Климова Г. Г. Исследование систем управления



Дата22.02.2016
Размер0.94 Mb.
ТипСборник

Рекомендовано к печати

учебно-методической комиссией УрАГС

Рецензенты: Семенко И.Е., кандидат педагогических наук, доцент

Привалова С.Г., кандидат экономических наук, доцент


Климова Г.Г.

Исследование систем управления: Сборник заданий для самостоятельной работы. – Екатеринбург: УрАГС, 2006. – 20 с.
В сборнике заданий для самостоятельной работы студентов подобраны задания как теоретического так и практического характера по исследованиям систем управления.

Предложенные в заданиях различные методики исследования нашли применение в практической деятельности менеджеров разных типов организаций. Они позволяют качественно и быстро исследовать системы управления (задание № 1,3,4,5,6,7).

В задании №2 предложены для изучения несколько подходов к исследованию систем управления, которые дают возможность менеджеру системно подойти к объекту в процессе исследования и изучить его всесторонне.
Для специальности 080507 «Менеджмент организации».

Климова Галина Геннадьевна

Исследование систем управления:

Сборник заданий для самостоятельной работы


Редактор Н.С. Сотникова

Компьютерная верстка Н.Л. Доценко


Подписано в печать 26.04.06. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов. Гарнитура «Таймс». Ризограф.

Усл. п. л. 1,3. Уч.-изд. л. 1,4. Тираж 159 экз. Заказ 37.

Редакционно-издательский отдел УрАГС,



620219, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66.
© Климова Г.Г., 2006

© Уральская академия государственной службы, 2005

Задание № 1

ИЗУЧЕНИЕ 6-ЭТАПНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Цель: изучить на конкретном примере 6-этапную методику проведения исследования системы управления организации.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать последовательность проведения исследования.

  2. Исследовать систему управления по данной методике на примере конкретной организации и конкретной проблемы.


Задание:

    1. Прочитайте теоретический материал по одной из методик проведения исследования1, представленный в теоретической части. Проанализируйте каждый этап и выделите подэтапы.

    2. Выберите тему для исследования (варианты приведены ниже).

    3. Коротко опишите (смоделируйте) организацию (5-6 предложений): род деятельности, масштабы организации, количество работников, производимый продукт или услуга, конкурентоспособность на рынке …

    4. Заполните 1-й и 2-й столбцы табл. 1, опираясь на теоретический материал. Заполните 3-й и 4-й столбцы таблицы согласно объекта исследования.

    5. Ответьте устно на вопросы в конце работы.


Возможные темы исследования (проблемы):

  1. Возможность реорганизации отдела.

  2. Необходимость создания нового отдела.

  3. Целесообразность создания нового филиала при организации.

  4. Причины появления жалоб клиентов на сотрудников отдела.

  5. Причины плохого выполнения подчиненными своих должностных обязанностей.

  6. Причины отсутствия молодых кадров.

  7. Целесообразность введения в организации электронной пропускной системы.

  8. Причины постоянных межличностных конфликтов в коллективе.

  9. Причины низкой деловой или творческой активности специалистов (отдела, организации).

  10. Причины частой смены руководства.

  11. Причины систематического невыполнения плановых показателей.

  12. Возможности увеличения ассортимента продукции.

  13. Целесообразность увеличения количества должностных обязанностей работникам отдела.

  14. Возможности повышения качества продукции (услуги).


Таблица 1. Анализ этапов исследования систем управления

Теоретическая часть

Практическая часть по проблемной ситуации

Наименование этапа исследования согласно технологии

Наименование подэтапов исследования

Непосредственная деятельность исследователя в этот период

Конечный продукт данного этапа (подэтапа)

1.

Необходимо из теоретического материала выделить подэтапы каждого этапа исследования
1.1

1.2


1.3…..

Более подробно опишите деятельность исследователя на каждом из подэтапов

1.1.


-

-

-



1.2…..

Сформулируйте предполагаемый результат деятельности на каждом подэтапе

1.1.


1.2.

1.3….




Теоретический материал

ОПЕРАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ
Исследование (объекта управления или проблемы) как вид деятельнос­ти состоит из нескольких этапов, которые представляют собой операционные элементы исследовательских технологий. Далее представлена самая простая исследовательская технология, состоящая из шести этапов.

1. Распознавание проблемной ситуации

На этом этапе происходит первоначальный анализ информации по проблеме и ранжирование проблем по группам (отнесение к одной из них). Необходимо сделать анализ как объекта исследования, так и окружающей его среды. Данное первичное исследование не требует тщательного сбора информации, ранжирование происходит на базе явных, видимых факторов или вновь возникающих проблем (следственных), связанных с данной.

Первая группа — это проблемы, требующие немед­ленного решения. При этом промедление исследования и принятие решения могут приве­сти к отрицательному результату, вплоть до остановки или ликвидации организации.

Ко второй группе относятся проблемы, являющиеся важными для предприятия, но решение которых может подождать до следующего планового периода (период выбирается исходя из конкретной ситуации менеджерами предприятия).

Третью группу составляют проблемы, за состоя­нием которых необходим постоянный контроль.

К четвертой группе относят проблемы, не пред­ставляющие угрозы для предприятия и решающиеся сами по себе, а потому не требующие исследований.

Ранжирование проблем по группам помогает менеджеру– исследователю понять значимость проблемы, определить необходимость и срочность проведения исследовательских работ.

2. Определение происхождения выявленных про­блем, их свойств, содержания, закономерностей поведения и развития

На этом этапе необходимо в первую очередь ра­зобраться с количественными и качественными характеристиками проблемы и путями возможного развития системы управления без решения проблемы.

Одной из таких причин может быть противоречивость норм деятельности. В свою очередь, эта противоречи­вость может быть вызвана несовместимостью целей субъектов, их интересов, а в случае взаимно согласо­ванных целей — несовпадением путей, выбранных для их достижения – задач, планов реализации решений и т.д. Поэтому можно рассматривать причины проти­воречия на уровне норм, а можно — на уровне причин, порождающих наложение противоречивых норм.

Также проблемная ситуация может быть порожде­на несоответствием сформулированных некоторым субъектом задач его цели, средств и методов — зада­чам или свойствам материала деятельности. Это слу­чай, когда субъект может создать проблемную ситуа­цию «в одиночку», вследствие недостаточной управлен­ческой квалификации.

Данная деятельность по анализу проблемы и организации дает возможность более точно определить возможные последствия развития проблемы, выбрать методы по исследованию системы и направления сбора необходимой информации.

3. Установление места этих проблем в системе на­копленных знаний

Рассматриваемый этап является не менее важным, чем два предшествующих. Очевидно, что организации, способные работать с уже имеющимися и получаемы­ми в ходе работы знаниями, в XXI веке будут работать более эффективно.

Часто знания оказываются чем-то большим, нежели просто информацией и данными о продуктах, событиях или процессах. На современном этапе развития общества их можно трактовать как протестированные, дока­занные процедуры выполнения чего-либо; способность различения и выбора ключевых моделей и актуальных действий; понимание контекста обширного опыта (виде­ние); соединение чувств ритма, времени и реализма.

На этом этапе следует провести теоретическое обоснование, описание рассматриваемых проблем наряду с поиском подходов к их разрешению на осно­ве анализа публикаций в периодических изданиях, материалов книг, учебников, учебных пособий, конфе­ренций, семинаров, опыта других предприятий, виде­ния специалистов и т.п.

Поиск, усовершенствование и многократное ис­пользование знаний помогает организации сделать ее бизнес-процессы более эффективными, повысить про­изводительность и получить конкурентоспособные преимущества.

4. Исследование вариантов решения проблемы, полученных при изучении опыта и их предварительная оценка по приоритетности (пред­варительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков

Необходимой на этом этапе становится оценка ра­циональности использования и сочетаемости возмож­ных решений в рамках проводимой исследовательской, инновационной, экономической политики предприятия. Оценка производится на базе возможностей организации с учетом внешних факторов и ограничений и потенциала организации. Заведомо нереальные варианты отбрасываются.



5. Исследование наилучших вариантов решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности, гибкости

Рассматривая все варианты, необходимо определиться с тем, что будет оптимизироваться — время, затраты или что-нибудь другое.

Однако подход к проводимым исследованиям дол­жен быть гибким, т. е. необходимо учесть возможность внесения в него изменений в любое время (на любом этапе), в зависимости от получаемых результатов. При этом в реальной практике чаще всего имеется более одного подхода к решению проблемы. В результате исследования предлагается один-два (несколько) базовых – и несколько вариантов должны быть в запасе на случай непредсказуемого развития проблемы. Далее результаты исследований направляются менеджеру для принятия управленческого решения по ликвидации проблемы.

6. Составление отчета по исследовательской деятельности

Отчет является документом, содержащим информацию о состоянии рассматриваемой проблемы и исчерпывающие систематизированные сведения о всей выполненной исследовательской работе. На базе отчета далее менеджер принимает управленческое решение по решению проблемы системы управления по критериям приемлемости, целесообразности и оптимальности.


Вопросы для обсуждения

  1. Для чего необходимо ранжировать исследовательские ситуации (первый этап технологии)?

  2. Почему очень важно выделять в отдельном этапе подэтапы?

  3. Приведите пример различной остроты одной проблемной ситуации (соответствие проблемы 1-й, …4-й группе по шкале рангов).

  4. Почему в настоящее время изучение научных и теоретических источников является необходимой деятельностью в процессе управления и исследования?

  5. Каких недостатков удается избежать в процессе управления при использовании методики поиска и анализа альтернативных вариантов решения исследуемой системы управления?



Задание № 2

ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ

В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ



Цель работы: изучить подходы к исследованию систем управления и их практическое применение.

Задача: определить возможности каждого подхода при исследовании системы управления.
Теоретический материал

Основные подходы к исследованию систем управления1:

* системный подход;

* эмпирический подход;

* анализ межличностных отношений и группового поведения;

* формирование корпоративной культуры;

* социотехнические системы;

* теория принятия решений и эффективные коммуникации;

* моделирование;

* операциональный подход;

* ситуационный подход;

* процессный подход.



1. Системный подход

методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внеш­ними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реа­лизации, координации усилий по претворению их в жизнь.


2. Эмпирический подход

— подход, при котором объект исследует­ся на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изу­чаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Использу­ются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использо­вания в конкретных случаях, методы сравнений и т.д.

3. Анализ межличностных отношений и группового поведения

— подход, основой которого является изучение внутренних связей в системе управления, т.е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучае­мой организации.

4. Формирование корпоративной культуры

– подход, направленный на исследование традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил по­ведения членов организации.

5. Социотехнические системы

— подход, который исследует условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эф­фективности производства и сокращения времени, затрачивае­мого на производство.

6. Теория принятия решений и эффективные коммуникации

— под­ход соответствия информационной и организационной структур. При данном подходе исследуются лица, которые принимают решения, источники информации и сама информация.

Для эффек­тивности принятия решений информация должна обладать свойствами (предметы исследования):


• достоверности;

• ясности;

• своевременности;

• полноты;

• оперативности;

• надежности.



В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерар­хии о принятых наверху решениях.

7. Моделирование

— подход построения модели организации, в ко­торой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

8. Операциональный подход

— подход, в котором выделяются фун­кции и работы для исследования процесса управления, производится оценка трудоза­трат и затрат ресурсов.

9. Ситуационный подход

— подход исследования ситуации и принятия решений при быстро­течном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т.д.

При этом подходе изуча­ется сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздей­ствия, которые могут быть использованы для достижения це­лей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется:

• когда часто повторяются одни и те же ситуации, для разреше­ния которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

• при возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

10. Процессный подход

— подход к исследованию систем управле­ния как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвя­занных между собой работ и общих функций управления.


Задание:

Сделайте анализ одной из систем с применением всех существующих подходов.



  1. Выберите один объект исследования (возможные варианты систем: группа, клуб, вуз и т.д.). Требования к объекту исследования: хорошо известен, конкретен, желательно реален, чем меньше оргструктура объекта, тем легче его анализ.

  2. Проанализируйте каждый подход и определите, что будет являться предметом исследования. Предметы исследования не должны повторяться.

Система управления



Схема конкретизации объекта и предмета исследования


  1. С помощью каждого подхода проанализируйте предмет исследования, ответив на вопросы:

  • состояние объекта на сегодняшний день;

  • сильные и слабые стороны исследуемого предмета;

  • потенциал и ресурсы;

  • тенденции развития;

  • наиболее острые проблемы;

  • проблемы решаемые и не решаемые.

Отчет

  1. Коротко (5-7 предложений) опишите объект исследования и систему, в которой он находится.

  2. Заполните таблицу для каждого подхода к исследованию систем управления, предложенного в теоретической части (пример разобран в табл. 2).

Таблица 2. Анализ подходов к исследованию систем управления




Подходы к исследованию систем управления

Системный подход

подход

Ключевые слова подхода

Объект – целое с внутренними и внешними связями




Объект исследования

Управление процессом обучения студентов Д/О




Предметы исследования


Система студент-деканат




Сильные стороны

Постоянное взаимодействие деканата со студентами, доброжелательность отношений




Потенциал и ресурсы

Возможность индивидуального общения через Интернет




Тенденции развития

Увеличивается количество видов общения с деканатом (форум, собрания, анкеты и т.д.)




Острые проблемы

Недостаток информации для студентов или ее неточность




Решаемые проблемы

Усиление роли старост как информационных посредников




Не разрешимые проблемы на сегодня

Очереди к методистам во время сессий





Задание № 3

ПРИМЕНЕНИЕ ГИПОТЕЗ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ

  1. Исследуйте схему с применением гипотез.

  2. Выполните задание, представленное ниже. Ответьте на каждый вопрос ЗАДАНИЯ с использованием таблицы ГИПОТЕЗ (Табл. 3).

  3. Выполнив задание, обсудите коллегиально с группой подтвержденные гипотезы.

Схема задания


Теоретический материал

Гипотеза – предположение, научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.

Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для достижения поставленной цели исследования.

При исследовании систем управления на начальном этапе разрабатываются несколько рабочих гипотез.

В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию конкретной верной гипотезы.

Гипотезы могут быть либо подтвержденными, либо опроверженными.
Задание


  1. Определите, что обозначено цифрами I и II на схеме.

  2. Определите суть и содержание прослойки (ответьте на вопрос: что это или кто это?).

  3. Предложите гипотезы обозначения стрелок (все стрелки обозначают одно и то же, только разные вариативные состояния).

  4. Что символизирует каждая из 4 стрелок (графическое изображение – это символика состояния определенного процесса)? Опишите каждый процесс более подробно. Объясните геометрию стрелки (т.е опишите характеристики объекта, зашифрованного с помощью стрелки).

  5. Опишите, какие процессы (функции, деятельность) происходят в прослойке (уточнение: только имеющих отношение к системе I + II + прослойка + стрелки)?

  6. Определите, какие процессы ближнего и дальнего окружения прослойки являются положительными, а какие отрицательными?

  7. Каковы основные требования, предъявляемые сегодня к прослойке?


Таблица 3. Таблица гипотез

Элементы схемы

Рабочие гипотезы обозначения элемента на схеме

Подтвержденная гипотеза

I

1….

2….


3….

3……

II







Прослойка







Стрелка А







Стрелка Б







Стрелка В







Стрелка Г







Процессы прослойки








Задание № 4

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО РЕГЛАМЕНТА

И ХАРАКТЕРИСТИК УПРАВЛЕНЦА–ИСПОЛНИТЕЛЯ
Цель: изучить инструментарий исследования управленца (как объекта исследования).

Задачи:

  1. Познакомиться с должностными характеристиками руководителей по квалификационному справочнику.

  2. Выбрать одну из должностей по справочнику и изучить квалификационные характеристики объекта.

  3. Провести исследование должности с применением типовой таблицы (в случае недостатка информации в квалификационном справочнике необходимо ее смоделировать).

  4. Самостоятельно разработать еще одну таблицу для дополнительного исследования (других характеристик) выбранного должностного лица, дать ей название и указать цель данного исследования.

Необходимый материал для работы: квалификационный справочник должностей служащих.

Примером инструмента для анализа должностных инструкций могут быть типовые таблицы (одна из которых представлена в табл. 4), описывающие регламент того или иного исполнителя.1



Таблица 4. Анализ должностных инструкций управленца

1

Исполнитель




2

Целевая система




3

Целевое назначение




Решаемые задачи




4

Задачи и их назначение




5

Входная информация




6

Поставщик информации




7

Функциональные обязанности




8

Права




9

Ответственность




10

Стимулы




11

Конечные результаты




12

Потребитель




Теоретический материал. Словарь терминов

Целевая система – часть организации, с которой происходит постоянное взаимодействие должностного лица с определенной целью (прописанной в квалификационной характеристике).

Целевое назначение – основная ролевая функция (специализированная задача), возложенная организацией на данное должностное лицо с целью решения общих задач организации.

Решаемые задачи – частные задачи, обязательные для исполнителя в рамках занимаемой должности. Являются подфункциями целевого назначения.

Задачи и их назначение – множество конкретных задач, необходимых для выполнения целевого назначения должностным лицом и их конкретная роль в целевой системе.

Входная информация – первичная информация, без которой представляется невозможным выполнение своих должностных обязанностей (обычно является внешней по отношению к исполнителю).

Поставщик информации – отдел организации или конкретное лицо, отвечающие за своевременную доставку информации исполнителю с целью исполнения им должностных обязанностей.

Функциональные обязанности – деятельность исполнителя для решения конкретных решаемых задач в рамках должностной характеристики.

Права – какими правами наделен исполнитель для решения задач.

Ответственность – персональная ответственность исполнителя, возложенная на него квалификационной характеристикой в рамках занимаемой должности.

Стимулы – какие показатели работы целевой системы являются стимулирующими факторами для повышения эффективности его работы (являются поводом, например, для премирования).

Конечные результаты – итоговые показатели выполнения своих должностных обязанностей исполнителем (стоящих перед ним задач).

Потребитель – конкретное лицо, часть организации, которые в полной мере зависят от исполнителя и пользуются конечными результатами его труда.

Вопросы

  1. С какой целью необходимо проводить исследования управленцев?

  2. Приведите три конкретных примера для данной должности, когда возникает необходимость проведения исследования.

  3. Какие характеристики объекта исследования не учтены в табл. 4?

  4. Как на практике можно использовать данную таблицу?

  5. В каких случаях исследования такого рода будут пустой тратой времени?

  6. Перечислите специальные знания и умения, необходимые исследователю для проведения данной работы.

  7. Почему при исследовании должностных характеристик управленца необходимо пользоваться системным анализом?

Задание № 5

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ

ИЗ ТЕОРИИ СИСТЕМ

Цель работы: научиться оценивать систему по совокупности критериев; знать структуру любой системы для оценки надежности и оптимальности ее функционирования.

Задачи: согласно далее предложенному алгоритму составить полный анализ выбранного объекта управленческой системы. При описании системы по алгоритму (следует далее) необходимо использовать знаковые обозначения:

  1. А – система, наименование системы;

  2. а – элементы системы, перечислите;

  3. z – свойства системы;

  4. z – состояние системы;

  5. Q – связи системы;

  6. PL- цели и планы системы;

  7. RO – внешние ресурсы для функционирования системы;

  8. RI – имеющиеся внутренние ресурсы системы;

  9. EX – исполнительные механизмы системы или исполнители;

  10. DT – ограничения и помехи для деятельности (существования) системы;

  11. EF – эффективность системы.


Ход работы

  1. Выберите систему управления и коротко ее опишите (5-6 предложений).

  2. Выберите объект исследования в системе управления (наиболее проблемный). Сделайте анализ этого объекта согласно классификации, предложенной в табл. 5.


Таблица 5. Классификация систем (объектов систем)

По положению системы в иерархии

  • Надсистема

  • Система

  • Подсистема

По связям с окружением

  • Открытые (с входом и выходом)

  • Замкнутые (без связей с окружением)

По изменению состояния

  • Динамические (состояние изменяется во времени)

  • Статические (состояние не изменяется во времени)

По характеру функционирования

  • Детерминированные (в зависимости от состояния системы можно однозначно судить о ее функционировании)

  • Стохастические (можно только высказать предположение относительно различных возможных вариантов функционирования)

По типу элементов (в смысле их конкретности)

  • Конкретные (элементами являются реальные объекты)

  • Абстрактные (элементами являются отвлеченные объекты)

По происхождению системы

  • Естественные (созданные природой)

  • Искусственные (созданные людьми)

По характеру зависимости выходов

  • Комбинаторные (выход зависит только от входа)

  • Секвентивные (выход зависит от входа и других величин)

По степени сложности структуры

  • Предельно сложные (мозг, народное хозяйство)

  • Очень сложные (автоматизированное предприятие, производственный комплекс)

  • Сложные (легковой автомобиль)

  • Простые (болтовое соединение)

По виду элементов

  • Системы типа «объект» (элементами являются предметы)

  • Системы типа «процесс» (элементами являются операции – изготовление, фильтрация, перегонка нефти)




  1. Алгоритм анализа системы

    1. Наименование системы.

    2. Назначение системы – описывается системой целей в виде дерева целей 2-3 уровней. Цель – это некоторое положение дел, к осуществлению которого стремятся (для чего?).

    3. Элементы системы – неделимые составные части системы, которые при разложении системы являются заключительной частью системы.

    4. Компонент системы – группа элементов, которые образуют целостную часть системы в функциональном отношении.

    5. Подсистема – относительно самостоятельная часть системы, обладающая внутренней структурой для достижения определенных подцелей цели системы.

    6. Окружение системы (внешняя среда системы) – включает все, что не входит в систему, но оказывает на неё влияние. Существует микро- и макроокружение системы.

    7. Вход системы. Вход представляет информационное поле и материальные ресурсы для функционирования системы. Это внешние связи, по которым из окружающей среды в организацию поступают ресурсы.

    8. Выход системы. Выход представляет итоговый объект, полученный в результате функционирования системы или связи, по которым системы осуществляют передачу результатов своей деятельности в окружающую среду.

    9. Функционирование системы – стабильная способность к определенным действиям, что обеспечивается лишь правильным поведением системы (как?) или преобразования, протекающие внутри организации по преобразованию входов в выходы.

    10. Результат – реально полученная ситуация в итоге функционирования системы.

    11. Отношение – множество последовательных контактов, порождающих структуру системы.

    12. Структура системы – внутренняя организация, порядок и построение системы (органоструктура).

    13. Свойство системы – существенный признак объекта. В зависимости от количественного определения признаков может быть несколько свойств системы – экономическое, техническое, технологическое, организационное и т.д.

    14. Состояние системы – совокупность значений свойств системы в определенный момент времени. Оцените состояние системы на данный период времени – с социальной, психологической, экономической точки зрения, технической, технологической, надежность работы.


Требования к отчету:

  1. Представить анализ системы управления (объекта исследования) согласно хода работы п.1 -3.

  2. В представленном анализе (по п.3 Хода работы) подчеркнуть или выделить все знаковые обозначения (всего 12), используемые в общей теории систем (см. Задачи).

  3. Сделайте письменно вывод о применимости данного анализа к различным системам. К каким системам данная методика подходит практически без изменений, а при исследовании каких систем требует переработки?

Вопросы

  1. Какие характеристики элементов систем управления по данной методике анализируются мало?

  2. Можно ли назвать данный подход к исследованию систем управления механистическим? Почему (можно, нельзя)?

  3. Перечислите конкретные системы управления, для которых применение данной методики исследования будет наиболее целесообразным.


Задание № 6

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ, РЕШЕНИЙ И РАБОТ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Цель работы: научиться применять графы структуризации для планирования исследовательской деятельности менеджера.

Задачи:

  1. Научиться применять дерево целей для выявления всех характеристик исследуемого объекта и определения объема исследования.

  2. Научиться выбирать альтернативные варианты способов исследования с помощью дерева решений.

  3. Научиться строить сетевой график последовательности исследования на базе дерева работ.

Ход работы:

Ситуация. Менеджер-исследователь получил задание на исследование одной из систем управления с целью повышения эффективности ее работы. Одной из его задач является системный анализ объекта исследования, выбор методов исследования и организация самого процесса исследования. Для выполнения задачи можно использовать графические методы.

  1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме.

  2. Законспектируйте основные моменты темы.

  3. Выберите систему управления и объект исследования. Опишите коротко проблему, в результате которой возникла необходимость в исследовательской работе.

  4. Разработайте три графа структуризации (целей, решений и работ) для организации исследовательской деятельности.

  5. Ответьте на вопросы.


Теоретический материал

Дерево целей – это графы, схемы, показывающие, как генеральная цель разбивается на подцели следующего уровня и т.д. (дерево – это связанный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов. В данном случае такими элементами являются цели и подцели). Представления целей начинаются с верхнего уровня, дальше они последовательно разукрупняются.

При этом основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом.

и

и



Для проведения исследований системы управления необходимо определить все параметры объекта, которые будут изучаться. При неполном определении количества этих параметров качество исследования будет не удовлетворительным, а значит, выводы, полученные в результате проделанной работы не будут соответствовать реальному состоянию системы управления, а разработанные рекомендации по устранению недостатков будут ошибочными.

Разработайте дерево целей по всем параметрам или характеристикам исследуемого объекта.



Дерево решений – это граф, отражающий структуру задачи оптимизации многошагового процесса. Ветви дерева отображают различные события, которые могут иметь место, а узлы (вершины) – точки, в которых возникает необходимость выбора. Причем узлы различны: в одних выбор осуществляет сам менеджер из некоторого набора альтернатив, в других – выбор от него не зависит.

Разработайте дерево решений с различными вариантами возможных видов проведения исследования по любой характеристике (параметру) последнего уровня дерева целей. При этом учитываются все возможные варианты видов проведения исследований. В разные промежутки времени и при разных обстоятельствах (наличие финансирования, специалиста, компьютерной техники и т.д.) возможен выбор одного из вариантов.


или



Дерево работ – Выполнение любой работы или выбранного оптимального решения (например из дерева решений) требует определенной последовательности действий при их определенном объеме. Для предотвращения ошибочных действий менеджером-исследователем, особенно при многошаговом процессе, разрабатывается дерево работ, которое состоит из последовательных шагов. Реализация данных шагов приведет к более быстрому и качественному выполнению определенной работы. Также данный граф позволит при необходимости адресно закрепить ответственных лиц или помощников при выполнении какого-либо шага.

Разработайте дерево работ для одного, выбранного по дереву решений, оптимального варианта метода исследования.



Содержание отчета:

  • Цель и задачи практической работы.

  • Краткий конспект теоретического материала.

  • Краткий анализ системы управления и возникшей проблемы.

  • Дерево целей.

  • Дерево решений.

  • Дерево работ.

  • Выводы по работе о целесообразности применения каждого графа в процессе исследования.


Вопросы

  1. Какие характеристики или показатели процесса исследования можно оптимизировать (улучшить) с помощью разработки данных графов?

  2. Укажите преимущества использования дерева целей перед простым перечислением фактов?

  3. Что дает графическое изображение альтернатив исследования?

  4. Какие факторы исследовательских систем и систем управления привели к необходимости разработки альтернативных способов исследования?

  5. Почему при выполнении сложных исследований лучше пользоваться деревом работ?

  6. От каких профессиональных качеств исследователя будет зависеть длина цепочки работ в дереве работ?


Задание № 7

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

С ПОМОЩЬЮ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ
Цель работы: научиться выявлять причинно-следственные факторы, влияющие на исследуемую систему управления с применением диаграммы Исикавы.

Задача: разработать диаграмму Исикавы по одной из проблем системы управления с учетом рангов значимости факторов, влияющих на проблему.

Содержание отчета:

1) наименование исследуемого объекта

2) черновой и рабочий варианты диаграммы Исикавы по исследуемому объекту.

Теоретический материал

Цель построения диаграммы Исикавы при принятии управленческих решений— выявление эффек­тивного способа решения поставленного вопроса. В процессе исследования систем управления диаграмма помогает оптимально организовать сам процесс.1

В диаграмме ис­следуемый вопрос (например, характеристика качества) изобража­ется в виде прямой горизонтальной линии, а причинные факторы, влияющие на исследуемую характеристику, даются наклонными прямыми линиями (стрелками).

На основе результатов анализа диаграммы вырабатываются со­ответствующие корректирующие (управляющие) воздействия.

На диаграмме причинные факторы первого порядка изображаются большими наклонными линиями, а второго, третьего и т.д. — малыми наклонными линиями (рис.1).

К

Рис. 1. Принцип построения причинно-следственной диаграммы (диа­граммы Исикавы, «рыбьего скелета», «рыбьей кости»): К — наименование характеристики качества; А, Б, В, Г, Д, Е, Ж — причинные факторы (материалы, оборудование, условия и т.п.); А1, А 2, …, Ж 2, — причины, обусловливающие причинный фактор А (для следствия А) и т.д.



Основные работы по построению такой диаграммы включают:

Первый этап Разработка черновой диаграммы

  1. Выбор «узкого» места в объекте исследования.

  2. Проведение на диаграмме прямой горизонтальной линии, ото­бражающей характеристику объекта избранного для исследования; (в данном случае на рис.1 узкое место – характеристика качества «К»).

  3. Определение причинных факторов первого порядка, влияю­щих на объект и изображение их на диаграмме в виде больших на­клонных линий (А, Б, В и т.д.)




  1. Определение причинных факторов второго, затем третьего и последующих порядков влияния на объект и нанесение на диа­грамму малых наклонных линий.

  2. Выявление значимости всех причинных факторов, оказываю­щих влияние на исследуемый объект, с нанесением рангов значимости на черновую диаграмму.


Второй этап Разработка рабочей диаграммы

С учетом рангов значимости переделать черновую диаграмму, применив следующие принципы:

- чем важнее причинные факторы для «узкого места», тем ближе он находится к началу вектора исследуемой характеристики;

- чем важнее причинно-следственные факторы, тем ближе их вектор находится к вектору характеристик исследуемого объекта.


Вопросы

  1. Какие задачи в процессе исследования упрощаются при разработке диаграммы Исикавы?

  2. Как с помощью диаграммы Исикавы организовывать процесс исследования системы управления?

  3. Какие дополнительные сведения можно вносить в диаграмму?




1 Ползунова Н.Н., Краев В.Н. Исследование систем управления. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2004. – 176 с.

1 Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В.Прыкин, Л.В.Прыкина и др.; под ред. проф. Б.В.Прыкина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 415 с.

1 Исследование систем управления: Учебник для вузов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.209.

1 Исследование систем управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.123

Каталог: media -> uploads -> student -> manual -> old
old -> Рабочая программа курса Для 4-х годичной формы обучения специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
old -> Программа дисциплины Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
old -> Рабочая программа курса Для студентов дневного отделения специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
old -> Программа дисциплины Для специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
old -> Практикум Екатеринбург 2009 ббк б
old -> Сборник практических заданий по общей психологии
old -> Тесты по курсу «Социальная политика»
old -> Практикум Екатеринбург
old -> Программа дисциплины Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
old -> Программа дисциплины Для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница