Комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий



Скачать 24.84 Kb.
Дата21.04.2016
Размер24.84 Kb.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Лебедева О.Е.

воспитатель МБДОУ детский сад №5 ст. Павловская, Краснодарский край
В данной публикации освещается опыт работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду. Даны описания применения здоровьесберегающих технологий, методов и приемов.

Здоровье - это состояние полного физического, психического

и социального благополучия, а не просто отсутствие

болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Всем известно, что здоровые дети - это наше благополучное и здоровое будущее. К сожалению, с каждым годом мы наблюдаем печальную тенденцию – здоровье наших детей ухудшается. В этом виновны множество факторов: это и различные химические добавки в продуктах питания, экология, малоподвижный образ жизни.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации деятельности с акцентом на решение оздоровительных задач воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопрос: как сохранить и укрепить здоровье детей? Как прививать ребенку потребность в здоровом образе жизни?

Отсюда возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить другой вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Поэтому, начиная в 2012 году работу по данной теме, мною была проанализирована литература по проблеме укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания литературы по данной проблеме необходимо было для осознания того, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Я поняла, что необходимо организовывать образовательную деятельность так, чтобы она помогла ребенку сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда учебно-воспитательный процесс строится в соответствии со здоровьесберегающими технологиями.

Я поставила перед собой цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, я хотела видеть их жизнерадостными, активными, умными и образованными, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы. Если я научу детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если я буду личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Чтобы достичь, поставленную перед собой цель, я решила начать с обогащения предметно-развивающей среды в своей группе. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщенна атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Я пополнила развивающую среду разнообразным оборудованием для двигательной активности, а также атрибутами для разного вида самостоятельной деятельности и таким образом создала необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Также развивающую среду я пополнила нетрадиционным оборудованием, которое позволяет детям укреплять свод стопы, что способствует профилактики и коррекции плоскостопия. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации образовательного процесса и физической активности дошкольников; разнообразные психолого-педагогические технологии.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучению здоровому образу жизни.

В работе со своими воспитанниками я использую активные формы сохранения и стимулирования здоровья, которые обязательно должны выполнятся в комплексе с организованной образовательной деятельностью:

Гимнастика пальчиковая – с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Физминутки– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки . Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах оздоровительной работы. Необходимо обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Точечный самомассаж - ежедневно по 5-7 минут до и перед дневным сном детей. в различных формах оздоровительной работы. Способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, может использоваться с использованием нетрадиционного оборудования.

Ходьба по массажным дорожкам - ежедневно перед и после дневного сна. Основана на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Стимулирует вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, снижает нервные и мышечные напряжения.

Артикуляционная гимнастика – проводится ежедневно 3-5 минут подгруппами детей. Стимулирует развитие речевого аппарата, мышц лица, создает условия для подготовки детей к обучению правильному звукопроизношению.

Тонирование (моя творческая находка) – пропевание гласных звуков. В течении дня около 2-3 минут после активных подвижных игр. Способствует улучшению ритма дыхания и снижению частоты пульса после активных игр.

Физкультурные досуги и праздники (особенно, если они проводятся с участием родителей воспитанников) являются важными компонентами активного отдыха детей. Цель этих занятий:

-вызвать положительные эмоции, связанные с совместной деятельностью ребенок+родитель; - воспитать интерес к движениям и желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

- углубить знания о пользе физической культуры;

- сформировать элементарные представления об особенностях строения и физиологии человека.

Гимнастика после сна проводится ежедневно - позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение.

Немного подробнее хочется остановится на тонировании, творческой находкой в моем опыте работы. Тонирование – это древний метод исцеления и оздоровления, который можно применить и в работе с детьми. Он прост, любой педагог может его использовать как для работы с воспитанниками, так и для своего оздоровления. Тонирование – это произнесение или напевание длинных гласных звуков. Этот метод очень хорошо расслабляет, помогает утихомирить эмоции. Звук действует совершенно определенным образом на тело человека. Через спинной мозг слуховые нервы соединяются со всеми мышцами тела. Таким образом, мышечный тонус, чувство равновесия и гибкость тоже находятся под непосредственным влиянием звуков. Вестибулярная функция уха действует и на глазные мышцы, влияя на зрение и выражение лица. Она также воздействует на процесс желания и вкус. Внутреннее ухо через блуждающий нерв соединяется с гортанью, сердцем, легкими, желудком, печенью, мочевым пузырем, почками, тонким и толстым кишечником. Это предполагает, что звуковые вибрации могут регулировать и контролировать все основные органы человеческого тела. Гудение, жужжание или мурлыкание эффективны еще и для решения проблем с голосом у педагогов. Учителя и другие специалисты, работа которых связана с напряжением голосовых связок, могут страдать от гланд, травм и складок в глотке и гортани. Жужжание с произнесением звука “м-м-м” может помочь привести в норму голосовые функции. Тонирование способно успокоить мозг, улучшить ритм дыхания, снизить частоту пульса, вызвать ощущение благополучия. Это своеобразный “звуковой витамин С.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволил мне сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

В дошкольном детстве связь ребенка с семьей как никогда более тесная, и это обязательно нужно использовать. По моему убеждению, только «тройственный союз» дошкольного учреждения, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути укрепления здоровья детей. Для этого потребуются годы кропотливого труда, но затраченные усилия обязательно дадут результат. Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего, причина в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный опыт, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если педагоги своевременно просят их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в просвещении детей по вопросам здоровьесбережения. Эффективность работы с родителями по вопросам здоровьесбережения во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателя к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности ребенка. В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей: "Какое место занимает физкультура в вашей семье" с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин.

На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы с родителями. Это и информционно-просветительская деятельность (подбор литературы, регулярная смена информации в уголке «Здоровый малыш», консультации, непосредственнное наглядное разучивание с родителями комплексов различных гимнастик), и совместная творческая деятельность родителей с детьми (участие родителей в выставках на спортивную тематику «Рисунки моего детства», «Инвентарь своими руками», «Выставки домашних тренажеров»), и конечно же привлечение родителей в совместную досуговую деятельность (спортивные праздники и развлечения, соревнования и досуги).

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

- использование информационно-коммуникативных технологий ;

- использование нестрандартного оборудования;

Система работы по комплексному подходу к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, позволила достичь следующих результатов, которое выразилось в цифрах.

Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей, у которых возросла двигательная активность повысилось на 10% и составляет45 %.

Количество родителей, активно учавствующих в мероприятиях группы увеличилось на 12% и составляет 34%.

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией воспитателя, является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Ребенку предстоит долгая, и, надеюсь, счастливая жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физически здоровый человек защищен, активен, уверен в себе. Он конкурентоспособен и в плане физическом и как следствие, в плане интеллектуального развития.

Что же я планирую дальше для того, чтобы мои воспитанники были физически развитыми и активными?

В планах - введение в систему оздоровительной работы с детьми кинезиологических упражнений. Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволит мне развивать способности моих воспитанников. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Упражнения я планирую включать в работу с детьми постепенно и проводить ежедневно.

И, конечно, в планах расширять работу с родителями воспитанников и привлекать их к участию в спортивных, но уже театрализованных, играх.

Подводя итог, можно сказать, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей к работе по укреплению их здоровья. Хочется закончить словами Г. Доман: «Высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях». Помните! Не так важно научить и оздоровить детей, как важно создать ситуацию, в какой ребенок просто не сможет не учиться и не оздоровливаться и будет делать это с удовольствием.



1. Агиров А.Х. Валеология / А.Х. Агиров, С.А. Попова - М.: 2008. - 195 с.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М: 2006. - 384 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2007. - 479 с.

4. Гурин В.Е. Лечебная педагогика / В.Е. Гурин, Е.А. Дегтерев, A.A. Дубровский. - Краснодар, 2008. - 195 с.

5. Дегтерев Е.А. Воспитательно-оздоровительная работа с учащимися образовательных учреждений. История, теория, методика, технология / Е.А. Дегтерев, Ю.Н. Синицын. - М.: 2006. - 142 с.

6. Дубровский A.A. Лечебная педагогика: пособие / A.A. Дубровский - М.: 2008. - 196 с.

7. Журавин М.Л. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей / М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков - М: Академия, 2008. - 340 с.

8. Ковалев C.B. Психология современной семьи / C.B. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.

9. Макаренко A.C. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 2006. -160 с.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница