Комната психологической разгрузки это



Скачать 202.79 Kb.
Дата27.04.2016
Размер202.79 Kb.
Комната психологической разгрузки это - это специально оборудованное место для тех, кому в тот или иной период времени необходима эмоциональная, психологическая или умственная "разгрузка".

Комната психологической разгрузки - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.

Мягкая среда в комнате психологической разгрузки обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Она создает условия для релаксации.



Этапы занятия:

1) ритуал приветствия

2) упражнения, основная часть

3) релаксация

4) ритуал прощания

В комнате психологической разгрузки используются методы, приёмы, средства:



  • дыхательные упражнения

  • элементы сказкотерапии

  • музыкотерапия

  • игровые упражнения

  • песочная терапия

  • релаксационные упражнения

  • беседы

  • психогимнастические упражнения

  • пальчиковая гимнастика

  • артикуляционная гимнастика

  • глазодвигательные упражнения

Использование оборудования

Пузырьковая колонна

Пузырьковую колонну можно использовать как ритуал встречи перед началом занятия. Здесь происходит настрой на занятие. Концентрируется внимание на заданиях. Можно предлагать задания но воображение, глазодвигательные упражнения, задействовать зеркала 3D эффекта. Рядом с колонной хорошо проходит пальчиковая гимнастика, дыхательные и звуковые упражнения, работа с именем.



упражнение на концентрацию внимания, глазодвигательное упражнение.

1) Находим глазами пузырек воздуха и провожаем его снизу вверх до конца исчезновения. Снова находим пузырек воздуха у основания и провожаем взглядом. Повторить 5 - 6 раз.

2) Стараемся уловить световую гамму колоновидной лампы. Ребенок перечисляет смену цветов: красный, синий, фиолетовый, белый и т.д.

развитие зрительного пространственного восприятие.

Упражнение "Отражение в зеркале"

Детям предлагается предмет, игрушка. Сначала ребенок описывает переднюю часть. Затем, смотря в зеркало, должен описать заднюю часть предмета, игрушки.

упражнение на воображение

Задаем вопрос: "На что похожи пузырьки?" (возможные ответы: на полет светлячков, на искры костра, на подводный мир, на метель и т.д.)



упражнение на контрастность напряжения и расслабления

Ребенок встает напротив лампы с пузырьками и представляет, будто бы он поднимает пузырьки вверх. При выполнении этого задания ребенок должен почувствовать напряжение в мышцах рук при подъеме пузырьков вверх и расслабление в момент окончания задания. Повторить упражнение поочередно с левой и правой рукой несколько раз.



Фиброоптиковолоконо "Звездный дождь"

Фиброоптиковолокно безопасно. Оно не ломается, не образуется заломов, стерильно.



развитие тактильных ощущений

Трогаем волокна, какие они на ощупь ( теплые или холодные, мягкие или твердые, тяжелые или легкие).



развитие цветового восприятия, концентрации внимания

Рассматриваем пучок окончаний фиброоптиковолокон, как они светятся. Называем цвета, которые мы видим.



развитие воображения

1) На что похожи эти светящиеся окончания ( на ягодки, на светлячков, на мелкие волшебные цветочки в букете, на водоросли и т.д.). Если собрать все волокна вместе в один ствол, на что это похоже? (на дерево..). А если ствол приподнять вверх, тогда на что похоже? (на медузу, на крону дерева, на облако, на зонт и т.д).

2) Берем пучок волокон за окончания и отходим как можно дальше до различного провисания. На что похоже? (на карусель, на шатер, на платье, на водопад и т.д.).

развитие моторики рук, тактильных ощущений

Упражнение "Косы"

Представьте, что это длинные волосы девочки. Ей нужно заплести косички. Сделать прическу. Для декорирования, можно предложить атласные ленты.

работа с самооценкой

Волокна перебираем руками. На каждое волокно придумываем для себя ласковое имя или можно предложить продолжить фразу "Я самая....", говоря о своих хороших качествах. Можно при этом волокна заплетать в косы.

Упражнение "Дерево"

Формируем крону дерева. Переплетаем, заплетаем волокна, используя прищепки больших и малых размеров ( только не тугие, чтоб не повредить волокна).

Упражнение "Змея"

Оплетаем волокнами ребенка сверху вниз. Ребенок раскручивается и выходит. Можно оплетать отдельно руку, ладонь, пальчики.



дыхательное упражнение

Упражнение "Костер"

Воображаем, что волокна это большой костер. Дети стараются задуть или разжечь воображаемый костер. Дуть различной интенсивности.

формирование положительного настроя, работа с самооценкой

Ребенок стоит под "струями" волокон. Мысленно про себя формулирует и загадывает желание. Затем смотрит вверх и видит там себя в отражении зеркала. Сюрпризный момент.



Сухой бассейн с пластмассовыми шариками

Можно использовать оборудование как для релаксации, так и для активации.



Упражнения с шариками

развитие моторики рук, тактильных ощущений

Берем шарики в руки, ощупываем. Передаем свои ощущения, какие шарики на ощупь (холодные или теплые, твердые или мягкие, легкие или тяжелые). Прозрачные или непрозрачные. Какого цвета?



развитие воображения

Упражнение "Шаровидные предметы"

Задание: Назовите как можно больше предметов шаровидной формы. (Например, томат, апельсин, теннисный мяч, яблоко, мандарин, капуста, луна, воздушный шар и т.д.)

Упражнение "Построй из шариков"

Предлагается построить из шариков какой - либо предмет, живое существо, растение (например, снеговика, гусеницу, ромашку, паровоз, змею, обруч и тд.).

формирование положительного настроя, коллективная работа

Дети стоят в кругу, держа покрывало за края. В центр покрывала насыпаются шарики.

Упражнение "Поп - корн"

Покрывало поднимают вверх, а затем резко опускают вниз. Шарики подлетают вверх.

Упражнение "Колесо"

Дети стоят в кругу, держа покрывало за края. В центр выдается легкий мяч больших размеров. Необходимо прокатить мяч по покрывалу так, чтобы мяч образовал траекторию круга и не выскочил за края. Коллективная работа.



Упражнения в сухом бассейне

Точечный массаж шариков тонизирует мышцы и снимает напряжение. Движениях в "волнах" сухого бассейна вызывают разнообразные тактильные ощущения по всему телу и придают приятные физические ощущения. Игры в сухих бассейнах способствуют расслаблению, снятию напряжения. В бассейне можно проводить как активные игры, так и спокойные.



развитие тактильных ощущений

Активные игры

В шариках можно зарываться, нырять, закапываться. Шарики придают приятные физические ощущения, вызывают положительные эмоции.

Упражнение "Найди и покажи"

К основным шарикам бассейна добавляются сенсорные шарики (колючие, шершавые, разноцветные..). По заданию дети отыскивают необходимый шарик. Например, шарик синего цвета, шершавый шарик и т.д.

Пассивная релаксация

Ребёнок ложится на поверхность шариков, шарики принимают форму тела. Ребёнок слушает спокойную музыку.

Упражнение "Медвежонок"

Дети ложатся в сухой бассейн - берлогу, удобно устраиваются в шариках и поворачиваются с боку на бок. Слова: "Медведь в берлоге сладко спит и шумно на весь лес сопит". Дети выполняют 8 - 12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

Упражнение "Чайка"

Слова: "Спокойно на спине лежу.

Как чайка медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу".

Игра "Клад"

1) В шариках закапывается мешочек с "сокровищами". Необходимо найти этот мешочек, ощупать и рассмотреть "сокровища".

2) В шариках закапываются морские обитатели. Дети находят их, рассматривают, называют, играют ими.

Упражнение "Гора"

Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу. Слова: "Это, конечно, не Эверест.

Гору нагреб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!"

Зеркальный шар

Зеркальный шар применяется для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. Создает психологический комфорт. Снижает уровень тревожности. Расслабляет посредством зрительных образов.

Его можно применять при формах работы сказкотерапии, для коррекции страхов, на занятии "Космос" , "Путешествие к звездам", при упражнении "Дискотека", "Солнечные зайчики", "Метель", "Бабочки" и т.д.

Слова для релаксации "Звездная ночь" (в основном для взрослых).

"Давайте отдохнем. Располагайтесь поудобнее, кто на ковре, кто на диване. (Включается прибор). Давайте сейчас представим чудесную ночь. На тёмном небе зажигаются звезды. Они медленно плывут по темному небу. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Ласковый ветерок обдувает ваше тело лёгкой свежестью. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Дышим легко...ровно...глубоко....

Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и веселым. вы полны сил и энергии.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Ладошки потереть и встать.

Настроение, я надеюсь, у вас бодрое и жизнерадостное. выполны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

развитие концентрации внимания

Упражнение "Солнечные зайчики".

На шар направлен прожектор и помещение "наполняется" рассеяными бликами. Детям предлагается поймать "солнечных зайчиков", движущихся по полу.

Применение зеркального шара при сказкотерапии

Блики со спокойной музыкой создают эффект сказки, поэтому зеркальный шар может использоваться как способ 1) "вхождения в сказку", создания настроя. Может применяться при 2) проигрывании какого- то сюжета из сказки. 3) Может служить "выходом из сказки".

А) "Вот пришло время расставаться с нашей сказочной страной. Понравилось ли вам здесь? Хотелось бы сюда вернуться? А теперь возьмемся за руки и скажем: "Раз, два, три, четыре, пять - мы вернулись в сад опять!"

Б) "Теперь нам пора уходить. Но чтобы вы помнили волшебную комнату, возьмем капельки здоровья из цветного дождика". Включается зеркальный шар. Дети "берут" на ладони цветные капли и забирают с собой.

Игра "Дефиле"

Детям предлагаются предметы одежды и аксессуары (шляпки, бусы, платочки и т.д.). Дети сами выбирают что им надеть. Затем предлагается под музыку продемонстрировать свой "наряд". Про каждого выступающего говорят различные комплименты. Например, у тебя изящный шарфик, у тебя великолепная шляпка, восхитительные бусы и т.д. Далее включается зеркальный шар и устраивается дискотека для всех участников.



Мягкие модули

Мягкие модули могут быть различных размеров, цветов, формы. Они могут применяться при релаксации, а могут использоваться самостоятельно в играх.



развитие памяти и внимания

Игра "Что изменилось".

Цветные модули раскладываются на полу. Предлагается запомнить их расположение. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий меняет местами модули. Детям необходимо указать изменения.

речевое развитие и развитие координации

Мягкие модули разложены на ковре по кругу или в ряд.

Игра "Антонимы прилагательных"

При перепрыгивании с одного модуля на другом, ребенок отвечает на задание. Например, легкий, а наоборот - (?), холодный, а наоборот (?) и т.д.



развитие координации, тактильных ощущений

Игра " Я цапля, я лягушка".

Модули выкладываются друг за другом по кругу. Дети снимают обувь. Сначала дети ходят по модулям как цапля, затем прыгают как лягушка. Задание выполняется попеременно, в одну и в другую сторону.

развитие самовосприятия, коллективная работа

Упражнение "Торт на дне рождения"

Модули складываются друг на друга, получается слоеный торт. Каждый ребенок должен побыть в роли именинника. Имениннику задается вопрос: "Кого бы ты хотел угостить этим "кусочком" торта. Как правило дети начинают угощать того, кого нет с ними рядом. Например, родителей. Когда близкие люди получили угощение, именинник начинает угощать "кусочками" тех, кто находится рядом. Хороший диагностический метод.

Из мягких модулей можно построить космическую ракету для "полета" в космос, построить корабль или машину для путешествий, построить домики для сказок, домик, проложить дорогу, туннели, оградить территорию и т.д.



Осьминог

Это напольная дидактическая игрушка – тренажер, предназначенная для развития мелкой моторики рук, ловкости пальцев, зрительно-моторной координации, познавательных способностей, расширение кругозора. На щупальцах осьминога располагаются застежки, шнуровка, кнопки, липа. Внутри осьминог наполнен гранулами. На него можно лечь и расслабиться.

Упражнение «Веселый счет»

Перешагивая через щупальцы осьминога, можно обучать детей порядковому счету. Развивать зрительно – моторную координацию.



Релаксация

Процесс обучения релаксации условно можно поделить на 3 этапа:

1 этап - мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

2 этап - мышечная релаксация по представлению, внушения покоя и расслабленности.

3 этап - внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

Упражнение "Контрастное напряжение"

Детям предлагается сначала напрячь как можно сильнее правую руку на 5 сек и расслабить, затем тоже самое проделать с левой рукой. Переходим на нижние конечности. Дети стараются напрячь правую ногу как можно сильнее и расслабить, затем левую ногу. Напрячь живот и расслабить. Напрячь лицо и расслабить. Напрячь шею и расслабить. Встряхнуть все напряжение всем телом и потянуться к солнышку.

Упражнение "Медуза"

Дети лежат на мягких модулях, руки и ноги врозь.

Слова: "Я лежу на спине, как медуза на воде.

Руки расслабляю, в воду опускаю.

На сигнал "Шторм!" дети сворачиваются калачиком, напрягаются. "Шторм закончился" - дети снова расслабляются, лежат свободно.

Упражнение "Ленивец"

Дети лежат на мягких модулях. Слова: "Я ленивец, милый, славный, неуклюжий и забавный. Лежу на ветке целый день. Даже и лежать мне лень". Далее проводится самомассаж рук, ног, живота, шеи, лица и спины. Легкие потерания всех частей тела. Возможны легкие движения вокруг глаз.

Упражнение "Великан"

"Представьте, что мы находимся в пещере. Здесь мало воздуха и нечем дышать. Но мы сильные и высокие. Стоим очень прямо, живот втянут, голова поднята вверх. Вы тянетесь макушкой и плечами все выше и выше. Почувствуйте, как вы красивы и могучи".



слова для визуализации и релаксации

"Путешествие по волшебному лесу"

Слова: "Закройте, пожалуйста, глаза. Почувствуйте запах земляники. Ваше дыхание ровное и спокойное, ровное и спокойное. Расслабляются ваши руки, ваши руки теплые и расслабленные. Расслабляются ноги. Ваши ноги теплые и расслаблены. Расслабляется ваша спина. Ваша спина расслаблена. Расслабляется голова, затылок, лоб. Расслабляются брови, глаза, нос, рот. Ваше дыхание ровное и спокойное. Вам хорошо и приятно. Представьте, что вы лежите на земляничной поляне. Вас окружает нежная трава, рядом с вами видны кустики земляники. Вы чувствуете её тонкий аромат, вы чувствуете её вкус. Лучи теплого солнышка ласково скользят по вашему лицу, рукам и ногам. Они согревают все ваше тело. Лёгкий ветерок нежно овевает его. Вам хорошо и приятно. Побудьте в таком состоянии...теперь медленно потянитесь и откройте глаза. Улыбнитесь друг другу и вставайте. Настроение у нас бодрое и жизнерадостное".

"Водный карнавал"

Слова: "Вы лежите на морских волнах. Волны под вами приятно покачиваются. Потрогайте руками воду вокруг себя. Ваши глаза закрыты. Вам хорошо и легко. Слышится приятная музыка. Ваше тело расслаблено. Вы снова полны сил идти дальше. Я сосчитаю до трех и вы откроете глаза".

"Чудесный день!"

Слова: "Сегодня был чудесный день! Голубое небо, ласковое, тёплое солнце... Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение бодрости и свежести охватывает все ваше тело: лоб, спину, лицо, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как ваше тело становится лёгким, сильным и послушным. Мы спокойно отдыхаем. Дышится легко, ровно и глубоко... Мы просыпаемся, потягиваемся. Нам хочется потянуться, подвигаться."

"Путешествие в сказочную страну"

"Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в прекрасную сказочную страну...в самое её сердце - на волшебную поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое, чистое, голубое небо. Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей. Чувствуем запах спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла добрая волшебница, живущая неподалеку. Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники. Шелковая молодая травка нежно щекочет наши руки, ноги, лицо...". С окончанием музыки открываем глаза и сладко потягиваемся.

"Радуга"


"Закройте глаза. Представьте себе, что на небе после летнего дождика образовалась радуга. Сначала появился красный цвет. Красный цвет дает нам энергию и тепло. От красного цвета нам становится теплее даже в холод. От красного цвета веселее и радостнее на душе. Желтый цвет приносит нам радость и улыбку. Он согревает, как солнышко. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый цвет - цвет природы, если мы больны и нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше. Голубой цвет - он мягкий, успокаивающий. Он похож на воду в реке или озере. Голубой цвет у неба. Он освежает вас, как купание в жару.

А теперь откройте глаза. О чем вы думали, когда представляли себе красный, желтый, голубой, зеленый цвет. Заметили ли вы, как разные цвета влияют на ваше настроение?".



Для детей 7 лет можно предложить следующие формулы:

  • Я смотрю на своё лицо (надо мысленно представить свое лицо).

  • Моё лицо спокойное.

  • Мои глаза закрыты, они отдыхают.

  • Мои щеки теплые, они отдыхают.

  • Мое лицо отдыхает.

  • Я смотрю на свои руки.

  • Мои руки неподвижны. Они отдыхают.

  • Мои пальцы рук тёплые, они отдыхают.

  • Мои руки отдыхают.

  • Я смотрю на свои ноги.

  • Мои ноги неподвижны, они отдыхают.

  • Я смотрю на свое тело.

  • Мой живот теплый, он отдыхает.

  • Моя спина теплая, она отдыхает.

  • Моё тело отдыхает.

  • Моё дыхание спокойное, ровное.

  • Я отдыхаю.

  • Мне удобно и спокойно.

  • Я спокоен.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

  • Мы лежим на лесной полянке на солнышке.

  • Солнышко греет моё лицо.

  • Мне тепло и уютно.

  • Мои глаза закрыты, они отдыхают.

  • Солнышко ласкает лучиками моё лицо.

  • Сначала лоб (ребенок трогает кончиками пальцев лоб).

  • Потом глаза (ребёнок трогает область глаз).

  • Теперь нос (ребёнок трогает нос).

  • Затем щёки (ребёнок трогает щеки).

  • Мне тепло и уютно.

  • Мои руки отдыхают.

  • Мои ноги отдыхают.

  • Мне тепло и уютно.

  • Лесное солнышко поет мне песенку.

  • Мои глаза открываются

  • Мои руки тянутся к солнышку.

  • Мы растем как цветы.

  • Нам легко и свободно.

  • Мы спокойны.

Разнообразные упражнения и игры

Упражнение "Звуковая гимнастика"

Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выходе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания.

Звуки:


А - благотворно воздействует на весь организм.

Е - воздействует на щитовидную железу

И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши.

О - воздействует на сердце, лёгкие.

У - воздействует на органы, расположенные в области живота.

Я - воздействует на работу всего организма.

М - воздействует на работу всего организма.

Х - помогает очищению всего организма

ХА - помогает повысить настроение

Игра "Море волнуется раз!"

Море волнуется раз!

Море волнуется два!

Море волнуется три! Хороший поступок ты покажи!

Игра "Скажи наоборот"

Вы грустные ребята - (мы весёлые ребята).

Вы ленивые ребята - (мы трудолюбивые ребята).

Вы недружные ребята - (мы дружные ребята).

Вы жадные ребята - ( мы щедрые ребята).

вы злые ребята - (мы добрые ребята).

Упражнение "Костер дружбы"

Дети встают в круг, опускаются на одно колено. Вытягивают вперед правую руку и кладут на руки друзей. Раскачивают руки верх - вниз со словами: "Раз - два - три! Огонёк гори!" Далее показывают взметнувшиеся вверх огоньки пламени. Тоже самое проделывается с левой рукой. Делимся впечатлениями.

Игра "Слепой и поводырь"

Дети образуют пары. Одному ребёнку из пары завязывают глаза, второй ребёнок из пары водит "слепого" по комнате. Игра на доверие. Делимся впечатлениями.

Игра "Комплимент"

Дети садятся полукругом. Сейчас попробуем сказать друг другу комплимент. Комплимент - это любезные, приятные слова, сказанные кому - то. Когда делают комплимент, стараются сказать о положительных чертах человека. Задание такое: "Возьмите из коробочки по одной ракушке (любые интересные предметы) и подарите её тому, кому захотите со словами: " Я дарю тебе эту ракушку, потому что ты самый..." (добрый, аккуратный, веселый, улыбчивый, дружелюбный, храбрый, верный, внимательный, активный, покладистый и т.д.)

Игра "Доброе животное"

Дети встают в круг и держатся за руки. Ведущий тихим голосом говорит : "Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Теперь послушаем, как мы дышим. Вдох - все делают шаг вперёд. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают 2 шага вперед, выдох - все делают 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед, выдох - два шага назад. А теперь послушаем, как бьется большое доброе сердце животного. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.

Игра "Лев рычи, поезд свисти".

Задание "Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: "Рычи, лев, рычи!", вы начинаете рычать как можно громче, при этом изображая львиную стойку.

Затем дети встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он свистит и пыхтит. Давайте все вместе сначала попыхтим как можно громче, а теперь дружно скажем: "Ту-туууу". Паровоз может ехать медленно, быстро, с поворотами, со сменой машиниста. В конце игры может произойти "крушение", все валятся на пол.

Психогимнастическое упражнение "Зайчик".

Необходимо изобразить движения в соответствии с текстом:

Жил - был зайчик длинные ушки.

Отморозил Зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик.

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и волка нет.

И дают морковку на обед.

работа с детскими страхами

Стихотворение В. Кудрявцева "Страх"

У страха глаза велики,

У страха не зубы - клыки.

У страха, как бочка, живот.

У страха желание есть -

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает "Ах!"

А я ничего не боюсь:

Придумаю страх и смеюсь!

Стихотворение "Счастливая ошибка"

Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул: "Ах!"

Совсем наоборот:

Я крикнул: "Ха!",

И мигом страх забился под забор.

Он струсил сам!

И слово "Ах!" я позабыл с тех пор.

"Ребята, вам надо запомнить слово "Ха!" и всегда говорить страху, чтобы он вас сам боялся.

Игра "Охотник и Заяц".



Играют два ребёнка. Они встают напротив друг друга. Им обоим завязываются глаза, и им придётся рассчитывать только на свои уши. Все остальные участники выстраиваются по краю поля, чтобы Охотник и Заяц не ударились. Задача Зайца перебежать через поле. Охотник пытается найти точное место Зайца и поймать его.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница