Ключевые слова: эпоха бронзы, детские погребения, г. Нарын, Айгыр-Джал-3, Кыргызстан, погребальный обряд, инвентарь, керамика



Скачать 29,07 Kb.
страница1/2
Дата12.06.2022
Размер29,07 Kb.
#185897
  1   2
Связанные:
Для реконструкции историко
задача и тест, УМК-примерный, Требования безопасности при оптовой реализации лекарственных средств, КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНЫН МЫЙЗАМЫ, 80-ЖЫЛДЫК, ЖУМУШЧУ Жалпы пс 2018 жанысы, ЖАЛПЫ ПСИХОЛ СЕМИНАРС, Копия (30) Ажиматов орунбай аданович, Оглавление ООП магистратуры, 02.03.20, Анкета ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, 1. Силлабус по хир. СД 4-семестр, 3-курс 5-сем хир стом Бакиров Н, Информация



К вопросу о детских погребениях эпохи бронзы на памятнике Айгыр-Джал 3 (Кыргызстана)
Султанов Эмил Кыязович
научный сотрудник отдела археологии и этнографии
Института истории и культурного наследия НАН КР
г. Бишкек, пр. Чуй 265а, 720071, Кыргызстан
emil0782@mail.ru
Ключевые слова: эпоха бронзы, детские погребения, г. Нарын, Айгыр-Джал-3, Кыргызстан, погребальный обряд, инвентарь, керамика.


«Детские погребения могильника Айгыр-Джал 3 (по результатам раскопок 2014 г.)» посвящена введению в научный оборот новых материалов по эпохе бронзы, обнаруженных в 2013 – 2014 гг. на территории Нарынской области. В могильнике Айгыр-Джал 3 были открыты ряд погребений, в которых были захоронены дети в возрасте от младенцев до 12 лет. Захоронения были совершены по тому же обряду, что и взрослые погребения эпохи бронзы.
Эти погребения имеют большое значение, как для истории Кыргызстана, так и для широкой территории Центральной Азии. Они дают новую информацию о погребальном обряде населения эпохи бронзы, с одной стороны. С другой, о палеодемографическом состоянии общества эпохи бронзы , о социальном статусе детей в этом обществе, с третьей стороны, вероятно, о религиозных верованиях древних обществ, в которых уделялось особое внимание детской смертности и захоронениям детей по обряду взрослых погребений.

В ходе исследований на территории г. Нарын (Кыргызстан), в западной его части, где строится кампус Университета Центральной Азии Ага-Хана в 2013 г. был открыт памятник эпохи бронзы, получивший название Айгыр-Джал 3 (UTM координаты N41°25'51,81" E75°53'20,11") (рис. 1). Памятник расположен на второй надпойменной террасе р. Нарын. Поверхность памятника была разрушена в 70-е гг. ХХ в. во время освоения свободных земель под посевы. В результате на поверхности земли сохранилась лишь малая часть надмогильных конструкций. Для определения границ каменной выкладки раскопки велись с последовательным расширением площади и за оградой, чтобы выявить ее части, скрытые под землей. В результате была вскрыта площадь около 170 кв.м., где были выявлены прямоугольные оградки, по предварительным данным, состоящих из квадратных и прямоугольных погребальных конструкций, и пристроек с внешней части в виде маленьких оградок прямоугольной, овальной и округлой формы (рис. 2).


В 2014 г. в ходе дальнейшего комплексного исследования разновременного памятника Айгыр-Джал были вскрыты два объекта с 32 оградками (на первом объекте 28 оградок, на втором 4 оградки) эпохи бронзы, 18 из которых содержали детские погребения. В остальных 14 оградках в 8 случаях были отмечены скопления пережженных костей человека, возраст и пол которых определить не удалось (одно скопление по предварительным данным принадлежит подростку (?)), в 4 оградках были захоронены по обряду трупоположения 4 взрослых человека, 2 оградки оказались кенотафом. В 17 случаях из 18 отмечены детские погребения в возрасте от новорожденного до 12-14 лет, совершенные по обряду трупоположения; и только в одном случае была зафиксирована кремация [Султанов Э.К. и др., 2014: 90-108].
Для территории Кыргызстана концентрация детских захоронений на одном некрополе является единственным известным случаем, что выделяет этот могильник среди некрополей эпохи бронзы. Захоронения подобной половозрастной группы являются скорее типичными для погребальных памятников северных регионов андроновской культурно-исторической общности (Северный Казахстан, Алтай и Южная Сибирь). Стоит отметить, что некрополи, в которых детские погребения составляли около 2/3, впервые появляются и получают широкое распространение на рубеже средней и поздней бронзы [Ражев Д.И., Епимахов А.В. 2005]. В большинстве ранее исследованных могильниках Евразии предшествующих периодов – неолите и энеолите – было выявлено не более 35% погребений детей. Такие же количественные соотношения были характерны и для курганных могильников раннего железного века. В кургане 25 синташтинского могильника Большекараганский количество детей также едва превышает 50 %. Это может быть связано с крупными размерами кургана [Зданович Г.Б. 2002: 28-81, 96] и/или небольшими размерами выборки из него. Вместе с тем, встречались и некрополи эпохи бронзы (Тасты-Бутак, Преображенка 3, Фирсово XIV ) с относительно небольшим количеством детских погребений. На могильнике Айгыр-Джал 3 количество детских погребений значительно превышает 50%, если не считать погребения совершенные по обряду кремации, в которых не удалось определить пол и возраст погребенных. Далее дается описание детского погребального обряда некрополя Айгыр-Джал 3.
Оградки с детскими погребениями были пристроены с трех сторон к большой прямоугольной оградке, которую мы обозначили как оградку 1 (рис.3), содержавшей погребения взрослых индивидов, двое из которых погребены по обряду кремации, а одно по обряду ингумации [Султанов Э.К. и др., 2014: 266-273].
Исследования на данном памятнике продолжаются.
Для того, чтобы понять причину детской смертности требуются тщательные комплексные исследования с применением современных естественнонаучных методов, чтобы определить половозрастную принадлежность захороненных детей, продукты их питания, причину их смерти, а также узнать среду их обитания, природно-климатические факторы того времени, чтобы познать духовный мир древних племен эпохи бронзы, их религиозные воззрения.
Находки могильников с большим количеством детских погребений различными исследователями трактуются по-разному, но все объяснения сводятся к нескольким противоположным объяснениям:
- социальные условия жизнеобеспечения древних обществ осложнилось из-за различных факторов, в том числе и природно-климатических [Федосова, 1994:67-75; Алексеев, 1972:14-15]), что послужило повышением детской смертности;
- действием, так называемой «рациональной» палеодемографии, что связано с биологическим статусом палеопопуляций, которые могли выживать в различных условиях [Piontek, Weber, 1990], в большинстве случаев данной теории придерживаются европейские и американские исследователи;
- высокой рождаемостью, т.е. в древних обществах возрастает количество молодого поколения, которую некому было содержать [Lovejoy и др., 1977; Кислый, 1995].
Все эти гипотезы в какой-то мере правомерны, но в то же время вызывают некоторые возражения. Культуры андроновского круга, по общепринятым археологическим реконструкциям, находились по меньшей мере в условиях экономической стабильности или, что более вероятно, даже в периоде хозяйственного подъема [Кузьмина Е.Е.,1994: 195-211; Епимахов А.В., 2003: 83-90].
Контраргументом является и почти полное отсутствие палеоантропологических признаков ухудшения условий существования рассматриваемого населения [Линдстром, 2002: 159-164.; Рыкушина, 2003: 345-360]. Все это косвенным образом укрепляет третью палеодемографическую позицию. Однако согласно основам демографо-экономических моделей близкие экономические условия должны порождать сходные демографические профили. В приведенных же нами примерах для ряда культур, сходных в хозяйственно-экономическом отношении (например, алакульская и тазабагъябская культуры, андроновская (Преображенка) и карасукская культуры), наблюдаются разные уровни детской смертности. Таким образом, о безоговорочном принятии третьей версии также не может быть речи. Для применения второй версии, следует, провести полные исследования с сопоставлением социальных систем древних обществ на микроэволюционном, культурно-хронологическом, территориально-географическом уровнях, что также затрудняет исследование могильников с многочисленными детскими погребениями.
Некоторые исследователи пытались объяснить многочисленность детских погребений в возрасте до 14 лет вспышкой инфекционных заболеваний передающихся от животных. Ущерб от эпизоотий бывал во много раз значительнее других факторов. Из-за этого в результате такого ущерба от эпизоотий в древнем обществе животные, передающие инфекционные болезни могли приобретать мистический смысл т.е. происходила некоторая «сакрализация эпидемии». Сакральность объекта и/или характер протекания эпизоотии могли стать веским основанием для почитания умерших детей.
Однако, данная гипотеза не нашла поддержки со стороны ученных, так как еще недостаточно проведенных анализов на остеологическом материале.
Очевидно, что рассмотренные палеодемографические гипотезы не дают удовлетворительных объяснений феномена множества детских могильников. Причина, на наш взгляд, кроется в исходном принципе этого анализа, полагающего палеовыборку адекватным отражением смертности населения, которую надо еще исследовать.
Вещевому материалу памятника прослеживаются некоторые аналогии в комплексах эпохи бронзы семиреченского типа, как Арпа, Тегирмен-Сай, Джазы-Кечуу, Джал-Арык, Таш-Башат, Таш-Тюбе, Кулан-Сай в Кыргызстане [А.Н. Бернштам, 1950: 86-106; 1952: 5-12; П.Н. Кожемяко, 1960: 81-107; А.К. Абетеков, 1963: 93-95; И. Кожомбердиев, Н.Г. Галочкина, 1972: 39-41], Ой-Джайляу, Тамгалы и Талапты в Казахстане [А.Н. Марьяшев, А.А. Горячев, 1993: 5-21; 1999: 44-56; А.Е. Рогожинский, 1999: 7-43]. Наиболее яркими материалами являются серьги с раструбом и браслеты с рожками, которые большинством исследователей относятся к восточной федоровской традиции андроновского ареала (XII – X вв. до н.э.). Другие бронзовые изделия встречаются в широких территориальных и хронологических пределах (XIV – X вв. до н.э.). И лишь кольцевидные бронзовые и железный серьги являются единственным случаем, которые не датированы и встречаются редко.
Керамический материал, представленный горшками, чашечками, баночными формами без орнамента (рис. 5) имеют аналогии в материалах Центрального и Южного Казахстана, большинством исследователей датируемых рубежом II – I тыс. до н.э.. Данный материал будет рассмотрен в отдельной публикации.



Скачать 29,07 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница