Коллектив как объект и субъект воспитания



Скачать 87.45 Kb.
Дата20.04.2016
Размер87.45 Kb.
Коллектив как объект и субъект воспитания
Основная идея, отражающая современный, личностно-ориентированный подход к работе с ученическим коллективом, заключается в том, что коллектив должен являться для педагога не самоцелью, а средством воспитания каждого ребёнка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности. В этом случае ученический коллектив и каждого отдельного ученика можно рассматривать как взаимодействующих субъектов воспитания, а взаимодействие «ученический коллектив – ученик» – как сложную систему воспитывающих отношений, складывающихся в атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня адаптивности педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности.

Интеграция ребёнка в коллектив сверстников является необходимым условием развития социально важных качеств личности. Коллектив как высшая стадия развития социальной группы выступает субъектом воспитания, поскольку может оказывать воздействие на любого члена коллектива. Иначе говоря, становится возможным целенаправленно использовать его в целях инди­видуального развития каждого отдельного ученика. Поэтому в воспитательном процессе так важно формировать педагогически эффективный коллектив. Педагогическое воздействие на коллектив делает его объектом воспитания: воспитывая ученический коллектив, педагог тем самым усиливает эффективность воспитания каждого ребёнка.

Общепринятым определением коллектива в современной педагогике является следующее: коллектив – это группа людей, объединенных общественно значимой единой для всех целью, совместной деятельностью по достижению поставленной цели, имеющая органы самоуправления и строящая жизнь на основе деловых и эмоционально-психологических отношений.

Выделяют три педагогических функции ученического коллектива:



  • организационную: коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

  • воспитательную: коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

  • функцию стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В психолого-педагогической литературе выявлены следующие признаки коллектива: организационное единство группы, направленность групповой деятельности, подготовленность к групповой деятельности, психологическое единство, психологическая коммуникативность.

Важнейшими признаками коллектива являются сплочённость, общая организация дея­тельности, высокая личная от­ветственность за результаты совместных усилий. Педагогически эффективный ученический коллектив, кроме названных признаков, обладает и другими очень важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации. В результате разрешения противоречий возникают некоторые объективные условия (сформи­ровавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства «мы – коллектив» и др.) для раз­вития и проявления творческой индивидуальности, активно используются знания и опыт каждого ребенка в жизнедея­тельности коллектива, что очень ценно для обоих субъектов взаимодействия: как индивида, так и коллектива.

Стадии развития коллектива зависят как от внешних, так и от внутренних факторов. Развитие всегда связано с преодолением противоречий. Для развития коллектива – это преодоление противоречий между коллективом и отдельными учениками или группами (различный уровень развития), между перспективами коллектива и перспективами отдельных учащихся и групп, между нормами поведения, между ценностными ориентациями и т.д. Каждая стадия развития коллектива соответствует определённому виду социальной группы.


Деятельность педагога

при управлении развитием детского коллектива 1




Вид

группы


Характеристика

группы на данном этапе

развития


Задачи

по развитию

коллектива


Позиция педагога

Стиль

управления



1

Номинальная группа

Общее знакомство. Симпатии и антипатии друг к другу. Каждый сам по себе. Актив формальный. Первичное распределение обязанностей.

Определение общих целей и близких перспектив. Формирование деловых отношений в общей деятельности

Предъявляющий требования

Требующий, настраивающий, приказывающий

2

Группа-

ассоциация



Имеет общую цель, официальную структуру. Есть лидеры, стабильные деловые отношения, стабильный актив, группировки. Отсутствие единства, общих интересов.

Ведение группы от близких перспектив к средним и дальним. Формирование деловых отношений между группировками

Организатор

Основной – требующий. Вводится стиль коллегиальный, советующийся.

3

Группа-кооперация

Стабильная структура, характерно сотрудничество; положительные эмоционально-психологические отношения, актив авторитетный, ведёт всех за собой. Работа группы неритмична. Выражен пассив.

Формирование общественного мнения на основе единых ценностный ориентаций. Формирование эмоционального единства.

Помощник

Сочетание требующего с советующийся, консультирующийся. Вспомогательный – просящий, уступчивый

4

Группа-автономия

Внутренняя сплочённость, отсутствие группировок. Выражено стремление быть вместе. Дорожат честью группы.

Гармонизация личных и общественных интересов

Сотрудник

Ведущий – коллегиальный, консультирующийся.

5

Группа-коллектив

Согласованность личных и общественных интересов. Активность. Инициативность.

Связи с другими группами на основе сотрудничества и взаимодействия

Консультант

Консультирующийся, советующийся. Вспомогательный – соглашающийся



Продолжение табл.



Содержание деятельности педагога

Новообразования в коллективе

1

Предъявление единых требований. Выбор общей деятельности. Планирование и организация делового общения. Обучение деловому взаимодействию. Оценивание результатов.

Принятие общих целей. Складываются отношения ответственной зависимости, выделяется актив

2

Помощь активу. Создание атмосферы сотрудничества. Организация коллективного планирования, анализа и оценивания результатов деятельности.

Цели группы становятся привлекательными для её членов. Появление законов и норм жизни группы. Развитие самоуправления.

3

Коррекция положения личности в группе. Создание атмосферы взаимного доверия и уважения. Привлечение всех к коллективной деятельности через совместное целеполагание, планирование, осуществление деятельности, её контроль и анализ.

Цели группы стали мотивами деятельности её членов. Появление и укрепление традиций в группе. Существует чёткая система ответственной зависимости.

4

Развитие инициативы, активности каждого. Организация взаимодействия с другими группами.

Самостоятельность, сплочённость группы. Ценностно-ориентационное единство. Сложившееся самоуправление.

5

Использование влияния коллектива на воспитание личности. Создание условий для самореализации личности.

Высокая организованность, психологическое единство. Защищённость личности в коллективе.

Управление ученическим коллективом – это управление процессом его развития, использование возможностей коллектива для воспитания школьников (См. Приложение 6). Анализ работ И. П. Иванова, Ф. Я. Шапиро, Ю. М. Цейтлина, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, Н. Л. Селивановой и др., позволяет сформулировать следующие правила педагогического управления процессом воспитания в коллективе.



  1. Зависимость стиля педагогического руководства от степени развития ученического коллектива. На первой стадии формирования коллектива отношения «учитель – ученики» имеют субъект-объектный характер, по мере развития коллектива ученики становятся более активными, отношения между педагогом и воспитанниками постепенно приобретают субъект-субъектный, сотрудничающий характер.

  2. Всестороннее воздействие на коллектив. На коллектив оказывается воздействие не только самим воспитателем (классным руководителем), но и его коллегами, другими коллективами, общественностью, семьями учащихся.

  3. Внимание личностным потребностям членов коллектива. Личность не должна цениться ниже интересов коллектива.

  4. Сочетание контроля (педагогом) и самоконтроля (активом и членами коллектива) в коллективе.

  5. Сочетание руководства со следованием естественным потребностям воспитанников. («Не подавлять, а направлять!»).

  6. Формирование общих взглядов, интересов, переживаний. В коллективе каждым воспитанником должен актуализироваться не только свой опыт, но и опыт товарищей.

  7. Слияние персональных (межличностных) отношений (отношений друг к другу) с отношениями партнёрскими (к совместной деятельности) и мотивационными (к предмету деятельности) в дружеское единение членов коллектива. («Я охотно берусь за это дело, потому что со вместе мной им заняты мои лучшие друзья».)

  8. Избегание формализма. Дело не должно быть «для галочки», «потому что так надо непонятно, кому и для чего». Оно должно быть осознано воспитанниками как личностно и общественно значимое.

  9. Учёт и контроль факторов, определяющих положение личности в коллективе. Для этого педагогу необходимо постоянно изучать коллектив и личность воспитанников.

  10. Гибкость и своевременность разрешения конфликтов внутри коллектива. Педагог должен обеспечить всем чувство защищённости, не допустить появления в коллективе «изгоев», «людей второго сорта», «козлов отпущения».

  11. Постоянные и временные поручения внутри коллектива.

  12. Учёба актива. Актив необходимо готовить к соуправлению коллективом, учить, как осуществлять планирование и анализ, как создать идею и разработать проект, как сделать деятельность привлекательной для членов коллектива и т. д.

  13. Коллективные планирование, выбор и анализ деятельности.

  14. Смена характера деятельности. Деятельность не должна надоедать. Если она превращается в скучную рутину, необходимо либо по-другому распределить поручения внутри коллектива, либо освоить новый вид деятельности, либо придать знакомой деятельность новую направленность (умножить её количественно, направить на новые объекты).




1 Таблица приводится по изданию: Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Н.Н. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. С. 200-201.




Каталог: Studentam -> GOS-ISO
Studentam -> Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики
Studentam -> Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания
Studentam -> Собеседование
Studentam -> Дневник по преддипломной
GOS-ISO -> Документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Studentam -> Тема Аспекты исследования творчества
GOS-ISO -> Закономерности и принципы обучения
GOS-ISO -> Понятие о методах воспитания. Характеристика методов воспитания Метод воспитания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница