Компетентностный подход как основной механизм модернизации образования республики казахстан



Скачать 202.2 Kb.
Дата27.05.2016
Размер202.2 Kb.
УДК 338.46:37(574)

Ш.Е. Омарова

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

г. Караганда, e-mail: sheo_1953@mail.ru
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В статье рассмотрен компетентностный подход в качестве механизма модернизации образования в РК. Показаны преимущества данного подхода, общие и специальные компетенции модульных образовательных программ, выдвинуты предложения по применению компетентностного подхода в обучении.
Подписание Казахстаном болонской декларации повлекло за собой включение отечественных вузов в процессы реформирования высшей школы, основной целью которого является улучшение качества образования. Необходимость новых решений продиктована изменениями, происходящими сегодня в мире. Прежде всего, это глобализация экономики и стремительное развитие технологий.

Современные задачи высшего профессионального образования связаны с потребностями общества в компетентных, конкурентоспособных специалистах, стремящихся к личностному совершенствованию и профессиональному росту. Поэтому во всех сферах профессионального образования необходимо применять инновационные образовательные технологии, развивающие прежде всего коммуникативную и личностную активность студентов. Одним из перспективных направлений в решении этой задачи является компетентностный подход, осуществляемый средствами модульных технологий.

Образование, нацеленное только на получение знаний, в настоящее время есть не что иное, как ориентация на прошлое [1].

Выбор компетентностного подхода в качестве основного механизма модернизации образования РК определяется рядом его преимуществ перед знаниево-ориентированной моделью обучения.

Во-первых, компетентностный подход позволяет эффективно формировать не только знания, умение и навыки, но и личностную, а также профессиональную компетентность будущего специалиста.

Во-вторых, направленность компетентностного подхода на результат образования, а не на процесс. В этих целях в силлабусы дисциплин нашей кафедры введены Дублинские дескрипторы, т.е. четкие и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь «на выходе», т.е. к окончанию университета. Дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также на общем количестве кредитов (зачетных единиц) ECTS.

В-третьих, при компетентностном подходе в образовательном процессе приоритет отдается формированию у студентов умений применять полученные знания на практике, в различных профессиональных и жизненных ситуациях. В этой связи особое значение приобретают игровые, проектные, имитационно-моделирующие, исследовательские технологии.

И наконец, в-четвертых, в отличие от знаниево-ориентированной модели, в рамках компетентностного подхода большое внимание уделяется формированию у студентов надпредметных (не связанных с той или иной дисциплиной), или универсальных, компетенций.

Исходя из вышеизложенного, используя таблицу, можно сопоставить модели обучения: ранее осуществляемый квалификационный подход (пассивная модель обучения) и используемый в настоящее время компетентностный подход (активная модель), а также содержание подготовки, методы и технологии обучения, качество подготовки, результат образовательного процесса и др.
Различия в подходах [2]


Квалификационный подход

Компетентностный подход

Модели обучения

Пассивная

Активная

Содержание подготовки

Определяется набором дисциплин, каждая из которых исходит из логики своей предметной деятельности


Носит комплексный, междисциплинарный характер, ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на готовность их использовать в профессиональной деятельности

Образовательные технологии

Технологии, которые сводятся к передаче знаний

Приоритетные технологии: проблемное обучение, метод проектирования, ИКТ, модульное обучение и др.

Качество подготовки

Представляется как нечто производное от числа прослушанных курсов

Определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности

Результат образовательного процесса

Описывается ЗУНами (знания, умения, навыки)

Описывается комплексом компетенций специалиста

Компетентностный подход не отрицает традиционный (квалификационный) академический подход к образованию и оценке его результатов, а углубляет, расширяет и дополняет его. Это попытка целостно описать требования к специалисту. Данный подход не отменяет формирование знаний и умений, последние становятся основой для становления компетенций [1]. Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, так как он наряду с профессиональными ЗУНами, предполагает развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда.

Сегодня компетенции выступают в качестве основополагающего понятия модернизации содержания образования, т.к. объединяют в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрируют умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности. Речь идет о компетенциях как интегральном результате обучения, т.е. компетенции представляют собой динамическое сочетание знаний и понимания, навыков и способностей [3].

На нашей кафедре разработаны модульные образовательные программы по направлениям подготовки 5В070300 «Информационные системы» и 5В070400 «Вычислительная техника и программное обеспечение» с указанием общих и специальных компетенций.

Развитие компетенций является целью новых модульных образовательных программ. Рассмотрим одну из них – «Информационные системы». Каждый модуль образовательной программы (ОП) ориентирован на достижение определенного результата обучения, то есть компетентности. Например, языковой модуль ОП включает следующие дисциплины: «Казахский (русский) язык», «Профессиональный казахский (русский) язык», «Иностранный язык», «Профессионально-ориентированный иностранный язык». Основной результат модуля – овладение языками, быть способным к профессиональной письменной и устной коммуникации на казахском (русском) языке, знание иностранного языка на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач.

Компетенции подразделяются на общие и специальные.

Общие компетенции обучаемого формируют дисциплины общеобразовательного цикла рабочего учебного плана специальности «Информационные системы». Например, касаемо дисциплины «Философия» студент обладает следующими компетенциями: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, логически верно и аргументированно мыслить и правильно строить устную и письменную речь; дисциплины «Экология и устойчивое развитие» – осознание значения ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу и самому себе; предмета «Информатика» – владение навыками обращения с современной техникой, умение использовать информационные технологии в сфере профессионально деятельности; «Основы экономической теории» – владение основами экономических знаний и готовность к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе и др.

Овладение специальными (профессиональными) компетенциями происходит в процессе изучения дисциплин циклов базовых и профилирующих дисциплин образовательной программы «Информационные системы». Например, для развития навыков выполнения аналитических, синтетических и творческих заданий при решении задач по дисциплинам «Проектирование информационных систем», «Базы данных в информационных системах», «Новые технологии в ЭИС», «Экспертные системы», «Программные средства информационных систем», «Анализ данных в ИС», «Основы компьютерного моделирования» используются следующие формы организации работы студентов: «мозговой штурм», ситуационные задачи, сквозные задачи, деловые игры, работа в команде.

Информационные системы используются во всех сферах человеческой деятельности: промышленности, науке, образовании, медицине, государственном управлении, бизнесе, банковских системах, менеджменте, транспорте, сельском хозяйстве и т.д. В связи с этим процесс обучения по дисциплинам «Новые технологии в ЭИС», «Проектирование информационных систем», «Информационные технологии», «Программирование в 1С», «Информационный менеджмент», «Информационный маркетинг» подразумевает знакомство с проблемно-ориентированными и методо-ориентированными программными средствами, которые используются на предприятиях и организациях региона. Знания по данным дисциплинам позволяют выпускникам вуза трудоустраиваться на те предприятия, где эти программные средства используются. Кроме того, выпускник имеет возможность работать не только системотехником, программистом или администратором систем, но и проектировщиком систем, IT-менеджером, системным аналитиком.

Профессиональные знания, полученные при изучении дисциплин образовательной программы «Информационные системы», позволяют разрабатывать и проектировать информационные системы в различных сферах деятельности, управлять коллективом разработчиков и (или) профессиональных пользователей (эксплуатационников) информационных систем, проводить экспериментальные модельные исследования управления социально-экономическими процессами, эксплуатировать и модернизировать информационные системы.

Компетентностный подход к построению новых учебных планов по специальности «Информационные системы» предполагает глубокие системные преобразования во всех составляющих высшего образования, затрагивающие содержание, преподавание, организацию учебного процесса, формы контроля, учебно-методическое обеспечение. Данные преобразования привнесут широкое использование электронного обучения, контроля, консультирования.

Компетентностный подход к обучению студентов меняет современные образовательные цели. Сегодня приоритеты смещаются в сторону практико-ориентированных специалистов, способных к быстрой адаптации в профессиональной деятельности, умеющих креативно мыслить. Однако реалии таковы, что большинство выпускников специальностей кафедры к этому не готовы, чем отчасти и обусловлено введение компетентностного подхода в систему образования. Именно поэтому компетентностный подход, предполагающий взаимообогащение и тесную взаимосвязь теории и практики, должен стать базисом проектирования национальной модели подготовки специалистов.

Компетентностный подход может быть реализован в полной мере только в цепочке «преподаватель – студент – работодатель». Сегодня остро необходима выработка новых подходов к формированию взаимоотношений кафедры и работодателей.

Работодатели, равно как и преподаватели, должны занять активную позицию в образовательном процессе. Решить эту проблему можно путем взаимодействия кафедры с работодателями в рамках совместной разработки учебных планов, охватывающих оба уровня – бакалавриат и магистратуру, при формировании перечня компетенций, потребителями которых они впоследствии будут выступать, и др. В свою очередь компетенции, сформированные с участием работодателей, будут служить определенным ориентиром в деятельности преподавателя, основой его учебно-методической работы. Преподаватель будет знать, какие перед ним ставятся задачи, какие знания он должен дать студенту, какие навыки и умения привить.

Как показали данные отчета маркетингового исследования университета «Удовлетворенность работодателей выпускниками КЭУ и выявление компетенций, необходимых рынку труда» за 2015 год, работодатели, наряду с профессиональными знаниями и умениями, ценят такие качества, как ответственность, креативность мышления. коммуникабельность, целеустремленность, уверенность в себе, умение вести деловые переговоры. При этом востребованными в наибольшей степени являются практические навыки, правовая грамотность, современными технологиями, владение иностранными языками и, конечно, основательная подготовка в области информационных систем.

Кафедра тесно сотрудничает с предприятиями и организациями региона, разрабатывающими программные продукты. Практические работники привлекаются к чтению лекций, проведению лабораторных занятий, участию в работе государственных экзаменационных комиссий, в организации и проведении практик, круглых столов, мастер-классов, выездных занятий, платиновых лекций, участию в заседаниях кафедры и т.д.

Проблема реализации компетентностного подхода в системе образования отягощается еще и тем, что существует некая инертность профессорско-преподавательского состава, их предметная ориентированность, нежелание перестройки своей деятельности, освоения инновационных технологий обучения, связанных с модульной организацией учебного процесса, единой системой зачетных единиц (кредитов), качественно новым подходом к оценке результатов образования.

Ещё одним проблемным аспектом является отсутствие на сегодняшний день нормативно закрепленной системы оценки компетенций.

В настоящее время одной из задач высшей школы является определение требований к качеству подготовки специалистов с позиции результатов образования, оцениваемых государством, обществом и работодателем. Для качественной подготовки выпускников нужно создать систему оценки компетенций, учитывающую, с одной стороны, запросы потребителей, а с другой – целевые ориентиры образования.

Внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода усиливает внимание преподавателей кафедры к воспи­тательной деятельности, развитию личност­ных качеств студентов: инициативности, самостоятельности, умению неординарно мыслить, быстро реагировать на изменения окружающей среды, соблюдать Кодекс чести студента, а также привитию корпоративной культуры, воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к языку, соблюдению традиций и обычаев своего народа, воспитанию патриотизма.

Для этого в вузе созданы условия для реализации таких направлений воспитания, как патриотическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, физическое, религиозное, экономическое, правовое и семейно-бытовое. Воспитательную работу на кафедре осуществляют в группах специальностей кураторы.

Согласно компетентностному подходу, разрозненные знания учебных дисциплин отхо­дят на второй план, ключевыми становятся обобщенные способности к успешным действиям, основанные на интеграции знаний в соединении с осознанным стремлением к действиям (то есть системный набор компетенций). Система образования, не связанная с производ­ством, не способна готовить для него специалистов. Одним из решений данной проблемы может стать интеграция образования с наукой и расширение научных разработок на кафедре. Осуществление научных исследований по­зволяет приблизить студента к новейшим разра­боткам и достижениям, касающимся сферы его интересов. За время обучения на старших курсах почти все студенты специальности привлекаются к участию в научном поиске. Это становится для них потребностью.

При компетентностном подходе появля­ется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентностной личности, ориен­тированной на будущее, способной решать ти­пичные проблемы и задачи исходя из приобре­тенного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Достижение этой цели не­возможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, уси­ления ответственности преподавателя за разви­тие навыков самостоятельной работы. Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, поэтому необходимо включать его в учебную деятельность, оказывать помощь в приобретении знаний.

Основные виды самостоятельной работы на кафедре: подготовка к занятиям, видеолекции, консультации (виртуальные и реальные) с преподавателями, работа с электронными учебниками, обучающими и тестирующими программами, использование ресурсов сети Internet, выполнение индивидуальных заданий по проектированию баз данных, экспертных систем, решение сквозной задачи с помощью программы «1С Предприятие», составление кроссвордов, написание научных докладов, рефератов, курсовых проектов (работ) и др.

Преподавателями кафедры осознана и востребована необходимость применения в процессе обучения слайдов, проекционных устройств, средств контроля знаний на базе ПЭВМ, инновационных методов обучения, в том числе интерактивных.

При проведении учебных занятий преподаватели кафедры используют проблемно-ориентированные пакеты, СУБД, обучающие системы, графические программы, тестирующие системы, электронные учебники. Большое внимание кафедра уделяет обучению языковым средствам, связанным с объектно-ориентированным подходом.

К инновационным средствам, используемым ППС, также относятся автоматизированные сборники задач, видеолекции, лекции-презентации, брейн-ринги, игровое проектирование, проблемные лекции, деловые игры и др. Применение их в процессе обучения значительно повышает активность студентов при опросе, улучшает понимание учебного материала, развивает творческие начала студента, интерес к предмету.

Интерактивные виды деятельности включают имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Интерактивные методы обучения используются при проведении лекций, лабораторных занятий и СРСП на основе демонстрационных комплексов по дисциплинам «Алгоритмы, структуры данных и программирование», «Проектирование информационных систем», «Программные средства информационных систем», «Информационный менеджмент», «Новые технологии в ЭИС» и др. Интерактивные методы используются также при выполнении курсового проектирования на базе виртуальных и программно-аппаратных комплексов.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах, например, по дисциплинам «Проектирование информационных систем», «Информационный менеджмент». Данный метод позволяет студентам разрабатывать и защищать проект в командном зачете.

С целью повышения качества занятий в нынешнем учебном году проводилось анкетирование среди студентов на предмет оценки дисциплины и качества проведения занятия данным преподавателем. Это анкетирование будет проводиться ежегодно по завершении изучения дисциплины.

Для аттестации студентов на кафедре созданы фонды оценочных средств по всем дисциплинам всех циклов рабочего учебного плана, включающие средства поэтапного контроля формирования компетенций (текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточная аттестация): вопросы для самопроверки, вопросы и задания для самостоятельной работы, рефераты и доклады по теме, тематику курсовых проектов (работ), вопросы к экзамену, тесты для контроля знаний.

Контроль успеваемости студентов и качества подготовки спе­циалистов проводится с целью получения необходимой информации о следовании графику учебного процесса, определения качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы студентов. Он содействует улучшению организации и проведения учебных занятий, а также усилению ответ­ственности студентов за качество своей учебы в вузе.



Итак, предложения по применению компетентностного подхода в обучении:

  • поиск эффективных методов взаимодействия преподавателей и студентов в формировании компетенций;

  • обновление и разработка требований к уровню подготовки выпускников на основе набора общих и специальных компетенций;

  • изменение роли преподавателя, обеспечение компетентности преподавательского состава;

  • усиление индивидуализации обучения студентов;

  • разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

  • внедрение в практику реализации образовательных программ современных методов, форм и подходов активизации учебной деятельности.

Таким образом, в современных условиях язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования. Как считают западные эксперты, результаты образования, выраженные на языке компетенций, есть путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций. Компетентностный подход также призван обеспечить достижение нового современного качества образования.
Список литературы


  1. Орлова Л.В. Компетентностный подход в образовательном процессе вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук: научный журнал. – 2011. – № 2. – С. 41–44.

  2. Чигиринская Н.В. Новый взгляд на ФГОС в инженерном образовании: размышления после аккредитации / Н.В. Чигиринская, А.Ф. Джинджолия // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)»: межвуз. сб. науч. статей. Вып. 15 / ВолгГТУ. – Волгоград, 2013. – № 5(108). – C. 6–10.

  3. Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов (первая редакция). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 52 с.

© Ш.Е. Омарова, 2016


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница