя должны учитываться все особенности региона. С другой стороны, учет особенностей региона - это ориентация и опора на общие идеи и принципы, нормы педагогической работы, которые выработаны и основаны на историческом опыте деятельности института классного руководства Ярославской области, и реализация этих идей и принципов в собственном опыте.

Настоящая концепция включает оба значения региональности, которые органически пронизывают весь целостный учебно-воспитательный процесс, затрагивают все его компоненты от постановки целей до текущего и итогового анализа результатов.

В процессе организации воспитательной работы с детьми педагоги Ярославской области учитывают богатые педагогические традиции области, воспитывают детей на примере исторической действительности ярославцев, поддерживают народные традиции, опираются на краеведческий материал и культурное богатство области, обогащая педагогическое наследие области личным творчеством.

Региональным подходом предполагается ряд особенностей воспитательной работы со школьниками, в том числе деятельности классного руководителя:



  • по содержанию - органическое включение местных материалов в живую ткань учебно-воспитательного процесса на двух “уровнях” - познания истории и культуры региона и сознательного, активного участия ребят в его преобразовании;

  • по технологии - помощь школьникам в осознании, прочувствовании ими своей принадлежности к региону, которая начинается с личного участия в его жизнедеятельности, самостоятельного поиска и реализации самими учениками путей и средств такого участия;

  • по педагогическому стилю - использование в педагогической деятельности передового опыта педагогов региона, участие в его развитии, использование традиционных для данного региона педагогических средств, в том числе средств народной педагогики.

Таким образом, деятельность классного руководителя, определяемая общими и специфическими региональными задачами, может быть различна по технологии и обогащаться индивидуальным творчеством каждого педагога.

2. Теоретические основы деятельности классного руководителя школ региона

2.1. Положения данной концепции базируются на человекоцентристском подходе, который рассматривает ребенка как главную ценность, при этом педагогическая деятельность прежде всего направлена на создание условий для развития его личности.

Исходя из этого, основная цель в работе классного руководителя (классного воспитателя) определяется как оказание помощи учащимся в реализации ими своих социальных функций и решении возникающих социальных проблем. Классный руководитель является координатором в решении этих задач как в педагогическом, так и в ученическом коллективе. Такой подход к определению цели деятельности классного руководителя и является основной идеей данной концепции.

Он может быть реализован только на основе более полного учета интересов ребенка. Речь идет не только о его актуальных интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути.

2.2. Организаторская деятельность классного руководителя должна носить субъектно-субъектный характер.

Управляя ученическим коллективом класса, координируя деятельность педагогов, работающих с данным классом, классный руководитель занимает двоякую позицию. С одной стороны - он представитель администрации школы, а с другой - представляет интересы учащихся своего класса в ходе управленческой деятельности.



2.3. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции как в отношении всего класса, так и в отношении каждого конкретного ученика. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. Деятельность классного руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного коллектива, каждого конкретного ребенка, и главное в ней - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися носит стимулирующий характер, направлена на развитие прежде всего их мотивационной сферы.



2.4. Работа классного руководителя должна учитывать закономерности воспитательного процесса и следовать принципам, соответствующим этим закономерностям.

Первая закономерность: воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и т.п.

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая процесс образования и воспитания как единый, необходимо выделять специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений.

Такой подход требует постоянной коррекции содержания как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога ( отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.

При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Сущность целостности воспитательного процесса - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребенка и его социализации). Такой подход к организации воспитательной работы предполагает реализацию следующих условий:


  • на уровне педколлектива каждый педагог должен работать на общую цель: не содействовать достижению общей цели, а именно обеспечивать его;

  • во-вторых, комплексно решать задачи обучения, развития и воспитания на каждом уроке, системе уроков так, чтобы каждая часть (урок) работала на целое (процесс);

  • в-третьих, обеспечить единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. При этом необходимо установление связей между элементами педагогической системы. Ими являются информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленной на развитие сущностных сфер человека. Эти сферы характеризуют образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди людей.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.



Принципы всегда соответствуют целям и задачам воспитания, в соответствии с возможностями их достижения.

Принцип гуманистической ориентации воспитания. Этот принцип требует: добровольности включения ребенка в ту или иную деятельность, наличия у него цели - доступной, понятной, осознанной; доверия ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели, веры в возможности каждого ребенка и его собственной веры в возможность достижения поставленных задач.

Реализация этого принципа предполагает отход от привычного, прежде удобного для всех принципа мероприятийной организации воспитательной работы. Реализация этого принципа ориентирует на учет всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов.

Этот принцип требует также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, участия в общественных и политических организациях и движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам; упрочения норм уважительного отношения к каждому человеку.

Гуманистическая ориентация направлена на индивидуализацию воспитания, учет индивидуальных особенностей каждого ученика при включении его в различные виды деятельности, требует раскрытия потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, а также предоставления возможности каждому учащемуся самореализации и самораскрытия во внеучебной деятельности.

Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

Социальная защита ребенка выступает в качестве одной из основных функций школы. Ребенок должен чувствовать заботу педагогов о себе и сам заботиться о своих товарищах.

Для того, чтобы наступила социальная зрелость, необходимо поставить ребенка в такие условия, при которых он был бы вынужден проявить волевые усилия для решения возникающих социальных проблем, испытать страдания от невозможности легкого достижения собственных целей.

Этот принцип предполагает подготовку ребенка к сложным и далеко не всегда гуманным отношениям, так называемому “социальному закаливанию”, то есть включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека. Нужны упражнения, в которых учащиеся должны проявить волевые качества, преодолеть себя, выработать определенный иммунитет к негативному влиянию социальной среды, ориентацию на обязательность выявления причин неудач и поиск путей их преодоления.

Социальное закаливание требует: диагностирования волевой готовности к системе социальных отношений; создания условий для самореализации учащихся в этих отношениях через комплекс социальных проб; стимулирования самопознания учащихся в этих отношениях; определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; самоанализа и вариативного проектирования своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей, делегирование им полномочий и ответственности при соответственном росте ответственности педагогов перед детьми. В основе этого принципа - определение общих целей педагогов и учащихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Исследования показывают, что авторитарность педагога, усиленная опека порождают такое явление, как социальная инфантильность, которая характеризуется иллюзорным восприятием социальных проблем, неготовностью к их решению.

Должна быть организована не просто совместная деятельность, а взаимная активная деятельность педагога и учащихся (педагоги-ческое взаимодействие).

Принцип эвристической среды означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Этот принцип требует также создания условий для выбора учащимися форм участия в учебной и внеучебной деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и детей.

3. Вариативность классного руководства

3.1. В условиях разнообразия задач, решаемых классным руководителем, целесообразно рассматривать вопрос о вариативности классного руководства, которая в школе может быть представлена в разных аспектах:



  • в организационном - варианты профессионального и должностного статуса;

  • в содержательном - варианты выделения доминирующих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;

  • в психолого-педагогическом - выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т.д.);

3.2. Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:

  • условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;

  • экономическими возможностями школы и родителей;

  • возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

  • подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

3.3. Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

  • классный воспитатель (освобожден-ный классный руководитель);

  • классный руководитель;

  • классный куратор.

Классный воспитатель работает на полную учительскую ставку. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

3.4. В профессиональной школе основные функции классного руководителя, определенные в данной концепции, реализуются также мастером производственного обучения, который в соответствии со своими служебными обязанностями организует воспитательную работу с учащимися, координирует работу с родителями, воспитателями общежитий и другими участниками педагогического процесса.

3.5. Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Не могут быть единообразными воспитательные задачи , содержание и формы работы классного руководителя. Они определяются запросами, интересами, потребностями, возможностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

3.6 Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной - классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

3.7. Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

3.8. В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, где обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена классных руководителей воспитателями разновозрастных отрядов.



Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие данному возрасту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления, реализации социальных проб, например, проб себя в роли лидера, педагога и т.д.

При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40-50 учащихся), целесообразно вместо ставок классных руководителей ввести должность организатора воспитательной работы в школе (заместителя директора по воспитательной работе).

4. Содержание деятельности классного руководителя школ Ярославского региона

4.1. Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся.

В соответствии с концепцией Р.Х.Ша-курова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых.

4.2. Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед клас-сным руководителем стоит задача интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи.

Рассматривая различные трактовки понятия “воспитание”, можно назвать общие признаки, выделяемые большинством исследователей. Прежде всего такими признаками являются:


  • целенаправленность воздействий на воспитанника;

  • социальная направленность этих воздействий;

  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.

Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание. В деятельности личность сталкивается с освоением все новых и новых видов. Это предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.


Каталог: koiro -> CPKiPP -> FPK -> ODOiIKTV
ODOiIKTV -> «Современные подходы к организации воспитательной деятельности в учреждении дошкольного образования»
ODOiIKTV -> Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике
ODOiIKTV -> Занятие 8 Образовательная технология «Дебаты» как средство активизации познавательной деятельности учащихся
ODOiIKTV -> «Современные подходы к организации воспитательной деятельности в учреждении дошкольного образования»
ODOiIKTV -> «Инновационные технологии в воспитании»
ODOiIKTV -> «Организация воспитательной работы в образовательном учреждении»
ODOiIKTV -> Занятие 1 Требования к технологиям открытого образования Задание 1 Изучив представленные определения «педагогическая технология»
ODOiIKTV -> Занятие 1 Требования к технологиям открытого образования Задание 1: Перейдя по ссылке, познакомьтесь с различными подходами к определению понятия «педагогическая технология»
ODOiIKTV -> «Нормативно-правовые и теоретические основы воспитания и дополнительного образования детей»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница