Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования



страница1/17
Дата22.02.2016
Размер0,88 Mb.
#10638
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы для опытно-экспериментальной работы


в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Материалы подготовлены в рамках реализации Программы «Модернизация образования: перспективные разработки» (координатор программы А. Каспржак, научный руководитель группы разработчиков – К. Митрофанов).

Вариант второй, переработанный и дополненный

Москва 2002


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

РАЗДЕЛ 1. Постановка проблемы 5

Что такое компетенции? 5

Что такое компетентности в образовании? 6

Ключевые Компетентности 7

Компетентностный подход и образовательные стандарты 9

Организация и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетенций 12

Создание «развивающей среды» 12

Поиск новых форм организации обучения 13

Факторы, препятствующие развитию компетентностей 14

Пошаговое осуществление компетентностного подхода в российских школах. 16

Что меняется в методике преподавания? 16

Организация процесса учения 16

Что меняется в деятельности учителя и ученика? 16

Микросценарии 19

Особенности использования традиционных форм организации учебной деятельности в рамках компетентностного подхода. 19

За что и как ставить отметки? 23

Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентности. 25

РАЗДЕЛ 2 Коммуникативная компетентность 26

Микросценарии 32

Ограничения на деятельность учителя 33

Риски 33


РАЗДЕЛ 3 Компетентность в решении проблем 35

Микросценарии 38

Ограничения на деятельность учителя 39

Риски 39


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 41

Реформа образования в направлении компетентностного подхода в странах Западной Европы. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50

Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материале немецких источников. 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 58

К вопросу о содержании и границах понятия компетенция в современном образовании 58

Понятийный словарь 69

Понятийный словарь 69

Реконструкция 69

Событийно-персональный словарь 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71

Обучение родному языку и развитие комммуникативной компетентности 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77

Что такое коммуникативная компетентность? 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82

Компетентностно-ориентированная система промежуточной аттестации "ПОЗНАНИЕ" (5-8 классы) 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87

Минимум содержания образования и компетентностный подход 87

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 94

Тест на оперативность мышления (Problem Solving Test (PST) 94


Введение

Стратегия модернизации содержания общего образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход»1. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования, в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование у учащихся так называемых "ключевых компетентностей". В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление реформирования (или модернизации) школы. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда.

Именно компетентностный подход в состоянии, по мнению многих авторов, адекватно ответить на эти требования: Во-первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают в традиционной школе зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практически релевантных ситуациях. Во-вторых, в понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата". В-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, соотвествующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.). Имеется еще и ряд других веских причин в пользу введения компетентностного подхода.

Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и проч.

Хотя в литературе, посвященной проблеме компетентностей в образовании распространено и другое мнение о взаимоотношениях традиционного и компетентностного подходов. Так, по мнению Э.Д. Днепрова «Современная жизнь обнажила банкротство старой образовательной системы и требует создания новой, соответствующей сути и скорости происходящих изменений»2. При этом автор ссылается на суждение Тоффлера: в современном мире, "знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных - вовсе нет. Однако общество, в котором индивидуум меняет работу, место жительства, социальные связи и т.д., придает огромное значение эффективности образования. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться... Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться".
Думается, что отношения традиционного подхода (ЗУНы) и компетентностного сложнее, чем просто замена одного другим. Можно постулировать три варианта сценария возможного развития событий:


  • подмена одних ориентиров другими и отказ от знаниево-ориентированного образования,

  • перенос акцента со знаний на умения и называние последних компетентностями (то, что происходит в современных разработках Стандарта),

  • выделение в традиционном подходе надпредметного (инвариантного) содержания, описываемого в виде ОУУН, и называние его компетентностями. При этом предметное образование остается неизменным, но внутри него постепенно формируется система компетентностно ориентированных подходов.

Наиболее реалистичным нам представляется третий путь.

Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.




Каталог: ims -> IMS -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> 050301%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> %D0%9E%D0%9F%D0%94
IMS -> Рабочая программа дисциплины Методика преподавания математики в начальной школе
%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Тематика курсовых работ для специальности 050502 Технология и предпринимательство
IMS -> Практикум для студентов очной и заочной форм обучения специальностей «Русский язык и литература»
050301%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Краткая теория про жесты на что полезно обращать внимание
IMS -> Латинские афоризмы Ab ovo
IMS -> От античности до наших дней


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница