Коллективный способ обучения на уроках математики



Дата22.02.2016
Размер76.5 Kb.
ТипИзложение
Коллективный способ обучения на уроках математики.

Л.Д. Забуга, учитель математики

МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа»
Страшная это опасность- безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека; и ни одна школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, в сфере мысли.

В.А. Сухомлинский.

Автором коллективного способа обучения (КСО) является Александр Григорьевич Ривин, который смог подготовить учеников по своей системе обучения за менее чем полгода к экзаменам за курс гимназии. Он обучал одного ученика, обученный им ученик вместе с Ривиным обучали уже 2-х учеников и т. д. Многие потом пытались возродить этот способ.

В современной школе методом КСО обучал в экспериментальных классах Виталий Кузьмич Дьяченко, заведующий кафедрой Красноярского краевого института усовершенствования учителей, кандидат педагогических наук.

Этим способом обучал школьников и Роман Григорьевич Хазанкин, директор компьютерной Белорецкой школы Башкирии, заслуженный учитель школ РСФСР, кандидат педагогических наук. Мне посчастливилось быть у него на занятиях в 1990 году.

Я много читала об этом способе обучения, но как то особого значения этому способу не придавала: использовала блочную подачу знаний и придерживалась лекционно- зачетной системы. При блочной подаче знаний использовала опорные конспекты Виктора Федоровича Шаталова. Ривина

После курсов у Хазанкина в своей работе я объединила и КСО, и блочную подачу материала, и систему Шаталова.

Изложение материала большими блоками, доказал П.М. Эрдниев, позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были отдельные теоремы, правила, параграфы. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что ждет впереди.



В.Ф.Шаталов поэтапно формировал знания и способы деятельности.

  • Первый этап – развернутое, образно – эмоциональное объяснение учителя отобранных для урока .

  • Второй этап – сжатое изложение учебного материала по опорному конспекту.

  • Третий этап – изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает в свой альбом.

  • Четвертый- работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

  • Пятый- письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке

  • Шестой – ответы по опорным сигналам( письменные и устные: тихие, магнитофонные, по листам взаимоконтроля и т. д.)

  • Седьмой- постоянное повторение и углубление изученного материала ( организация взаимопомощи- «педагогический десант» не только одноклассниками, но и между младшими и старшими.

В.К. Дьяченко, совершенствуя КСО А.Г.Ривина, выделил следующие этапы:

  1. Двукратное изложение нового материала по опорному конспекту.

  2. Ученик перерисовывает опорный конспект и раскрашивает. В это время он задает непонятный вопрос учителю или однокласснику

  3. Ученик читает тему по учебнику и отвечает на вопросы вопросника

  4. Ученик отвечает «Учителю» на все вопросы программы- вопросника

  5. Ученик решает задачи, указанные в программе вопросника

  6. Проверка решения задач тем учеником, который идет впереди

  7. Если ученик закончил изучение темы, он занимается олимпиадными заданиями

  8. Повторное изучение материала и решение более трудных задач

  9. Непосредственная подготовка к экзамену

  10. «Экзамен»

  11. Сдавший «экзамен, готовит своего товарища к «экзамену»

Р.Г.Хазанкин придерживался системы Дьяченко, но у него обязательно ученики старшего класса работали по этой же системе с учениками младшего класса.

Конечно, метод В.Ф.Шаталова хорош, но как-то у меня на практике не получалось то, о чем говорил автор. Использовать метод А.Г.Ривина в чистом виде тоже не получалось. Но проработав теоретически эти технологии, изучив технологии проектов на курсах повышения квалификации в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов, я определила для себя КСО в таком виде:



Первый этап. Излагаю целую тему, на которую отводится 5-8 часов, используя опорные конспекты, заготовленные на альбомных листах, и раздаю ученикам в начале урока. Раньше, как и В.Ф. Шаталов, переносила опорный конспект на лист ватмана. Сейчас, когда есть возможность сделать опорный конспект в виде презентации темы, можно привлечь к этому учеников старших классов при изучении темы с помощью КСО, а в 5-7 классах делаю презентацию сама. Объясняю теорию, используя опорный конспект или презентацию, и сразу же устно с помощью тренинга отрабатываем навык решения заданий на уровне стандартов. Второй раз повторяю материал, только выделяя основные мысли. На этом же уроке раздаю детям памятки . На этом же уроке раздаю индивидуальные планы. Это обыкновенная таблица с номерами заданий по рассматриваемым пунктам учебника на оценки «3», «4», «5»

«Памятка при подготовке индивидуальной темы дома»

  1. По опорному конспекту учителя вспомни материал, который изучался на уроке.

  2. Внимательно изучи текст учебника

  3. Составь свой опорный конспект.

  4. Выполни задания, данные в опорном конспекте учителя.

  5. Подготовься к объяснению учебного материала.

  6. Выполни, по возможности, задания из таблицы по своему материалу.

« Памятка при работе в группе»

  1. Сравните опорные тексты в группе. Оцените каждый опорный конспект членами группы.

  2. Старший в группе рассказывает учебный материал всем остальным членам группы с помощью опорного конспекта.

  3. По предложению старшего ученика в группе, материал рассказывают все остальные по очереди или по цепочке.

  4. Коллектив оценивает работу каждого и оценки заносят в сводную ведомость, заготовленную учителем.

  5. По окончании работы старший ученик докладывает о готовности группы к общению в парах сменного состава.

Нормы оценок за работу в группе.

Отметка «5»



  • Конспект выполнен полно, понятно, кратко, оригинально.

  • Ученик объясняет по конспекту материал четко, понятно, полно.

  • Определения, понятия, теоремы формулирует без опорного конспекта.

  • Отвечает на все вопросы членов группы.

Отметка «4»

  • Конспект выполнен полно, понятно, кратко, с незначительными неточностями.

  • Ученик объясняет по конспекту материал четко, понятно, полно.

  • Определения, понятия, теоремы формулирует без опорного конспекта.

  • Отвечает не на все вопросы членов группы.

Отметка «3»

  • Конспект выполнен понятно, кратко, но не совсем полно.

  • Ученик объясняет материал понятно, но не полно.

  • Определения, понятия, теоремы формулирует с помощью опорного конспекта.

  • Отвечает не на все вопросы членов группы.

Отметка «2»

  • Во всех остальных случаях

«Памятка при работе в парах сменного состава ПСС»

При работе в ПСС один школьник играет роль учителя, другой- роль ученика.



  1. Учитель объясняет материал с помощью опорного конспекта, показывая выполнение практических заданий.

  2. После объяснения ученик задает уточняющие вопросы учителю , потом рассказывает этот материал, работает с «Тренажером», Выполняет упражнения для контроля.

  3. Меняются ролями

  4. Выставляют друг другу отметки и заносят их в сводную ведомость на столе учителя

  5. Меняют пару по схеме.

Нормы оценок за работу в ПСС

Отметка «5»



  • Ученик объясняет по конспекту материал четко, понятно, полно.

  • Определения, понятия, теоремы формулирует без опорного конспекта.

  • Отвечает на все вопросы учителя и ученика.

Отметка «4»

  • Ученик объясняет по конспекту материал четко, понятно, полно.

  • Определения, понятия, теоремы формулирует без опорного конспекта.

  • Отвечает не на все вопросы учителя, ученика.

Отметка «3»

  • Ученик объясняет материал понятно, но не полно.

  • Определения, понятия, теоремы формулирует с помощью опорного конспекта.

  • Отвечает не на все вопросы учителя, ученика.

Отметка «2»

  • Во всех остальных случаях

«Памятка при проверке выполнения заданий из таблицы».

  1. Проверяют правильность выполнения заданий, предложенных в таблице. Для этого меняются тетрадями и проверяют в парах задания по готовому решению, предложенному учителем.

Нормы оценок при проверке выполнения заданий из таблицы.

Отметка «5» Выполнены правильно все задания из таблицы.

Отметка «4»Выполнены все задания из таблицы на «4» и на»3.

Отметка «3»Выполнены все задания из таблицы на «3»



Отметка «2»Не все задания выполнены из таблицы на «3».

Индивидуальный план работы по теме.




Пункт 1

Пункт 2

Пункт 3

И т. д.

На «3»

Номера заданий










На «4»













На «5»













Дома ученики работают по памятке: «Памятка при подготовке индивидуальной темы дома»

Второй этап. Работа в группах по горизонтали. ( по памятке ).Если какая-то группа справилась с работой раньше, то группа распадается и каждый работает по своему индивидуальному плану до тех пор, пока не справится с работой напарник по работе в ПСС.

Третий этап. Работа в парах сменного состава ( по памятке и по схеме). Под первым номером стоит самый сильный ученик, а под последним – самый слабый. В группу входят ученики под номерами по горизонтали, поэтому группы разноуровневые, а в парах сменного состава работают группы по вертикали, поэтому пары примерно одноуровневые. Темп работы пар, образованных в столбце примерно одинаков, поэтому более сильные ученики за отведенное время справляются со всеми заданиями из таблицы. Слабые же учащиеся успевают выполнить задания только на «3». Если какая-то пара распадается раньше других, то эти ученики работают по индивидуальному плану.

1Иванов

1

1

1

1

пункт1

2Петров

2

2

2

2

пункт2

3Сидоров

3

3

3

3

пункт3

4Ващ

4

4

4

4

пункт4


Четвертый этап. Консультация и работа над сложными примерами.

Пятый этап. «Разбор полетов». Работают по «Памятке при проверке выполнения заданий из таблицы».

Шестой этап. Контрольная работа или самостоятельная работы контролирующего характера.

При изучении детьми учебного материала таким способом:

  • каждый ученик не может не работать на каждом уроке;

  • развивается речь у ученика, в том числе и математическая, что очень важно для более глубокого усвоения учебного материала;

  • на каждом уроке ребенок получает оценку, выставленную в сводную ведомость. Если эти отметки ученик подтверждает контрольной работой, то они все выставляются в журнал. Если нет, то в журнал за каждый урок выставляются оценки , полученные на контрольной работе. Ученики, недовольные результатами своей работы, могут пересдать тему через 2-3 урока во внеурочное время;

  • налицо обучение учеников по их способностям (уровневая дифференциация, по сложности, по объему задания, по темпу усвоения)

  • Предоставляются большие возможности для творчества учителя и творческого развития школьников. В век компьютеризации ученики могут опорные тексты выполнять в форме презентации, в форме проектов. Моделировать тренажеры в виде тестов;

При традиционной системе работы ученик и учитель порой стоят по разные стороны баррикады. Ученик не хочет учиться – учитель старается формировать у этого ученика потребность в знаниях, привить интерес к знаниям. При КСО – ученики учат друг друга, учитель только направляет их работу.

Но есть и трудности при этом:

  1. Трудоемкая работа для учителя – разработка уроков, на которых используется КСО. Но это продолжается до тех пор, пока не будет сформирован банк таких разработок.

  2. Занятия выходят за рамки урока. С теми учениками, которые пропустили занятия, обязательно надо дорабатывать или учителю, или ученику вне урока.


Литература.
1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М. «Просвещение», 1999г
2. Роберт И.В.Современные информационные технологии. М. «Школа – Пресс,2004г.
3. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М. «Педагогика»,1980г.
4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М. «Педагогика»,1980г.
5. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М. «Педагогика»,1989г.
6.. Эрдниев М.П.Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М. 1992г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница