«Когда семья коллектив»



Скачать 91.26 Kb.
Дата25.04.2016
Размер91.26 Kb.

Консультация для родителей:

Тема: «Когда семья – коллектив»

Воспитатель: Гунтик Н.Н.

МАДОУ «Детский сад «Солнышко»

комбинированного вида»

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно
переоценить. Для маленького ребенка семья - это целый мир. Мир, в
котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть,
радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный
опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с
родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает
жизненный опыт, усваивает нормы поведения ... «Семья для маленького
ребенка, - говориться в книге «Воспитание дошкольника в семье» под
редакцией Т. А. Марковой, - почти единственный социальный институт,
формирующий его личность. Дошкольник отличается такими
психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее
окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие».


Напомним: формирование личности осуществляется наиболее успешно в
коллективе - это центральное положение советской педагогики, которое имеет
прямое отношение не только к обществу, но и к семейному воспитанию.
Семья составляет органическую часть советского общества. Вот почему один
из критериев правильно взятой линии воспитания семьи - это стремление
родителей формировать у ребенка черты будущего коллективиста.


Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными
обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также
вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он
постигает азы общественного поведения. И здесь важно разумное равенство
всех членов семьи. Это непременное условие в усвоение ребенком очень
важное понятия: я не один на свете (именно с этого начинается ощущение
своей равнозначности с другими членами семьи!), рядом со мною отец, мать,
бабушка, брат, сестра - у них также есть свои желания, с которыми
приходится считаться.
У брата - и сестры - одинаковые права на любовь и
внимание родителей, на лакомство и удовольствие. Ребенок как участник
всех внутрисемейных событий проникается всем, чем живут взрослые,
впитывает их идеологию, судит их оценками.


Вся жизнь взрослых - пример для маленьких. Первые чувства
гражданственности у ребенка формируется в семье. И здесь первостепенную
роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду,


общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная
позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении ко
всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, приобщаясь к делам и
заботам взрослых, усваивает их убеждения. И это понятно. Ведь малыш
видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую
действительность.


Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами

жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально - нравственной атмосферой,
существующими семейными традициями... Вот почему воспитание ребенка и
организация его жизни начинаются прежде всего с воспитания самих себя, с
организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных


отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. А от семейного
микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий:
ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере
дружбы, доверия, взаимных симпатий.


Подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание-
главная социальная задача, которая решается обществом и семьей. По каким
признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен
осуществлять эту задачу?


Социальная ценность семьи. Она определяется прочностью,
нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел интересов,
значимостью трудовых и общественных обязанностей. Семью укрепляют
общие дела и заботы, будни, наполненные полезными содержанием, и
праздники, общественные и семейные, культурные и спортивные увлечения,
совместный досуг и отдых и
Т.Д.

Сколько, например, впечатлений приносят детям совместный семейный
отпуск или экскурсия по родному городу, подготовка и проведение
маминого праздника или дня рождение ребенка или старшего члена семьи!
Сколько прелести таят в себе вечерний досуг, чтение книги в кругу


близких! ... Это и многое другое не только цементирует семью и рождает
новые интересы, но и дает заряд положительных эмоций. И тогда семья при
всех свойственных ей заботах и хлопотах, а подчас огорчениях инеудачах
способна легче противостоять возможным семейным сложностям. Семья
должна быть проникнута оптимизмом, приносить растущему человеку
радость.


Единство требований к ребенку со стоны всех воспитывающих лиц.

Известно, воспитание требует от всех взрослых членов семьи высокого
чувства ответственности, проявляющегося в единстве их воззрений в
семейной педагогике и их требований к ребенку. Здесь уместно вспомнить
слова А. С. Макаренко, обращенные к педагогам, о том, что воспитание - это
дело всего коллектива воспитателей, объединенных едиными
педагогическими целями задачами. Если у педагога нет единства во
взглядах на воспитание, нет единого тона, единого подхода к ребенку, то не
может быть и речи о педагогах, составляющих монолитный коллектив,
способный обеспечить целенаправленный воспитательный процесс.


Сказанное имеет прямое отношение к семейному воспитанию: все
взрослые члены семьи - воспитатели, которые в подходе к ребенку обязаны
проявлять единство требований. А это возможно там, где взрослые
чувствуют свою коллективную сопричастность в деле воспитания,
преисполнены чувства долга.


Правильные внутрисемейные отношения, в системе которых
участвует и ребенок. Всегда ли, например, первоначальный опыт общения в
системе отношений «взрослые - ребенок» формирует у растущего человека
коллективистические навыки? Об этом не должны забывать родители, ведь
многое зависит в воспитании от того, какое положение занимает малыш в
семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на


том, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются
условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать
одну из важных социальных задач - воспитание будущего коллективиста. Зато
там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам ее,
разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!)
определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия
для формирования у него коллективистических черт, активной жизненной
позиции.


Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и
воспитание ребенка. Матери, как воспитательницы собственных детей,
хранительницы и созидательности семейного очага. От нее во многом зависит
создание в доме атмосферы уюта, теплота, заботливости, взаимопонимания,
культурного содержания жизни семьи. И отца, как семьянина, гражданина,
воспитателя собственных детей. Отношения «мать - отец» - величайший
пример для ребенка в постижении им нравственных критериев.


Семейные традиции. О нравственном здоровье семьи, ее духовных
ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях
можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем
и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние
на детей. Прежде всего, потому, что они скрепляют семью, создают
стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.


«Ты не один на свете» - эту истину трудно ребенку усвоить, если он не
постигает ее на практике. Атмосфера равенства и взаимной ответственности
является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства,
беспомощности, лености, чувства исключительности.


Когда весь стиль жизни семьи является воспитывающим, то родителям
не приходится искать, как говорил А.С. Макаренко, «хитрейших рецептов
воспитания». Сама жизнь помогает родителям учить ребенка умению
отказываться от покупки игрушки, если семья не имеет возможности
приобрести ее немедленно, беречь отдых взрослых, «догадываться» проявлять
заботу о близких, справляться об их самочувствии и т.п.


Трудовая атмосфера семьи. Участвуя в общих заботах по дому вместе
со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи.
Он постигает важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он)


имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют,
порядок в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя
не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимосвязаны и
продиктованы общими интересами; все - старшие и дети - делают не только
то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные
обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Таким
образом, совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство
членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.


Эмоциональная атмосфера семьи. В одних семьях принято все дела,
даже возникающие разногласия, решать спокойно, по - деловому. В других и
обычный разговоров ведется с раздражением, но детей принято покрикивать.


Тональность отношений складывается из мелочей. Стоит прислушаться,
как разговаривают члены семьи. Как строится диалог? Что преобладает-
спокойствие или раздражение, вежливость или дерзость, юмор, шутка или
ворчание?


Велико влияние эмоционально - нравственного микроклимата семьи на
становление личности растущего человека. Семья - школа чувств ребенка.
Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и
ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и
'подражая им, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. Если
эмоциональный строй семьи свидетельствует о душевном ее здоровье, то
воспитание не является делом труда. В спокойной обстановке и малыш
спокоен, ему свойственны чувство защищенности, эмоциональной
уравновешенности.


Ребенок по всей природе активен и любознателен, он легко «впитывает»
все, что видит и слышит вокруг, «заражается» настроением взрослых. Каких
эмоциональных впечатлений он получает больше - положительных или
отрицательных? Какие проявления взрослых он наблюдает - сердечность,
заботливость, нежность, приветливость, спокойный тон, юмор и суету,
взвинченность, зависть, мелочность, хмурые лица? Все это своеобразная
азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности.


Нельзя забывать о том, что мы воспитывает не только тогда, когда
ребенка поучаем, внушаем ему понятия о добре и зле, объясняем, требуем ...
Мы оказываем, воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с
развивающейся личностью. В воспитании участвует все - наши дела, мысли,
чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности - в общем, вся атмосфера
семьи которой «дышит» ребенок. И если малыш видит в отношениях
взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь,
чуткость, внимание, то и он приобретает положительный жизненный опыт.
Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие,
невмешательство вместо принципиального, активного противоборства,
стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то
его воспитание неизбежно ставится по угрозу.


Итак, мы напомнили некоторые положения, которые позволяют судить о
семье как о первом коллективе в жизни ребенка. Исходя из сказанного,
давайте попытаемся вместе ответить на второй вопрос: всякая ли семья-
коллектив?


Никто, наверное, не станет спорить, что семья может воспитать
полноценного полезного члена нашего общества с прогрессивными
убеждениями при условии, что все взрослые ведут здоровый образ жизни.


А если это не так? Если ребенок видит нетрезвые лица отца и матери,
растет в обстановке скандалов и бранных слов, находится в постоянном
напряжении под гнетом страха - можно ли считать, что маленькому человеку


созданы условия для нормальной жизни, полноценного психофизического
развития и воспитания? Можно ли в этом случае говорить о родительском
долге и ответственности в деле воспитания (пусть даже если отец или мать
старается оградить малыша от семейных катастроф? Да и возможно ли
это!)? о каком единстве требований и гармоничном влиянии матери и отца
на ребенка может идти речь? Еще и еще возникает множество подобных
вопросов. Но зададим один: почему, случается, лишают родительских прав
тех родителей, которые ведут аморальный образ жизни? Ответ однозначен:
семья аморальна,социально ненадежна,не представляет ценности как
коллектив, которому можно доверить воспитание детей.


Итак, выделим мысль: «коллектива нет, если нет многогранного, духовно
богатого мира составляющих его людей». В. А. Сухомлинский.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница