Компьютерные обучающие программы: проблемы организации учебного процесса



Скачать 116.85 Kb.
Дата21.04.2016
Размер116.85 Kb.
Компьютерные обучающие программы: проблемы организации учебного процесса
Вергасова О.М., Бранишаускене А.М.

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) ОГУ, г. Бузулук
Стремительное развитие информатизации Российского общества, электронных средств массовой информации, новых технических средств и телекоммуникаций вносит немало инновационного в содержание и в методику обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В связи с эти стала актуальной проблема организации процесса обучения в учебных заведениях всех уровней с применением информационных технологий.

Многочисленные исследования подтверждают эффективность использования информационных технологий на всех стадиях педагогического процесса: предъявления учебной информации обучаемым; повторения и закрепления усвоенных знаний, умений и навыков; промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения, а также коррекции управления познавательной деятельности обучаемых путем классификации, систематизации и дозировки учебной информации, более полного использования дидактических возможностей информационных технологий, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых [1].

Проблема организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий является одной из самых острых проблем в системе образования. Это объясняется несколькими причинами.

1. Смена парадигмы образования (со знаниецентристской на гуманистическую, природосообразную) требует, естественно, пересмотра всей системы обучения: его целей, содержания, методов, организационных форм и средств. В настоящее время речь идет о формировании функциональной грамотности. В связи с этим наиболее остро ставится вопрос об овладении современными педагогическими технологиями, отражающими принципы новой концепции обучения.

2. К сожалению, в программах педагогических университетов, а также системы повышения квалификации педагогических кадров проблема овладения современными педагогическими технологиями до сих пор не нашла должного отражения.

3. Педагогические высшие учебные заведения и институты повышения квалификации не всегда располагают достаточно квалифицированными кадрами для организации специальных курсов и соответствующей технической базой для разработки таких программ.

Педагогические технологии применяются в определенной образовательной системе, включающей в себя цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Современные средства обучения в основе своей так или иначе связаны с информационными технологиями, в первую очередь с компьютерными, коммуникационными [2].

Для высшего образования особую актуальность приобретает задача использования возможностей компьютера в моделировании исследовательской и профессиональной деятельности. Процесс реформирования рассматривается в контексте создания таких педагогических технологий, которые бы обеспечивали переход от формально-дисциплинарного к проблемноактивному типу обучения [3]. Эта задача напрямую связана с концептуальным обоснованием целостной системы учебно-предметной деятельности, сохраняющей в условиях информационной технологии обучения основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования предметных сред [4].

Применение компьютерных технологий в процессе обучения предполагает использование компьютерных обучающих программ, которые включают следующие направления:


  • изложение нового материала – визуализация знаний;

  • проведение виртуальных лабораторных работ;

  • закрепление изложенного материала;

  • систему контроля и проверки;

  • самостоятельную работу учащихся;

  • проведение интегрированных уроков;

  • тренировку конкретных психических процессов учащегося.

Современный рынок программного обеспечения обучающего профиля имеет незаполненные ниши по каждому из вышеназванных компонентов. В основном рынок представлен программными продуктами по обучению компьютерным дисциплинам, поскольку для разработки подобных учебных курсов достаточно использовать специализированные программные средства, позволяющие максимально использовать все средства мультимедиа. Те же дисциплины, для обучения которым требуется использовать программирование и компьютерное моделирование различных процессов, не пользуются большой популярностью у разработчиков. Доказательством этого является отсутствие на рынке обучающих компьютерных программ по мировой экономике, менеджменту, основам научно-исследовательской работы студентов т.п. Вероятно, в будущем электронные мультимедийные учебные курсы как часть комплексной компьютерной информационно-обучающей сетевой среды постепенно вытеснят печатные учебно-методические пособия и станут основой для организации учебного процесса. Основной целью использования компьютерных обучающих программ в образовании является увеличение эффективности образовательного процесса за счет повышения удобства и наглядности представления учебного материала, возможности динамичного обновления материала, предоставления ссылок на дополнительные информационные ресурсы, публикуемые в Интернете [5].

Передача части обучающих функций техническому устройству, анализ проблем обучения с учетом возможностей компьютера не просто выдвигают новые психологические проблемы, они требуют критического пересмотра фундаментальных положений педагогической и психологической теорий обучения. Это обусловлено тем, что данные теории, становясь методологическим средством проектирования обучающих программ, не могут ограничиться функцией объяснения, их целесообразно наделить предписывающими функциями, относящимися ко всем основным аспектам взаимодействия обучающего и допускающими технологизацию.

На различных этапах развития компьютерного обучения на передний план выступают разные проблемы. Основное внимание необходимо уделять проблемам создания эффективных обучающих систем, в рамках которых исследование традиционных психологических проблем выполняет лишь вспомогательную функцию, т.е. позволяет уточнить эффективность той или иной обучающей системы, а не особенности, например, внимания или мышления учащихся в условиях компьютерного обучения. Тем более, что эти особенности в значительной мере определяются достоинствами или недостатками использовавшейся обучающей системы. Эффективность обучения с помощью компьютера в значительной степени зависит от качества обучающих программ. При низком качестве этих программ компьютер, естественно, не оправдает тех надежд на повышение эффективности обучения, которые на него возлагаются. В настоящее время проектирование обучающих программ обычно идет от учебного предмета к обучающим воздействиям и завершается программной реализацией. Более того, эти программы нередко создаются по аналогии с пакетами прикладных программ, предназначенных для решения производственных задач. В этом случае особенности обучения учитываются лишь на уровне интуитивных представлений разработчиков или же на уровне требований, задаваемых авторскими системами, которые, не обеспечивают разработку эффективных программ, а многие из них вообще основываются на несостоятельных теоретических допущениях.

Психолого-педагогический фундамент является базой при проектировании обучающей программы. Прежде всего, требуется спроектировать процесс обучения и лишь, затем осуществлять его машинную реализацию. Отсюда следует, что целесообразно основные усилия психологов и педагогов направить на разработку теоретических основ и технологии проектирования обучающих программ.

Проблемы, связанные с проектированием обучающих программ, без всякого преувеличения можно считать основным звеном в компьютеризации обучения. Именно здесь находят свое практическое применение его теория и технология. С проектированием, как особой деятельностью, не сводимой ни к научному, ни к инженерному, ни к педагогическому видам деятельности, связано множество особых, в том числе психологических проблем. Е.И. Машбиц рассматривает проектирование обучающих программ как процесс, в котором можно выделить следующие уровни:

1. Концептуальный.

2. Технологический.

3. Операциональный.

4. Реализующий (включает два подуровня – педагогической реализации и машинной).

Каждый уровень характеризует свои проблемы. Для концептуального уровня проектирования наиболее важным является установление психологических механизмов взаимодействия обучающего и обучаемого в учебном процессе.

Для технологического уровня проектирования центральной является проблема взаимодействия различных компонентов способа управления. Для операционального уровня наиболее существенно определение тех функций и способов их реализации, которые можно возложить на компьютер. Для уровня педагогической реализации, когда уже пишется сценарий обучающей программы, основной проблемой выступает перевод психолого-педагогических принципов и способов управления в конкретные обучающие воздействия. Решением всех указанных выше проблем может стать опора на психологически обоснованную модель учебной деятельности, позволяющую по ответам обучаемых соотносить внешнюю деятельность с внутренней, сопоставлять реальную деятельность с нормативной.

Можно сказать, что теоретические проблемы обучения выступают как методология технологии компьютерного обучения, а та, в свою очередь, служит методологическим обоснованием проектирования обучающих систем. Научные психологические знания могут стать теоретической основой компьютерного обучения, только будучи преобразованными в инструментарий решения проблем проектирования обучающих систем и применения компьютера в учебном процессе.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления задач и позволяет использовать в обучении задачи исследовательского типа, по анализу социальных, производственных, исторических и других ситуаций. Эти задачи при традиционных формах обучения нельзя применить, поскольку педагог не всегда предвидит, как поведет себя тот или иной объект в меняющихся условиях. Кроме того, компьютер допускает самостоятельную постановку задач учащимися и решение их в интерактивном режиме. Такие задачи по своей направленности и практической значимости приближаются к реальным производственным и научным проблемам.

Компьютер также позволяет использовать в учебном процессе задачи на рефлексию учащимися своей деятельности (например, решив учебную задачу, ученик может описать поиск ее решения, ход рассуждений и обсудить все это с компьютером). Только при использовании компьютера можно на любом этапе обучения предъявить задачу на понимание, что помогает выяснить, насколько понятен учащемуся смысл излагаемого материала или насколько доступна сама форма изложения. С помощью компьютера можно использовать еще недостаточно изученный тип задач, так называемые задачи на погружение в некоторую среду. Речь идет о задачах, где обучаемый своими действиями сам изменяет ситуацию, выступая ее активным участником [6].

При организации учебного процесса с использованием компьютерных обучающих программ необходимо учитывать физиологические принципы. По данным физиолого-гигиенических исследований [7], при работе с ЭВМ умственная работоспособность обучаемых снижается обратно пропорционально усвоенному объему учебной информации, т.е. соответственно восприятие – на 6 %, запоминание – на 10 %. Установлено, что локальное утомление зрительного анализатора пользователей при полностью автоматизированном обучении происходит в 2–3 раза интенсивнее, чем при традиционном.

В первую очередь требуется предусмотреть социально-нравственные и профессиональные последствия внедрения информационных технологий в учебный процесс. Традиционный учебный процесс базируется целиком на личности преподавателя. Качество обучения зависит преимущественно от него. Учебные материалы создаются для него (обучаемым трудно самим определить порядок изучения параграфов учебника, использовать задачники, методические рекомендации, дополнительные материалы и т.п.). Естественно, преподаватели разные, и при наличии государственных стандартов дают результативность обучения, столь же разнообразную. Однако значимость своей роли преподаватели хорошо осознают и, скорее всего, вряд ли добровольно от нее откажутся. Внедрение современных информационных и образовательных технологий ситуацию меняет. Здесь личность преподавателя уже менее значима, и его работа сводится к работе по отлаженной кем-то технологии, обеспечивающей более высокий уровень качества обучения. Более того, от преподавателя требуется совсем другая деятельность, связанная с индивидуальной работой с обучаемыми, что весьма непривычно.

Другая проблема аналогичного плана связана со служебными обязанностями преподавателей. Сейчас (помимо собственно ведения занятий) преподаватели разрабатывают авторские программы, методики, дидактические материалы и т.п. При наличии современных компьютерных средств обучения и образовательных технологий большая часть их творчества становится невостребованной (вряд ли большинству преподавателей по силам соревноваться с профессиональными дизайнерами и специалистами, разрабатывающими образовательные технологии и их обеспечение). Здесь от преподавателя требуется более высокий уровень деятельности, ориентированный на стратегические, а не тактические образовательные цели. Опять же подобный вид деятельности преподавателям просто незнаком [8].

Несмотря на активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс, имеются не решенные проблемы организации учебного процесса с их использованием. Показано, что эффективность учебного процесса в значительной степени зависит от качества компьютерных обучающих программ. Исследованы вопросы проектирования обучающих компьютерных программ с целью улучшения процесса обучения. Для интенсификации процесса информатизации целесообразно создавать компьютерные медиатеки, электронные библиотеки, интенсивно использовать электронные учебные пособия. Однако их разработка и организация учебного процесса с их использованием имеют определенные трудности: недостаточная материально-техническая база учебных заведений всех уровней; практически полное отсутствие межшкольной и межвузовской сетевой инфраструктуры; низкий уровень подготовки педагогических кадров к использованию информационных технологий; значительные временные затраты на получение технической поддержки и консультаций по используемым в процессе обучения компьютерным обучающим программам; недостаточное обеспечение учебного процесса методическими рекомендациям по использованию информационных технологий и практически полное отсутствие в учебных заведениях методически грамотного программного обеспечения; низкая мотивированность преподавателей и руководителей учебных заведений к внедрению информационных технологий в педагогическую деятельность; низкий уровень владения современными педагогическими методиками; требующими новых форм организации учебного процесса.



Преодоление указанных выше трудностей возможно, если:

  • подготовка и переподготовка преподавателей будут идти опережающими темпами во всех странах. Только в этом случае возможно сокращение разрыва между появлением нового технического средства, информационной технологии и их массовым эффективным использованием;

  • отбор учебного материала будет производиться с учетом рекомендаций преподавателя и в соответствии с национальными и религиозными обычаями;

  • будет произведена органическая интеграция компьютера в учебный процесс в том новом его качестве, которое и может обеспечить переворот в образовании, но не революционный, а эволюционный;

  • будет создана «дружественная среда», нацеленная на использование компьютеров в учебном процессе. В то же время необходимо разрабатывать мультимедийные учебные пособия и энциклопедии в количестве, достаточном для обеспечения учебного процесса;

  • будут созданы компьютерные обучающие программы по различным дисциплинам, использующие все средства мультимедиа, способствующие улучшению процесса восприятия учебного материала;

  • компьютерные аудитории будут оснащаться в соответствии с текущими потребностями.

Новое техническое средство начинает давать хорошие результаты только тогда, когда вырастет новое поколение преподавателей, готовых и желающих применять указанное техническое средство с охотой, когда в достаточном количестве появятся методисты, умеющие разрабатывать методики по использованию технического средства в учебном процессе, т.е. создавать достаточно большое число примеров, на основе которых и средний учитель сможет использовать это техническое новшество.
Список литературы

1. Трофимов, А.Б. Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям // Социологические исследования. – 2002. - С. 128–131.

2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

3. Урсул, А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // Научно-техническая информация. – 1997. – Сер. 1. – 12. – С. 1–11.

4. Монахов, В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе. – 1990. –С. 47–52.

5. Турчанинова, Г.В. Новые образовательные технологии в Уральском государственном техническом университете / Г.В. Турчанинова, В.Б. Бурнев, Е.В. Чубаркова [и др.] // Университетское управление. – 2000.– С. 39–41.

6. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформе школы) / Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.

7. Стрикелева, Л.В. Педагогические основы повышения эффективности учебного процесса в вузе с помощью применения АОС: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.В. Стрикелева. – Минск: БГУ, 1984. – 20 с.

8. Долинер, Л.И. Проблемы внедрения информационных и коммуникационных технологий в обучение // Конгресс конференций: информационные технологии в образовании / Российский государственный профессиональнопедагогический университет (РГППУ), г. Екатеринбург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/III/2/III-2-1523.html, свободный
Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf8
conf8 -> Профессиональная идентичность студентов-психологов
conf8 -> Анализ и выбор средств оценки самостоятельной работы будущего бакалавра
conf8 -> Имидж как образовательная ценность
conf8 -> Новые технологии управления качеством образования
conf8 -> Проблемное обучение как вид развивающего обучения
conf8 -> Развитие иноязычной компетенции студентов университета в учебном диалоге и учебном тексте
conf8 -> Психологические особенности коммуникативной толерантности девочек и мальчиков подросткового возраста
conf8 -> Социальный опыт в контексте социализации личности
conf8 -> Формирование профессиональной я-концепции у студентов экономических специальностей в бугурусланском филиале огу
conf8 -> Формирование познавательной мыслительной деятельности у школьников посредством применения технологии развивающего обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница