«Классификация современных теорий развития личности» по дисциплине «Психология личности»



Скачать 392.97 Kb.
Дата25.04.2016
Размер392.97 Kb.
Министерство образования Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске
Психолого-педагогический факультет
Кафедра общей и социальной педагогики и психологии


КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Классификация современных теорий развития личности»
по дисциплине «Психология личности»

студентки 3 курса группы Б3П направления 050700.62 Педагогика 050709.62 Практическая психология в образовании

Мартыненко Веры Александровны

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики и психологии

Решетникова Наталья Григорьевна

Железноводск

2013


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Error: Reference source not found

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ 6

1.1. Определение личности и её ведущие характеристики 6

1.2. Социальные факторы, как двигатель развития личности 10

1.3. Роль индивидуальности в формировании направленности личности 14



ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18

Глава 2. СПЕЦИФИКА КЛАССИФИКАЦИЙ ОСНОВНЫХ СОВРЕМЕН-НЫХ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 19

2.1. Изучение зарубежных теорий личности и её развития 19

2.2. Обзор отечественных концепций развития личности 24

2.3. Классификация современных концепций развития личности по различным видам оснований 28



ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Научное изучение личности включает систематическое стремление вскрыть и объяснить согласованности, повторяемости в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни.

Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия – следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений, интеграция научных дефиниций – путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий [38].

Взгляд на личность человека претерпел существенные изменения по мере развития и формирования человеческой культуры. 

Начиная с работ древних мыслителей и заканчивая началом девятнадцатого века, появлялись теории личности, в основном направленные на решение вопросов о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: биология человека, его психология, имущество, поведение, культуру, принадлежность к тем или иным социальным стратам, принадлежность к этносам и т.п.



В девятнадцатом веке к вопросам психологии личности подключились (и весьма эффективно) врачи-психиатры, которые вели систематические и основанные на научном подходе наблюдения за личностью больного. Изучалась, например, и история жизни больного. В профессиональные заключения начинали вклиниваться общенаучные выводы о природе человеческой личности [3]. 

Понятия личности сужались, в них включалось больше психологического, связанного с особенностями душевной жизни человека, типичными нарушениями этой душевной жизни, например тревожность, ригидность, заторможенность, возбудимость. 

Постепенно определения личности стали настолько рабочими, что можно стало описывать и вполне нормальную, и патологическую личность в рамках одной модели. Однако целый ряд качеств человека не нашел себе места в клинических теориях личности: способности, нравственные качества, интересы и другие. Это послужило причиной возникновения следующей ступени исследования развития личности – психологической.

На сегодняшний день существует достаточно много различных теорий развития личности, описывающих данный процесс не в полной мере. Современная психология использует несколько теорий в комплексе (на усмотрение каждого отдельного специалиста), чтобы обеспечить более полноценную систему работы с человеком. Поэтому необходимо продолжать исследования в данной области, постепенно приближаясь к наиболее широкому раскрытию всех аспектов развития личности.

Изучением личности, её характеристик, специфики формирования и развития занимались такие учёные, как: Г. Ю. Айзенк, З. Фрейд, А. Валлон, Р. Заззо, Ж.Пиаже, Дж. Уотсон, М. Ветгеймер, В. Келер, К.Левин, К. Кофка, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюлер, Р. Мэйя, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Ф.А. Сохин, И.М. Жукова и многие другие.

Цель работы – изучить классификации современных теорий развития личности.



Задачи исследования:

1. Определить ведущие характеристики личности.

2. Охарактеризовать социальные факторы и представить их, как двигатель развития личности.

3. Обозначить роль индивидуальных особенностей человека в формировании его направленности, как личности.

4. Дать характеристику зарубежным и отечественным теориям развития личности.

5. Изучить наиболее распространённые виды классификации различных теорий развития личности.

Объект исследования – теории развития личности.

Предмет исследования – классификации современных теорий развития личности.

Методы исследования:

- общетеоретические: абстракция и конкретизация; анализ и синтез; сравнение; дедукция и индукция;

- теоретические: анализ библиографических источников; анализ понятийно - терминологической системы;

Структура работы включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение и список литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Определение личности и её ведущие характеристики

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности [26].

Понятие личности отражается во многих источниках по-разному. Практически каждый крупный учёный в области психологии даёт свое определение.

Например, в словаре профессиональной терминологии Вишняковой С.М. даётся следующее определение: «Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя» [6, c. 369].



Г. Ю. Айзенк определяет личность как интегрированную организацию всех познавательных, аффективных и физических характеристик индивида, отличающих его от других.

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия [31].

Личность обладает рядом характеристик, разная степень проявления которых, а так же их неповторимые комбинации отражают поведение, отношение к окружающей действительности, взаимоотношение с другими людьми и другие проявления отдельного индивида.

Важнейшие психологические параметры личности: устойчивость, единство, активность её свойств и способность к самоуправлению.

Свойства личности – характерные признаки поведения, выражающиеся как его качественная сторона, имеющие тенденцию к устойчивому проявлению, повторяемости (воспроизводимости) в сходных ситуациях, четкой выраженности (узнаваемости). В то же время свойства личности способны к изменениям, усилению или затуханию. Они формируются посредством накопления индивидуального опыта в процессе воспитания и образования [33, c. 593].

Устойчивость свойств личности – это сохранение последовательности действий личности и предсказуемость её поведения. Ощущение целостности и устойчивости собственной личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Благодаря устойчивости здоровой личности люди понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом. Однако не все проявления личности устойчивы. Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами нервной системы: темперамент, эмоциональная устойчивость, экстраверсия / интроверсия [33, c. 618].

Устойчивость личности в виде сохранения некоторых её свойств относительна, так как в конкретных ситуациях эти проявления могут быть изменчивы или обладают разной степенью интенсивности, поэтому не менее важной проблемой является изменчивость, адаптивность личности.

Адаптивность личности  – это умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость.

Под единством свойств личности понимается гармоничное сочетание темперамента, характера и мотивации человека.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде [22].

Характер – индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения – человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений [22].

Мотивация – это широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности.

В совокупности эти свойства, в сочетании с другими факторами, выражают индивидуальные неповторимые черты личности человека.

Активность личности  – это особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик: целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности [22].

Целенаправленность человека выражается в идейной целеустремленности его поведения, в том, что мотивы, побуждающие его к деятельности, вытекают из главных, руководящих идей, которые становятся основной целью его жизни.

Осознанность – это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни, когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.

Эмоциональность – свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. 

Также активность личности определяется наличием и проявлением таких свойств как инициативность и ситуативность.

Инициативность – это способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. 

Ситуативность – это свойство личности, выражающееся в способности человека анализировать происходящее в ближайшей перспективе (настоящее и будущее) и действовать, исходя из произведённого анализа, согласно поставленным перед ним задачам.

Так же существует ряд не менее значимых характеристик личности, определяющих особенности индивида среди окружающих.

Направленность личности – иерархия ее мотивов. Стержень личности – способность ее выстоять в тех или иных обстоятельствах жизни. Рост личности – величина ее духовного, интеллектуального и нравственного потенциала. Вес личности – ее статус и репутация, как носителя различных социальных ролей. Сила личности – проявление поли в различных жизненных ситуациях. Энергия личности – внутренняя энергетика человека, проявляющаяся в деятельности, взаимоотношениях с окружающими, а так же в общем отношении к окружающей действительности. Инструментарий личности – развитость психических функций, умения и навыки.



1.2. Социальные факторы, как двигатель развития личности

На формирование личностных качеств, а так же на развитие самой личности оказывают непосредственное влияние социальные факторы.

Выделяют три основных социальных фактора развития личности: воспитание, социальная среда, активность [10].

Как указывалось в предыдущем параграфе, активность личности – это интенсивность проявления человеком своих основных характеристик в ходе какой-либо деятельности или какого-либо процесса.

В данном случае будем говорить об интенсивности восприятия происходящего вокруг человека и его ответных действий и выводов, относительно сложившейся ситуации, которые способствуют развитию определённых особенностей и качеств его личности.

Таким образом, мы говорим о том, что активность, как фактор развития личности является исходящим и зависящим от самого человека, т.е. внутренним фактором. В то время как два других фактора – воспитание и социальная среда – являются внешними, исходящими из окружающего личность общества и пространства.



Среда человека — это особый социальный мир, «вторая природа», являющаяся «продуктом промышленности и общественного состояния», результатом деятельности целого ряда поколений людей [13].

Социальная среда вокруг личности представляет собой сложное единство общего, особенного и единичного. При этом социальная среда является «продуктом» деятельности человечества. Она изменчива, но не самостоятельна, т.к. её изменяют сами люди, как коллективно, так и индивидуально.

Соответственно, влияние на развитие личности среда оказывает опосредованно, т.к. не совершает никаких действий для развития личности целенаправленно.

Однако не только черты общества в целом, его социально-классовой структуры, но и особенности групп, коллективов, к которым принадлежит человек – семья, образовательные учреждения, неформальные организации, СМИ и т.д. – все это оказывает влияние на развитие личности, формирует индивидуальное своеобразие ее духовного мира.

Именно это целенаправленное создание условий различных социальных институтов для развития личности является воспитанием.

В более широком социальном смысле под воспитанием понимается воспитательное воздействие на человека окружающей действительности всего общественного строя.

В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду [10].

Рассмотрим несколько социальных институтов воспитания личности, как основные источники видимого проявления факторов её развития.



Самый первый институт, в который попадает человек после рождения – семья.

В социальном смысле семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [5].

Одной из функций семьи является воспитание.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [5].

Семейное воспитание осуществляется в неразрывном единстве со школьным и социальным воспитанием, однако большая доля воздействия на развитие личности принадлежит именно семье. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. 

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [15, c. 246].

Следующий социальный институт, с которым сталкивается личность, – образование.

На сегодняшний день образование представляет собой последовательный переход из одного образовательного звена в другое, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями.

Образовательная система ставит перед собой более глобальные цели относительно воспитания, нежели семья, в которой воспитательный процесс осуществляется в большинстве случаев спонтанно и ситуативно.

Под целью воспитания в системе образования понимается теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её сущности, индивидуальности, образованности.

Так же на развитие личности оказывает влияние такой институт как субкультура – культура какой-либо социальной или демографической группы.

Субкультура – относительно целостное явление, которое включает в себя:

  • Ценностные ориентации;

  • Нормы поведения;

  • Предпочитаемые источники информации;

  • Увлечения, способы времяпрепровождения;

  • Жаргон (слэнг);

  • Фольклор (комплекс словесных, музыкальных, игровых, и т.д. видов творчества) [26, c. 381].

Субкультура – понятие широкое, включающее в себя как положительные сообщества, воздействующие на развитие личности гармонично и благотворно, так и отрицательные сообщества (например, неформальные объединения – неформалы), негативно воздействующие на развитие личности, вызывая дисгармонию во взаимоотношениях с обществом и в отношении к окружающей действительности.

Выбор личности в пользу отрицательной субкультуры может указывать на неполноценное воспитание, на ошибки в организации воспитательного процесса или на отсутствие воспитания вовсе.

Так же, не стоит упускать из виду понятие самовоспитания – результат проявления активности личности с целью собственного развития – систематическая сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание является составным элементом воспитания, а так же его результатом.
1.3. Роль индивидуальности в формировании направленности личности

На формирование направленности личности имеет непосредственное влияние индивидуальность человека.



Под этим термином понимают своеобразность отдельного человека, которая проявляется в совокупности особенностей личности, присущих только этому человеку. При рассмотрении индивидуальности в психологии учитывается и анализируется характер человека и его темперамент, ищутся основания для выделения конкретного типа человека, а так же ставится проблема выделения у личности особенных типологических черт и индивидуальных различий, в результате чего индивидуальность описывается как совокупность различных признаков, которые присущи конкретному человеку [9, c. 259].

Ориентируясь на индивидуальные особенности личности можно определить её направленность – неповторимую систему отношений человека с окружающим миром, выражающуюся в целях личности, её стремлениях и мотивах.

Основополагающее положение в определении направленности играют мотивы личности, исходящие из её потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определённых условиях жизни и развития.

Выделяют естественные природные потребности человека: пища, сон, солнечный свет, тепло, и т.д. А так же духовные социальные потребности: общение, обучение, эстетическое наслаждение, и т.п.

Психология личности в большей степени заинтересована изучением именно духовных и социальных потребностей человека. При этом природные потребности с точки зрения психологии, имея физиологическое сходство с потребностями животных, проявляются иначе, чем у них.



Здесь следует оговорить такой аспект направленности личности, как стремление – первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту. В зависимости от меры осознания стремление как динамическая тенденция выражается в виде влечения или желания [14].

Интерес с позиции психологии – это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане, т.е. эмоциональное проявление познавательной потребности.



Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность [7, 17, 21 и др.].

Интересы личности характеризуются:



  • Содержанием – кругом познавательных, материальных, духовных и физических знаний и умений, к которым человек проявляет внимание;

  • Целью – конечным результатом, ожидаемым человеком при проявлении интереса к чему-либо;

  • Устойчивостью – постоянством отношения человека к чему-либо, как к интересующему его объекту;

  • Широтой – разнообразием интересующих человека тем, предметов, умений и т.д.;

  • Глубиной – уровнем удовлетворённости человека постижением интересующих материалов;

  • Действенностью – «нужностью» интересующих аспектов в практической жизни и деятельности человека.

Совокупность этих характеристик позволяет человеку расставлять приоритеты между своими интересами и создавать конкретный план своей деятельности для удовлетворения своей познавательной потребности. При этом интерес может быть прямым – когда человеку нравится сам процесс познания и результат имеет опосредованное значение. А так же интерес может быть косвенным, когда процесс познания совершается без желания и акцент ставится на результат.

Мировоззрение представляет собой понимание человеком самых общих основ и закономерностей природы и общественной жизни, связанное с осознанием им своих обязанностей перед обществом.

Фактически, мировоззрение является совокупностью убеждений человека. Убеждениями выступают знания человека, в истинности которых он не сомневается.

Так же на формирование мотивов влияет идеал – эталон, которому следует человек. Он определяет направление и смысл мотивационной базы личности.

Таким образом, мотивы выступают материализацией внутренних потребностей и интересов человека, на формирование которых оказывают прямое воздействие мировоззрение, убеждения и идеалы личности.

Конкретизированной, наглядной формой мотивов выступают цели личности.

С точки зрения психологии целью является субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия (при копировании картины, например).



Каждый из описанных выше аспектов проявляется в индивидуальных особенностях личности.

Дети, которые только родились на свет, уже проявляют свою индивидуальность. Это проявляется в том, что каждый ребенок по-разному воспринимает окружающую его действительность. Реакция на то или иное действие у разных детей может быть разная. Со временем, когда ребенок подрастает и развивается, его индивидуальность подвергается различным изменениям под влиянием различных как внутренних, так и внешних факторов и становится более ярко выраженной [1, 18, 24, 32 и др.].

Как правило, индивидуальность наиболее ярко выражается только в нескольких, или одной черте личности, которая не похожа на других. Например, в особенности характера или в ярком проявлении граней темперамента. Такая черта может быть ярко выражена или скрыта.

Важным фактором в отражении индивидуальности являются способности человека – характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельности.

В особенности выделяет индивидуальность наличие таланта – совокупности способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Понятие «личность» в различных источниках и у различных учёных-психологов имеет разное определение, однако все источники указывают на то, что личность объединяет в себе психофизические особенности человека, его характерные черты и багаж знаний.

Гармоничность развития личности определяется дуальным сочетанием различных её аспектов и характеристик.

Социальные факторы развития личности представляют собой трёхмерную совокупность элементов воздействия на человека: внутренний элемент, исходящий из самой личности – активность; внешний опосредованный элемент – социальная среда; внешний активно воздействующий элемент – воспитание.

Важным аспектом проявления личности является индивидуальность, которая проявляется у человека с момента рождения и играет главенствующую роль в формировании направленности личности, в частности – её мотивов.

Именно направленности личности позволяет ей расставлять приоритеты и действовать, исходя из собственных интересов, побуждений, надежд и планов на будущее.



Личность многогранна, множественна, но сохраняет целостность. Личность не избегает противоречий – внутренний диалог личности, обсуждение различных вариантов решения проблемы. Личность обладает амбивалентностью мышления. Личность по определению является творческой, она выходит за пределы собственного опыта.

Индивидуальность личности в совокупности с её характеристиками, свойствами, особенностями и направленностью определяют траекторию развития человека.



Глава 2. СПЕЦИФИКА КЛАССИФИКАЦИЙ ОСНОВНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Изучение зарубежных теорий личности и её развития

В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии. 

Одной из первых сложившихся психологических школ стала научная школа, основанная Зигмундом Фрейдом, и получившая название школы психоанализа [41].

Теория выстроена на личных открытиях учёного. Одним из таких открытий стало бессознательное, что позволило Фрейду утверждать бессознательное происхождение психических процессов и сознательность только отдельных актов и сторон души.

Исходя из данной теории, выделяется три структурных компонента личности: 1) Ид – инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия и Эго – рациональная часть личности, принцип реальности; 2) Супер-Эго – моральная сторона личности; 3) Зрелая личность – способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека «ради него самого» .

Теория Фрейда оказала существенное влияние на дальнейшее развитие психологии XX века. Однако не все учёные были полностью согласны с его идеями, в частности Л.С. Выготский считал эту теорию «альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения».

Так же в XX веке была выдвинута теория генетического развития, основанная французской (А. Валлон и Р. Заззо) и женевской (Ж.Пиаже) школами.

Французская школа ориентировала своих последователей на изучение отдельного индивида в конкретных социальных условиях его жизни, стремясь сочетать психологическое изучение эволюции детского поведения с анализом хода органического созревания ребёнка. Женевская школа генетической психологии изучает происхождение интеллекта и стадии его развития, специфику мышления детей и особенности формирования у них понятий об окружающем мире [35].

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого.

Познание ребёнком окружающего мира направлено на адаптацию (приспособление) к среде. Процесс адаптации складывается из взаимодействия двух взаимопротивоположных процессов – ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция заключается в однозначном принятии ребёнком поступающей информации, что меняет уже существующие у него схемы понимания и действия. Аккомодация состоит в приспособлении прежде сформировавшихся реакций к получению и обработке новой информации, что позволяет ребёнку вырабатывать новые способы реагирования. Таким образом, чередование ассимиляции и аккомодации определяет внутреннюю движущую силу интеллектуального становления ребёнка, а тенденция к уравновешиванию становится основной тенденцией развития [35]. 

Другое направление теории развития личности – бихевиоризм – направлено на изучение поведенческой психологии. Основателем этой концепции является Джон Уотсон.

Его позиция выражалась в утверждении, что анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять.

Таким образом, изучение развития психики сводилось к изучению развития поведения человека.



Детское развитие в концепции бихевиоризма обусловлено в основном социальным окружением. В зависимости от стимулов, поставляемых средой, у детей возникают те или иные реакции, что способствует формированию определённых навыков. Это положение отвергает возможность построения возрастной периодизации, так как не существует единых закономерностей развития детей определённого возраста. Доказательствами могут служить примеры того, что при создании определённых условий, двух-трёхлетние дети могут не только читать, но и писать [23]. 

Школа бихевиоризма оказала значительное влияние на развитие психологической теории и педагогической практики. Открытые в русле этого направления законы и механизмы обучения способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей, выявленные феномены конформизма и негативизма позволили осуществить научный анализ условий, способствующих возникновению просоциального поведения.

В первой трети XX века в Германии возникло направление в западной психологии, предложившее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам – Гештальт-психология.

Эту теорию разрабатывали М. Ветгеймер, В. Келер, К.Левин, К. Кофка.

С позиции данной концепции, восприятие является ведущим психическим процессом, который определяет уровень развития психики ребёнка. Само развитие с точки зрения гештальтпсихологии делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Подчёркивая их независимость, К. Кофка доказывал, что в процессе обучения не происходит ускорения созревания, а процесс созревания не ускоряет обучения [16]. 

Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, приверженцы гештальтпсихологии предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Рассмотрим так же позицию гуманистической психологии касаемо развития личности.

Гуманистическая психология – особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя [4, c. 174].

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами.

Открытия, сделанные гуманистической психологией, положили начало исследованию позитивных достижений личностного опыта, помогли раскрыть механизмы творческого развития и саморазвития детей и взрослых. Широкое применение в педагогической практике, практике психоконсультирования получили многие выявленные гуманистической психологией закономерности (потребность в любви как движущая сила развития ребёнка, безусловное принятие как фактор психологической помощи, эмпатическое слушание как способность принять позицию собеседника, позитивное внимание к ребёнку как условие педагогического взаимодействия) [4]. 

Таким образом, мы видим, что теории развития личности разнообразны и имеют различные, зачастую кардинально противоположные основания. Тем не менее, каждая концепция имеет обоснование и эмпирическое подтверждение своих идей.

2.2. Обзор отечественных концепций развития личности

На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В рамках данной исследовательской работы мы рассмотрим некоторые из них.

Одной из первых рассмотрим культурно-историческую теорию развития Л.С. Выготского, которая в последствии нашла отклик и продолжение в работах учеников Льва Семёновича – А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина.

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности.



Основным принципом рассмотрения развития здесь является принцип историзма. Психические реалии рассматриваются в контексте того или иного исторического периода, его происхождении и становлении. Развитие психики, в сущности, состоит в процессе овладения личности своим поведением и психическим состоянием. Исследование психического развития возможно в русле изучения развития человеческого сознания и культурных орудий, присущих человеческому сообществу [8].

Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные» – ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память) психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные» – абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение) психические функции. 

По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий": путем овладения системой знаков-символов, таких как язык, письмо, система счета.



Исходя из данной теории движущая сила психического развития – обучение. Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" – это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе с взрослыми и благодаря ним. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое ведёт за собой развитие.

Другая теория развития личности представлена С.Л. Рубинштейном, как субъектно-деятельностная концепция развития. Эту позицию разделяют и развивают его ученики и сотрудники Института психологии РАН (например А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская).

С.Л. Рубинштейн выдвинул и убедительно обосновал свою принципиально новую идею о том, что вопреки широко распространенным тогда теориям генетически исходной формой мышления у детей является изначально практическое действие, а не употребление словесных знаков, не само по себе речевое взаимодействие ребенка с другими людьми и не понятийное мышление. Такое действие является одним из важнейших компонентов изначально практической деятельности [40].



Новаторский для 1935 г. вывод С.Л. Рубинштейна о том, что практические действия суть генетически первая у детей форма мышления, был затем подтвержден во многих экспериментах, которые проводили очень разные психологи: П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Ф.А. Сохин, И.М. Жукова и другие.

С.Л. Рубинштейн говорил о том, что невозможно отделить психические явления от личности. По мнению автора, психическое развитие – это не только увеличение изначальных качеств личности, но и появление новых. В развитии выделяются качественно различные, несводимые друг к другу этапы и ступени, таким образом, прерывается его непрерывность.

Закон развития психики, исходя из представленной концепции, заключается в том, что любая психическая функция проявляется и формируется в деятельности; дети созревают и развиваются, воспитываясь и обучаясь.

Через принцип деятельности решается и проблема противопоставления мира и сознания человека. Деятельность выводит человека в мир: творя мир, человек творит самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Все, что человек делает, всегда производит определенный общественный эффект: через воздействие на вещи (деятельность) человек воздействует на людей.

Одну из центральных идей С.Л. Рубинштейна – при каких условиях личность становится субъектом собственной жизни – развивает в современной психологии К.А. Абульханова. 

 Вклад Абульхановой в разработку социально-психологических проблем личности заключается в «развертке» основных категорий этого подхода. В концепции Абульхановой по-новому представлена категория деятельности. Сама деятельность выступает как форма существования активности. Сам субъектно-деятельностный подход преобразуется в активно-субъектный подход. Активность выступает главным объектом исследования как атрибут личности [40].

Так же следует рассмотреть идеи В.В.Зеньковского о развитии личности. Это не только педагог и психолог, но и философ, и богослов. Соответственно, его теория развития личности раскрыта комплексно с позиции не только психолого-педагогической науки, но и с духовной точки зрения.

По мнению Зеньковского предметом исследований психологии является человеческая душа. Строение человека он объяснял в христианской традиции трихотомии, различая в человеке телесную, душевную и духовные составляющие. При этом духовная составляющая не рассматривалась как отдельная сфера личностного развития. Она рассматривалась скорее, как основная жизнь, проявляющаяся внешне посредством психической и физической сферы. Таким образом, человек рассматривается В.В.Зеньковским как сопричастник двух миров – мира сотворённого и мира Абсолютного.

Под Абсолютным миром подразумевается Высший Божий мир. По мнению автора данной теории развития личности, именно этот мир наделяет человека самосознанием, свободой, глубиной и неисчерпаемостью внутреннего мира. Личностное начало связывается Зеньковским с фактом сопринадлежности человека Богу – «начало личности непроизводно, невыводимо».

Одной из важнейших особенностей теории развития личности Зеньковского является идея иерархической конституции человека. В соответствии с этой идеей, ум, чувства и воля не могут быть равнозначны, а центром душевной жизни является эмоциональная сфера.

Смысл развития личности В.Зеньковский объяснял именно в сопряжённом взаимодействии духовного начала и психофизической сферы человека. Развитие психики иерархически связанно с духовным и физическим развитием человека. И если физическая жизнь даёт основания для психического развития, то духовная жизнь определяет его содержание и направленность [36].

Социальная жизнь личности в теории Зеньковского исследуется вне связи с теориями среды, а также не отождествляется с условиями, гибельными для развития духа.
2.3. Классификация современных концепций развития личности по различным видам оснований

К нашему времени в науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии. И одна из главных причин этого состоит в общебиологической трактовке развития.

Всё многообразие теорий развития личности можно классифицировать по разным подгруппам, основываясь на различных принципах. Рассмотрим схему классификации современных теорий личности (см. рисунок 1).

Рисунок 1
96985_html_761179ca

Используя данные приведённой схемы, рассмотрим полученные подгруппы теорий личности.

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует, по меньшей мере, 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации [39].

Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Данная теория основывается на идее бессознательного и формулирует положение о том, что мы рождаемся с инстинктами и потребностями и действуем в соответствии с принципом удовольствия, который мотивирует нас удовлетворять все твои потребности как можно скорее.

Социодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из внешних, социальных обстоятельств его жизни. Социодинамический подход представляет процесс личностного развития как формирование индивидуально типичных форм социального поведения, в частности ролевого. В соответствии с ним ребенок как личность начинает активно формироваться с того момента, когда у него впервые появляется способность к научению, в том числе через подражание [43].

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека, согласно которому развитие одновременно определяется наследственностью и средой, а в качестве его результата выступают новообразования личности, несущие в себе отпечатки внутреннего и внешнего [43].

К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. Внедрение математических средств в психологию позволило по-новому анализировать и интерпретировать экспериментальные данные и достаточно легко создавать новые психологические модели личности. Следует отметить, что появление экспериментальных теорий личности в значительной степени было обусловлено развитием экспериментальной психологии и особенно развитием способов получения экспериментальных данных.

К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Неэкспериментальные теории часто отличаются субъективностью. К неэкспериментальным методам исследования личности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический, беседа, анализ продуктов деятельности, материалов, документов, метод экспертных оценок [29].

Также теории личности бывают структурными и динамическими.

Первые описывают структуру личности, в центре внимания – комплекс ключевых понятий, их взаимоотношения между собой. К числу таковых относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамические теории рассматривают личность в динамике, такие теории обычно не замыкаются на узком круге понятий, подход авторов – скорее описательный. Их основная тема — преобразование, изменение в развитии личности.

По возрастному диапазону исследования развития личности различают теории, рассматривающие только дошкольный и школьный период жизни, а так же теории, которые изучают всю жизнь человека от рождения до последних дней.

Теории, направленные на детский возраст проводят более глубокие исследования по каждому этапу в рамках дошкольного и школьного периодов жизни.

Исследования, рассматривающие развитие личности от рождения до последних дней стремятся как можно точнее определить периодизацию каждого жизненного этапа и проводят сложную классификационную работу.

Существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки [41].

Так, можно выделить теории черт. Согласно положениям данной группы теорий, все люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого способа выявления и описания личностных черт, например на основе обобщения жизненных наблюдений разных людей за данным человеком [41].

Второй способ оценки черт личности предполагает объединение всех людей в типологические группы. В этом случае люди, входящие в одну типологическую группу, будут обладать близкими психологическими характеристиками, а, следовательно, они очень похожи друг на друга своим поведением. Однако свойственные для той или иной типологической группы психологические характеристики, в свою очередь, делают ее непохожей на другие типологические группы [41].

Представленная классификация разработана Р. С. Немовым, и она не единственная. Так же разработкой классификации теорий личности занималась Б. В. Зейгарник, взявшая за основу дифференциации содержательно-смысловой и исторический аспект, в зависимости от условий их зарождения и развития. Исходя из её классификации выделяются следующие типы теорий развития личности: фрейдизм и неофрейдизм, гуманистические теории личности, теории личности экзистенциальной психологии, теории личности французской социологической школы и др.



ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его протекания.

В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

На сегодня основными функциями теорий личности являются:

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие-либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

На сегодняшний день наиболее распространёнными видами классификации теорий личности являются классификация Роберта Семёновича Немова (психодинамические, социодинамические и интеракционистические; экспериментальные и неэкспериментальные; структурные и динамические и т.д. теории личности) и Блюмы Вульфовны Зейгарник (фрейдизм и неофрейдизм; гуманистические теории; экзистенциальная психология).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивид как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена так же биологическими особенностями.

На современном этапе развития психологической мысли тайны человеческой психики познаны еще не полностью. Существует множество теорий, концепций и подходов к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждая из которых раскрывает какой-то один аспект, но никак не всю истину об изучаемом явлении. Для того чтобы составить полную и всестороннюю картину познания, необходимо познакомиться со всеми существующими подходами к пониманию личности, рассматривать психику человека с разных сторон.

В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого — важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться друг к другу, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

Тем не менее, во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. Зачастую большую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о ценной способности человека — его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентации и т.п. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

С каждым типом теорий, рассмотренным в данной исследовательской работе, связано свое особенное представление о развитии личности.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. 

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет. Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.



В настоящее время практически во всех психологических школах и направлениях достигнуто понимание того, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать био-социальную природу человека, сознательную и бессознательную психические сферы, нерасторжимое единство познавательной, эмоциональной и волевой областей личности, а также сущность личности – ее самость.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.- 672 с.

  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.- 379 с.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека.- М.: Смысл, 2007.-528 с.

  4. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.

  5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

  6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. -М. НМЦ СПО, 1999. -538 с.

  7. Возрастная психология/под ред. А.К. Белоусовой.- Рн/Д: 2012.- 591 с.

  8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

  9. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: Издательство ПРИОР, 2002.- 560 с.

  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос. - 2001. - 384 с.

  11. Ильин Е.П. Психология. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

  12. Кравченко А.И. Общая психология.- М.: Проспект, 2009.- 432 с.

  13. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

  14. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО.- 2000.- № 1.

  15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 464 с.

  16. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2002.- 592 с.

  17. Марцинковская Т.Д. Общая психология.- М.: Академия, 2010.- 384 с.

  18. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2009.- 640 с.

  19. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 432 с.

  20. Нуркова В.В. Психология.- М.: Юрайт, 2012.- 575 с.

  21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 442 с.

  22. Общая психология: Энциклопедический словарь / Под ред. Петровского А.В.; ред.-сост. Карпенко Л.А. - М.: ПЕР СЭ / СПб.: Речь, 2005. - 251 с.

  23. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим - Бада. - М.: БРЭ, 2003. - 528 с.

  24. Петрова О.О. Возрастная психология.- Рн/Д: Феникс,2001.- 224 с.

  25. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Академия, 2000.- 184 с.

  26. Психологическая энциклопедия. 2-е издание // Под ред. Раймонда Корсини, Алана Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.

  27. Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-656 с.

  28. Психология человека от рождения до смерти./под общ. ред. А.А. Реана - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2002.- с.656.

  29. Психология/ под ред. А.А. Крылова.- М.: ПРОСПЕКТ, 1998.- 584 с.

  30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Питер, 2000.- 624 с.

  31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

  32. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

  33. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.

  34. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node65.html

  35. http://pro-psixology.ru

  36. http://psyznaiyka.net

  37. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  38. http://www.anypsy.ru/glossary/

  39. http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-personalom-2/17.htm

  40. http://www.biografia.ru/arhiv/istmat40.html

  41. http://www.gumer.info

  42. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42472.php

  43. http://www.xapaktep.net


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница