Коммуникационный менеджмент



Скачать 82.02 Kb.
Дата16.02.2016
Размер82.02 Kb.
Тема 6. Коммуникационный менеджмент
Цель: рассмотреть понятия и основные виды коммуникаций, а также влияние коммуникаций на эффективную деятельность организации
План

1. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте.



2. Коммуникации как ценность современного менеджмента

3. Принципы управления коммуникациями. Коммуникационные барьеры и их преодоление
1. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Поскольку организация представляет собой структурируемый тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

Цели коммуникаций.

1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

2. Совершенствование межличностных отношений в процес­се обмена информацией.

3. Создание информационных каналов для обмена инфор­мацией между отдельными сотрудниками и группами и коорди­нации их задач и действий.

4. Регулирование и рационализация информационных по­токов.

В зависимости от способа обмена информацией различают:

- межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

- коммуникации на основе письменного обмена инфор­мацией.

Межличностные коммуникации делятся на:

- формальные или официальные (определяются политикой, пра­вилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам)



- неформальные. (не следуют общим правилам данной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками органи­зации).

Сети неформальной организационной коммуникации суще­ствуют в силу стремления работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных органи­зационных коммуникаций.

Система неформальных коммуникаций способна рождать слухи, которые могут отрицательно сказаться на эффективности коммуникаций.

Типичная информация, передаваемая по каналам нефор­мальных коммуникаций:

-.предстоящие сокращения производственных рабочих;

- новые меры по наказаниям за опоздание;

- изменения в структуре организации;

- грядущие перемещения и повышения;

- подробное изложение спора двух руководителей на' по­следнем совещании по сбыту;



  • кто кому назначает свидания после работы.

Существуют две точки зрения, каким образом свести к ми­нимуму эти слухи:

- распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации;

- поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной информационной связи.

Среди формальных организационных коммуникаций выде­ляют:

вертикальные, ( когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой)

горизонтальные (между различными подразделениями, предназначающиеся для координации- деятельности различных подразделений.)

Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделя­ются на:

- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содер­жит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип ком­муникаций непосредственно связан с руководством и контро­лем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:



- вербальные (словесные);

- невербальные, призванные осуществить обмен информа­цией без применения слов, например с помощью жестов, инто­наций голоса и т.д.

Вербальные и невербальные формы коммуникаций не всегда и необязательно исключают друг друга. Как правило, интерпрета­ция адресатом (получателем) послания строится не только на сло­вах, но и на таких элементах, как жесты и выражения лица, кото­рые сопровождают слова передающей стороны

2. Коммуникации как ценность современного менеджмента

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений

В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых эле­мента:



- отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;

- сообщение;

- канал или средство передачи информации;

- получатель (адресат) - лицо, которому предназначена ин­формация и которое интерпретирует ее.

Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:

- зарождение идеи или отбор информации;

- выбор канала передачи информации;

- передача сообщения;

- интерпретация сообщения.

При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

Управление опирается на коммуникации, но оно и создает коммуникации. Формирование коммуникаций происходит в процессах работы с персоналом, распределения функций и полномочий, мотивации и контроля деятельности. Управление может вносить разлад в систему коммуникаций, вызывать напряженность в отношениях между людьми, создавать конфликтные ситуации и, наоборот, управление может нести дух партнерства и сотрудничества, доброжелательства и уважения, внимания и уверенности.
Коммуникации выступают в качестве необходимой ценности современного менеджмента. Эта ценность реализуется в каждом акте управленческой деятельности. Ее реализация должна сознательно закладываться в процессы и механизмы менеджмента. Практически это выглядит в виде аксиологического анализа, скажем, целей, управленческих решений, ситуаций. Такой анализ показывает, что несет в себе то или иное решение – заряд сотрудничества и гармонизации отношений или противоречия, конфликты, напряженность обстановки.
Управление должно учитывать и определять вид коммуникаций.
3. Принципы управления коммуникациями. Коммуникационные барьеры и их преодоление

Коммуникация считается успешной, если получатель инфор­мации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, кото­рый в нее вкладывает отправитель, те менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация

Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуни­кации, называются коммуникационными барьерами

Различают коммуникационные барьеры макро- и мик­роуровня

Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом

Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной ком­муникации в конкретных узких сферах

Десять заповедей успешной коммуникации

1 Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладыва­емые в послание

2 Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.

3 Проанализируйте все физическое и человеческое окру­жение при любой коммуникации

4 Проконсультируйтесь с другими при планировании ком­муникации

5 Обратите самое пристальное внимание но интонацию и основное содержание сообщения

6 Воспользуйтесь возможностями, когда они предоставля­ются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата

7 Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация

8 Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, ни и на завтра

9 Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам

10. Учитесь умению слушать другого
Управление коммуникациями необходимо строить на принципах, определяющих внимание менеджера к этой стороне его деятельности менеджера, а также научный подход к формированию системы коммуникаций в организации.

- Принцип формирования структуры коммуникаций, отвечающей потребностям сотрудничества, партнерства и компетентности.


- Принцип регулирования масштабов коммуникаций для определенных должностных лиц и подразделений. Такое регулирование проявляется не только в организационных положениях, но и в текущей деятельности менеджера.
- Принцип информационного обеспечения коммуникаций, распределение информации для установления и поддержания необходимых коммуникаций
- Принцип регулирования коммуникативной нагрузки различных звеньев организации.
- Принцип сочетания и гармонизации межличностных и межгрупповых коммуникаций.
Принцип учета неформальных коммуникаций и использования их в процессах управления.

- Принцип локализации негативных коммуникаций и снижения их влияния на деятельность людей.


Тесты по теме
 1. Вербальные средства общения представляют собой:

а) Деловые отношения, приносящие успех.

б) Виды общения в экстремальных ситуациях.

в) Средства обработки информации.

г) Общение посредством речи.

д) Не словесные средства общения.

 

2. Понятие «доминантная модальность» определяется следующим образом:

а) Это установка на эффективные коммуникации.

б) Это характер человека, определяющий успех его общения.

в) Это привычки поведения.

г) Это внутренняя организованность человека.

д) Это импульс подсознания, определяющий поведение человека.

 

3. Следующие факторы организационного поведения определяют успех переговоров:

а) Опыт и знание дела.

б) Знание или интуитивное ощущение интересов партнера.

в) Учет факторов организационного поведения.

г) Объем и ценность информации по предмету переговоров.

д) Подготовительная работа, сценарий переговоров.

 

 

4.Роль технических средств в достижении эффективности коммуникаций проявляется в том, что они:

а) Расширяют круг общения.

б) Позволяют обрабатывать больше информации.

в) Устраняют психологические последствия нежелательных личных контактов.

г) Позволяют экономить время на посещении филиалов, отделений и пр.

д) Повышают оперативность в заключении контрактов.

 

 5. Следующие факторы поведения характеризуют невербальные средства общения?

а) Использование телефона, факса, компьютера.

б) Наказание служащего за невыполнение работы.

в) Поощрение за хорошую работу и достижение высоких результатов.

г) Проведение собеседований и переговоров.

д) Взгляд и поза в беседе с человеком.

 

Вопросы для самопроверки




  1. Что такое коммуникации

  2. Как классифицируются коммуникации

  3. Какие принципы коммуникаций знаете


Литература


  1. Экономика, основанная на знаниях. Учебное пособие под ред. А.Л. Гапоненко. – М.:Изд-во РАГС, 2006.

  2. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник/Под ред. проф. Н.В. Войтоловского, проф. А.П. Калининой, проф. И.И. Мазуровой. 2е изд., перераб. и доп.- М.: Высшее образование, 2006.

  3. Руденко В. И. Менджмент. Пособие для аодготовки к экзаменам . Ростов н/Д: Феникс, 2003. 192 с.

  4. Ганич Я.В. Менеджмент. Практикум по менеджменту для студентов экономических специальностей. - Петропавловск-Камчатский: Камчат ГТУ, 2003. - 74 с.

  5. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. Электронное издательство. Русский импульс 2005.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница