НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы для опытно-экспериментальной работы
в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Материалы подготовлены в рамках реализации Программы «Модернизация образования: перспективные разработки» (координатор программы А. Каспржак, научный руководитель группы разработчиков – К. Митрофанов).
Вариант второй, переработанный и дополненный
Москва 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
РАЗДЕЛ 1. Постановка проблемы 5
Что такое компетенции? 5
Что такое компетентности в образовании? 6
Ключевые Компетентности 7
Компетентностный подход и образовательные стандарты 9
Организация и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетенций 12
Создание «развивающей среды» 12
Поиск новых форм организации обучения 13
Факторы, препятствующие развитию компетентностей 14
Пошаговое осуществление компетентностного подхода в российских школах. 16
Что меняется в методике преподавания? 16
Организация процесса учения 16
Что меняется в деятельности учителя и ученика? 16
Микросценарии 19
Особенности использования традиционных форм организации учебной деятельности в рамках компетентностного подхода. 19
За что и как ставить отметки? 23
Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентности. 25
РАЗДЕЛ 2 Коммуникативная компетентность 26
Микросценарии 32
Ограничения на деятельность учителя 33
Риски 33
РАЗДЕЛ 3 Компетентность в решении проблем 35
Микросценарии 38
Ограничения на деятельность учителя 39
Риски 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 41
Реформа образования в направлении компетентностного подхода в странах Западной Европы. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50
Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материале немецких источников. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 58
К вопросу о содержании и границах понятия компетенция в современном образовании 58
Понятийный словарь 69
Понятийный словарь 69
Реконструкция 69
Событийно-персональный словарь 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
Обучение родному языку и развитие комммуникативной компетентности 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
Что такое коммуникативная компетентность? 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
Компетентностно-ориентированная система промежуточной аттестации "ПОЗНАНИЕ" (5-8 классы) 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87
Минимум содержания образования и компетентностный подход 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 94
Тест на оперативность мышления (Problem Solving Test (PST) 94
Введение
Стратегия модернизации содержания общего образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход»1. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования, в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование у учащихся так называемых "ключевых компетентностей". В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление реформирования (или модернизации) школы. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда.
Именно компетентностный подход в состоянии, по мнению многих авторов, адекватно ответить на эти требования: Во-первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают в традиционной школе зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практически релевантных ситуациях. Во-вторых, в понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата". В-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, соотвествующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.). Имеется еще и ряд других веских причин в пользу введения компетентностного подхода.
Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и проч.
Хотя в литературе, посвященной проблеме компетентностей в образовании распространено и другое мнение о взаимоотношениях традиционного и компетентностного подходов. Так, по мнению Э.Д. Днепрова «Современная жизнь обнажила банкротство старой образовательной системы и требует создания новой, соответствующей сути и скорости происходящих изменений»2. При этом автор ссылается на суждение Тоффлера: в современном мире, "знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных - вовсе нет. Однако общество, в котором индивидуум меняет работу, место жительства, социальные связи и т.д., придает огромное значение эффективности образования. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться... Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться".
Думается, что отношения традиционного подхода (ЗУНы) и компетентностного сложнее, чем просто замена одного другим. Можно постулировать три варианта сценария возможного развития событий:
-
подмена одних ориентиров другими и отказ от знаниево-ориентированного образования,
-
перенос акцента со знаний на умения и называние последних компетентностями (то, что происходит в современных разработках Стандарта),
-
выделение в традиционном подходе надпредметного (инвариантного) содержания, описываемого в виде ОУУН, и называние его компетентностями. При этом предметное образование остается неизменным, но внутри него постепенно формируется система компетентностно ориентированных подходов.
Наиболее реалистичным нам представляется третий путь.
Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Поделитесь с Вашими друзьями: |