Классный час для старшеклассников Теоретический блок



Скачать 59,21 Kb.
Дата22.02.2016
Размер59,21 Kb.
Техники регуляции эмоционального состояния.

(Классный час для старшеклассников)

Теоретический блок.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Понятие стресса было введено канадским физиологом Г.Селье в 1936 году.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность нашего организма, вплоть до ее полной дезорганизации. Например: мать, которая получила известие о смерти сына – как отрицательное воздействие и возвращение «умершего» сына – как положительное воздействие.

К числу стрессоров относят: сильные физические и психические травмы; потерю крови; большие мышечные нагрузки; инфекции; ионизирующее излучение; резкие изменения температуры; фармакологические воздействия и др. Также к числу стрессоров можно отнести и экзамен (например, ЕГЭ).

Экзамен – это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу.

Подготовка к экзаменам связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статистическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания.

Школьники, как правило, в повседневной жизни испытывают на себе определенный прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.

Отсутствие на ЕГЭ знакомых педагогов, поддержки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние ученика, обусловленное самой ситуацией экзамена.

Целью нашего сегодняшнего занятия является снижение стресса в экзаменационный период.

Практический блок.

Методы регуляции эмоционального состояния


  • Экстренные техники регуляции состояния

- Смочи лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

- Осмотрись по сторонам, медленно переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывая их внешний вид. Сосредоточься на каждом отдельном предмете. Это поможет отвлечься от внутреннего напряжения и переключить внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

- Посмотри в окно на небо. Сосредоточься на том, что видишь.

- Медленно, как бы сосредоточенно выпей несколько глотков воды. Сконцентрируй внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

- Представь себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем и др. Сделай такое же лицо, улыбку, почувствуй это состояние всем телом.

- Примени формулу успокоения, например: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки».

- Самый простой, но достаточно эффективный способ саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Спроси себя: «Не скован ли я? Не напряжены ли мои скулы? Могу ли я сейчас улыбнуться?»

- Обрати внимание на свое дыхание. Сделай несколько глубоких вдохов с замедленным выдохом. Это даст возможность восстановить спокойное дыхание.



  • Работа с телом

Приемы:

  • расслабление по контрасту

  • дифференциация ощущений

  • расслабление после нагрузки

Упражнение «Тряпичная кукла и оловянный солдатик»


  1. «Застыть солдатом» на 10 сек.

  2. Расслабиться, как тряпичная кукла (наклон вперед, расслабить руки, как тряпки, слегка согнуть колени, почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы подвижными)

  3. «Солдат»

  4. «Кукла» (следует повторять до тех пор, пока не возникнет расслабленность)

  5. Встряхнуть руками, спиной, головой, ступнями, ногами (как будто отряхиваем воду).

Упражнение «Черепашки»

Изменить мускульное напряжение. Голову приложить к груди, руки и ноги пождать под себя (до болевых ощущений в мышцах). Задержать дыхание, сосчитать до 7. Затем медленно начинать расслабляться (как будто черепашка осторожно выглядывает из-под панциря). Повторить несколько раз, постараться почувствовать разницу между сильно сжатыми мышцами и расслабленными. Важно научиться различать, когда мускулы напряжены, а когда расслаблены.



Прогрессивная мышечная релаксация (по Джейкобсону)

Используется в качестве основы для других техник. Учит различать напряженные мышцы в противоположность расслабленным, понимать, какая часть тела напряжена. Упражнение проводится сидя на стуле. На вдохе производится напряжение мышц, на несколько секунд задерживается дыхание и напряжение в мышцах, затем – расслабление на выдохе. При правильном исполнении во время расслабления должно возникнуть ощущение сопротивления расслаблению.



  1. Вдох, задержка дыхания, медленный выдох.

  2. Медленно сжать кулак правой руки (пока не станет больно), очень медленно расслабить. Определить ощущения.

  3. Напрячь правое плечо и предплечье, крепко прижимая к телу (при этом кисть - расслаблена). Расслабить.

  4. Поднять правое плечо к шее (остальные мышцы – руки и шеи - расслаблены), расслабить.

  5. То же самое – с левой рукой.

  6. Напряжение и расслабление мышц шеи: подбородок опустить к груди (до болевых ощущений в спине), выпрямить; наклон головы к правому плечу (необходимо голову тянуть к плечу, а не наоборот), выпрямить; затем – к левому плечу; голову медленно откинуть назад, выпрямить.

  7. Напряжение мышц живота: максимально втянуть, на выдохе расслабить; на вдохе «надуть» живот, расслабить.

  8. Напряжение мышц ног: вытянуть ногу вперед, выпрямив носок (напрячь всю ногу – от бедра), расслабить; вытягивая ногу, носок тянуть на себя (напрягаются задние мышцы), расслабить. То же – с другой ногой.

  9. Напряжение мышц лица (с закрытыми глазами): сильно улыбнуться, напрягая мышцы лица, расслабиться; сморщить нос – расслабиться; поднять вверх брови, затем нахмуриться, расслабиться.

  10. Снова обратить внимание на кисть руки. Напряжена ли она еще? Если да, то снова напрячь и расслабить кисть. Так - с каждой частью тела.

  11. Вдох, задержка дыхания, медленный выдох.

Дыхательное движение сопровождается возбуждением (вдох) и расслаблением (выдох) нервной системы. Часто дыхание бывает возбужденным, прерывистым. Нам кажется, что чем чаще мы будем дышать, тем больше кислорода поступит в организм. Количество же кислорода в организме зависит не от количества вдохов, а от количества гемоглобина, который его переносит, а также от скорости передвижения крови в организме (поэтому при приеме спортсменами допинговых препаратов, увеличивающих количество гемоглобина, кровь «загущается», что может привести к тромбозу и летальному исходу). За 1 толчок сердце выбрасывает примерно 100 мл крови.

При выдохе выделяется углекислый газ, который поддерживает гомеостаз в организме (соединяясь с другими веществами, образует угольную кислоту). Уровень углекислого газа при физической нагрузке бывает сбалансирован, поэтому дыхание должно соответствовать физическим нагрузкам.

Умение управлять дыханием (оперные певцы, профессиональные дикторы): перед разговором обязательно следует выдохнуть, никогда не начинать разговор со вдоха.

Изменение ритма дыхания:



  • Обычный ритм (1:4)

  • Активизирующее («утреннее») дыхание (8:2)

  • Успокаивающее («вечернее») дыхание (2:8)

Упражнение «Собачье дыхание»


Быстрое, очень поверхностное дыхание, горлом, через рот (осознать, какие чувства возникают, чаще всего - тревога, страх).

Упражнение «Вибрации на вдохе»


Несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох через нос, выдох через рот). Задержать воздух на вдохе и сделать несколько движений диафрагмой вверх – вниз, вперед – назад.
  • Использование воображения для регуляции эмоционального состояния


Упражнение «Дерево» (Н.Самоукина)

Представьте себя деревом, таким, каким захочется. Почувствуйте корни, ствол, ветви, листья. Почувствуйте, как корни вытягивают воду с питательными веществами из земли, как дерево наполняется живительной влагой, расправляются ветви, растут листья.



Упражнение «Вверх по радуге» (В.Родионов, М.Ступницкая)

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Повторите трижды. Поделитесь впечатлениями.



Упражнение «Внутренний луч» (Н.Самоукина)

Представьте, что внутри вас, в верхней части головы, есть внутренний луч. Он изнутри освещает вас мягким ровным светом, по пути своего прохождения разглаживает кожу, согревает и оздоравливает внутренние органы.



Кроме выше перечисленных упражнений можно также использовать методы медитации, а также, аутогенные тренировки.

Подведение итогов.
Каталог: ld
ld -> -
ld -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
ld -> На правах рукописи
ld -> Программа оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов
ld -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
ld -> Управление образовательными инновациями вуза на основе информационно-аналитической деятельности
ld -> Информационно-аналитическое сопровождение образовательных инноваций вуза: основные принципы и подходы
ld -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
ld -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница