Классный час «слово дело великое»



Скачать 165,06 Kb.
Дата17.04.2016
Размер165,06 Kb.
ТипКлассный час

КЛАССНЫЙ ЧАС «СЛОВО - ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»

Подготовительная работа:

  1. Разработка докладов;

  2. Подбор афоризмов и высказываний, соответствующих теме урока;

  3. Проведение анкетирования обучающихся;

  4. Выпуск стенгазеты на тему классного часа;

  5. Выпуск плакатов, отражающих данную проблему со следующим содержанием:




  • «Словом можно убить»;

  • «Потолкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим - затоскуешь»;

  • «От гнилого сердца и гнилые слова»

  • «Слово пуще стрелы разит» и т.д.;

  1. Разработка презентации по теме классного часа;

  2. Предварительное анкетирование обучающихся.

Цели классного часа:

1. Духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения;

2. Обсуждение современных проблем речевого этикета;

3. Формирование уважительного и ответственного отношения к русскому

языку как:

- фактору духовного единения народов России;

- языку межгосударственного общения народов СНГ;

4.Формирование отрицательного отношения к нецензурной лексике.



Задачи деятельности преподавателя:

- развивающие:



  • развить общие компетенции;

  • развить навыки использования ИКТ в воспитательном процессе;

- воспитательные:

  • способствовать расширению общего кругозора обучающихся;

  • воспитание ответственного подхода к выполнению индивидуального и коллективного задания.


Ход классного часа:

Эпиграф:


«В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

И. Тургенев

Преподаватель:

Сегодня мы с вами проводим классный час на тему «Слово - дело великое». Так писал Лев Николаевич Толстой. «Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Говорят, что глаза - зеркало души, в таком случае речь человека - его визитная карточка. И ни для кого не секрет, что успешная карьера человека зависит и от умения общаться. Человек, изъясняющийся правильно и красиво, приятен людям, он уважает не только себя, но и окружающих. Убогая, бедная речь воспринимается как отрицательная характеристика самого говорящего. Персидский писатель и мыслитель Саади говорил «Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если употребляет ее не должным образом»

Д.Карнеги писал: «У нас лишь четыре метода контакта с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся».

И сегодня на классном часе мы рассмотрим значимость в нашей жизни культуры общения, значимость знания своего языка, рассмотрим насколько важно проявлять к нему интерес, помнить, что именно он является индикатором общей культуры человека и национальной культуры в целом, рассмотрим насколько важно беречь высокие качества языка и присущее ему внутреннее богатство.

Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет. Ведь, по существу без него невозможно функционирование человеческого общества, неосуществима никакая деятельность.

И первый выступающий расскажет нам о необходимости общения человека, как основе установления межличностных контактов, человеческих взаимоотношений, как способе реализации потенциальных возможностей личности.

Обучающийся 1:

Мы постоянно находимся в обществе, среди людей, дома, на работе, учебе, в гостях, магазине, больнице - везде и всегда. «Марк Аврелий говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него».

Но готовы ли мы, хотим ли и умеем ли вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми так, чтобы и мы сами и они чувствовали взаимное удовлетворение общением, как продолжительным, иногда длящимся почти всю жизнь, так и мимолетным, случайным? Сила слова беспредельна. Особенно доброго слова, сказанного людям. Удачного слова часто бывает достаточно, чтобы успокоить человека, убедить его в чем-то, привлечь внимание, пробудить благородные чувства. Почаще бы нам говорили хорошие, добрые слова!

Но дело не только в самих словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся, в точном смысле, который этими словами выражается, если кто-то хочет заинтересовать разговором другого человека, он будет стараться расположить его е себе с первой же минуты, с первых же слов. Непременным условием общения является участливое, доброе отношение к собеседнику.



Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки из прошлого тащим.

Потому что добро остается добром –

В прошлом, будущем и настоящем.

В.Высоцкий

А давайте задумаемся, умеем ли мы разговаривать друг с другом, например в компании друзей и знакомых? Каждый может припомнить такую ситуацию: пришли в гости к знакомым, думали дружески поговорить, обсудить самые разнообразные проблемы, а разговор не получился. Почему? Все говорили одновременно, шумно, с увлечением, каждый - свое и друг друга не слушали. И в результате - никакого удовольствия от встречи. Чтобы общение могло состояться, мы должны научиться разговаривать, а это значит - уважать собеседника. Еще Цицерон говорил: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого».

Можно не без основания сказать, что спорить мы тоже не умеем. «Самое трудное в споре, - говорил А.Моруа,- не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». Мы же часто просто навязываем свое мнение, навязываем упорно, не заботясь о доказательствах, не вслушиваясь в возражения и не интересуясь ими. Народная поговорка предупреждает: «Кто не умеет говорить - портит разговор», «Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать».

Взаимное общение - это бесконечное взаимное узнавание, взаимные предсказания и нередкие взаимные ошибки. Мы все больше и глубже узнаем окружающих людей, а они - нас, и этот процесс бесконечен и прекрасен. Именно в нем и только в нем источник нашего духовного роста и обогащения.



Если б все, кто помощи душевной

У меня просил на этом свете....

Мне прислали б по одной копейке,-

Стала б я богаче всех в Египте...

Но они не слали мне копейки,

А со мной своей делились силой.

И я стала всех сильней на свете....

А.Ахматова

Французский писатель Антуан-Экзюпери определил возможность общения как «единственную роскошь, которая есть у человека. Человек становится человеком только в общении. Способность к общению всегда

относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «Потолкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим - затоскуешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и умеющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпатией, а с людьми закрытыми, необщительными стараемся контактировать как можно реже.

«Наш язык - это важнейшая часть нашего поведения в жизни».

Д. С.Лихачев

А культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают: как правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, уметь держать себя в обществе (как в знакомом, так и малознакомом), усвоить азы повеления, связанные с профессиональной этикой; понимать, что прилично и чти неприлично делать в данной обстановке.

В толковом словаре С.И.Ожегова сказано, что воспитанный - это умеющий хорошо вести себя. И опять мы имеем дело с поведением человека, потому что вести себя определенным образом - это значит поступать, таким образом, быть человеком такого поведения.

Какого человека мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование? Образованность сама по себе не предоставляет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия. Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Он умеет вести себя за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или сигарету во рту....



Быть воспитанным - это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным; уметь понимать окружающих людей, уважать их интересы, вкусы, привычки, искренне отзываться на их чувства и переживания. А.П.Чехов писал о таких людях: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы....»

Воспитание - дело совести, образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга».
В.Гюго

Происходит обсуждение группой доклада.

Преподаватель:

Русский язык - это фактор духовного единения народов многонациональной России, межгосударственного общения народов СНГ. Однако есть и другая роль языка, например, в создании культуры безопасного поведения и безопасности общества. Рассмотреть данный вопрос в ракурсе современных проблем поможет нам следующий выступающий:



Обучающийся 2:

Язык - это не только механизм передачи информации, но и специфическое средство управления поведением индивида и преобразования этого поведения в нужном направлении. Любая атака на язык - это атака на личность в целом, ее сознание и основные гражданские качества: патриотизм, установку на отождествление себя с определенным народом и его традициями. «Гибок язык человека; речей в нем край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направлениям».



Гомер
Не случайно так настойчиво борются за развитие своего языка страны, получившие национальную самостоятельность. Столь же не случайно сторонники глобализации пытаются навязать человечеству обратную тенденцию - перейти на использование единого языка, в частности, английского.

Язык может лечить человека, может радикально изменить его внутренний мир. Это мы можем наблюдать при использовании любого вида психоанализа и психотерапии, при обработке людей в религиозных сектах, в ходе любых политических кампаний.


Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

В.Шефнер
Слово является дополнительным стрессором для человека, оно действует на человека, его психику сильнее, чем физическое насилие. Это давно заметили многие политики. Опыт Наполеона, Гитлера и Геббельса, западных специалистов «холодной» войны показал, что языковое манипулирование -самый распространенный вариант воздействия на психику человека. «Слова - это самый сильный наркотик, который использует человечество».

Р.Киплинг

Язык - это не только слова, не только грамматические конструкции, но и строй мыслей. Что означает строй мыслей? А то, что за каждым словом языка таится широкий спектр различных понятий, образов, связей, ассоциаций. Овладевая новым языком, человек в какой-то мере усваивает и новое мышление, новую психологию.

Существуют и другие проблемы и угрозы, связанные с вестернизацией русского языка. Сегодня наблюдается засорение русского языка терминами иностранного происхождения. Мы начинаем привыкать к словам типа: «имидж», «менеджмент», «маркетинг», «шоумен», «спонсор», «рейтинг». В сфере массовой культуры процесс вестернизации русского языка активно содействуют российские СМИ, и в первую очередь газеты, журналы, каналы радио и телевидения, предназначенные для молодежи - наиболее активной и чувствительной к внешнему влиянию части населения России. Мы согласны, например, ломать язык выражением «в Украину», вместо привычного и естественного - «на Украину»; называть прибалтийские республики «странами Балтии», отказавшись от традиционного – «страны Прибалтики» и т.д., т.е надуманная политкорректность оказывается сильнее элементарного уважения к традициям и правилам родной речи.

Обладая самым богатым в мире языком, мы почему-то уже исторически готовы раз за разом предавать его в угоду другому языку. При Петре I и его преемниках россиян чуть было не приучили говорить по-немецки; при Александре I вся российская элита перешла на французский. И, наверное, не случайно мы и сейчас готовы перейти на другой язык, уже с детства приучая россиян к «правильному» английскому, гордимся их успехами в освоении чужого языка и позволяем любое кощунство по отношению к своему.

Также отмечается широкое внедрение в русскую речь уголовного жаргона, нецензурных выражений. Слова « разборка», «зачистка», «мочить» все настойчивее заполняют нашу повседневную речь. Убогим выглядит язык, в котором пестрит «модерный» жаргон типа:

-«рубать» вместо «есть»;



  • «кимарить» вместо «спать»;

  • «накиряться» вместо «напиться допьяна;

- «железно нарубались» вместо «наелись досыта»;

-«а мне до лампочки» вместо «мне не интересно»;

-«тягомотина» вместо «скука»;

-«подклеиваться к ней» вместо «познакомиться с ней» и т. д.



Русский язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам-людоедкам.

В.Лифшиц

Процесс криминализации жизни общества и также нашего языка объясняется кризисным состоянием общества. Академик Д.С.Лихачев писал: «Неряшливость в одежде - это, прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. А как расценить отношение к языку, которым мы говорим. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека и его отношении к окружающему миру, к самому себе. Бравировать грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, не интеллигентности, а иногда и жестокости. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов».



Происходит обсуждение группой доклада.

Преподаватель:

В словаре Ожегова так же есть определение мата. Мат - это неприличная брань. А сегодня бранную речь можно услышать из уст не только взрослого, но и ребенка, школьника. В наше время нередко можно наблюдать такую картину: молодые привлекательные девушки, беседуя друг с другом, употребляют в своей речи нецензурные слова, наверняка им кажется, что так они выглядят « круче».

На самом деле эти барышни даже не подозревают, насколько отрицательно воспринимают их окружающие. Молодость, красота, внешний лоск меркнут на фоне нецензурной лексики. Бывает весьма неприятно, когда внешне интеллигентный, образованный человек позволяет себе употреблять в своей речи «смачные» словечки, для наглядности, так сказать. И уж совсем отвратительное явление нецензурная брань в устах солидных женщин. В чем сложность проблемы? Пожалуй, более всего в том, что стала она будничной, привычной. Анализируя причины и истоки распространения грубости, сквернословия, полного отсутствия культуры речи, можно определить это, как жажда «суперсовременности», боязни отстать в чем-то от сверстников, показаться смешным. Следует сказать, что в молодежной среде мода (даже на сквернословие) принимает порой карикатурный вид. И очень обидно, что далеко не малая часть наших молодых и не очень молодых современников действительно не в состоянии выразить свою мысль связно и без бранной лексики.

Поколение интеллигенции, которому сейчас около 70 лет, практически не позволяло себе жаргонных выражений в присутствии детей. Делалось это намеренно, чтобы не подавать плохого примера. «Общение с дурными людьми портит хорошие нравы».

С.Смайлс
Преподаватель:

Хотя тогда такой опасности криминализации, конечно же, не было.

Освятить данный вопрос и помочь сформулировать свое отношение к нему поможет нам следующий выступающий.
Обучающийся 3:

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Сквернословие давно перестала быть лингвистической прерогативой пьяного грузчика из овощного магазина, и мат сегодня горделиво льётся по коридорам и курилкам престижных вузов, со сцены и с экрана, со страниц нашей печати. Глубоким пережитком стало правило не выражаться при дамах, сегодня мат не избирателен по половому признаку и иные дамы могут заткнуть за пояс любого бомжа.



Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.
О распространении грубой нецензурной речи с тревогой говорят не только учителя и родители, но и сами подростки. На человека, который не ругается матом, смотрят как на ненормального. Ругнуться последними словами в обществе у многих парней считается «хорошим» тоном. Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Еще немного, и общество деградирует.

Конечно, если вам скажут не курить, не пить, не принимать наркотики -это можно понять, это можно сделать, поскольку мы наносим неповторимый вред своему здоровью. Что же касается сквернословия, здесь всё иначе.

Матерящийся человек не наносит вред никому и, прежде всего самому себе физического вреда.

Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Ещё известный лексикограф Владимир Даль писал: « С языком, человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека-это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

Сейчас в обществе отношение к нецензурной лексике противоречиво. Некоторые считают, что мат необходим для снятия стресса в подобных ситуациях, необходим, т.к. именно «в крепком слове русская сила, а не в мече», необходим для поднятия сексуальной активности населения, необходим, т.к. он более доступен и понятен народным массам т.д. Проведено большое количество опытов и экспериментов, которые подтвердили отрицательное воздействие нецензурной лексики на все живое.

В настоящее время приняты различные документы, проведены и проводятся акции по искоренению бранной лексики из нашей повседневной речи. Но, как известно, нет такой чистой и светлой мысли, которую русский человек не смог бы выразить в грязной матерной форме. И даже никакими штрафами ругаться наш народ не отучили.

Отучиться сквернословить - задача не из легких. Но при желании можно научиться очищать свою речь, стараться приблизить ее к идеальной. Недаром К.Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великолепное множество хороших слов и названий».

Свое отношение к происходящему поэт Дормидонт Народный сформулировал в следующих стихах: «Есть такие слова, что без них - никуда!»




Словесный стал шерстить запас

И кругом голова:

Остались ли вообще у нас

Хорошие слова?


Проблему надо понимать,

А после - поднимать:

У нас ведь даже словом «мать»

Умеют обозвать!


Как судьбы слов в стране моей

Бывают тяжелы!

«Косяк» - уже не журавлей,

«Совок» - не друг метлы.


Заслышав нежное «браток»,

Любой у нас дрожит,

Поскольку наш браток - каток,

Шестерка и бандит.


Кто об народе плакать рад,

Но строит в Челси дом,

От меткой клички «демократ»

Отмоется с трудом!

А если кто чего украл

Под флагом перестрой

Ки, крепким словом «либерал»

Такого ты покрой!


А вникните поглубже вы

В обычные цвета:

Корыстна «зелень» и, увы,

«Голубизна» не та!


Румянец девичьей щеки

Мужик полюбит всяк,

Но отдыхают мужики,

Коль «розовая» вся!


Я верю мудрым головам,

Что смогут победить,

Вернуть доверие словам

И мат укоротить!




Происходит обсуждение группой доклада.

Преподаватель:

Возраст, процесс взросления очищает речь. И мы должны раскрыть перед нашими молодыми соотечественниками все то, что сами поняли не сразу. Необходимо почаще разговаривать с близкими людьми. Когда родители говорят с детьми часами и обо всем на свете, дети потом выдерживают все испытания. И вы об этом помните, как будущие родители. «Из привычки, так или иначе, сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».



Аристотель

Но хорошее - крепкий орешек. И тем не менее, как пишет американский социолог и этнограф Маргарет Мид «над тканью надо работать».

Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Не достаточно произносить красивые фразы, подхваченные чужие мысли, одеваться как - то по особенному, с претензией на оригинальность. Необходима культура человека, как степень человеческого совершенствования, достигнутого путем воспитания, взращивания в себе всего самого лучшего, всего того, что может и должен обладать человек. Слова известного писателя Х.Андерсена «Позолота сотрется, свиная кожа останется» очень поучительны в данном случае. Здесь уместно напомнить, что не всякое образование делает человека образованным. Сегодня образованный человек даже не тот, кто получил диплом и с ним определенную сумму знаний, а тот, кто плюс к этому научился постоянно пополнять знания и практически применять их.

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.

Н.Г. Чернышевский
Наш классный час подходит к логическому завершению. Желающие выступить, пожалуйста, мы предоставим вам слово.

Русский язык пережил в своей истории немало трудных времен и до сих пор выходил из них победителем. Окажется он сильнее и нынешних угроз. Но тревожит другой вопрос: как скажутся текущие трудности одного из главных российских богатств, тесно связанного с духовной сферой, на душах тех, кто в этот период только осваивает родную речь. Это вопрос, главным образом, и должен сегодня беспокоить родителей, учителей всех уровней, политических и культурных лидеров государства, каждого гражданина, причастного в той или иной мере к становлению подрастающих в нашей стране поколений.


Происходит выступление присутствующих.
Преподаватель подводит итог результатам обсуждения, благодарит

собравшихся.

Зрителям раздаются бланки для обратной связи. С целью упрощения этой

процедуры зрителям предлагается завершить незаконченные предложения:

-Я сегодня узнал(а)

-Я пересмотрел(а) свои взгляды....

-Я задумался(лась) о

-Я расскажу своим знакомым

На этом мы заканчиваем классный час. Спасибо Вам за подготовку классного часа и участие в нем. Всего хорошего, желаю Вам успехов. До свидания.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ:


1. Косьмин А.Д. Менеджмент: практикум: учеб.для студ.учреждений сред.проф.образования/ А.Д.Косьмин,Н.В.Свинтицкий. – М.:Издательский центр «Академия», 2011. – 160с.

2. dormy@kp.ru.



3. http://hghltd.yandex.net/


Каталог: upload -> 2014
2014 -> Компетенциях
2014 -> Учебное пособие для студентов педагогических вузов Под общей редакцией В. С. Кукушина
2014 -> Проектная деятельность педагога профессионального обучения
2014 -> Учебное пособие для студентов отделения 33. 02. 01 «Фармация» г. Бузулук, 2014г. Ббк 88. 4я723 к 49
2014 -> Методическая разработка для тренеров-преподавателей мбоудод сдюсшор №2 «Красные Крылья», «командные действия в защите в детском баскетболе»
2014 -> Учебное пособие Бийск агао им. В. М. Шукшина 2014 ббк 85. 313 (2) в 48
2014 -> Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа (бакалавр)
2014 -> Амурского облпотребсоюза
2014 -> Мобильные друзья студентов
2014 -> Методические рекомендации для преподавателей по проведению учебной дисциплины огсэ. 03. Психология общения Разработчик


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница