Классификация социальных потребностей инвалидов



Дата23.05.2016
Размер70.5 Kb.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ

Шошмин А.В., Вовк А.Ю., Мартынова Н.В.

Основные предпосылки

По определению, данному в Психологическом словаре [2] "потребности это форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности".

Нужда, в приведенном выше понимании, подразумевает определенный набор мотиваций (в физиологическом понимании этого термина, а не в смысле поведенческого мотива). Доминирующая мотивация [5] определяет поведение и является психофизиологической основой направленного поведения.

У человека потребности выступают в качестве внутренней "идеальной силы" [1]. В этом, по мнению того же автора, заключено принципиальное отличие потребностей человека от потребностей животных и физиологических нужд самого человека как биологической особи. На самом деле, как духовные, так и материальные потребности человека - есть проявление человеческой психики. В этом плане материальные потребности не менее идеальны, чем духовные и можно утверждать, что любая человеческая потребность с неизбежностью имеет психологическую природу. Учитывая общеизвестный факт, что человеческая психика имеет социальную природу, можно положить, что и человеческие потребности социальны [1].

Проблема определения потребностей и мотивации социального поведения пока не имеет общего решения и является одной из наиболее сложных проблем в современной науке.

Потребность трактуется в зависимости от сферы научного знания, объекта и предмета научного исследования (социология, психология, физиология, экономика и пр.) и, выделяется и изучается, обычно, один из аспектов проблемы. Так, социологи, например, часто сводят все потребности к потреблению.

Классификация социальных потребностей инвалидов неразрывно связана с классификацией общечеловеческих потребностей. Только после создания общей классификации потребностей возможно определить, чем отличаются и в чем совпадают потребности человека вообще и инвалида в частности.

Попытки разработать классификацию потребностей человека предпринимались и предпринимаются постоянно [7,9,10 и др.], однако, классификации, доведенной до конкретных потребностей, и учитывающей все сферы жизнедеятельности человека, в литературе мы не обнаружили.

Видов классификации потребностей очень много (биологические, социальные и духовные; субстанциональные и функциональные, базовые и производственные и т.д.). В классификации потребностей отражается стремление выделить основные их виды в соответствии с отношением человека к действительности, найти основания их классификации в субъекте или объекте, выделить по принципу жизненной значимости для существования и развития человека, личности [8].

В зависимости от выбранного подхода к классификации потребностей авторы получают более или менее полную картину, описывающую человеческие потребности на данный момент эволюционного развития общества под определенным углом зрения. От полноты этой картины зависит, сможем мы или нет перейти от общих принципов, описывающих философские понятия, к конкретным мерам по удовлетворению этих потребностей.

При разработке прикладной задачи автоматизации служб социальной защиты населения, возникла необходимость определения социальных потребностей инвалидов, в частности, при разработке и оценке качества выполнения индивидуальных программ реабилитации. Для решения этой задачи необходима конкретизация потребностей, постепенный переход от общих понятий к частным конкретным потребностям, далее к услугам и к производителям / поставщикам услуг.

На уровне управления процессом реабилитации это дает возможность замкнуть цикл от констатации факта наличия конкретной потребности у конкретного инвалида и определения способов ее удовлетворения, к статистическому обобщению этих потребностей и способов ее удовлетворения на любом уроне (федеральном, региональном и т.д.) и, наконец, к выработке определенных механизмов управления процессами удовлетворения этих потребностей.

На уровне удовлетворения потребности определенного индивида, при наличии разработанного информационно-справочного аппарата, описывающего услуги и производителей/поставщиков этих услуг, потребность может быть удовлетворена оптимальным, на текущий момент времени, способом. Таким образом, выбранный подход к классификации потребностей представляется наиболее адекватным.

В результате проведенного литературного поиска и анализа найденных материалов, а также собственных исследований и разработок по оценке конкретных потребностей инвалидов, был сделан вывод, что потребности инвалидов неотличимы от общечеловеческих потребностей, могут отличаться только способы их удовлетворения.

В настоящее время, наиболее целостной и концептуально проработанной теорией человеческих потребностей является теория потребностей американского исследователя А. Маслоу [3], которая и была взята нами за основу классификации.

Согласно А. Маслоу, иерархия потребностей представлена в следующем виде (Рисунок):

Фундаментом иерархии являются физиологические потребности: голод, жажда, потребность во сне и другие (fhisiological needs).

Следующая ступень иерархии (need for safety) потребность в безопасности и защищенности.

Третья ступень (need for group) потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе.

Последняя ступень (respect) потребность в уважении, одобрении.

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде от низших к высшим. Биологические (физиологические) или витальные потребности являются базовыми потребностями человека и являются основой материальных "квазипотребностей", они трансформируются в соответствующие потребности человека как социального существа - в пище, в одежде, в жилище, конкретный характер которых, размеры и способы удовлетворения являются уже результатом конкретного общества [4]. Удовлетворение базовых потребностей является предпосылкой для развития потребностей более высокого порядка, удовлетворение всех потребностей приводит человека к полной самореализации [3].

Маслоу говорит, что физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности на 70%, потребность к расположенности группы на 50%, потребность в уважении, одобрении на 40%. Самореализации достигают приблизительно 10% лиц.

Найти практическое применение изложенной в таком обобщенном виде теории потребностей в различных областях знания достаточно трудно.

Очевидно, что потребность в пище, воздухе, воде присуща всем людям, как и, например, потребность в передвижении. Физиологические потребности являются базовыми для всех остальных и поэтому не могут быть исключены из общей классификации социальных потребностей. Однако, несомненно, существует целый ряд особенностей удовлетворения этих потребностей у инвалидов. Так, например, удовлетворение потребности в передвижении реализуется каждый раз по-своему: у здорового человека - это велосипед, автомобиль и т.д., у ребенка – это коляска, ходунки, поручни; у человека с нарушением опорно-двигательного аппарата - это может быть костыль, трость, трапеция, кресло-коляска, автомобиль со специальной системой управления и т.п.; у человека с нарушением зрительной функции – очки, линзы, собака поводырь, трость, “звуковой” светофор и т.д.; для них для всех – лифт, эскалатор, автоматические двери и прочие достижения цивилизации, облегчающие жизнь и передвижение в частности.

Следует отметить, что все эти технические средства не являются специфическим атрибутом только инвалидов, а существенно облегчают жизнь и “обычным”, “условно здоровым” гражданам. Более того, выделение инвалидов в отдельный класс и присвоение им наличия “специфических потребностей” приводит, на уровне общества и государства, к принятию целого ряда льгот якобы помогающих инвалиду, но на деле игнорирующих его действительно неудовлетворенные потребности. Вообще вопрос положительной дискриминации (льгот и привилегий) инвалидов стоит так же остро, как и вопрос распространенных в нашем обществе способов дискриминации (ограничений возможностей получения образования, трудоустройства, передвижения ввиду недружественности среды обитания и т.д.).

На практике, оценку потребностей инвалидов, в настоящий момент, производят специалисты по реабилитации и специалисты по социальной работе. Из-за отсутствия общепринятых норм каждый специалист производит оценку, руководствуясь личным опытом и собственным пониманием ситуации. При этом определяются потребности в мерах реабилитации без учета реальных потребностей инвалида. Единственное, что направляет этих работников, - деление реабилитации на медицинский, социально-бытовой и профессиональный аспекты [6], а также нормативно-правовые акты и методические указания, отражающие лишь часть возможных потребностей и способов их удовлетворения. Потребности вне этих рамок не рассматриваются и, естественно, не учитываются.

В настоящее время, не существует никаких руководящих документов определяющих потребности инвалидов.

При разработке классификации потребностей было принято во внимание, что любая действующая классификация должна имеет возможность развиваться и совершенствоваться в процессе конкретного применения, в том числе, учитывая закон опережающего роста потребностей в процессе их удовлетворения. Опыт разработки индивидуальных программ реабилитации показывает, что потребности инвалида зависят от его социального положения, образовательного и культурного уровня, места жительства (регион, сельская местность, город), семейного положения, образования, профессионального пути и т. п.

Характер удовлетворения потребностей, сама модель потребления, то есть совокупность повторяющихся способов и форм удовлетворения потребностей населения, различных социальных групп определяются основными структурными факторами исторически-конкретного общества - отношением общества и власти, типом распределения, обмена и накопления, способом присвоения, механизмом выявления и реализации интересов социальных слоев и групп, уровнем развития услуг, социальной защищенность и пр. [8]. Таким образом, потребности могут существенно меняться с изменением экономического положения в стране. Соответственно классификация потребностей должна базироваться на общих положениях, но, одновременно с этим, легко дробиться на более низкие уровни, для того, что бы иметь возможность стыковаться с конкретными услугами, техническими средствами, строительными нормами и т.д. Классификация должна быть легко развиваема и дополняема. Описывать конкретные потребности инвалида и определять меры по их удовлетворению следует независимо от социально-экономического положения в стране и от положения в ней индивида.

Таким образом, классификация потребностей должна иметь относительно универсальный характер.

В связи с тем, что вопрос классификации потребностей возник при проведении работ по автоматизации службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, разработанная классификация должна соответствовать логике создаваемой автоматизированной системы и работы служб. Она должна быть определенной (конкретной), легко читаемой и понимаемой, конечной. Разрабатываемая классификация должна также стыковаться с другими классификациями, используемыми в автоматизированной системе, например – технических средств или реабилитационных услуг, в противном случае она будет практически бесполезна. При ее создании были учтены и разработанные ранее классификации особых потребностей, возникающих в связи с инвалидностью [3].

Таким образом, необходима многомерная классификация потребностей инвалидов, которая должна быть сопряжена с мерами по удовлетворению этих потребностей. В соответствии с принятым делением реабилитации на аспекты, это медицинские, социальные и профессиональные меры. Каждая из ячеек классификации, в дальнейшем, также должна быть разбита на составляющие, с той степенью подробности, которая необходима для конкретизации потребности и доведения ее до мероприятия необходимого для ее удовлетворения.

Ниже представлена классификация социальных потребностей инвалидов, разработанная в рамках выполнения работ по созданию Федерального регистра инвалидов.

Предполагается, что данная классификация будет использоваться в автоматизированном рабочем месте специалиста-реабилитолога и будет служить ориентиром при составлении индивидуальной программы реабилитации. Опираясь на нее специалист-реабилитолог сможет выделить те потребности инвалидов, которые необходимо учитывать при разработке и реализации конкретных реабилитационных мероприятий, уточняя потребности - постепенно перейти к услугам по удовлетворению этих потребностей и законодательной базе по обоснованию реабилитационных мероприятий и внести конкретные пункты в индивидуальную программу реабилитации. Одновременно с этим, потребности будут учитываться в базе данных службы МСЭ и станут доступны для анализа на любом уровне.

Рассмотрим вариант применения предложенной классификации на конкретном примере.

Например, инвалид с бронхиальной астмой испытывает трудности в удовлетворении потребности в воздухе. Для удовлетворения этой потребности могут быть применены:



  • в разделе медицинская реабилитация:

    • медикаментозные средства,

    • лечебная физкультура (специальная дыхательная гимнастика),

    • физиотерапия,

    • массаж

  • в разделе социальная реабилитация:

    • изменение (преобразование) среды обитания,

    • смена места жительства,

    • санаторно-курортное лечение,

    • изменение социально-бытовой среды;

  • в разделе профессиональная реабилитация:

    • изменение условий труда,

    • изменение характера труда.

Очевидно, что каждый из этих пунктов может быть детализирован до конкретной реабилитационной услуги или средства реабилитации.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ



  1. Физические и физиологические потребности

    1. Потребность в воздухе

    2. Потребность в средствах поддержания жизнедеятельности (деньгах)

    3. Потребность в пище и воде

    4. Потребность во сне

    5. Потребность в поддержании температурного баланса среды обитания

      1. Потребность в оборудованном жилище

      2. Потребность в одежде и обуви

    6. Потребность в физической активности

      1. Потребность в среде (пространстве) для активности

        1. Потребность в специальном оборудовании жилища

        2. Потребность в специально оборудованных

          1. залах

          2. бассейнах

          3. площадках (стадионах)

        3. Потребность в обустройстве среды обитания

      2. Потребность в условиях для активности

    7. Потребность в сенсорной стимуляции

      1. Потребность в компенсаторах сенсорных систем

      2. Сексуальные потребности

  2. Потребности безопасности и защиты

    1. Потребность в организации

      1. Потребность в правилах и законах

      2. Потребность в организациях защиты

    2. Потребность в стабильности

      1. Потребность в устойчивости правил и законов

      2. Потребность в устойчивости системы организаций, обеспечивающих безопасность и защиту

    3. Потребность в доступности и понятности правил, законов и расписаний

    4. Потребность в физическом и психическом здоровье

      1. Потребность в профилактике

      2. Потребность в лечении

      3. Потребность в реабилитации

      4. Потребность в развитии уровня здоровья

    5. Потребность в уходе за физическим телом

    6. Потребность в трансформации физического тела

      1. Потребность в трансформации, связанная с хирургическим вмешательством

      2. Потребность в трансформации, не связанная с хирургическим вмешательством

  3. Потребности принадлежности и любви

    1. Потребность в семье

    2. Потребность в обществе

  4. Потребности самоуважения и уважения другими

    1. Потребность в самоуважении

      1. Потребность в компетентности

        1. Потребность в образовании

        2. Потребность в профессиональном росте

      2. Потребность в уверенности

        1. Потребность в применении

      3. Потребность в достижениях

        1. Потребность в личностных достижениях

        2. Потребность в профессиональных достижениях

      4. Потребность в независимости

        1. Потребность в самообеспечении

        2. Потребность в самообслуживании

      5. Потребность в свободе

    2. Потребность уважения другими

      1. Потребность в престиже

      2. Потребность в признании

      3. Потребность в репутации

      4. Потребность в статусе

      5. Потребность в оценке

      6. Потребность в принятии

  5. Потребности самоактуализации

    1. Эстетические потребности

    2. Духовные потребности

    3. Потребности в развитии человеческого потенциала

    4. Потребность в эволюции индивидуального волевого самосознания

Заключение

В данной работе сделан первый шаг в разработке адекватной работающей классификации жизненных потребностей инвалидов. По мере развития и внедрения Федеральной автоматизированной информационно-справочной системы по решению проблем инвалидов и инвалидности, а также Федерального регистра инвалидов, классификация потребностей будет развиваться и дополняться.

Наиболее актуальным, в настоящее время, представляется развитие классификации в сторону детализации и дифференциации в соответствии с аспектами реабилитации: медицинским, социальным и профессиональным. То есть экстраполяция данной классификации на различные виды деятельности человека. Представляется, что такой подход позволит приблизиться к пониманию конкретных специфических потребностей каждого отдельного инвалида и таким образом выйти на меры по их удовлетворению - услуги и средства реабилитации инвалидов. Это, в свою очередь, позволит реализовать полный цикл с прямой и обратной информационной связью: инвалид - потребность - адекватный способ удовлетворения - инвалид. Причем формализация потребностей инвалидов позволит, во-первых, наладить учет потребностей инвалидов, определить их объем и структуру, во-вторых - производить поиск услуг (средств) реабилитации при разработке и корректировке индивидуальных программ реабилитации в полуавтоматическом режиме, что значительно повысит социально-экономическую эффективность реабилитационных мероприятий и в третьих - контролировать выполнение и оценивать эффективность реабилитационных мероприятий.

 

Литература к разделу проект классификации социальных


потребностей инвалидов

  1. Кучевская Н.В. Социальная природа и социальное развитие потребностей // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.

  2. Психологический словарь// под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – с. 276 - 277

  3. Руководство по медико-социальной экспертизе, I том /под редакцией А.И. Осадчих/, - 1999.

  4. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М., 1984.

  5. Ухтомский А. А. Избранные труды. - Л., 1978.

  6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

  7. Фейдимен Дж., Фрейгер Р., Абрахам Маслоу и психология самоактуализации., 2000.

  8. Человек и его потребности. - ред. проф. Оганян К.М. - СПб. - 1997. - 96 с.

  9. Maslow, A. 1968. Toward a psychology of being, 2d ed. New York: Van Nostrand.

  10. Maslow, A. 1970. Motivation and personality. Rev. ed. New York: Harper and Row.

Каталог: docs -> 2011
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
2011 -> Лекции для индивидуальной пропагандистской деятельности, отдельные образцы пропагандистских материалов Ростов-на-Дону 2010
2011 -> Общие положения, знакомящие сотрудников органов власти и местного самоуправления с Концепцией противодействия терроризму от 9 октября 2009 г
2011 -> Учреждение российской академии наук
2011 -> Курсовые работы, выполненные за 2011-2013 уч г. г на кафедре ПиКП
2011 -> Лекция «Международное сотрудничество как основа для антитеррористической деятельности» 4 2
2011 -> План основных мероприятий, проводимых в Ульяновской области с 1 по 30 сентября 2011 года


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница