Компетентностный подход как условие профессиональной социализации личности студентов-психологов 19. 00. 07 педагогическая психология



Скачать 354.71 Kb.
Дата10.02.2016
Размер354.71 Kb.


На правах рукописи

ИРБА Оксана Сергеевна


КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

19.00.07 – педагогическая психология



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Курск – 2009

Работа выполнена в Автономной некоммерческой образовательной организации высшего профессионального образования «Воронежском экономико-правовом институте»

Научный руководитель: кандидат психологических наук

Чеснокова Елена Владимировна



Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Маралов Владимир Георгиевич

кандидат психологических наук, доцент

Ельникова Оксана Евгеньевна




Ведущая организация: ГОУ ВПО «Липецкий государственный

педагогический университет»

Защита состоится «16» ноября 2009 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.104 03 в ГОУ ВПО «Курский государственный университет» по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного университета по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.


Текст автореферата размещен на сайте Курского государственного университета: www. kursk-uni.ru « » октября 2009 года
Автореферат разослан « » октября 2009 года

Ученый секретарь Н.А. Сухих

диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в России в последние десятилетия, ставят перед обществом множество сложнейших проблем в области политики, образования, медицины и социальной сферы, решить которые невозможно без участия квалифицированных психологов. Потребность в психологической помощи испытывают практически все: дети, пожилые люди, безработные, лица, пострадавшие в различных чрезвычайных ситуациях, а также обеспеченные и внешне вполне успешные люди.

Вместе с тем, несмотря на интенсивный рост практической психологии, основной проблемой остается нехватка профессионально компетентных психологических кадров.

Основой развития и самореализации человека в процессе усвоения и воспроизводства профессионального опыта, культуры является профессиональная (вторичная) социализация. Наряду с формированием профессиональной культуры личности, усвоением специальных знаний, умений, процесс профессиональной социализации способствует формированию опыта профессиональной деятельности личности, профессиональной компетентности, что является основой ее профессионального становления, дальнейшего профессионального развития и совершенствования.

На сегодняшнее состояние проблемы профессиональной социализации, определяющее влияние оказали исследования А.В. Мудрик, Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, И.А. Зимней, И.Л. Галяминой, А.И. Ковалевой, В.А.Сластенина, Т.Д. Марцинковской и др.

Освещение данной проблемы в психологии, социологии, философии в основном направлено на изучение условий, механизмов и особенностей первичной социализации личности. Это работы Т. Бергера и П. Лукмана, А.В. Мудрик, О.А. Тихомандрицкой и др.

Существующие концепции компетентностного подхода в образовании, хотя и рассматривают процесс профессионального становления личности и его составляющие, однако не раскрывают сущность процесса профессиональной (вторичной) социализации в условиях образовательного пространства ВУЗа.

Социально-психологические, психолого-педагогические исследования В.И. Байденко, Г.Э. Белицкой, Л.Н. Боголюбова, В.А. Болотова и других обосновывают роль компетентностного подхода в профессиональном становлении личности. Однако в них не рассматриваются условия профессиональной социализации студентов-психологов, не учитывается и влияние интерактивных практикумов на формирование опыта профессиональной деятельности будущих специалистов.

Осуществляемая в настоящее время модернизация высшего образования в России, переводит его на качественно новые ступени развития. В утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 803 Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг., целью его модернизации является – обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. В связи с этим:



  • внедрение в педагогическую практику компетентностного подхода осуществляется параллельно с общемировой тенденцией интеграции образовательного пространства, рынков труда, рабочей силы, и выработки единых критериев оценки специалиста, подготовленного в различных странах;

  • приоритеты образования тесно связываются с понятиями новых стандартов образования, компетенций, свободного выбора альтернативных сценариев жизнедеятельности;

  • оценка результатов образования смещается с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающихся.

Таким образом, компетентностный подход к содержанию, оценке результатов образования может являться опорой для определения стратегии его развития.

Вместе с тем, перечисленные приоритеты и принципы образования на наш взгляд недостаточно отражены в образовательном процессе высших учебных заведений, а именно:



  • не определены цели образования в понятиях «компетентность», «опыт профессиональной деятельности»;

  • образовательный процесс строится в опоре на традиционные ЗУНы, в противоположность профессиональным компетенциям;

  • формы и методы организации учебных занятий подбираются без учета компетенций, которые необходимо сформировать на каждой ступени профессионального образования;

  • содержательные и операциональные блоки программ обучения недостаточно отражают технологии и техники, формирующие «опыт будущей профессиональной деятельности», профессиональную компетентность будущего специалиста.

Как видим, цели, содержание и технологии современного образования формируют «знающего» специалиста и мало связаны с подготовкой «компетентного» специалиста. В тоже время, компетентность будущего специалиста является важной составляющей готовности к будущей практической деятельности, его профессиональной социализированности.

Вопросы личностной (первичной) социализации достаточно разработаны в психологической науке и практике: изучены и описаны механизмы, условия и факторы первичной социализации, на основании которых построены теоретические модели социализации, служащие ориентиром для институтов образования. Однако отсутствует практическая направленность изучения вопросов профессиональной (вторичной) социализации как частной модели социализации студентов.

Вышеперечисленные факты обусловливают актуальность изучения профессиональной социализации личности студентов-психологов в образовательном процессе ВУЗа.

Учитывая междисциплинарность познания феномена «социализация» наиболее целесообразным, на наш взгляд, было бы объединение результатов исследований педагогов и психологов, на­правленное на совместный поиск эффективных условий, способов и процедур профессиональной социализации студентов-психологов, на интеграцию различных подходов и технологий, обеспечивающую профессиональную компетентность и готовность к профессиональной деятельности. Это окажет влияние на успешность управления формированием профессионального опыта и компетентности, а так­же на повышение профессиональной культуры, улучшение условий профессиональной социализации студентов-психологов при различных формах организации образовательного процесса ВУЗа.



Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между потребностью общества в компетентных, готовых к профессиональной деятельности, профессионально социализированных психологах и недостаточной обоснованностью специальных условий осуществления данного процесса, отсутствием разработанных технологических подходов к осуществлению профессиональной социализации личности студентов-психологов.

Теоретическое и методологическое обоснование проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Компетентностный подход как условие профессиональной социализации личности студентов-психологов».



Объект исследования: профессиональная социализация личности студентов-психологов в образовательном процессе ВУЗа.

Предмет исследования: процесс профессиональной социализации студентов-психологов на основе компетентностного подхода.

Цель исследования: выявление возможностей компетентностного подхода в профессиональной социализации личности студентов-психологов.

Задачи исследования:

  1. провести теоретико-методологический анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме профессиональной социализации личности и условий ее эффективности;

  2. обосновать необходимость применения компетентностного подхода в профессиональной социализации студентов-психологов;

  3. разработать программу формирования ключевых социально-профессиональных компетенций как результата профессиональной социализации студентов-психологов на основе компетентностного подхода;

  4. исследовать эффективность компетентностного подхода в профессиональной социализации студентов-психологов.

В основу исследования положены гипотезы, согласно которым:

1) Профессиональная социализация личности студентов-психологов – есть процесс интернализации специального социального знания и опыта с использованием концептуальных процедур включения студента в социальные отношения.

2) необходимым условием профессиональной социализации студентов-психологов является компетентностный подход, обеспечивающий сформированность ключевых, полифункциональных социально-профессиональных компетенций психолога в качестве результата профессиональной социализации.

3) Частная процессуальная модель профессиональной социализации студентов-психологов в образовательном процессе ВУЗа может быть представлена в виде основы формирования и коррекции компетентности, профессионального опыта и профессиональной культуры студентов-психологов.



Методологическая основа исследования:

  • гуманистический подход (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Э.Фромм, Э. Гидденс)

  • феноменологический подход (П. Бергер, Т. Лукман)

  • интеракционистский подход (Дж. Мид, Ч. Кули)

  • теория развивающего обучения - субъект-субъектный подход (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)

  • компетентностный подход - целевая ориентация образования на конечный результат обуславливает необходимость выявления эффективных образовательных технологий (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.Н. Боголюбов, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, И.Л. Галямина).

Исследования А.В. Мудрик, Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, А.И. Ковалевой, В.А.Сластенина, Т.Д. Марцинковской и др. способствовали научному поиску в осмыслении и разработке проблем диссертационного исследования.

Теоретическая основа исследования представлена положениями:

  • гуманистического направления - содержание процесса социализации состоит в развертывании личностных характеристик. Социализация – источник процесса индивидуализации, способности независимо мыслить и действовать;

  • феноменологического направления - вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые секторы объективного мира его общества; это процесс интернализации, непосредственного постижения или интерпретации объективного факта как определенного значения, т.е. проявления субъективных процессов, происходящих с другими, благодаря чему этот факт становится субъективно значимым;

  • интеракционистского направления - движущей силой социального развития личности признается социальное взаимодействие, а не факторы социальной среды, т.е. в центре внимания оказывается активный, разумный и деятельностный субъект;

  • субъект-субъектного подхода - активная позиция социализирующегося в профессиональном плане субъекта – необходимое условие успешной социализации;

  • компетентностного подхода – смыслообразующими единицами профессиональных стандартов могут и должны стать ключевые компетенции (квалификации), формирование которых будет способствовать усилению фундаментальной подготовки специалистов.

Методы исследования:

  1. теоретические: анализ литературы по данной проблематике; систематизация; классификация; сравнительный анализ; моделирование.

  2. эмпирические: наблюдение; беседа; анкетирование; экспертный опрос; биографический метод; анализ продуктов деятельности.

  3. методы математической статистики: регистрация полученных данных и их обработка; корреляционный и регрессионный анализ, проверка статистической гипотезы.

  4. психодиагностические методики: методика «Социально-профессиональные компетенции психолога» (по Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк); биографический опросник (Р. Фрейджер, Д. Фрейдимен), методика «Контракт» (Г. Крайг), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина), методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков), методика «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова).

Характеристика опытно-экспериментальной базы и этапов исследования:

Исследование проводилось на базе Воронежского экономико-правового института в период с 2005 по 2008 гг. и включало в себя 3 этапа:



  1. 2005-2006 гг. – теоретическое осмысление и анализ литературы по выбранной проблематике. Первичная постановка цели, задач исследования, выбор методов.

  2. 2006-2007 гг. – проведение пилотажного констатирующего среза с целью выявления компетенций психолога. Разработка теоретической модели профессиональной социализации личности.

  3. 2007-2008 гг. – эмпирическое исследование на основе процессуальной модели профессиональной социализации. Подведение итогов исследования, уточнение положений и выводов.

В исследовании принимало участие 196 человек.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

  1. в работе предложено определение профессиональной социализации личности студентов-психологов;

  2. разработаны содержание и концептуальные процедуры профессиональной социализации личности студентов-психологов на основе компетентностного подхода;

  3. разработана и научно обоснована частная процессуальная модель профессиональной социализации личности студентов-психологов в образовательном процессе ВУЗа.

Теоретическая значимость:

  • предложено понятие и раскрыта специфика профессиональной социализации личности студентов-психологов;

  • обоснована эффективность компетентностного подхода в профессиональной социализации студентов-психологов;

  • выявлены и классифицированы профессиональные компетенции, интегративная компетентность психолога в качестве основы процесса и результата профессиональной социализации студентов-психологов;

  • выявлены и обоснованы критерии сформированности интегративной компетентности психолога в процессе и результате профессиональной социализации студентов-психологов;

  • расширены представления о процедурах и способах осуществления процесса профессиональной социализации личности студентов-психологов;

  • исследование вносит вклад в психологию высшей школы, расширяет представления об условиях и способах осуществления профессиональной социализации студентов-психологов.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

    • разработана и апробирована программа формирования ключевых социально-профессиональных компетенций как результата профессиональной социализации студентов-психологов на основе компетентностного подхода;

    • программы спецкурса и интерактивного практикума внедрены в практику образовательного процесса АНОО ВПО «ВЭПИ»;

    • полученная в результате предпринятого исследования частная процессуальная модель профессиональной социализации используется в качестве основы профессионального консультирования студентов-психологов в центре социально-психологических исследований и карьерного консультирования АНОО ВПО ВЭПИ;

    • разработанные программа спецкурса и интерактивного практикума, частная процессуальная модель профессиональной социализации личности могут использоваться в образовательных процессах ВУЗов.

Положения, выносимые на защиту:

1) Профессиональная социализация студента – есть частная процессуальная модель социализации личности. Ключевыми понятиями в содержании процесса профессиональной социализации в данной работе мы считаем: активную позицию индивида; интернализацию специального социального знания и опыта; «значимых других», преподавателей как агентов, ответственных за социализацию; использование концептуальных процедур включения студента в социальные отношения.

2) Компетентностный подход является эффективным условием профессиональной социализации студентов-психологов, так как обеспечивает формирование ключевых, полифункциональных социально-профессиональных компетенций психолога в качестве основы и результата профессиональной социализации личности студентов-психологов.

3) Использование концептуальных процедур профессиональной социализации личности студентов-психологов (метода проектов; направляющих текстов; практикумов развития социальной компетентности) обеспечивают активную позицию индивида в процессе социализации, интернализацию специального социального знания, а также формируют профессиональный опыт личности студентов-психологов, обеспечивая готовность к будущей профессиональной деятельности.



Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на базе АНОО ВПО ВЭПИ, в рамках спецкурса «Социализация личности», интерактивных практикумов.

Основные положения и выводы исследования были изложены и представлены на заседаниях кафедры психологии АНОО ВПО ВЭПИ, на межрегиональном семинаре аспирантов (Тамбов 2007), на межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых и аспирантов» (Воронеж, 2007). Также материалы исследования представлены в журнале «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена», рекомендованном ВАК РФ.

Достоверность результатов и обоснованность научных выводов, полученных в исследовании, обеспечиваются исходными методологическими положениями, использованием комплекса методов обработки результатов, их адекватностью поставленным задачам, объекту и предмету исследования, количественным и качественным анализом экспериментальных данных исследования.

Структура диссертационного исследования отражает логику, содержание и результаты исследования и состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 150 наименований, 13 приложений, содержащих программы, а также индивидуальные результаты диагностики Работа содержит 23 таблиц, 16 рисунков, 8 диаграмм.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении отражены актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, научная новизна и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, приведены данные об апробации и внедрении результатов исследования.

Первая глава «Теоретические и методологические аспекты проблемы профессиональной социализации личности в психологии» содержит анализ основных методологических подходов к рассматриваемой проблеме в психологии, философии, социологии и педагогике.

В первом параграфе первой главы «Социализация личности как психологическая проблема. Профессиональная социализация личности» рассматриваются определения понятия «социализация» и существующие подходы к изучению данного процесса.

Различные определения социализации сводятся к рассмотрению ее как процесса усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества (И.С. Кон, М. Смелзер, Дж. Мид, Т. Шибутани, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева).

Изучение психологических работ, посвященных проблеме представленного диссертационного исследования, позволило определить социализацию как процесс постоянного освоения среды, предполагающий выработку новых, более успешных паттернов поведения, преодоления негативного влияния среды, осуществляемый посредством активного взаимодействия человека с социальным окружением. Проведенный анализ позволил определить социализацию как процесс коммуникативный, интегративный, формирующий, длительный и непрерывный. При этом изучение содержания процесса социализации зависит от исходных методологических положений и научных позиций авторов.

Согласно исследованиям психологов о том, что ведущая роль в процессе социализации личности отводится социальной детерминации, в работе проанализированы вопросы о соотносительном влиянии средовых факторов социализация личности и их внутренних детерминантах. Из всей совокупности исследований социализации личности в психологии и смежных науках, в диссертационном исследовании были проанализированы механизмы социализации личности, сущность процесса профессиональной социализации личности и уровни профессиональной социализации личности студентов-психологов по мере прохождения ступеней базовой профессиональной подготовки.

Понятие «процесс профессиональной социализации» рассматривается в работе как основа развития и самореализации личности, которая связана с овладением трудовыми знаниями и навыками, профессиональным языком общения и приобщением к соответствующей субкультуре. При этом, профессиональная социализация предполагает включение студента в систему профессиональных отношений. Значительную роль в этом играют агенты социализации, т.к. они предопределяют возможности индивида к усвоению и эффективному воспроизведению, воплощению полученных знаний и опыта.

В контексте данной работы исследуется личность студента-психолога. Это – первично социализированный человек со сложившейся системой взглядов, норм и ценностей. Необходимой личностной составляющей профессиональной социализации является изменение личности через изменение установок-представлений-отношений к профессиональной деятельности.

Анализ работ по педагогической психологии позволил сформулировать исходные положения, методологические принципы понимания и изучения процесса профессиональной социализации в контексте задач и проблематики диссертационного исследования, а именно:


  • процесс профессиональной социализации есть процесс интернализации специального социального знания и опыта с использованием концептуальных процедур включения студента в социальные отношения. В качестве средств профессиональной социализации могут выступать специальные методы, используемые на занятиях по психологии для усвоения этого знания;

  • обстоятельствами профессиональной социализации являются: субъективные условия: активность индивида, индивидуальные и биографические особенности личности в качестве опыта и результата первичной социализации; объективные условия: взаимодействие со «значимыми другими», ответственными за социализацию (в ВУЗе – преподаватели);

  • механизмами профессиональной социализации являются интернализация и взаимная идентификация в процессе непрерывной профессиональной коммуникации.

В целом, предпринятое исследование позволяет представить профессиональную социализацию как двуединый процесс: с одной стороны она фиксирует освоение личностью определенных норм, ценностей, профессиональных навыков, ролевых ожиданий, с другой – показывает, как личность осваивает и закрепляет эти представления и умения в своей дальнейшей деятельности. В связи с этим, особую значимость представляет вопрос результативности профессиональной социализации. В результате теоретического анализа научной литературы, были обозначены критерий и мера успешности профессиональной социализации как достижение студентами среднего-высокого уровней. При этом социализационные воздействия преломляются, сквозь призму сформированной в процессе первичной социализации индивидуальности личности (И. А. Зимняя), в силу этого профессиональная социализация не может быть стопроцентной.

Во втором параграфе первой главы «Компетентностный подход в образовательном процессе ВУЗа» раскрывается роль образования как института социализации, его специфика и содержание.

Раскрываются понятия «компетенция» и «компетентность» и их роль в процессе и результате профессиональной социализации личности (А.В. Хуторский, И.А. Зимняя, Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин, Г.Э. Белицкая, Ю.Г. Татур). Проблема компетентностного представления результата образования рассматривается российскими исследователями в методологическом, теоретическом (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.Н. Боголюбов, В.А. Болотов, И.А.Зимняя, В.В. Сериков, Ю.В. Фролов), прикладном аспектах, в частности при определении результативности целевой основы ГОСов в таком их разделе, как требования к уровню подготовки выпускника (И.Л. Галямина, С.В. Коршунов).

В рамках данной работы под компетенциями понимается профессиональные (относящиеся к деятельности) и личностные (социальные) качества студентов, а под компетентностью – интегрированный из компетенций конечный результат профессиональной социализации личности студента в виде эталона-модели.

Рассматриваются составляющие компетентности как конечного результата профессиональной социализации. Приводятся существующие классификации компетенций. Делается вывод о том, что результат профессиональной социализации личности первоначально может быть описан в виде группировки, набора компетенций, а затем в виде интегральной модели компетентности.

Проведенный теоретико-методологический анализ позволил сделать вывод о том, что в основе профессиональной социализации студентов-психологов лежат ключевые, полифункциональные социально-профессиональные компетенции психолога – субъект-субъектные компетенции. Их основные функции закрепляют за ними статус основы процесса профессиональной социализации личности студентов-психологов на всех уровнях системы непрерывного образования.

В связи с этим, возникла необходимость обобщения и интеграции уровней социализированности студентов и задач профессиональной социализации (рисунок 1.).

Рис. 1. Уровни и задачи профессиональной социализации студентов-психологов


В третьем параграфе первой главы «Использование компетентностного подхода в профессиональной социализации личности студентов-психологов» отмечается, что нет единого методологического подхода к проблеме профессиональной социализации студентов-психологов. Вместе с тем, интеграция уровней формирования, стадий развития, оценки и контроля сформированности профессиональных компетенций личности позволяют предположить возможность использования компетентностного подхода в профессиональной социализации личности студентов-психологов. А именно. Согласно теории компетентности, научение представляет собой четырехступенчатый процесс, подразумевающий переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности (И. А. Зимняя).

Качество процесса профессиональной социализации зависит от сформированной профессиональной направленности личности обучающегося, которая обеспечивается деятельностью преподавателей как агентов профессиональной социализации, «идеальной ролевой моделью» будущей профессиональной деятельности.

В силу проведенного анализа можно предположить, что технологию формирования компетенций психолога правомерно представить в виде последовательности от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.

Далее в работе анализируются развивающие технологии образования (метод направляющих текстов; организационно-деятельностные игры; развивающая психодиагностика). На основе проведенного анализа, делаются выводы о том, что в качестве средства формирования профессиональной компетентности психолога возможно использование профессионально ориентированной психодиагностики.

В качестве необходимого условия профессионального развития в работе выявляется готовность к коррекции константной эталонной модели в соответствии с поступающей в процессе обучения информацией.

Движущими силами профессиональной социализации личности выступает разрешение противоречия между внутренними ресурсами личности и требованиями к учебно-профессиональной деятельности, которые диктуются системой более высокого уровня – социумом. Возникающие в профессиональной жизни человека противоречия между целями и наличными средствами, между стремлениями и возможностями разрешаются в деятельности и служат движущими силами развития профессионализма человека.

Таким образом, основной целью подготовки студентов по специальности «Психология» является реализация внутреннего потенциала студентов и получение образования в соответствии с их личностными особенностями. Для этого необходимо обозначить социальные, психолого-педагогические и дидактические цели образования.

Результатом первой теоретической главы исследования явилась частная процессуальная модель профессиональной социализации личности студента-психолога на основе компетентностного подхода. Общая компетентность студентов-психологов как интегративный показатель успешности, субъективные и объективные условия, процедуры и методы профессиональной социализации отражены на рисунке 3.

Условия проф. социализации

Концептуальные процедуры проф.социализации


Спецкурс «Социализация личности»




Субъективные: активность индивида индивидуальные, биографические особенности личности





Объективные: взаимодействие с агентами, ответственными за социализацию (преподавателями)



Механизмы проф. социализации

Интериоризация

Взаимная идентификация






Результат профессиональной социализации:

Полифункциональная социально-психологическая компетентность




Элементарный уровень:

Бессознательная некомпетентность










Средний уровень:

Осознанная полифункциональная социально-психологическая некомпетентность, осознанная полифункциональная социально-психологическая компетентность






Высокий уровень:

Бессознательная полифункциональная социально-психологическая компетентность





Рисунок 3. Частная процессуальная модель профессиональной социализации личности студентов-психологов на основе компетентностного подхода


Вторая глава «Исследование компетентностного подхода в профессиональной социализации личности студентов-психологов» включает проверку гипотезы исследования, раскрывает используемые в работе методы исследования, содержит анализ результатов экспериментального исследования.

В первом параграфе второй главы «Цели, задачи и методология исследования» описаны цель, задачи и этапы экспериментальной работы.

Задачи исследования:



  1. изучить особенности первичной социализации испытуемых и их влияние на профессиональную социализацию в качестве интеллектуально-личностных предпосылок;

  2. изучить представления студентов о ключевых полифункциональных компетенциях психолога, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

  3. проанализировать компетенции психолога и определить роль и вес каждой в интегративной компетентности как результата профессиональной социализации студентов;

  4. на основе проведенного исследования создать и апробировать программу спецкурса и интерактивного практикума;

  5. провести корреляционный анализ факторов, влияющих на эффективность профессиональной социализации;

Намеченные задачи и методология исследования имели целью выявить возможности применения компетентностного подхода в профессиональной социализации личности студентов-психологов и скорректировать частную процессуальную модель профессиональной социализации личности и составить рекомендации по ее использованию в практике ВУЗовского образования студентов.

Во втором параграфе второй главы «Описание процедуры исследования» подробно описываются процедура и методы исследования.

Для проверки гипотезы использовались методики, наиболее соответствующие поставленным задачам и обоснованные теоретическими и методологическими положениями в ходе теоретического анализа, в первой главе диссертации.

Изучение особенностей первичной социализации испытуемых и их влияния на профессиональную социализацию осуществлялось с помощью методики Биографический опросник (Р. Фрейджер, Д. Фрейдимен) и методику «Контракт» (Г. Крайг).

Представления студентов о ключевых полифункциональных компетенциях психолога, необходимых для будущей профессиональной деятельности выявлялись с использованием анкетирования, методики «Социально-профессиональные компетенции психолога» (по Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк).

Методы математической статистики позволили провести анализ компетенций и определить роль и вес каждой компетенции в интегративной компетентности профессиональной социализации студентов.

Выделение оптимальных средств и методов формирования ключевой профессиональной компетентности как конечного результата профессиональной социализации в образовательном процессе проводилось с применением наблюдения за профессиональной деятельностью преподавателей и оценки программ студентами.



Третий параграф второй главы «Пилотажный эксперимент» посвящен подробному описанию пилотажного эксперимента, который включал в себя следующие этапы:

А. Изучение субъективных условий профессиональной социализации студентов-психологов: применялись методики «Биографический опросник» (Р. Фрейджер, Д. Фрейдимен), «Контракт» (Г. Крайг). Результаты данного этапа исследования представлены в виде таблиц и последующих диаграмм результатов (см. дис., таблица 2.3.1.6., диаграмма 1).

Б. Изучение объективных условий профессиональной социализации студентов-психологов. Данный этап работы включал в себя следующие процедуры:

  • анализ компетенций

  • обработка, анализ и сопоставление полученных данных с профессиограммой психолога. Вся полученная информация сводилась воедино, после чего проводился взвешенный, всесторонний анализ компетенций психолога. При соотнесении результатов проведенного исследования с профессиограммой психолога определялась роль и место каждой компетенции в профессиональной социализации студентов, степень влияния на общий результат профессиональной социализации. Также на этом этапе анализировались онтогенетические факторы социализации личности студентов, проводился факторный анализ и корреляционный анализ взаимосвязи личностной и профессиональной социализации.

  • опрос студентов об эффективности программ обучения в формировании профессиональных и личностных компетенций; производилось сопоставление компетенций с уровнями, стадиями и наиболее приемлемыми средствами формирования компетенций в образовательном процессе, а также проектировались программа спецкурса «Социализация личности» и программа тренинга «Социальная компетентность». В окончании данного этапа все обозначенные компетенции ранжировались по их важности и значимости.

Анализ опросов преподавателей и студентов, наблюдения, показывают, что цикличность процесса профессиональной социализации связана с разрешением человеком внутренних противоречий, вызванных отрицанием сформированного у него ранее отношения к деятельности при переходе субъекта на новый, более высокий уровень (см. дис., таблица 2.3.12.). Полученный результат подтверждает выдвинутое нами в теоретической главе диссертационного исследования положение о цикличности процесса профессионализации, о наличии в нем определенных вершин, периодов стабилизации, спадов (гл. 1, п.1.1., с. 28-34).

В. Создание модели компетенций.

На данном этапе пилотажного эксперимента определялись структура и характеристики компетенций. В изучении представлений о компетенциях и компетентности психолога приняли участие 125 студентов специальности «Психология». Из них 27 мужчин и 98 женщин в возрасте от 19 до 43 лет. Среди мотивов выбора профессии респондентами были указаны: желание сменить род профессиональной деятельности (35%); интерес к психологии (42%); вынужденная необходимость получения психологического образования (9%) и др. (14%).

Производилось сопоставление элементов будущей модели компетенций друг с другом, выделение общих и частных признаков, группирование элементов по признакам и сопоставление между собой групп элементов. В процессе моделирования было пройдено несколько итераций (повторов), рассмотрены и проанализированы все названия и определения компетенций с разных сторон. Затем осуществлялась перегруппировка наборов характеристик в разных сочетаниях, и формировался предварительный вариант модели компетенций.

Осуществленные этапы моделирования компетенций опирались на список компетенций, предложенный Е.Ф. Зеер и А.М.Павловой (приложение 4 диссертации).

Полученные результаты отражены в таблицах 2.3.8., 2.3.9., 2.3.10. диссертации. Далее были рассчитаны t-тесты по каждой категории компетенций (см. таблицу 2.3.7. диссертации)

На основании проведенных исследований и расчетов, был сделан вывод о несформированности представлений и установок студентов о выбранной ими профессии «психолог», отсутствие понимание сути будущей профессиональной деятельности психолога, что является препятствием овладения концепцией профессии и выработки собственной философии профессии, требует корректировки, прежде всего, в образовательных программах (таб. 1.).






п/п

Уровень профессиональной социализированности

Количество человек

Количество человек (в %)

1

Низкий (операциональный)

67

53,6

2

Базовый (технологический)

38

30,4

3

Средний (системный)

18

14,4

4

Высокий (социально-этический)

2

1,6

Таблица 1. Соответствие первичных представлений и установок студентов уровням профессиональной социализации


Для получения дополнительной информации по компетенциям и компетентности психолога в диссертации использовались наблюдение за рабочим процессом преподавателей АНОО ВПО ВЭПИ и интервью.

В результате сбора данных, анализа и моделирования компетенций была скорректирована теоретическая модель компетенций (рисунок 2.3.15. диссертации) будущего психолога в качестве основы профессиональной социализации, а также намечены цели и задачи образовательного курса и интерактивного практикума.



Г. Проектирование программы курса «Социализация личности».

При проектировании программы курса изучалась удовлетворенность студентов образовательным процессом, особенности организации учебного процесса, условия, в которых происходит профессиональное самоопределение. Затем составлялась программа курса «Социализация личности» и интерактивного практикума. При этом учитывались следующие положения:



  • субъект-субъектный поход в профессиональной социализации личности студента,

  • конечный результат в виде ключевой профессиональной компетентности обеспечивается постепенным переходом позиции социализирующегося от объекта к субъекту профессиональной социализации.

Было выдвинуто предположение, что курс социализации личности является составной частью социально-психологической подготовки и профессиональной социализации студентов гуманитарно-психологических факультетов в современных условиях, формирует базовый и средний уровни профессиональной социализации, ключевые профессионально-личностные компетенции, а также уровни от осознанной некомпетентности к осознанной компетентности студентов.

Для достижения конечного результата профессиональной социализации была разработана программа интерактивного практикума «Социальная компетентность», направленная на решение следующих задач:



  • коррекция развития познавательных компетенций: свойств памяти, внимания, восприятия, мышления, а также приемами по управлению ими;

  • коррекция интереса и мотивации к самопознанию, основой которого является взаимодействие с другими людьми и через это взаимодействие обращение к рефлексивному отражению своего «Я»;

  • развитие ключевых компетенций психолога, а именно: способности обучаться, гибкости во взаимодействии, репрезентативности в социальной среде и уверенности в себе.

Д. Анализ результатов пилотажного исследования.

Проведенный пилотажный эксперимент позволил сделать выводы о том, что:

1) профессиональная социализация с точки зрения формирования компетенций психолога является недостаточной и обеспечивает динамику профессионального становления личности только на низком и частично базовом теоретическом уровне (методика «Социально-профессиональные компетенции психолога» Э. Ф Зеера, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк);

2) в процессе профессиональной социализации у студента развиваются профессионально важные качества, формируются необходимые компетентности, он приобретает знания, умения и навыки, однако условия, средства и методы, использующиеся на настоящий момент, неадекватны целям профессиональной социализации и мало способствуют формированию образа будущей профессии (выдержки из протоколов наблюдений и интервью);

3) отсутствие (дефицит) активных форм обучения, взаимодействия-диалога с преподавателями усложняет формирование субъект-субъектной компетентности студентов-психологов (выдержки из протоколов наблюдений и интервью).

В четвертом параграфе второй главы «Формирующий эксперимент» описано проведение формирующего эксперимента с использованием программ спецкурса и интерактивного практикума и последующие повторные замеры:


  • представлений студентов о ключевых полифункциональных компетенциях психолога и их сравнительная динамика;

  • оценки профессиональной социализированности студентов после проведенных программ;

  • самооценки и оценки сформированности ключевой полифункциональной компетентности;

  • оценки влияния факторов профессиональной социализации на сформированность полифункциональной компетентности в соответствии с уровнями интегральной модели.

Диагностические замеры осуществлялись посредством использования следующих методик: «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина), методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков), тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова).

По результатам методики О. Ф. Потемкина была сформирована критериальная база для оценки результатов профессиональной социализации (приложение 13 дис.) и их соотнесения с принятой в работе качественно-количественной системой оценки уровней компетентности-социализированности (таб. 2.4.15. дис.)

Уровень социализированности студентов-психологов изучался с помощью методики М. И. Рожкова посредством определения сформированности таких социальных качеств, как: адаптированность, активность, автономность и нравственная воспитанность. В критериях оценки сформированности социальных качеств автором методики заложен показатель уровней: высокий, средний и низкий. Данные значения совпадают с принятой в исследовании качественно-количественной характеристикой уровней компетентности-социализированности и используются в данной работе в авторском варианте (таб. 2.4.16 дис.).

Изучение профессионального опыта осуществлялось с помощью методики Н. Е. Щурковой. Полученные результаты позволили соотнести степень сформированности нравственного самоопределения студентов с уровнями профессиональной социализированности (таб. 2.4.17 дис.).

Достоверность полученных результатов проверялась с помощью методов математической статистики.

Анализ результатов проделанной работы дал основания утверждать, что:

1) курс «Социализация личности» обеспечил позитивные эффекты обучения. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что использованные в рамках курса концептуальные процедуры действительно обеспечивают динамику развития полифункциональных компетенций студентов-психологов (см. гл.1 п.3 диссертации);

2) познавательный эффект обучения, отмеченный 58,7% студентов  скорректировал представления студентов о психологии как области научного знания и как профессии;

3)   в процессе изучения курса желание заниматься экспериментальными исследованиями и изучать механизмы психических феноменов;

4)   курс повлиял на конкретизацию и развитие исходной профессиональной мотивации, адекватных профессиональных установок, что можно считать воспроизводством усвоенного профессионального опыта и культуры;

5)    курс способствовал формированию положительного отношения к профессиональным психологам-преподавателям кафедры, выступающих в роли агентов социализации, «идеальной ролевой модели».

В пятом параграфе второй главы «Анализ результатов исследования компетентностного подхода в профессиональной социализации личности» представлены результаты обработки и анализа данных исследования, оценка средних значений профессиональных компетенций в представлениях студентов до и после экспериментального воздействия, корреляция компонентов профессиональных компетенций и факторов социализации. Для объективной оценки средних значений профессиональных компетенций в представлениях студентов и их взаимосвязи методами теории вероятностей и математической статистики в диссертации использовалось количественное представление значений профессиональных компетенций. Это было сделано путем введения числовой шкалы (от -1 до +1).

Оценка средних значений профессиональных компетенции в представлениях студентов до начала экспериментального воздействия показала наличие следующих наиболее значимых корреляций:



  • способность к самообучению - успешность в социальной среде (КК 0,73);

  • успешность в социальной среде - успешность в социальном взаимодействии (КК 0,71);

  • успешность в социальном взаимодействии – репрезентативность (КК 0,65).

Полученные данные позволили также констатировать:

  • отсутствие значимой корреляции компонентов профессиональных компетенций и факторов социализации у студентов до начала экспериментального воздействия, за исключением предпосылок развития и успешности личности в социальной среде, что может быть объяснено полученными ранее результатами влияния факторов первичной социализации на последующую профессиональную социализацию студентов;

  • достаточно высокой оказалась корреляция между интеллектуально-личностными предпосылками и способностью к саморазвитию и самообучению, что также подтверждается высказанными ранее предположениями о наличии связи между успешностью профессиональной социализации студентов-психологов и интеллектуально-личностными предпосылками;

  • сохранение значимой корреляции между предпосылками развития и успешностью личности в социальной среде, а также между интеллектуально-личностными предпосылками и способностью к саморазвитию и самообучению свидетельствует о том, что специальные социальные знания были интернализованы посредством взаимодействия с агентами социализации

  • корреляция между содержанием программы курса и способностью к саморазвитию и самообучению стала незначимой, хотя и достаточно высока (КК 0,52). Данный результат соответствует гипотезе о том, что решающую роль играют агенты социализации; об этом же свидетельствует появление двух новых значимых корреляций, а именно: влияние агентов профессиональной социализации – успешность во взаимоотношениях с другими (КК 0,64) и организация процесса с использованием активных форм и методов - гибкость (КК 0,77).

В целом, данные, полученные в результате математической обработки, показали значительное повышение степени развития компетенций студентов после экспериментального воздействия. Динамика развития профессиональных компетенций студентов за цикл обучения по спецкурсу представлена в диаграмме 1. Из диаграммы 1 видно, что значения профессиональных компетенций студентов в среднем выросли за время эксперимента примерно в 4-5 раз, а такие компетенции, как коммуникативность и способность к обучению остались на том же уровне, что и в начале эксперимента.

По итогам проведенной работы был рассчитан критерий профессиональной социализированности, в качестве которого использовалась алгебраическая сумма значений всех профессиональных компетенций, рассматриваемых в исследовании:


R = m СО + m УСср + m УВз. + m Р + m Гиб
где m - значения профессиональных компетенций.

Результаты показали, что средние значения критерия профессиональной социализированности до экспериментального воздействия в пределах R=0,04; и после него - R=2,92 представлены на диаграмме 2. Диаграмма наглядно показывает эффективность использования программы спецкурса и интерактивного практикума в профессиональной социализации студентов: прирост критерия R за период обучения составил около 7 пунктов. Среднее значение R (2,92) в конце эксперимента значительно превышает средний уровень (0).


Диаграмма 1. Динамика развития профессиональных компетенций студентов за цикл обучения по спецкурсу




Диаграмма 2. Изменение критерия профессиональной социализированности

до экспериментального воздействия и после него
В заключении диссертации представлены общие выводы по работе, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту. Также намечены перспективы дальнейшего исследования проблемы профессиональной социализации студентов-психологов.


ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
В ходе исследования была предпринята попытка выявления возможностей компетентностного подхода в профессиональной социализации личности студентов-психологов.

По итогам теоретико-методологического анализа основных направлений исследования и профессиональной социализации личности было сформулировано определение профессиональной социализации. Предложено под профессиональной социализацией понимать процесс интернализации специального социального знания и опыта с использованием концептуальных процедур включения студента в социальные отношения. В качестве ключевых понятий в содержании процесса профессиональной социализации использовать следующие: активная позиция индивида; интернализация специального социального знания и опыта; агенты, социализации; концептуальные процедуры включения студента в социальные отношения.

Выявлено, что профессиональная социализация на основе компетентностного подхода; концептуальные процедуры в рамках данного подхода обеспечивают сформированность ключевых, полифункциональных социально-профессиональных компетенций психолога в качестве результата: успешность в социальной среде - успешность в социальном взаимодействии (КК 0,71); способность к самообучению - успешность в социальной среде (КК 0,73); рост показателя профессиональной социализированности (R).

Разработана и апробирована частная процессуальная модель профессиональной социализации студентов-психологов в образовательном процессе ВУЗа на основе компетентностного подхода, которая определяет модель взаимосвязей объективных и субъективных условий, механизмов и концептуальных процедур профессиональной социализации личности студентов-психологов. Результаты формирующей экспериментальной работы позволили разработать программы курса «Социализация личности» и интерактивного практикума. Обоснована эффективность использования данных программ в течение 3 лет (R от 0,04 до 2.92), что дает существенный прирост показателя профессиональной социализированности.

Диссертационное исследование подтвердило справедливость гипотезы о том, что компетентностный подход является необходимым условием профессиональной социализации личности студентов-психологов, поскольку обеспечивает сформированность ключевых полифункциональных социально-профессиональных компетенций студентов-психологов, как основы и готовности будущей профессиональной деятельности.

Проделанная работа позволяет наметить некоторые направления научной и практической деятельности, которые могут иметь большое значение для воспитания профессионально компетентных психологов. Мы считаем необходимым продолжить работу по исследованию структуры интегральной компетентности профессиональной социализации, в частности, по разработке критериев компетентности с точки зрения лонгитюдного, возрастного и других аспектов, которые не были отражены в данном исследовании. Научно значимым направлением будущих исследований представляется разработка методов диагностики профессиональных компетенций и компетентности студентов-психологов в образовательном процессе в образовательном процессе, и разработка на этой основе дифференцированного подхода к профессиональной социализации студентов-психологов в образовательном процессе ВУЗа.



Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК РФ:

  1. Киселева О.С. (Ирба О.С.) Проектирование компетенций и компетентностей профессиональной социализации психологов [Текст] / О. С. Киселева (О.С. Ирба)// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. №36 (77): Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2008. – С. 303-308. (0,4 п.л.)

  2. Ирба О.С. Современное образование как условие профессиональной социализации личности [Текст] / О.С. Ирба // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. №37 (80): Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2008. – С.411-415. (0,3 п.л.)

а также в следующих публикациях автора:

  1. Киселева О.С. (Ирба О.С.) Особенности профессиональной социализации студентов [Текст] / О.С. Киселева (О.С. Ирба) // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции 16 марта 2007 г. / под ред. Д.А. Мещерякова. – Воронеж: АНО МОК ВЭПИ, 2007. – С. 64-66. (0,2 п.л.)

  2. Киселева О.С. (Ирба О.С.) Профессиональная социализация: к анализу проблемы [Текст] / О. С. Киселева (О.С. Ирба) // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. 21 марта 2007г. / Отв. Ред. Н.А.Коваль. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007. – С. 342-345. (0,3 п.л.).

Объем опубликованных работ автора составляет 1,2 печатных листов




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница