Классный час №2 «Что ты должен знать о психоло­гических особенностях своего возраста»



Скачать 71.28 Kb.
Дата27.05.2016
Размер71.28 Kb.
ТипКлассный час
Классный час № 2

«Что ты должен знать о психоло­гических особенностях своего возраста»

(Беседа-размышление)

Цели и задачи классного часа:

• знакомство ребят с некоторыми психологически­ми особенностями подросткового возраста;

• формирование потребности в здоровом образе жизни;

• воспитание правовой культуры личности подростка.



Ход классного часа

Социальные особенности развития личности

в подростковом возрасте

Классный руководитель: Ребята, вы, наверное, замеча­ли, что, взрослея, вы становитесь совсем другими людь­ми: из тихеньких и наивных деток вдруг превращаетесь в раздражительных нескладных ребят. Не удивляйтесь, через этот сложный подростковый возраст прошло все человечество. И вы не исключение.

Сегодня мы поразмыслим о некоторых психологичес­ких особенностях подросткового возраста, о которых вы должны знать. А если с некоторыми позициями ученых, педагогов или юристов в сегодняшней беседе вы будете не согласны, то смело выскажите свою позицию.

Известный педагог Л.Е. Тарасова считает, что в со­циальной ситуации развития подростка наличествуют две тенденции: тормозящая развитие взрослости и «взрослеющая». Это создает огромное разнообразие вариантов развития.

Специфика социальной ситуации развития в этот период — включение в новую систему отношений и обще­нии со взрослыми и сверстниками, новое положение в обществе, новые функции — эмансипация, самостоятель­ность. Она приводит пример трех типов развития в отро­честве по Э. Шпрангеру.



Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение» (Ж.-Ж. Руссо), в итоге которого воз­никает новое «Я». Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приоб­щается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип, представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам ак­тивно и сознательно формирует и воспитывает себя, пре­одолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Л.Е. Тарасова выделяет следующие зоны и основные задачи развития в подростковом возрасте: пубертатное развитие; когнитивное развитие и преобразование социализации. Основной задачей воспитания подростков в этот период, по ее мнению, является перевод в систему норм и требований для взрослых.

Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период именуют критическим, переломным, хотя у современных подростков он не так остр, как принято считать.



Психологические особенности подросткового возраста

Классный руководитель: А теперь рассмотрим биологи­ческие и психологические особенности подросткового возраста.

Конец детства и начало отрочества отмечены общим физиологическим событием — физиологическим пуберта­том. В течение относительно короткого периода тело ребенка претерпевает множество морфологических и физиологических изменений, сопровождаемых глубоким преобразованиями внешности.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особо важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые выделяют гормоны, стимулирующие работу большинства эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Подро­сток переживает «гормональную бурю». У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрос­лых; у них постоянна усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях (состояние алертности) — они как будто постоянно находятся в состоя­нии стресса.

Изменения роста и веса сопровождаются изменения­ми пропорций тела: сначала до взрослых размеров дора­стают голова, кисти рук и ступни, затем удлиняются конечности и в последнюю очередь туловище. Интенсив­ный рост скелета опережает развитие мускулатуры, от­сюда подростковая угловатость, непропорциональность тела, подростки ощущают себя неуклюжими, неловки­ми.

Появляются вторичные половые признаки: у маль­чиков меняется голос — резко снижается тембр, време­нами он срывается на высоких нотах, что переживается довольно болезненно.

Скорость, с которой происходят соматические изме­нения, ломает детский образ и требует построения но­вого физического, телесного «Я». Эти изменения уско­ряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток; наступление физиологической зре­лости, очевидное и для самого подростка и для окружа­ющих, делает невозможным сохранение детского ста­туса.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания: акселерамин создает более благоприятные возможности личност­ного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием более уверенны в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки созревания особенно важны. Физи­чески развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками, вызывает отношение себе как к более взрослому, он обладает высоким социальным статусом как среди своего, так и среди противоположного пола и в дальнейшем, в зрелом возрасте следуют более конформ­ной в социальном смысле модели поведения: их сужде­ния и установки более социально приемлемы, они чаще включаются в традиционные формы социальной и поли­тической активности.

Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.

Характерны перепады сосудистого и мышечного то­нуса, что вызывает резкую смену физического состоя­ния, и соответственно, настроения. Бодрость, азарт, ра­дужные планы при этом сменяются на ощущение разби­тости, печаль и полную пассивность.

Вот почему каждому подростку надо знать особенно­сти подросткового возраста и быть готовыми его встре­тить спокойно и с достоинством.

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

В подростковом возрасте последовательно появляют­ся две особые формы самосознания:

— чувство взрослости — центральное новообразова­ние младшего подросткового возраста (11—13 лет);

период личностной нестабильности, поисков себя.

Я-концепция — центральное новообразование стар­шего подросткового возраста (14—15 лет). Примерно в 11—12 лет происходит постепенное усложнение и углуб­ление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир, и хочет понять: какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. По­знать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало. Подростковый возраст — это время обо­стренного стремления к познанию и оценке самого себя,

к формированию целостного, непротиворечивого образа Я. Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в само­копание, приводит к недовольству собой.

Подросток чувствует себя подхваченным новой и не­ведомой ему силой, которая действует в его собственной глубине. Мечтательность является ключом к этому пе­риоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее са­мосознание, появляются вкус и влечение к своему внут­реннему миру, острое самоподчеркивание своих жела­ний и порывов.

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и ча­сто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к не­зависимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Подрост­ки стремятся во всем походить на сверстников и пыта­ются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впер­вые становится возможным самовоспитание. У подрост­ка складываются разнообразные образы своего «Я», од­нако изменчивые и подверженные внешним влияниям1.

В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реак­ции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруд­нениями процесса формирования личности. Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала

шизофрении в подростковом возрасте в 3—4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении го­ловного мозга. Стремительно взрослеющий ребенок мо­жет часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокой­ный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к сво­ей внешности. Остро переживаются все ее изъяны, дей­ствительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Возникают трудности и во взаимоотношениях между мальчиками и девочками в школе в период полового со­зревания и зрелости. В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами де­вочка практически на 2 года старше мальчика того же возраста. Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более «взрослые» интересы. Ей хочется принимать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает постыдным обращать внимание на дев­чонок1.

Таким образом, границы подросткового периода зна­чительно варьируются. Одни дети вступают в подростко­вый возраст раньше, другие — позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризи­сом.

Кризис тринадцати лет — это фаза, в течение кото­рой подросток изживает свое детство, фаза крушения прежних интересов, фаза общей неопределенности и раз­дражимости, повышенной возбудимости, быстрой утом­ляемости, острых и резких колебаний настроения, про­теста, крушения авторитетов. В целом, это период лом­ки и отмирания старых интересов и вызревания биоло­гической основы, на которой развиваются новые интере­сы.

Задание:


  • Проанализируйте приведенные факты о психоло­гических особенностях подросткового возраста и выскажите свое мнение: со всеми ли позициями вы согласны?

  • Предложите некоторые «рекомендации» своим свер­стникам, как легче преодолеть этот интересный, но сложный возраст.

В конце классного часа учитель обобщает рассужде­ния ребят и напоминает им, что физиологические и пси­хические особенности переходного возраста надо знать и корректировать свои действия, чтобы не приносить огор­чения окружающим.




Каталог: pedagogi -> gerasimova
pedagogi -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
pedagogi -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
pedagogi -> На правах рукописи
pedagogi -> Исследование условий перехода П. А. Хроменков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики мгоу
pedagogi -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
pedagogi -> Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя физики
pedagogi -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
pedagogi -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования
pedagogi -> Некоторые проблемы физического образования для нефизических специальностей
gerasimova -> Классный час №7 «Культурный досуг, или Мир моих увлечений»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница