Компетенциях



Скачать 232.67 Kb.
Дата10.02.2016
Размер232.67 Kb.

Доклад на тему:

«Образовательные технологии в условиях реализации компетентностного подхода в системе начального и среднего профессионального образования»

  Социальные изменения в обществе с неизбежностью повлекли за собой реформирование отечественного образования. Одним из приоритетных направлений этого реформирования стало обновление содержания, форм и методов подготовки специалиста на основе нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) СПО, с включением в его структуру НПО и принятие нового российского закона об образовании состоялись сравнительно недавно, однако оценка эффективности реализации данных нормативных документов требует анализа имеющегося опыта функционирования учреждений профессиональной школы в новых условиях.

В связи с введением ФГОС третьего поколения принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения. Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, становится образовательная область в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. Базовыми элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций. Перед образовательными учреждениями стоит задача разработки методического обеспечения процессов формирования и оценки освоения компетенций.

Реализация ключевого принципа, заложенного во ФГОС – ориентация на цели, значимые для сферы труда, как и все запланированные и реализуемые в образовательной политике стратегические изменения, требуют адекватной и своевременной разработки новых и переработки имеющихся правовых, организационных, методических и информационных ресурсов. Начальный этап формирования основных профессиональных образовательных программ, основанных на положениях ФГОС, показал несовершенство ряда подходов и решений в сфере реализации компетентностной модели выпускника, требующее дальнейшего развития методического обеспечения образовательного процесса.

Система профессионального образования представляет собой социальный институт, эффективность работы которого определяет не только состояние страны в текущий момент, но и перспективы ее дальнейшего благополучия.

В современных социально-экономических условиях выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке рабочих и специалистов. На рынке рабочей силы особенно заметны следующие тенденции:

- резкое сокращение спроса работников низкой квалификации; увеличение персонала, занимающегося конструированием, техническим обслуживанием, маркетингом;

-  приоритет работников, имеющих навыки обращения с современной оргтехникой и компьютерами;

-  потребность в руководителях, способных экономить рабочее время, организовать труд, планировать людские и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью;

- спрос на молодых специалистов, способных к производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с первых дней самостоятельной производственной деятельности;

-  постоянно усугубляющуюся нехватку квалифицированных рабочих кадров в производственной сфере и специалистов технологического профиля при одновременном изменении приоритетов в структуре подготовки кадров в сфере профессионального образования в сторону среднего и дополнительного профессионального образования;

-  несоответствие содержания подготовки выпускников профессиональных учебных заведений требованиям работодателей и реального производства, основывающегося на современных технологических решениях;

-  проявление в социально-экономической сфере основных тенденций постиндустриального общества.

На основании статьи 68. п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека. Имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и в расширении образования.

Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала – всесторонне развитой личности и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. Инновационное обучение предполагает, прежде всего, личностный подход – развитие способностей личности на основе образования и самообразования. Эту задачу призваны выполнить личностно ориентированные технологии обучения, формирующие активность личности в учебном процессе, побуждающие к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания обучения. Работа индивидуальными методами обязывает преподавателей и студентов в полном объеме выполнять требования ФГОС начального и среднего профессионального образования к учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

Необходимо повысить качество образования до федеральных государственных образовательных стандартов, которые предусматривают следующие требования:

- когда и кем утверждена специальность;

- формы подготовки по этой специальности;

- квалификация специалиста;

- характеристика сфер профессиональной деятельности выпускника (место, объекты и виды профессиональной деятельности);

- требования к уровню подготовки, которые включают общие требования к образованности, требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике;

- обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности, где перечислены дисциплины и их основные разделы соответственно присвоенным индексам, количество часов учебной нагрузки и обязательных учебных занятий, показаны временные рамки для дисциплин по выбору студентов, факультативных дисциплин, производственной (профессиональной) практики, итоговой государственной аттестации , консультаций и указан резерв времени учебного заведения и др.

С внедрением ФГОС начального и среднего профессионального образования в образовательный процесс изменяются задачи обучения. Во время обучения происходит взаимодействие обучающего и обучающихся, эффективность которого зависит от качества и количества усилий, прилагаемых как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. Формирование общих и профессиональных компетенций осуществляется через образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые преподаватель ставит на каждом учебном занятии.

Современные образовательные стандарты требуют усвоения знаний и приобретение умений с различной степенью глубины. Поэтому преподавателю необходимо иметь четкое представление, на каком уровне должен быть усвоен тот или иной учебный материал. От заданного уровня усвоения учебного материала зависит методика его изучения. Выбор форм и методов соотносится с задачами каждого этапа учебного занятия и основывается на положении о том, что репродуктивная деятельность студента составляет -70%, продуктивная и эвристическая -30%.

Методы обучения должны отвечать требованиям активизации и интенсификации обучения; быть ориентированными не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности студента.

Так, на первом уровне - студент получает знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов, а также выполнение действия по образцу. Здесь все основано на воспроизведении запомнившейся информации и действия. Для данного уровня усвоения учебного материала могут использоваться методики:

- создание опорных конспектов,

- описания фактов, характеризующих развитие того или иного события;

- чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

- пересказ текста;

- составление плана текста;

- конспектирование;

- графическое изображение структуры текста;

- работа со словарями и справочниками: поиск объяснения отдельных терминов;

- ознакомление с нормативными документами;

- наблюдения;

- просмотр учебного кинофильма и др.



Второй уровень усвоения предполагает осознанное понимание студентами тех знаний и умений, которые воспроизводятся: они могут воспроизвести материал своими словами, привести примеры, объяснить последовательность действий учебного материала. Решение большинства задач заставляет обучаемых, применяя изученное, видоизменять его с учетом условий поставленной задачи. Для этого уровня усвоения можно использовать методики:

- выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы;

- выполнение практических задач (заданий) по образцу;

- программированное задание;

- проблемные вопросы;

- эвристическая беседа;

- учебная дискуссия,

- рецензирование или взаимопроверка;

- работа в малых группах и ряд других методов.

Третий уровень усвоения - продуктивный или творчески-воспроизводящий, предполагает применение знания и умения в новой ситуации. Для этого уровня можно использовать такие методики, как:

- решение ситуационных задач;

- имитация деятельности на тренажере;

- деловые игры или их элементы;

-исследовательский метод: составление реферата по исследовательскому вопросу, выполнение исследовательского задания в соответствии с проектом, анализ специальной литературы;

- проблемный метод: формулировка проблем, составление ответов на проблемные вопросы в работе с дополнительной литературой, разрешение проблемных ситуаций с аргументацией устно и письменно.



Активные методы обучения:  проблемное обучение, решение ситуационных задач, тестирование, ролевые игры , работа в малых группах, составление и решение кроссвордов, проектный метод, мозговой штурм, использование видео и аудио материалов с последующим их обсуждением, использование электронных образовательных ресурсов (применение интерактивной доски) и др. , побуждают обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизируют их познавательную деятельность.

Выбор форм и методов обучения обязательно ориентирован на компетентностный подход, предусматривающий более широкое использование и современных, интерактивных форм обучения. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы в наибольшей степени соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают коллективное обучение и сотрудничество, а преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения.

Одной из сложных задач для реализации требований ФГОС начального и среднего профессионального образования является освоение студентами внутрипредметных и междисциплинарных связей. Эти связи отражают системность информации, и осознание их студентами делает знания более прочными, структурированными, гибкими и подвижными. Необходима методически грамотная реализация этих связей непосредственно в процессе преподавания. Составление структурно-логических схем позволит установить тесную связь содержания вопросов темы с другими учебными дисциплинами – профессиональными модулями, позволит построить оптимально познавательный процесс при изучении темы, учебной дисциплины или профессионального модуля.

Для решения стратегических проблем необходимо разработать концепцию развития системы среднего профессионального образования. Концепция определяет приоритеты и этапы необходимых изменений, которые должны быть системными и понятными не только педагогическому сообществу и работодателям, но и каждому члену российского общества. Именно она на основе научного предвидения и сложившейся практики, а также с учетом европейских тенденций позволит определить роль и место системы среднего профессионального образования в развитии производительных сил страны, их связь с экономикой и рынком труда.

После присоединения к Копенгагенскому процессу, определены три основные цели, которые Россия должна решить:

1)   повышение качества образования;

 2.2) повышение привлекательности профессионального образования; 3) развитие мобильности студентов и выпускников.



7. - Все эти цели предполагают тесное взаимодействие с бизнесом, создание новых типов и видов учебных заведений, преемственность методики, особенно практического обучения, использование модульной технологии и многоступенчатой формы обучения. На примере учреждений начального и среднего профессионального образования России можно увидеть новые инновационные формы и методы работы. Однако, низкий уровень методической обеспеченности реализации ФГОС на федеральном уровне и нерегламентированная разработка учебных программ, методического и дидактического обеспечения каждым образовательным учреждением, а также не соответствующее требованиям времени техническое оснащение учебного процесса могут привести к недостаточной подготовке выпускников по отношению к требованиям рынка труда. Кроме того, возникает риск разрушения единого образовательного пространства страны и ограничения профессиональной мобильности выпускников. Для работы по новым стандартам необходимы понятные и грамотно сформулированные ориентиры, опорные точки, положения, приказы, инструкции и методические рекомендации, обеспечивающие переход на компетентностное обучение и формирование у граждан потребности учиться в течение всей жизни. Но пока нормативно-правовые акты для введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов по многим значимым позициям либо не разработаны, либо существенно запаздывают.

Начальный этап формирования основных профессиональных образовательных программ показал несовершенство ряда принципов и подходов, заложенных в макет стандарта, из-за чего, во-первых, ограничиваются фактические свободы учебных заведений, а во-вторых, создаются основания для применения к ним санкций со стороны контрольно-надзорных органов и органов государственной аккредитации.

К системным ошибкам отнесены формулировка компетенций, отсутствие единых методологических принципов к составлению их перечней и определению количества.

Скорее всего, ошибочна и «горизонтальная» структура образовательных программ, соответствующая идеологии новых федеральных государственных образовательных стандартов, так как она создает барьеры для разработки вертикальных, многоуровневых модулей, с помощью которых студентам начальных и средних профессиональных учреждений, можно было бы давать не только базовые, но и специальные знания, а также формировать умения. Вызывает большие затруднения проектирование кредитно-модульных программ, что в значительной мере препятствует организации практического обучения на предприятиях.

Системной ошибкой можно считать и то, что профессиональные стандарты, а также механизмы действенного участия работодателей в реализации образовательных программ не утверждались на федеральном уровне, что приводит к несогласованным действиям сферы труда и сферы образования. Отсутствует утвержденная единая система квалификаций. Есть необходимость:

уточнить понятийный аппарат, в частности, понятия «образовательные технологии», «активные и интерактивные методы обучения», «модуль» и некоторые другие;

более четко сформулировать цели для основной профессиональной образовательной программы;

провести экспертную оценку формулировок компетенций, имеющихся в разделе федеральных государственных образовательных стандартов «Требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программа» и формулировок результатов обучения (в формате «знать», «уметь») по учебным циклам, представленным в «Структуре основной профессиональной образовательной программы» с целью их возможной корректировки;

более четко разграничить в процентном отношении понятия «самостоятельная работа, выполняемая обучающимися при непосредственном управлении со стороны педагога», и «не управляемая, реализуемая ими самими».

Одной из проблем в реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования является освоение профессиональных компетенций, которые формируются по итогам производственной практики при заочной форме обучения. На сегодняшний день студенты заочной формы обучения производственную практику организуют самостоятельно, и потому включить ее в максимальный объем аудиторной учебной нагрузки невозможно. Неясно, можно ли проводить зачет для обучающихся по рабочим профессиям: в рамках модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих», если они уже имеют рабочие разряды. Правового поля для учета и перезачета профессиональных навыков нет.

Необходимы нормативные акты и для применения дистанционных образовательных технологий в части реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Состояния методического обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов свидетельствует о том, что в первую очередь нужно разрабатывать тематические методические ресурсы федерального уровня практически по всем направлениям, но в приоритете – реализация модульно - компетентностных технологий и организация текущей и итоговой оценки обучающихся.

Новые подходы в решении инновационных задач требуют существенного повышения профессионального мастерства работников образования. К настоящему времени доля педагогов, мастеров производственного обучения и методистов, повысивших квалификацию, возросла по отношению к начальному периоду реализации федеральных государственных образовательных стандартов в несколько раз. Расширились формы и технологии обучения преподавателей, мотивации коллективов учебных заведений на повышение эффективности федеральных государственных образовательных стандартов, появилась новая форма взаимодействия участников образовательного процесса – тьюторская служба. В вопросах подготовки кадров, работающих по новым стандартам, приоритет отдается неформальным технологиям: организуются стажировки педагогического состава и мастеров производственного обучения на предприятиях, проводятся совещания, педсоветы, обучающие семинары, консультации со специалистами в сфере образования и с работодателями.

Состояние информационного обеспечения внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования носит противоречивый характер. Но в целом информационно-технологическая платформа сопровождения государственных стандартов требует пополнения. В частности, нет базы оценочных средств для текущей, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации по общеотраслевым профессиям и специальностям. Необходимы и новые педагогические методики, связанные с поиском и отбором информации посредством телекоммуникационных технологий и последующим ее анализом с целью превращения в знания.

Из-за отсутствия единой информационной базы учебных программ педагоги в ущерб методическому сопровождению учебной программы вынуждены заниматься ее разработкой. Механизма контроля качества самостоятельно подготовленной документации пока не имеется. Кроме того преподаватели не мотивированы на разработку программ.

Процесс переоснащения мастерских и лабораторий, приобретения программных продуктов, снабжения образовательных учреждений учебно-методической литературой и электронно-образовательными ресурсами в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования идет очень медленно и в значительной мере зависит от региона.

Остро стоит проблема с экспертизой результативности и качества образовательного процесса. Кто эксперты, как их отбирают, каковы критерии отбора, как идет выборка: по профилю специальности или по профессии?

Таким образом, для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности средних профессиональных образовательных организаций, нужно обеспечить примерными программами учебную и производственную практику и необходимыми учебно-методическими пособиями по специальностям (дисциплинам). Нужно снять вопросы по методическим аспектам повышение качества образования, проектирования, организации и проведения междисциплинарных курсов и профессиональных модулей ОПОП, разработанных на основе профессиональных стандартов, нормирования и оплаты труда персонала, улучшение нормативно-правового регулирования, усиление роли самостоятельной работы студентов.

Система образования сегодня, нуждается в серьезном научном, методическом, правовом, информационном и экономическом реформировании. Но стоит заметить, что провести его очень сложно из-за ряда объективных причин. Так, правовое поле регулирования образовательных процессов носит многоуровневый характер, включая федеральные, региональные, муниципальные, локальные нормативные акты. Аналогичная ситуация и в области методического обеспечения образовательной деятельности, причем здесь сложности добавляют отраслевые документы, в меньшей степени представленные в нормативно-правовой среде. Одной из важнейших проблем, требующих незамедлительного решения, является нормативное обеспечение участия работодателей в подготовке профессиональных кадров. В соответствии с действующим законодательством объединения работодателей имеют право:

участвовать в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов и др.;

 формировать совместно с органами власти систему независимой оценки качества профессионального образования;

участвовать:

а) в государственной аккредитации учреждений профессионального образования:
б) в государственной (итоговой) аттестации выпускников
Но есть еще контрактная подготовка персонала предприятий и компаний и настоящей проблемой является формирование заказов образовательному учреждению на подготовку кадров. Все это тоже нуждается в правовом обеспечении. Нашей стране необходим единый государственный план, отражающий потребность в профессионалах по видам специальностей, с уточнением такой потребности по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Составлять его нужно с учетом возрастающих миграционных процессов и вовлечения в образовательный процесс по программам основного и дополнительного профессионального образования различных категорий граждан, имеющих разные стартовые позиции. Требует совершенствования законодательство по участию объединений работодателей в сертификации выпускников. Для этого целесообразно рассмотреть возможность построения региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. Граждане, получившие профессию в одном регионе, должны иметь возможность применить свои знания в других регионах. Об этом говорят сегодня представители сферы труда. Должна быть обеспечена и студенческая мобильность. Нужно формировать правовой механизм, направленный на внедрение российской образовательной системы в европейское пространство и создавать условия для выбора работодателей и работников в масштабе Россия – Европа и Европа – Россия. Решение данного вопроса лежит, в том числе, в плоскости формирования индивидуальных планов обучения, механизм реализации которых не отработан.

Приоритетными мерами реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в системе начального и среднего профессионального образования являются:

-  во-первых, работодатели только начинают понимать необходимость тесной консолидированной работы со сферой образования. В такой ситуации учебным заведениям нужно вести системный многоступенчатый мониторинг и устанавливать обратную связь с производством. Иначе мы получим недостоверную информацию о потребностях в компетенциях и квалификациях, и начнем выпускать специалистов, не соответствующих требованиям работодателей;

-  во-вторых, на региональном уровне необходимо разрабатывать механизмы для стимулирования взаимодействия предприятий с образовательными учреждениями среднего профессионального образования и в первую очередь обратить внимание на сферу целевой подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств;

-  в-третьих, нужно обеспечить организационную и нормативно-правовую поддержку реализации программ частно - государственного партнёрства, что позволит активизировать привлечение в образовательный процесс финансовых и интеллектуальных инвестиций реального сектора экономики.

С внедрением в образовательную деятельность ФГОС третьего поколения, многие средние профессиональные образовательные учреждения до сих пор не имеют четкого представления того, каким образом должен быть организован учебный процесс. Как сформировать у обучающихся профессиональные компетенции, прописанные в стандарте, изучаемых специальностей, как добиться того, чтобы выпускники учебного заведения были востребованы в регионах нашей необъятной страны.

Существует несколько проблем, которые на сегодняшний день необходимо обратить серьезное внимание:

1. Отсутствие единой разработанной государственной стратегии поддержки начального и среднего профессионального образования, методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования.

2. Дефицит преподавателей-специалистов, т.е. квалифицированных работников, имеющих практический опыт и высшее образование, умеющих грамотно изложить материал, понимающих сущность профессии, владеющих современными технологиями и способным, с учетом сложного возрастного восприятия обучающегося, воспитать специалиста, в соответствии с требованиями ФГОС, востребованного на рынке труда.

Система современного педагогического образования столкнулась с проблемой концептуального характера. Суть ее заключается в противоречии между новыми требованиями к учителю, выдвигаемыми постиндустриальным обществом и традиционной системой подготовки учителя в педагогических учебных заведениях, ориентированной на формирование системы научных знаний и умений в той или иной предметной сфере, подготовку педагога-транслятора знаний, передатчика социального опыта.

Ведущая идея компетентностного подхода – интерпретация содержания образования, формируемого от полученного результата.

Компетентностный подход не отрицает сам факт получения знаний, т.е. «знаниевый» подход, а расширяет и дополняет его. К основным понятиям компетентностного подхода относятся:

- компетенция;

- ключевые (общие) компетенции;

- профессиональные компетенции;

- компетентность.

Понятие компетенция определяется как знание, опыт, осведомлённость в какой либо области. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает научными познаниями, опытом.


Заключение
Основные функции ФГОС в области среднего профессионального образования направлены на обеспечение права получения полноценного образования посредством Стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования». Такого уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования. На обеспечение единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования; на обеспечение преемственности основных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочная функция, проистекающая из понимания сущности Стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты Стандарта несут в себе требования: к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов студентов, образовательной деятельности педагогов, учреждений среднего профессионального образования, системы образования в целом; функция повышения объективности оценивания на основе критериально - ориентированного подхода к оцениванию и использованию системы объективных измерителей качества подготовки студентов СПО и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых Стандартом профессионального образования инновационных программ.

Технологии профессионального образования являются составной частью системы среднего профессионального образования учебного заведения. При этом повышение качества знаний, формирование мировоззрения обучающихся зависит от современных технологий обучения, эффективности образовательного процесса, который в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения. Выбором технологии обучения и целым рядом обстоятельств не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями. Выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Принципиально новые условия подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования обеспечивает преемственность образовательных систем, возможность получение в них интегрированного и дифференцированного по уровню профессионального образования.

В контексте реформирования образования заметное место занимают поиски более эффективных форм и методов управления, от которых в немалой степени зависят реальные результаты образовательных реформ.

Формирование политики и управления профессиональным образованием должны осуществляться в соответствии с общими целями образовательного процесса и с учетом будущих и уже сложившихся национальных и региональных социально - экономических требований. В развитии профессионального образования становится все более очевидной необходимость по-новому разграничить функции между разными субъектами управления - эта проблема, так или иначе, стоит во всех странах современного мира.

Список литературы

1. Бондарева С.Р. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО. – г. Орел. УНПК, ФСПО. – 2012. С. 53-55

2. Государственная программа развития образования в Российской Федерации 2013-2020 г. – М. 2012. С. 54

3. Копенгагенский конгресс по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе. – 2009. С. 56

4. Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г., №1662-р. Постановления Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г., №751, «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» от 7 февраля 2011 г., № 61.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М. 2012. – С. 22



Составитель: Юсупова Раиса Шараниевна, преподаватель физики ГБОУ СПО «Грозненский политехнический техникум»

Грозный – 2014 г.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница