Клиническая антропология психических расстройств – раздел медико-антропологической парадигмы в психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им



Скачать 116,5 Kb.
страница1/6
Дата14.02.2021
Размер116,5 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Публикуется по изданию: Клиническая антропология психических расстройств – раздел медико-антропологической парадигмы в психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - СПб.: 1999. №3. –– С. 86-91.


Отдел клинической антропологии психических заболеваний

НИИ психического здоровья

Томского научного центра СО РАМН
Н.А. Корнетов
КЛИНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ - РАЗДЕЛ МЕДИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

В ПСИХИАТРИИ
Прогресс знаний в области сформированных научных дисцип­лин с их историей развития, теоретико-методологическим обес­печением, классификационными характеристиками, перспективными целями и за­дачами во многом зависит от путей трансформации этих знаний под влиянием новых концепций, теорий, учений и направлений.

В поворотные моменты, в истории любой научной дисциплины происходит вполне естественное переосмысление предыдущих этапов ее развития: актуализируются скрытые направления, пе­ресматриваются традиционные взгляды, привлекаются данные из других сопредельных наук или делаются попытки создать интегративные системы познания с использованием новых методов, подходов, гипотез и т.п. Все это весьма характерно и для современной отечественной психиатрии, когда более или менее укоренившиеся традиционные представления, поддерживаемые естественной инерцией научного мышления стал­киваются с новыми взглядами, новой интерпретацией накоплен­ного фактического материала. Этот процесс, при известных его издержках, как правило, носит взаимообогащающий характер. Ценное включается в научные иссле­дования и клиническую практику, второстепенное отбрасывает­ся.

В современной западной психиатрии данный процесс носит более эволюционный характер, а многообразие профессиональных ассоциаций, специализированных периодических психиатрических журналов, мультицентровых исследований и коллаборативных программ достаточно быстро делает относительно универсальными новые данные так, что они быстро включаются в теорию психиатрии и клиническую практику.

Определителем современной научной конъюнктуры могут являться и социально значимые, актуальные для общества проблемы, если только они не находятся на службе политической идеологии, как это было в нацистской Германии с расовой антропологией и с биологией и медициной в СССР на определенных исторических отрезках времени. Эти обе во многом схожие драматические ситуации прямо или косвенно отразились на развитии сближения двух важнейших наук: психиатрии и антропологии. В данном контексте антропология понимается не в узком смысле, как наука о происхождении человека и его расах; физической и культурной изменчивости народов, населяющих планету, а в качестве системы научных знаний, объединенных в представлениях о медицине и врачевании; мировой мудрости в понимании других людей и искусстве лечения; истории развития жизни человека; философии, морали и эстетики, то есть всего, что отвечает основному медицинскому принципу “лечить больного, а не болезнь”. Иначе говоря, речь идет о современной интегративной антропологии, которая в настоящее время определяется как комплекс наук, научных дисциплин и/или направлений в них, которые служат определению морфофункционального, соматопсихического и личностносоциокультурного единства человека, форм его изменчивости и факторов, влияющих на эту изменчивость в норме и патологии [22-23].

В отечественной психиатрии в силу многолетнего господства идеологических догматов социального детерминизма сложились мощные внутренние (психологические) и внешние (цензурные), а в более широком смысле экзистенциальные (угроза социального или физического уничтожения) ограничения, результатом которых явились весьма формальные представления о биологии человека, психологически базирующиеся на страхе перед обвинением в биологизаторстве. В клинической психиатрии под конституционально-биологическими факторами, как правило, понимают половозрастные особенности, преморбидный склад личности; в лучшем случае анализируется недостаточно четкое представле­ние о “почве”, чаще в смысле приобретенных изменений или рассматриваются некоторые индивидуально-типологические черты вне контекста соматопсихической целостности человеческой индивидуальности.

Между тем постоянно предпринимаются попытки рассмотрения влияния различных общебиологических, общемедицинских и психиатрических концепций, и вытекающих из них парадигм, влияющих на развитие клинической и биологической психиатрии [11-14, 19, 21-24, 26, 40, 43].

Удивительно, что наименее развита антропологическая концепция медицины. Казалось бы, в обществе постоянно подчеркивается значение человеческого фактора, в науках постулируется необходимость обращения к индивидуальности, декларируется принцип целостного подхода, накоплены многочисленные факты, указывающие на морфофункциональное единство человека, собраны доказательства о детерминации, так называемых функциональных нарушений и психических расстройств микроструктурными изменениями [27] или корреляции их с макроморфологическими девиациями (малые аномалии развития, дисгенезии, регионарные морфологические дисплазии) [4,13,16,33]. Однако и до сих пор многие психиатры в основном сохраняют клинико-описательный стиль и на его основе психопатологический подход, оставаясь в старой психиатрической модели XIX века: психические болезни есть болезни мозга. Существующее сопротивление в принятии единства соматического и психического скорее всего базируется на многовековой западноевропейской философии, религии и культуре, стремящейся к разделению бессмертной души и смертного тела. Образ кентавра, метафорично представленный в глубокой древности, пожалуй, в наиболее символичной форме отражает поляризацию социально-психологических и биологических подходов. Один из путей преодоления данного дуализма выражается в концепции холистической медицины, которая получила наибольшее развитие в некоторых видах психотерапии; этот путь синтезирует западное психосоматическое направление и восточный соматопсихический подход. Другое направление, которое связано с антропологической концепцией в медицине и психиатрии является предметом обсуждения в данной статье.

Современный период исследований различных видов психических расстройств характеризуется все большим отходом от линейно-детерминистских представлений в их происхождении в сторону отчетливого понимания мультикаузальности. Становится ясным, что выделение опре­деленных направлений на стыке наук, взаимопроникновение ме­тодологических и методических подходов могут формировать пограничные области знаний, субдисциплины, способные если не изменить коренным образом существующие научные знания, то существенно уточнить их, обогатить и развить, вывести в новые системы концептуальных координат, парадигм.

Это может касаться разных уровней представлений об этиологии, патогенезе, патокинезе, клиническом полиморфизме, патоморфозе психической патологии, патоморфологии как в фундаментальном, так и прикладном отношении [3,12-13,16,26 19, 22-23]. Остановимся на некоторых ограничениях, которые испытывает современная медицина, включая и психиатрию.

На пути целостного, нондуалистического видения антропопатологии, несущего в себе общебиологический смысл в представ­лениях о патологических процессах, расстройствах, состояниях и аномальных ре­акциях стоит дробность и дифференциация биомедицинских наук, технизация и параинструментализм в медицине, деперсонифика­ция в системе «врач-больной», стандартизация физиологичес­ких, морфологических и психологических «норм» в расчете на средний “модельный” тип человека, психосоматический дуализм. Данные компоненты современной модели медицины, лишенные антропологического подхода к больному, обусловливают существенные ограничения как в представлениях об этиологии и патогенезе, так и в вопросах систематики, семиотики, диагности­ки, прогноза и структурного анализа различных психической патологии.




Каталог: data
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница