Ключевые понятия; воспитательные функции этики



Дата01.06.2016
Размер87,5 Kb.
ТипПояснительная записка
Методические материалы адресованы широкому кругу педагогов, занимающихся вопросами нравственного воспитания младших школьников. Методические материалы включают в себя:


  • ключевые понятия;

  • воспитательные функции этики;

  • конструирование этического занятия;

  • проявления психологической защиты и сопротивления детей;

  • литературные жанры, используемые на этических занятиях;

  • игровые методы и приемы, используемые на этических занятиях;

  • словарь по этике для детей.

Методической основой сборника является система воспитания этической культуры А.И. Шемшуриной, кандидата педагогических наук, ведущего специалиста Института развития личности при АПН.



Пояснительная записка
Этика – область деятельности человека,

направленная на внутреннее

совершенствование личности

(Швейцер А.).


Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговечным. Осмысливая проблему этического воспитания, я опираюсь на ключевые понятия, принятые А.И. Шемшуриной, автором «Этической грамматики»:

- личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, персонифицирующий свое «Я» в контексте с другими, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию;

- этика – наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральной культуры многих поколений, особенности этнических традиций, народной педагогики;

- мораль – обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, принципов и идеалов, определяющая ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимающаяся им как личностное достояние;

- нравственность – выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе;

- этическая культура – сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу;

- нравственная культура – осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе;

- общечеловеческие ценности – гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, утверждение свободы и достоинства личности в ее социальном бытии;

- образ жизни – устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности ее поведения, общения. Нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного выбора, сориентированного на нравственные ценности.

Таким образом, мораль как сущностная основа жизни общества и нравственность как личностное качество являются предметом этики, этического воспитания, а нравственная культура отношений человека – основой этической культуры.
Воспитательные задачи этики:
- действовать в положительном направлении, взывая к лучшим инстинктам человека;

- определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;

- взывать к лучшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалами;

- не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других (П.А. Кропоткин).

Основой этического занятия является этический диалог.


Конструирование этического диалога

включает следующие составляющие:


1.Завязка, выявляющая проблему (это может быть диагностирующая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия);

2.Процесс развивающегося взаимодействия в логике диалогического общения по выявленной проблеме (могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказательств, формулирование определившихся позиций, выбор высказываний, афоризмов);

3.Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений (это могут быть суждения, выводящие на «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивающиеся в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышления);

4.Нравственный выбор как внутренний диалог с собой, как самоопределение;

5.Открытый финал как последующее личностное раздумье.

Эти компоненты диалога могут быть творчески использованы педагогом в любых сочетаниях. Важно, чтобы они развивали общение, были подчинены логической канве взаимодействия детей, соответствовали их возрасту и уровню восприятия.

Для этического диалога и его пониманием весьма существенна проблема его психологической динамики, соответствующие ей приемы, методы и формы, определяющие педагогическую технологию занятия по этике.
Понятие психологическая динамика является новым для педагога. Под психологической динамикой мы понимаем процесс, в котором проявляются психологические закономерности и механизмы поведения и общения детей и педагога в соответствии с их межличностным восприятием этической проблемы, а также с эмоционально-интеллектуальным содержанием занятия. Этот процесс является сложным, противоречивым, связанным порой с ошибками понимания, особенностями восприятия педагога и воспитанника, различием характеров детей и взрослого.

Важную роль здесь играют психологические защиты и сопротивления детей, эмоциональные выплески учеников, их внутренние проблемы, установки, самочувствие в коллективе, а также структура межличностных отношений в учебной группе. Следует заметить, что не меньшее значение имеют защиты и сопротивления педагога.

Чтобы разобраться в проблеме психологической динамики диалога, важно рассмотреть определяющие ее факторы, механизмы, закономерности и принципы, по которым выстраивается диалогический процесс. Прежде всего, это проблема психологических защит и сопротивлений воспитанников. Психологическая защита обязательно есть у каждого человека. Мы постоянно сталкиваемся с данным явлением, хотя часто не подозреваем об этом. Под психологической защитой личности понимается всякое проявление в поведении человека, которое направлено на сохранение его «Я», внутренних психических структур от негативных и разрушающих влияний.

Очевидно, что в современных условиях психологических защит детей возникает достаточно много. Это явление имеет множество форм, например: отказ от просьбы, кривляние (в младших классах), непримиримость в споре, агрессия, активная насмешка над кем-либо, демонстрация своего равнодушия, неотзывчивость, демонстрация нескромности, неадекватная обида, конфронтация и другое.

В то же время эти характеристики поведения могут быть и признаками определенных черт характера, поведенческих установок ребенка, результатом требований взрослых к поступкам ученика. Поэтому важно установить, какой именно фактор поведения ученика представляет собой психологическую защиту, а какой нет.

Проявление психологической защиты детей может стать одной из самых серьезных проблем для преподавателя этики, ведь он, как и любой другой человек, имеет свои защиты, которые так же проявляются и мешают диалогу.

В результате может возникнуть ситуация конфронтации, приводящая диалог в тупик. Если педагог достаточно толерантен, но, пытаясь установить контакт с детьми, не находит способа преодолеть их психологическую защиту, он может оказаться жертвой этого случая.

Для преодоления данной проблемы, особенно на занятии с незнакомыми детьми, полезны приведенные ниже принципы поведения:

1. Определить факторы поведения детей, которые являются психологической защитой. В соответствии с ними не ожидать от этих учеников особо существенных высказываний по раскрытию темы этического диалога, а стремиться задавать простые вопросы, где можно ответить «да», «нет» или что-нибудь очевидное.

2. Помнить, что данное явление часто имеет кратковременный характер и проходит при грамотно построенном общении с ребенком, когда можно «подстроиться» к нему эмоционально, с помощью перефразирования, проявления эмпатии, иногда даже через темп дыхания.

3. Не развивать в себе чувство досады, обиды, раздражения на «защищающегося» ребенка в случае неудачи в диалоге. Особенно не следует показывать эти чувства детям.

4. Если приемы педагога по преодолению защит учеников не срабатывают, важно искать другие способы, но не делать то же самое с еще большим усилием.

5. Не целесообразно «атаковать» этих детей строгим взглядом, повышением голоса, сарказмом и т.п.

6. Есть смысл попробовать задавать таким воспитанникам не риторические, а может быть, даже сложные вопросы, но после того, как они были заданы раскованным психологически сильным детям.

7. Не стоит оценивать ответы детей, лучше рефлексировать или перефразировать их высказывания.

8. Важно спокойно реагировать на «защищающихся» воспитанников, когда они молчат или умышленно говорят глупости. Например, «Давайте дадим Саше сосредоточиться, чтобы включиться в диалог и помочь нам разобраться в проблеме». Здесь важно не затрагивать личный опыт этих детей, чтобы избежать вопросов, а помогать детям развивать суждения через высказанную вслух педагогом интерпретацию ответа ученика.

9. В учебной группе, где много детей с проявляющимися психологическими защитами, лучше не обсуждать подробно особенности межличностных отношений детей.

Таким образом, педагогу очень важно на этическом занятии независимо от психологического статуса воспитанника занять позицию ведущего в диалоге, а не контролера. Понимание феномена психологической защиты даст возможность преодолевать возникающие трудности взаимодействия с детьми на этическом занятии.


Психологическое сопротивление как форма психологической защиты может быть как сопротивление давлению группы или отдельного человека.

Это проявляется в формах отказа личности признать тот или иной смысл своего личного опыта, а также в неуступчивости другому человеку, в отрицании перед другими и самим собой своих переживаний, недостатков, в активном несогласии в споре, навязчивых попытках доказать правильность смысла своих высказываний.

На этическом занятии это, как правило, наиболее активно проявляется у школьников с лидерскими амбициями, у недоверчивых детей, у ребят с устойчивыми недостатками школьной дисциплины, властолюбивых, истерических и невротических школьников.

Важно научиться отличать психологическое сопротивление личности от непонимания воспитанником заданного вопроса.

В ситуациях, где развитие диалога обретает острый эмоциональный характер, психологическое сопротивление проявляется более интенсивно, поэтому педагогу необходимо чувствовать меру обострения ситуации занятия. Чтобы не развивать сопротивление, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1.Не стоит активно добиваться от сопротивляющегося воспитанника важного для диалога ответа. Полезно продемонстрировать такому ребенку право на его точку зрения. Например: «Хорошо, Рита, ты имеешь право так считать», или «Что же, любое мнение имеет пра­во на существование».

2.Есть смысл просто оставить без внимания попытки сопротивления, проигнорировать их, но не в тех случаях, где данное явление вызвано лидерскими амбициями воспитанника, особенно старшеклассника.

3.Если ребенок в процессе диалога «вызывает» педагога на индивидуальный разговор, уводя в сторону от содержания занятия, можно применить прием «я - высказывания» и продолжить разговор с учебной группой. К примеру: «Я считаю, что мы можем запутаться в теме, если отвлечемся на эти вопросы. Задай, пожалуйста, их после занятия».


Психологическое сопротивление является важным защитным механизмом психики, поэтому важно отнестись к этому явлению спокойно и не воспринимать его как серьезную преграду к этическому диалогу.

Психическая динамика этического диалога во многом зависит от того, как педагог строит свое поведение в соответствии с психологическими защитами и сопротивлениями детей. Вместе с этим, многое зависит и от индивидуальных особенностей характеров детей.

Особое место на наших занятиях занимает образное мышление, обеспечивающее формирование обобщенных и динамичных представлений об окружающем мире, его нравственных ценностях.

На занятиях можно использовать литературные жанры, как рассказ, басня, загадка, анекдот, миф, притча, афоризм, поговорка, пословица. Основным текстом «круга чтения» для ребят является притча.

Нас интересовало во всех названных жанрах притчевое начало. Для этого должны присутствовать два главных признака, присущих притче - иносказание и поучительность. Обозначим суть некоторых жанров.
Загадка. В хорошей загадке весь сюжет работает на разгадку, поэтому в такой загадке, как правило, нет ничего лишнего. Загадка подразумевает однозначный итоговый ответ. После того, как разгадка найдена, интерес к загадке резко снижается и возвращение к ней уже бессмысленно. Отсюда загадка также не может быть основным текстом на занятиях этики, но может выступать как уточняющее или активизирующее начало. Для подростков используются не обычные загадки, а загадки-рассказы.

Анекдот. Неожиданность и парадоксальность – обязательные черты анекдота.

В этом отношении анекдот может быть назван антипритчей.

Анекдот может выступать разряжающим итогом урока, когда интеллектуальное напряжение максимально, и абстрактное поучение может только крайне упростить идею урока, обмануть определенные ожидания, разочаровать.

Басня. Согласно краткой литературной энциклопедии, басня - жанр дидактической литературы – это короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В отличие от притчи, которая существует только в контексте («по поводу»), басня бытует самостоятельно (применяется к разным поводам) и вырабатывает свой традиционный круг образов и мотивов (животные, растения, схематичные фигуры людей и т.д.). Часто в басне присутствует комизм, ирония, часто - мотивы социальной критики, но в целом идеология фольклорной басни консервативна. Басня позволяет гуманно по отношению к ребенку выявить недостатки его характера, дурные привычки и инициирует внутренние процессы по самоизменению.

Афоризм - обобщенная законченная мысль, выраженная в лаконичной, отточенной форме. Злоупотреблять афоризмами не стоит, так как у ребят еще недостаточно жизненного опыта, чтобы подвести под абстрактное высказывание жизненную базу или воображаемый сюжет. Афоризмы на занятиях этики выполняют следующие функции: уточняют некоторые логично развивающиеся позиции, задают неожиданную точку зрения, а также обобщают и завершают занятие.

Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно- конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Для занятия этики важно рассматривать миф как символическую форму, с помощью которой можно обобщать, при этом сохраняя предметное содержание вполне «конкретным» и «одушевленным».

Притчи, как драгоценные камни, отшлифованные веками, передавались от одной культуры к другой, став универсальным языком духовного общения народов. Как считает исследователь А.Княжицкий:

- притча при всех различиях в трактовке жанра обязательно должна обладать двумя чертами, по которым ее можно отличить от любых других произведений, - поучительностью и аллегоричностью;



- притча - это одновременно и мудрость и путь к мудрости;

- притча имеет бесконечно много значений и толкований;

- притча - это слово, поступок, жизнь и искусство;

- притча тонко отражает всю удивительность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества.

Дать возможность ребенку в любой притче найти свой смысл - вот главная цель любого занятия по этике.


Анализ игровых методов и приемов, применяемых на этических занятиях, позволил классифицировать их:

- игры, включающие ребенка в этическую проблему;

- выявляющие оценочные суждения детей;

- развивающие творческие способности;

- способствующие накоплению опыта поведения;

- направленные на раскрепощение детей.


Остановимся на сущности игр каждой группы.
Игры, включающие ребенка в проблему, как правило, используются в начале этического занятия. Для того чтобы занятие прошло на высоком эмоциональном подъеме и достигло определенных результатов в нравственном становлении ребенка, необходимо погрузить младшего школьника в обсуждаемую проблему, чтобы она ему стала близка. Для этого важно заинтересовать детей, создав игровую проблемную ситуацию. Например:
Педагог: Ребята мне вас очень захотелось порадовать, и на наше занятие я принесла чудо-шкатулку. Шкатулочка не простая, в ней есть свой секрет. (Открывает шкатулку).

Педагог: В этой шкатулочке я что-то храню. Здесь и глиняная свистулька, и точилка, и маленький игрушечный телефончик, и блестящее сердечко, и лягушонок. Ребята я хочу подарить вам эти игрушки. Возьмите, пожалуйста.(Ученики берут игрушки и направляются на свое место).

Педагог: Ой, извините, но я не могу подарить вам эти игрушки. (Дети возвращают игрушки).

Педагог: Дети, давайте обдумаем сложившуюся ситуацию. Почему я не смогла подарить вам игрушки из волшебной шкатулки? (Обсуждают проблему, догадываясь, что забыли сказать вежливое слово «спасибо»)

Педагог: Да, действительно, не были сказаны такие замечательные слова, чему я очень огорчилась! (Дети исправляют ошибку. Педагог дарит детям игрушки, вынимая их из шкатулки.)

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, о которых никогда нельзя забывать...

Значимость данного игрового приема в том, что ребенок, не только погружается в проблему, но и, испытав разочарование, начи­нает мысленно анализировать ситуацию, осмысливать

себя в ней (в чем моя ошибка?), что и приводит его к своевременной догадке. К тому же младший школьник проходит через так называемую школу этического поступка, приобретая нравственный опыт поведения.

Безусловно, в таких необычных игровых ситуациях необходимо помнить о чувствах ребенка в тот момент, когда педагог обещает, но при этом не дарит игрушку. Здесь важна тактичность, спокойный тон, доброжелательная улыбка педагога, что не дает детям почувствовать себя оскорбленными, а лишь активизирует мыслительную и оценочную деятельность.

В данном случае игровая ситуация включения в проблему затронула эмоциональную сферу ребенка, привела к нравственному вы­бору и нравственному поступку.

Игровыми приёмами погружения в проблему могут также стать: разговор с игрушкой, который приводит детей к мысли, что одинаковых людей не существует, импровизированное гуляние на лужайке, включающее детей в осмысление темы «Люби всё живое» и так далее.

Таким образом, главный акцент игр такого типа направлен на эмоциональное включение и проживание ситуации, выводящей на этическую проблему.
Игры, выявляющие оценочные суждения детей, включаются с целью помочь ребёнку исследовать нравственную природу человеческих взаимоотношений, анализировать себя, свои собственные поступки и проявления. Один из вариантов такой игры - игра «Собери букет».

Педагог: Давайте вернёмся в лето и немного поиграем. Но, играя постараемся задуматься о себе и о других. Каждый на листочке пишет название цветка, который больше всего ему нравится. Этот листок-цветок вы держите перед собой. Теперь желающему легко собрать букет. Сорвать можно три цветка, которые особенно нравятся. Но, срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того, у кого взят цветок. (Далее дети по желанию выходят и собирают цветы (листочки), каждый раз называя лучшие качества своих одноклассников. Последний букет собирает учитель. Он берет листочки-цветы у тех, кто остался и называет лучшие качества этих ребят.

В результате нет обиженных, а дети услышали о себе хорошее, задумались о своих качествах.

Педагог: А теперь попробуем прополоть наши цветы. Вырвем сорняки. Каждый возьмёт себе название какого-либо сорняка, запишет его на листочке и тоже подержит перед собой. (Желающие пропалывают три сорняка на выбор.)

Педагог: теперь назовите уже самое отрицательное качество того, у кого взяли листочек с названием растения сорняка. (Дети по желанию выходят и, забирая листочек, называют отрицательное качество. Педагог, играя последним, забирая листочки у оставшихся, выражает свои пожелания: какие качества характера или ошибки поведения ребенку надо исправить.)

Данная методика привлекательна тем, что дети в процессе игры без назидания педагога получают знания о своих качествах личности, причем как положительных, так и отрицательных. К тому же воспитанники имеют возможность открыто высказать оценочные суждения о своих товарищах и, получив собственную нравственную оцен­ку, сравнить себя с другими.


Третья группа игр направлена на развитие творческих способностей младших школьников. Здесь акцентируется внимание на самостоятельной деятельности детей, их самовыражении. Любой ребенок любит и умеет творить. Творческая деятельность дает ему ощущение значимости собственной мысли и опять же поворачивает ребенка на раскрытие своих возможностей и способностей. Самовыражаясь, школьник имеет возможность быть довольным собой. А это состояние благотворно влияет и на развитие его нравственной самооценки.

В основе игр этого типа лежит разнообразное словесное творчество детей. Это могут быть творческие сочинения с определенным тематическим содержанием. Например, сочинение «Скажи себе сам», где ребенок, анализируя свое поведение в целом, пытается дать себе нравственную оценку.

Такие работы детей показали, что уже в младшем школьном возрасте ребенок, включенный в творческий процесс думанья, способен достаточно серьёзно подойти к осмыслению своего нравственного «Я».

Можно использовать также игровой прием «подбор антонимов». Педагог должен назвать слово, ребенок - антоним. Например, жадность - щедрость, грубость - нежность, ласка, вежливость, жестокость - жалость, сочувствие и так далее. Здесь выявлялось знание и понимание детьми нравственных качеств.

Ещё один интересный приём творческого самовыражения - интонационные упражнения. Они особо удачно используются на занятиях этики, посвященных этике общения, чувств и эмоций человека.

Детям раздаются листочки-карточки, на которых написаны интона­ционные выражения различных эмоциональных состояний человека — речевые интонации. Например: с восторгом, с благодарностью, гневно, возмущенно и т.д. Затем педагогом задается какая-нибудь фраза типа «Добрый день!» или «Сегодня с утра идёт дождь» и предлагается по очереди произнести эту фразу с той интонацией, которая записана у каждого ученика. Другой вариант - дети сами должны придумать фразу, которая соответствовала бы той или иной интонации.

В логику этического занятия встраивается и рассказ с продолжением, и составление портрета-описания с последующим угадыванием, и многое другое. Использование названных игровых приемов позволяет школьникам искать пути для самовыражения, раскрытия личностного Я.
Четвёртая группа игр – это игры поведенческие, включающие детей в ситуацию выбора.

К таким играм относятся так называемые игры-инсценировки различных жизненных ситуаций, выход их которых предполагается найти детям. Самые простые из них - игры этикетной тематики: по­ведение в общественных местах, в гостях, за столом. Необходимость разрешить проблемную ситуацию побуждает ребенка к анализу и самоанализу. Способы решения предложенного выхода из проблемы обсуждаются всей учебной группой.

Так, на этическом занятии можно обыграть следующие ситуации:


  • вспомни, кого ты обидел нечаянно и найди способ загладить вину;

- скажи комплимент соседу;

- покажи, как надо пригласить партнера (партнершу) на танец.

При обыгрывании таких ситуаций важен и тон говорящего, и выражение его лица, и степень участия в решении проблемы.

Таким образом, всевозможные игровые приемы и ситуации, органично вплетенные в этические занятия с детьми, позволяют обеспечить включенность младших школьников в процесс осмысления различных проблем

нравственной жизни человека и самоосмысления в структуре человеческих взаимоотношений. Это приводит в результате, как к развитию нравственной самооценки, так и к выходу на последовательный и углубленный диалог с детьми по нравственным проблемам.

Порой мы затрудняемся объяснить детям тот или иной этический термин, поэтому вы можете воспользоваться детским словарем. Я думаю, что данный словарь поможет вам, потому что он рожден детьми и создан для детей.




Используемая литература
«Диалоги о главном», № 1, 2000 г.

Детский словарь по этике Ю.В.Куделько-Дашкина, Уфа, 1998 г.

А.И. Княжецкий «Притчи» - М., 1994 г.

«Краткая литературная энциклопедия», т.1,4 М., 1986 г.

«Основы этической культуры», Владос 1999 г.

«Этическое воспитание», № 2, 2001 г.; № 1, 2, 2002 г.



Словарь по этике для детей



Вероломство - это когда кто-нибудь разрушает созданное чужим трудом или нападает на кого-то. Другими словами, совершает злой поступок. Это очень плохо. Помните, в сказке «Три поросёнка» вероломный Волк ломает домики поросят, чтобы поймать и съесть их. И в сказке «Семеро козлят» Волк тоже, используя хитрость и коварство, пробирается в домик к козлятам.

Но во всех сказках Волк и другие злодеи всегда получают по заслугам, потому что зло должно быть наказано.



Злодеяние - это слово состоит из двух слов «зло» и «делать», и делать зло. А знаешь ли ты, что с каждым злым поступком количество зла на земле увеличивается. Для того чтобы его стало меньше нужно, чтобы каждый человек на планете перестал совершать злодеяния. И тогда исчезнут все Карабасы-Барабасы, Бармалеи, Змеи-Горынычи. Ты тоже должен помнить об этом, потому что и от твоих поступков зависит, будет на земле зла больше или меньше.

Жадность - это очень плохое качество человека. Оно говорит о том, что жадный человек никогда ничем и ни с кем не поделится. У жадных людей нет друзей. Они почти всегда одиноки, потому что с такими людьми не интересно. Ведь их интересует только одно, что бы всего было побольше, получше и только для них.

Русская народная пословица гласит: «Будь малым доволен - больше получишь». Героиня сказки А. Пушкина «Золотая рыбка» - Старуха, не знала этого, и жадность её погубила.



Лживость - это отрицательное качество человека. Лживый человек врёт, хитрит, обманывает. Ложь может очень сильно навредить. Помни об этом. Не будь похожим на обманщиков Кота Базилио и Лису Алису из сказки «Золотой ключик». Дружи с правдой, и люди будут уважать тебя.

Идеал – это образ, воплотивший все те качества, которые ты хотел бы видеть в себе самом. Это очень хорошо, если у тебя есть идеал, к которому ты стремишься. Вспомни «Гадкого утенка», он восхищался и так стремился стать прекрасным лебедем, что, в конце концов, ему это удалось.

Любовь – это слово вмещает в себя и любовь к Родине, и к родителям, и к природе, и к литературе, и к музыке, и к игрушкам, и к животным, ко всему, что есть на нашей прекрасной планете Земля. Это прекрасное чувство, возникающее тогда, когда хочется достать звезду с небес для любимого человека.

Примером сильной, всепоглощающей любви может быть любовь Руслана и Людмилы из сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». А вспомним сказку «Золотой ключик», там это прекрасное чувство вдохновляло Пьеро, и он писал стихи и песни для своей Мальвины.



Помощь – помогать, значит делать добро. Запомни это и старайся всегда помогать бабушке и маме, друзьям и соседям, и всем, кто просит помощи. Но помогать нужно не только тогда, когда тебя просят помочь, но и тогда, когда ты сам видишь, что помощь необходима.

Вот, например, животные и растения не могут просить о помощи, ведь они не умеют говорить. Ты можешь вспомнить много сказочных героев, которые спешили на помощь: Доктора Айболита, Кота в сапогах и других.



Стыд – это когда ты совершил плохой поступок и жалеешь о том, что так поступил. Или когда ты не можешь открыто смотреть в бабушкины глаза, чем – нибудь огорчив ее. Если тебе стыдно за двойку, полученную в школе, то значит, ты понимаешь, что это плохо, и, конечно, же исправишь эту двойку. Твой стыд как бы подсказывает тебе, что ты делаешь неправильно и плохо.

В русской народной сказке «Теремок» Медведь хотел зайти в гости к жителям Теремка и случайно раздавил весь домик. Ему было очень стыдно перед жителями Теремка, но он помог обитателям построить новый дом. И все простили ему его нелепый поступок.



Вежливость – вежливые люди – значит воспитанные. Они знают и часто говорят волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «будьте добры» и многие другие. Они уважают старших, никогда не дергают девочек за косички, не грубят бабушке.

Алиса из сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес» была вежлива и мила со всеми, кого встречала на своем пути, потому что она была воспитанной девочкой и знала, что с вежливым человеком приятно общаться и дружить.



Дружба – настоящей крепкой дружбе не страшны ни горе, ни разлука, потому что верный друг рядом с тобой не только в радости, но и в горе. Он не бросит тебя в беде и не предаст.

Крепкая дружба помогла выбраться из беды Буратино и его друзьям, сделала интересной и радостной жизнь Незнайки и его друзей, привела к цели друзей Элли из сказки «Волшебник изумрудного города». Пусть и у тебя будет много хороших, верных друзей.



Добродеяние – это слово получилось из двух слов «добро» и «делать». Значит, добродеяние – это творение добра. В далекой Индии жил древний мудрец. Когда к нему за советом приходили люди, он говорил им: «Каждое утро, просыпаясь, задавайте себе вопрос: что бы доброго совершить сегодня?» Если ты хочешь, чтобы на земле добра стало больше чем зла, то задавай себе каждое утро этот вопрос, старайся делать много разных добрых дел.

Например, таких, как поступок девочки Жени из сказки «Цветик – семицветик», где она свой последний волшебный лепесток истратила не на игрушки и конфеты для себя, а на то, чтобы Павлик выздоровел и смог снова ходить и бегать, как все дети.



Счастье – это светлое, радостное чувство, которое появляется, когда происходят хорошие, добрые события. Счастье – это когда светит солнце, цветут цветы, это когда у тебя много друзей, есть любимые мама и папа. Счастье - это когда ты с радостью ходишь в школу, читаешь любимые книги и многое, многое другое.

Вспомни сказку Андерсена «Дюймовочка» – героиня стала счастливой, когда попала в королевство добрых красивых цветочных эльфов, потому что они были похожи на нее. А как были счастливы Буратино и его друзья, когда у них появился свой театр, где они смогли веселиться и радовать зрителей. Ведь приносить людям счастье – это тоже счастье.



Для Ваших заметок:





Каталог: public -> files upload
files upload -> Формы методической работы с педагогическими кадрами в свете современных требований
files upload -> Развитие связной речи дошкольников с помощью игровых ситуаций на основе русских народных сказок Актуальность
files upload -> Советы психолога Как приобщить ребенка к чтению
files upload -> Работы по приоритетному направлению
files upload -> Разработаны рекомендации по сохранению и укреплению здоровья!
files upload -> Суслова Н. В. Игры для развития речи и мышления дошкольников
files upload -> Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа
files upload -> Использование мнемотаблиц для развития речи детей Что такое мнемотехника – оно происходит от греческого «mnemonikon»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница