Применение методов арт-терапии и танцевальной терапии в формировании профессионального самоопределения у студентов-психологов в системе Высшего профессионального образования
Аннотация. В статье рассматриваются методы арт- и танц-терапии и их влияние на профессиональное самоопределение студентов-психологов.
Ключевые слова: арт-терапия, танц-терапия профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, профессионал, саморазвитие.
Арт-терапией называют лечение искусством, чаще всего, подразумевая изобразительное искусство. (3,2001) Вместе с тем в арт-терапевтической работе может использоваться музыка, драматическое искусство, танец и другие формы творческой активности человека.
Арт-терапия и танцевальная терапия представляют собой специализированные методы работы в группах. Оба эти метода возникли на основе психоанализа и в прошлом применялись главным образом как вспомогательные методы в сочетании с вербальной психотерапией. Они позволяют обходить проблемы, которые возникают при недостатке у клиентов вербальных навыков, и преодолевать психологическую защиту. В последние годы, как теоретическая база этих методов, так и круг лиц, по отношению к которым они применяются, расширились настолько, что они стали полноценными методами работы в психокоррекционных группах, вносящими большой вклад в рост и развитие личности. Изобразительное искусство используется в группах как средство достижения катарсиса, как средство для диагностики и интерпретации психологических состояний и как метод, с помощью которого каждый член группы может глубже осознать собственное тело и совершенствовать образ своего “Я” (Рудестам К. 1999).
Целью настоящего исследования было определение эффективности применения указанных методов в формировании профессионального самоопределения студентов психологических ВУЗов.
Актуальность данной темы определилась в ходе проведенных бесед со студентами психологических ВУЗов, была собрана основная проблематика (запрос): неуверенность в самоопределении, в выборе профессии, неопределенность в выборе психологических подходов в применении к собственной психологической практике; неуверенность в собственной способности к помогающей деятельности, профессиональной идентичности. Многие студенты на вопрос, почему вы выбрали этот ВУЗ отвечают, что хотели бы решить личные проблемы и не уверены, что будут работать по специальности “Психолог”.
“Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Профессионал является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он владеет профессиональной деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иным словами он способен к саморазвитию. Саморазвитие лежит в основе профессионального развития, как динамического и непрерывного процесса самопроектирования личности. Таким образом, фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации”. (Митина Л.М., Брендакова Л.В.1998).
“Профессионал хорош потому, что он сознательно или неосознаваемо, но максимально использует свои личные качества, содействующие успеху, и компенсирует (возмещает) или отчасти подавляет те, которые успеху противодействуют” (Климов Е.А. 1997).
На протяжении 3-х лет автором данной статьи проводились тренинговые занятия по арт - и танц - терапии с группами студентов, обучающихся в Дальневосточном Институте Психологии и Психоанализа (г. Хабаровск) и в филиалах МПСИ (г. Тында, г. Свободный). Тренинги проводились однократно с каждой группой, в течение 3-х дней, программа тренинга состояла из 18-24 часов.
С целью объективизации данных эффективности тренинговых занятий использовались методы рисуночной психодиагностики, а также проводилось наблюдение за участниками в ходе тренинга, беседа с каждой группой через год после участия в тренинге.
Кроме основной исследовательской цели с участниками группы решались общие задачи тренинга, т.е. задачи, решающие ряд личностных проблем участников. Так был выявлен ряд особенностей, затрагивающих личность и эмоционально-волевые процессы участников групп. Как правило, на начальных этапах тренинга наблюдалось ряд общих тенденций. В реакциях некоторых участников отмечалась ранимость, чувствительность к критике, признаки заниженной самооценки, повышенный уровень тревожности и негативизм, что выражалось в отказах от выполнения упражнений и фразах: “Я не умею рисовать”, “Я плохо танцую”, “У меня не получится”, “Можно я просто посмотрю”, а также в графических изображениях (мелкие размеры, расположение рисунка в нижней части листа, зачеркивание нарисованного, частое стирание, рисование с сильным нажимом).
Программа танцевальной терапии включала следующие основные упражнения:
1.Ритуальный танец: участники группы исполняют повторяющиеся движения по кругу, держась за руки;
2.“Зеркало”: отражение движений а) ведущего, б) партнера в паре;
3.“Танец-поддержка” участники в паре распределяют между собой роли исполняющего танцевальную позу и поддерживающего исполнителя, в буквальном смысле;
4.Ритуальный танец в мини-группах: участники делятся на группы и придумывают свой ритуальный танец, затем демонстрируют его исполнение; и др. упражнения.
Рисуночные методы включали:
1.Рисование метафорических портретов участников группы;
2.“Руководитель-подчиненный”: рисование под руководством участников группы со сменой ролей на свободную тему;
3. Метод “Цветные пятна”: на мокрое зеркало в хаотичном порядке накладываются краски, затем делается отпечаток на бумаге, получается абстрактная картина, которой каждый участник дает название.
4. Совместное рисование общей картины.
Каждое упражнение заканчивалось обсуждением, в процессе которого участники обменивались возникающими переживаниями от процесса работы, обсуждали проблемы в своей личной жизни и высказывали пожелания друг другу. Свои рисунки они могли порвать, подарить, забрать с собой или поместить на выставку.
Беседа, проведенная по окончании курса арт-терапии, выявила изменения эмоционального состояния членов группы, что отразилось и в изменении цветовой гаммы рисунков – участники чаще стали выбирать красный, желтый и зеленый цвета. В тематике рисунков эгоцентрические изображения (самого себя) сменились альтруистическими (участники группы, семья, друзья, и т.д.). Повысилась самооценка участников тренинга, в связи с приобретением нового представления о своих творческих возможностях и возможностях своего тела.
В процессе тренинга у многих участников наблюдались истинные альтруистические проявления, которые укрепили их уверенность в правильности выбора профессии психолога. Так, когда в процессе тренинга выявлялись проблемные личностные ситуации, которые участники выносили на группу, руководитель инициировала, стимулировала участников к взаимопомощи, предоставляла возможность каждому и группе в целом побыть в роли арт-терапевта и клиента. Некоторые участники спонтанно принимали на себя поддерживающую, ободряющую роль, так, например, один из участников на следующий день после начала тренинга подготовил ряд стихов, в которых в метафорической форме прозвучали очень важные слова для одной из участниц, находящихся в состоянии психологического кризиса. Позитивно принимались участниками ряд упражнений, в которых они могли проявить себя вербально и не вербально как помогающий специалист, наставник. Это такие упражнения как “Зеркало” в парах, рисование метафорического портрета друг друга, танец “Поддержка”, постановка совместных танцев и, конечно же, обсуждение своих переживаний от совместной деятельности, обратная связь – признание в глазах других своей компетентности, значимости участия в судьбе другого.
Через год многие участники группы уже самостоятельно проводили аналогичные занятия как в своей индивидуальной практике со взрослыми клиентами, так и в работе с детьми разного возраста, у тех, кто начал практиковать арт- и танц- терапию сформировалось желание продолжать совершенствоваться в профессии психолог, уверенность в своей профессиональной идентичности.
Таким образом, проведенное исследование показало, что методы арт- и танц-терапии являются весьма эффективным средством воздействия на профессиональное самоопределение студентов-психологов, предоставляют возможность получения нового опыта, как в роли клиента, так и в роли психолога, мобилизуют ресурсные возможности, раскрывая творческий потенциал личности, чем способствуют формированию профессиональной идентичности.
На основании проведенного исследования методы арт- и танц-терапии следует рассматривать в качестве одного из важнейших ресурсов системы высшего профессионального образования, способствующего профессиональному самоопределению студентов.
Литература.
1. Климов Е.А.(1997) Основы психологии.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. – 295 с.
2. Митина Л.М., Брендакова Л.В. и др.(1998) Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ, Флинта – 184 с.
3. Практикум по арт-терапии. / Под ред. А.И. Копытина. (2001)– Спб.: Питер. – 448 с.
4. Рудестам К.(1999) Групповая психотерапия. – Спб.: Питер Ком. – 384 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |