Классный час для школьников-подростков по вопросам правомерности агрессивного поведения.



Дата27.05.2016
Размер53 Kb.
ТипКлассный час
КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ ПО ВОПРОСАМ ПРАВОМЕРНОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ( ПРИТЧА « БЕЗВРЕДНАЯ ЗМЕЯ»).
Проведение классного часа такой тематики среди учащихся подростковых классов позволит расширить их представление о своих психологических особенностях, поможет им освоить им «безвредные» способы разрядки гнева и агрессии.

ПРИТЧА « БЕЗВРЕДНАЯ ЗМЕЯ».


Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камнями, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: « Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

В чем мораль этой притчи?


КОМЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА.

Нет ничего страшного в том, чтобы пошипеть иногда на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны, и не пускать яд в кровь обидчика. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ. А это очень важно, потому что зло никогда не приводит за собой добро. Другими словами, притча говорить о том, что каждая личность должна обладать определенной нормой агрессивности. В этом случае агрессивность выполняет защитную функцию. Отсутствие агрессивности (кстати, в переводе с английского aggression означает всего лишь «напористость») приводит к пассивности, ведомости, конформности.

А что может случиться, если агрессия выйдет за пределы допустимой нормы?
ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ.

С помощью опросника Баса-Дарки можно получить результаты индивидуального исследования. Опросник классифицирует данные о склонности к агрессивному поведению по нескольким шкалам.

ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ- использование физической силы против другого лица.

КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная ( злобные сплетни, шутки, взрыв ярости, крик, топанье ногами, битье кулаком по столу и т.п.).

СКЛОННОСТЬ К РАЗДРАЖЕНИЮ - готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

НЕГАТИВИЗМ – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

ОБИДА - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ – выражение негативных чувств как через ссоры, крик, визг, так и через содержание словесных ответов таких, как угроза, проклятие, ругань.

ЧУВСТВА ВИНЫ – возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.


ОПРОСНИК БАССА – ДАРКИ.
ВОПРОСЫ ТЕСТА: (ДА/ НЕТ)

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.

  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  7. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.

  8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительное угрызение совести.

  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

  12. Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его.

  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

  15. Я, часто, бываю, не согласен с людьми.

  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу.

  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

  19. Я гораздо более раздражителен, чем, кажется.

  20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю наперекор.

  21. Меня немного огорчает моя судьба.

  22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

  25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

  26. Я не способен на грубые шутки.

  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

  30. Довольно многие люди завидуют мне.

  31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

  32. Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.

  33. Люди, которые постоянно изводят вас, заслуживают, чтобы их щелкнули по носу.

  34. От злости я иногда бываю мрачен.

  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

  37. Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.



  1. Когда получается, не по-моему, я иногда обижаюсь.

  2. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

  3. Нет людей, которых бы я по настоящему ненавидел.

  4. Мой принцип: « Никогда не доверять чужакам».

  5. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

  6. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

  7. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

  8. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

  9. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

  10. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

  11. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

  12. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

  13. Думаю, неудачи огорчают.

  14. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

  15. Я не могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

  16. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

  17. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

  18. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

  19. Я ругаюсь только со злости.

  20. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

  21. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

  22. Иногда я выражаю свой гнев в том, что стучу по столу кулаком.

  23. Я, бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

  24. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

  25. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

  26. Я часто думаю, что жил неправильно.

  27. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

  28. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

  29. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

  30. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

  31. В последнее время, я стал «занудой».

  32. В споре я часто повышаю голос.

  33. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

  34. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.


  1. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ: ответы «да» в вопросах 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

ответы «нет» в вопросах 9, 17, 41.

2. КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ответы «да» в вопросах 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63;

ответы «нет» в вопросах 26, 49.

3. РАЗДРАЖЕНИЕ: ответы «да» в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

ответы «нет» в вопросах 11, 35, 69.


  1. НЕГАТИВИЗМ: ответы «да» в вопросах 4, 12, 20, 28;

ответ «нет» в вопросе 36.

  1. ОБИДА: ответы «да» в вопросах 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;

ответ «нет» в вопросе 44.


  1. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: ответы «да» в вопросах 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

ответы «нет» в вопросах 65, 70.

  1. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: ответы «да» в вопросах 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

ответы «нет» в вопросах 39, 66, 74, 75.

  1. ЧУВСТВО ВИНЫ: ответы «да» в вопросах 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

ИНДЕКС АГРЕССИВНОСТИ высчитывается сложением баллов по шкалам 1, 3, 7.

НОРМА 17-25 баллов.

ИНДЕКС ВРАЖДЕБНОСТИ высчитывается сложением баллов по шкалам 5 и 6.

НОРМА 7-10 баллов.
Дорогие ребята! Вы посмотрели на свои результаты. Прошу не забывать о том, что все течет, все меняется. Меняетесь и вы. До 20 лет идет активное формирование социально-психологических установок личности, поэтому показатели по всем шкалам теста тоже будут изменяться.

Каждому человеку приходится испытывать и злость, и гнев, и раздражение. Иногда многие чувствуют, как душа переполняется отрицательной энергией. Как укротить эту энергию, чтобы она не натворила бед? Сейчас мы проделаем несколько упражнений, с их помощью вы научитесь «безвредным» способам разрядки отрицательной энергии.


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

«ОБЪЕКТ АГРЕССИИ». Цель выполнения задания состоит в освоении социально приемлемого способа разрядки гнева и отреагирования негативных эмоций. Существуют несколько вариантов выполнения задания. Мы приводим два из них.


ВАРИАНТ 1. Сядьте, поудобнее. Расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь посмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь у него.

Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он делает то, что вас злит. Послушайте, что говорит вам этот человек, что вы отвечаете. Прислушайтесь к своим ощущениям. Какие чувства испытываете? А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становится все слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация? Что вы теперь слышите, чувствуете?

Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. Глубоко вдохните 3-4 раза и откройте глаза.

Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что нет? На ком из галереи вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

( Обычно ребята говорят, что злость ушла, и даже стало жалко человека.)
ВАРИАНТ 2. Постарайтесь посмотреть этот сюжет от начала до конца. А теперь вернитесь к началу сюжета, но теперь вернитесь к началу сюжета, но теперь переверните картинку, чтобы все было вверх ногами, и досмотрите сюжет до конца. А теперь снова вернитесь к его началу и сделайте то же самое, но представьте, что все участники ситуации, в том числе и вы, говорят голосами героев мультфильмов. Что вы видите, слышите, чувствуете при этом?

Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. Глубоко вдохните 3-4 раза и откройте глаза. Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что нет? На ком из галереи вы остановились на этот раз? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?



Обычно ребята рассказывают, что им было смешно. Многие улыбаются и даже смеются во время выполнения упражнения.

Подводятся итоги. Обязательно проговаривается, что делали, какой опыт приобрели, как этот опыт будет помогать в жизни.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница