Комельских Л. В. заведующий доу



страница1/8
Дата21.05.2016
Размер1.17 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8




Авторский коллектив:


Комельских Л.В. – заведующий ДОУ

Ларина Ж.Ю. – заместитель заведующего

Подрядчик В.В.- старший воспитатель

Петц Г.И.-инструктор по физической культуре

Карчевская С.В.-музыкальный руководитель

Яшкина Е.Н.-учитель-логопед


























  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 167 города Тюмени является звеном муниципальной системы образования города Тюмени, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении физического и психического здоровья, развитии индивидуальных особенностей, усвоении детьми обязательного минимума содержания учебных программ, реализуемых в образовательном учреждении.

Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 29. 12. 12, № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Основополагающей целью образовательной деятельности детского сада является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью все задачи программы можно разделить на три блока.


  1. Задача адаптации:

- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

2. Задачи социализации:

- приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;

- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

3. Задачи самоутверждения:

- создание благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями;

- развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как

субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.
Принципы и подходы к формированию Программы

Обязательная часть Программы построена на содержании пилотного варианта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. И основывается на следующих принципах подходах:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество ДОУ с семьей;

- учет этнокультурной ситуации развития детей;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок активен в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Так же Программа опирается на научные принципы:

принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач;

сочетают принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеется возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму";

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Программа построена на принципе гуманизации, что означает

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка,

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка,

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Принцип дифференциации и индивидуализации образования

обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями,

интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через

создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом

индивидуальных особенностей его развития.

Принцип непрерывности образования предполагает связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развитие каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

Соблюдение принципа преемственности предполагает формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, произвольности.



Принцип системности. Образовательная программа представляет собой целостную систему: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание Программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:



  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

  • формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.



Значимые для реализации Программы характеристики, в том числе особенности развития детей раннего и дошкольного возраста.

Детский сад посещают дети от 2 до 7 лет, жители Заречных микрорайонов города Тюмени, возрастные особенности воспитанников детского сада соответствуют возрастным особенностям, описанным в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Хотелось бы отметить, что по результатам социологических исследований, проводимых на протяжении последних пяти лет, контингент воспитанников многонациональный, более 80% детей, посещающих детский, являются русскими и до 10 % воспитанников детского сада – дети других национальностей. Данная социальная ситуация ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания у дошкольников чувства патриотизма и толерантности к представителям других народностей и формирования интереса как к русской истории и культуре, так и других народностей.

На протяжении последних лет наблюдается увеличение количества детей с речевой патологией, что является общей российской тенденцией. До 50 % воспитанников имеют нарушения речи и нуждаются в помощи логопеда, что требует усиления работы по таким областям общеобразовательной программы, как «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».



Современная социокультурная ситуация развития ребёнка

1) Бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек) определяет агрессивность доступной для ребенка информации.

2) Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью обуславливает разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру.

3) Сложность окружающей среды с технологической точки зрения приводит к нарушению устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, следовательно, уже на этапе дошкольного детства необходимо формирование универсальных, комплексных качеств личности ребенка.

4) Быстрая изменяемость окружающего мира требует новых методологий познания мира ребёнком и овладения комплексным инструментарием познания мира.

5) Быстрая изменяемость окружающего мира – ребёнок должен научиться понимать важность и неважность (второстепенность) информации, возникает необходимость в отборе содержания дошкольного образования, усилении роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания.

6) Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов оказывает негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое требует возрастания роли инклюзивного образования и влияния на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

«Приоритетные направления деятельности»

(часть программы, формируемая участниками образовательных отношений)

Физическое развитие детей, охрана и укрепление здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни - первостепенная задача и приоритетное направление дошкольного учреждения, так как здоровый образ жизни – это фундаментальная человеческая ценность.

Поэтому Программа носит здоровьесберегающее направление, которое в свою очередь предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности, реализацию принципов и комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого – педагогических условий для развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.



Работа с одарёнными детьми.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одними из важнейших аспектов деятельности д/саду.



Дети, склонные к высоким достижениям, могут проявить себя в следующих областях:

•  общие интеллектуальные способности;

•  конкретные академические способности;

•  творческое или продуктивное мышление;

•  лидерские способности;

•  художественные и исполнительские искусства;

•  психомоторные способности.

Палитра одаренности:

• Общая (умственная одаренность);

Художественная одаренность (этот вид одаренности отражает высокий творческий потенциал человека: искусство, литература, музыка, прикладное искусство и т. д.);

• Социальная одаренность (проявляется в умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективныеотношения; основой социальной одаренности является социальный интеллект);

• Спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы)).

Одаренные дети в детском саду

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.

Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.



Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда



Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Главным принципом  работы с одаренными детьми является   принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Мы придерживаемся мнения, что для успешного развития одаренности необходимо создание предметно - развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через:



  • предметно - развивающую среду группы, способствующей познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении;

  • регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;

  • индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом, занятих, организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;

  • оказание помощи родителям в развитии у детей каких либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, педагогические лаборатории и т.п.;

  • взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.


Проектная деятельность, как приоритетное направление, способствует развитию у детей способности мыслить, рассуждать, делать выводы и использовать прежний опыт для получения новых знаний.

Тематика образовательных проектов определяется в соответствии с темами комплексно – тематического планирования, с учётом инициативы и интересов детей.



Условия для эффективного осуществления проектной деятельности

  • методическая подготовка педагогов;

  • создание условий в развивающей предметно - пространственной среде;

  • взаимодействие детского сада с семьями воспитанников;

  • обеспечение системности в процессе развития познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников;

  • повышение качества освоения детьми представлений и понятий в рамках проекта (осознанность, умение использовать знания при решении практических задач);

  • ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения);

  • развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования представлений;

  • усвоение детьми терминологии проекта;

  • повышение уровня познавательной активности в ходе проекта.

Планирование и принципы образовательной деятельности

Планирование составляет одну из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка. Планирование предусматривает альтернативные виды деятельности, так как детально спланировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления (внезапное изменение погоды, интерес ребёнка к объекту и т.п.) вносят свои коррективы в деятельность. Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на определённый промежуток времени (в соответствии с примерным комплексно - тематическим планированием — на тематический период).



Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Тематика образовательного процесса, на рассмотрение одной темы отводится две недели (см. Приложение 1)



Образовательные задачи объединяют проектирование развивающей предметно - пространственной среды, разработку содержания деятельности и общения педагога с детьми и их родителями.

Планирование на тематический период строится на основе образовательных задач. Планирование образовательного процесса строится с учётом следующих принципов:



Принцип последовательности. Формулируются образовательные задачи на тематический период, решение которых предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми:

• подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;

• вводятся новые слова в активный словарный запас;

• создаётся развивающая предметно - пространственная среда.



Принцип интеграции. В основе — установление системных связей между образовательными задачами разных образовательных областей через их дополнение и взаимное обогащение. Например, освоение пространственных представлений, знакомство с математическими понятиями формируется в конструировании, формировании элементарных математических представлений, на занятиях музыкой и физической культурой.

При построении образовательного процесса, подчиняющегося принципу интеграции, образовательные задачи также интегрируются и способствуют комплексному развитию ребёнка. Разные виды деятельности при планировании становятся инициирующим началом интеграции. Например, чтение рассказа о природе может активизировать исследовательскую деятельность детей в ближайшем природном окружении, передачу образов животных в лепке или рисовании, разыгрывание сюжетов рассказа в свободной сюжетной игре.

Представления детей о театре, обобщённые в познавательной деятельности, могут найти отражение в детских рисунках, сочинении рассказов, конструировании театральной сцены, изготовлении афиши на занятии по аппликации и завершиться проведением театральной постановки, досуга.

Воспитатель самостоятельно определяет последовательность организованной деятельности, обеспечивая баланс разных видов активности детей. Воспитатель для решения тех или иных задач может заменять одни виды деятельности другими в рамках времени, отведённого для них в режиме дня.

Педагоги поддерживают связь специально организованной деятельности с детьми с их повседневной жизнью, предусматривающую возможность ещё раз вернуться к тому, что происходило на занятиях, продолжить работу над своей поделкой, практически использовать полученные знания (например, учились устанавливать взаимно однозначное соответствие двух групп предметов на математике, а затем сравнивают количество машин и ≪водителей≫ в игровом уголке, количество чашек и блюдец при сервировке стола).

Комплексно - тематический принцип. В основе — выбор определённой темы в соответствии с интересами и возможностями детей. Событийная организация образовательной деятельности в условиях комплексно - тематического планирования расширяет многочисленные возможности для детской практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Каждая тема предполагает вариативный подход к выбору форм, методов, видов деятельности, их количество может быть уменьшено или увеличено с учётом заинтересованности детей. Для реализации содержания программы рекомендуется внедрять в педагогическую практику следующие формы образовательной деятельности: экскурсии, исследования и опыты, наблюдения с комментариями происходящего и обсуждениями, путешествия по природноклиматическим зонам нашего края; театрализованные игры, игры - драматизации, игры - импровизации; творческие мастерские; фольклорные игры, фестивали народного творчества; календарно – обрядовые праздники; создание коллективных продуктов (тематических плакатов, атрибутов для оформления среды группы), музыкально - литературные гостиные для детей и родителей; тематические развлечения,

спортивные праздники, соревнования и др. Выбор той или иной формы деятельности должен быть педагогически обоснован и целесообразен.

Освоение детьми определённого содержания завершается организацией того или иного события - праздника, соревнования, досуга, выставки, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи. Подобные мероприятия служат своеобразным средством контроля за ходом педагогического процесса, в сценарии включаются соревновательные моменты, элементы викторин, практические задания, требующие применения полученных знаний.

При организации совместной деятельности с детьми учитывается:

• организация развивающей предметно - пространственной среды группы: столы кругом, полукругом, веером; на ковре, у окна, на улице и т.п.;

• организация коллективного просматривания детских работ (обращается внимание на успех того или другого ребёнка, оригинальность решения);

• предоставление возможности каждому ребёнку осуществить самоконтроль результатов деятельности, сравнить свой результат с результатом других детей.

Через планирование объединяется деятельность воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя –логопеда, психолога.

Освоение тематического содержания программы начинается с ≪погружения≫ ребёнка в мир образов природы, предметов, явлений окружающего мира. Интегрированный подход исходит из природы детского возраста, когда мир воспринимается нерасчленённым на части, как единое целое, освоение которого ребёнок начинает от своего ≪Я≫, когда закладываются основы социального опыта и духовно – нравственного развития личности.

Структура примерного комплексно-тематического планирования включает:

• сквозную тему каждого тематического периода, объединяющую все способы познания;

• формы работы, отражающие соответствующее содержание по решению образовательных задач, которые воспитатель может изменять с учётом инициативы детей:

увидеть (наблюдение за окружающей действительностью);

услышать (звуки окружения);

обыграть;

создать продукт самостоятельной деятельности.

Обеспечение достижения воспитанниками готовности к школе.

Существенным моментом в работе педагогического коллектива является переход ребёнка из детского сада в начальную школу, а именно обеспечение необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им образовательных программ начальной ступени общего образования, обеспечение преемственности на данных ступенях образования. По итогам окончания ДОО, заполняется «Индивидуальная карта развития ребёнка» на каждого воспитанника.



Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры Программы даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).



Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством

общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.


  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Педагогическая диагностика

Мониторинг освоения Программы проводится в мае. В проведении мониторинга участвуют воспитатели, узкие специалисты детского сада. Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики в течение учебного года.

Критерии оценки индивидуального развития детей соответствует критериям оценки предложенным примерной общеобразовательной Программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, в которой представлены возрастные особенности психофизического развития детей 2–7 лет; возрастные особенности детей раннего возраста (0–2 года) даны в разделе по раннему возрасту.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Кроме того, педагоги создают в ходе образовательного процесса диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Инструментарий для педагогической диагностики — план, диагностические карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его индивидуального образовательного маршрута или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

На основе проведенных методик выстраивается индивидуальная траектория развития.




Мониторинг освоения Программы

Группа детского сада


Дата проведения мониторинга




Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям


Физическое развитие



Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие



Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Итоговый результат



Для детей старшего дошкольного возраста, два раза в год, в сентябре и в апреле проводится мониторинг физической подготовленности, результаты заносятся инструктором по физической культуре в протоколы, итоги мониторинга анализируются, намечается перспектива в работе.

Для детей подготовительной группы два раза в год, в сентябре, в апреле проводится мониторинг готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, разработанный на основе комплекта диагностических материалов по оценке и учёту индивидуальных особенностей развития детей 5 – 7 лет под редакцией академика РАО М.М. Безруких.

Результаты мониторинга готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста и результаты педагогической диагностики заносятся в «Индивидуальную карту развития ребёнка старшего дошкольного возраста», которая передаётся родителям.

Так же ежегодно проводится Мониторинг уровня удовлетворённости родителей качеством услуг, предоставляемых в детском саду. Данный мониторинг проводится в апреле в виде социологического опроса родителей воспитанников, количество респондентов не менее 75 % от списочного состава воспитанников.





Оцениваемые признаки



Оценили

Да, в полной мере

Да, частично

Скорее нет, чем да

Нет удовлетворенности

1

Учитывает ли педагог индивидуальные особенности Вашего ребенка?













2

Удовлетворяет ли Вас предметно-игровая среда, созданная в группе?













3

Способствуют ли условия дошкольного учреждения развитию способностей ребенка:

-интеллектуальных













-музыкальных













-художественно-эстетических













-физических













4

Считаете ли Вы, что образовательный процесс дошкольного учреждения способствует сохранению здоровья Вашего ребенка?













5

Оцените степень удовлетворенности результатами достижений Вашего ребенка:




-уровнем развития
















-уровнем воспитанности
















-уровнем освоения образовательной программы













6

Удовлетворены ли Вы спектром дополнительных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением?













7

В полной ли мере Вы информированы о работе дошкольного образовательного учреждения?













8

Считаете ли Вы, что Ваш ребенок готов к школе (для родителей детей выпускных групп)?













9

Оцените степень удовлетворенности профессиональными качествами воспитателя, его готовности к внедрению новых методик, технологий в образовательный процесс?













10

Оцените степень удовлетворенности взаимоотношений между педагогами учреждения и родителями













11

Оцените степень удовлетворенности взаимоотношений между администрацией образовательного учреждения и родителями по организации образовательных услуг в сфере дошкольного образования













12

Режим работы детского сада удобен для родителей?













13

Педагоги предоставляют консультационную и иную помощь родителям в вопросах воспитания ребенка













14

Родителям предоставляется возможность участия в управлении детским садом, внесения предложений, направленных на улучшение его работы?













15

Предложения родителей оперативно рассматриваются администрацией и педагогами детского сада, учитываются при дальнейшей работе?
















Помимо ответов на имеющиеся вопросы родители могут внести предложения, пожелания, замечания по организации работы ДОУ. Итоги данного мониторинга (социологического исследования) позволяют выявить запросы и пожелания родителей, скорректировать план работы учреждения на перспективу.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Описание образовательной деятельности

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», обязательная часть


«Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе




Задачи социально-коммуникативного развития



Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка

с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками




Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств















Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до

конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека








Формирование основ безопасности.

Формирование первичных представлений



о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.


Характеристика сюжетной самодеятельной игры

  • Основа сюжетно - ролевой игры – воображаемая ситуация.

  • Характерная черта – самостоятельность детей.

  • Через игру ребёнок воплощает свои взгляды, представления.

  • Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают.




Предпосылки сюжетно - ролевой игры

  • Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно - игровую деятельность ребёнка, используя разнообразные игрушки и предметы.

  • Второй этап – отобразительная игра. Действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта.

  • Третий этап – сюжетно - отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.




Уровни формирования взаимоотношений в сюжетно - ролевой игре (А.П. Усова)

  • Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей.

  • Уровень одиночных игр. Ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть.

  • Уровень игр рядом. Дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью.

  • Уровень кратковременного общения. Ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу.

  • Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры.

  • Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий.




Компоненты сюжетно-ролевой игры

  • Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

  • Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

  • Роль – игровая позиция, ребёнок отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребёнку ряд требований, способствующих формированию психических процессов:

  • Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребёнка способности определённым образом в них ориентироваться.

  • Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.




Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения

в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил












Специфика реализации образовательной области «Социально -коммуникативное развитие»

Игра, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Характеристика сюжетной самодеятельной игры

  • Основа сюжетно - ролевой игры – воображаемая ситуация.

  • Характерная черта – самостоятельность детей.

  • Через игру ребёнок воплощает свои взгляды, представления.

  • Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают.


Предпосылки сюжетно - ролевой игры

  • Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно - игровую деятельность ребёнка, используя разнообразные игрушки и предметы.

  • Второй этап – отобразительная игра. Действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта.

  • Третий этап – сюжетно - отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.





Уровни формирования взаимоотношений в сюжетно - ролевой игре

  • Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей.

  • Уровень одиночных игр. Ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть.

  • Уровень игр рядом. Дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью.

  • Уровень кратковременного общения. Ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу.

  • Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры.

  • Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий.





Компоненты сюжетно-ролевой игры

  • Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

  • Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

  • Роль – игровая позиция, ребёнок отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.


Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребёнку ряд требований, способствующих формированию психических процессов:

  • Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребёнка способности определённым образом в них ориентироваться.

  • Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.






Раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Компоненты патриотического воспитания


Содержательный

Эмоционально-побудительный

(эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)



Деятельностный

(отражение отношения

к миру в деятельности)


  • Культура народа, его традиции, народное творчество

  • Природа родного края и страны, деятельность человека в природе

  • История страны, отражённая в названиях улиц, памятниках

  • Символика родного города и страны (герб, гимн, флаг)

  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому, к родной природе и родному языку

  • Интерес к жизни родного города и страны

  • Гордость за достижения своей страны

  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому, восхищение народным творчеством

  • Уважение к человеку – труженику и желание принимать посильное участие в труде

  • Труд

  • Игра

  • Продуктивная деятельность

  • Музыкальная деятельность

  • Познавательная деятельность





Раздел «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Виды труда




  • Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию);

  • Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребёнка, совместная деятельность);

  • Ознакомление с трудом взрослых;

  • Ручной труд (мотивация – сделать приятное взрослому, другу - ровеснику, младшему ребёнку);

  • Труд в природе







Формы организации трудовой деятельности:

  • Поручения: простые и сложные; эпизодические и длительные; коллективные и индивидуальные;



  • Коллективный труд (не более 35-40 минут);



  • Дежурство (не более 20 минут):

формирование общественно - значимого мотива; нравственный, этический аспект






Каталог: upload -> docs
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
docs -> Галимзянова ильхамия исхаковна
docs -> Студентов в профессиональном образовании
docs -> Цинарева Тамара Алтыбаевна Формирование педагогических команд как средство повышения кадрового потенциала вуза
docs -> К инновационной деятельности
docs -> Статья «Методика организации самостоятельной работы студентов, отвечающая современным требованиям фгос 3-го поколения»
docs -> Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
docs -> Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница