Классификация методов исследования систем управления



Дата21.04.2016
Размер59 Kb.
ТипСценарий
Классификация методов исследования систем управления

 

1.Классификация и краткая характеристика методов исследования СУ



I. Мозговая атака.

В основу ее проведения заложены следующие предпосылки :

 возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания (при обычном обсуждении)

 поток идей сковывается подавлением стереотипных форм принятия решений

 оригинальные идеи рождаются в процессе побуждения к свободным ассоциациям

Два этапа :


1. Обсуждение проблемы, запись на магнитофон (45 минут)
2. Оценка идей путем прослушивания записи (или просмотра):
установление корреляционных связей между мнениями; выбор программы действий.

Основная сложность - обеспечение благоприятной обстановки.



II. Сценарный метод - метод реализации ситуационного подхода у принятию решений. Базируется на итеративной последовательности построения сценариев с целью выбора подходящей альтернативы управления.

Принципы, лежащие в основе метода :


1. принцип последовательного разрешения неопределенности (итеративный процесс)
2. принцип содержательного и формального описания объекта управления

Содержательное описание - фразами, обычным языком (не формализуется, хотя есть какие-то формальные элементы - цель формирования системы; ее принципы; закономерности, параметры, факторы).
Формальное описание - определение дается формальным языком (это может быть математический аппарат).

3. принцип исследования сценариев в развитии.


Цель метода - получение научно обоснованного прогноза для принятия управленческих решений.
Сценарий - это гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих эволюцию объектов управления.

Для построения сценариев оперируют следующими понятиями :

1. внутренние и внешние факторы :

 внутренние факторы - внутренняя структура системы, взаимосвязь между ее элементами, закономерности ее развития

 внешние факторы - взаимодействие системы с системой более широкого класса (макро- и микросредой)
2. сценарные параметры - это непредсказуемые факторы, влияющие на систему
3. ограничение (каждая система находится в рамках, ограничивающих ее состояние - эквифинальность) :

 естественные (обусловленные природной средой, в которой находится система, например, климатические условия и т.д.)

 нормативные (связанные с правовой средой и всевозможными нормами поведения - культура, обычаи, традиции, мораль, религия, нравственность)
4. индикатор сценария - это критичный к предельным состояниям объекта управления параметр. Это параметр, который ограничивает состояние системы по каким-то определенным направлениям (какой порог нельзя переходить, чтобы не вызвать разрушение системы).

Процедура сценарного метода - это определение гарантированного прогноза, т.е. границ, за которые развитие системы выйти не может по объективным причинам. Т.е. это построение трубки прогноза.

Процедура :

1. задаются максимально возможные значения параметров тех факторов, которые положительно влияют на развитие системы, и минимальные значения тех факторов, которые препятствую ее развитию, и в этих условиях выбираются "идеальное" из допустимых управление и соответствующее ему состояние системы. Эта процедура называется "определение потенциала системы". Максимум - это максимально хорошее. Вероятность нахождения системы в граничащих состояниях (max и min) близка к нулю.

2. минимизируется действие положительных факторов и максимизируется действие отрицательных, т.е. определяется нижний предел развития системы.

В этом коридоре можно получить наиболее вероятное состояние системы и направить усилия на поддержание этого состояния.
Основной недостаток - "трубка" очень широка; задача вероятностного характера (применяются вероятностные методики).

2.Характеристика хорошо организованных, диффузных и самоорганизующихся систем



1. Хорошо организованная система (детерминированная, устойчивая, жесткая).



2. Плохо организованная система (социально-экономические, организационно-экономические системы) или диффузные (размытые) системы (в силу своей открытости).



3. Самоорганизующиеся системы (биологические).

Классификация методов ИСУ :

  1. МАИС - методы активизация интуиции и опыта специалистов (творческой деятельности)

  2. МПФС - методы формального представления систем

  3. комплексные методы - используют элементы и МАИС и МПФС

МАИС (для плохо организованных систем) :

  1. мозговая атака

  2. морфологический анализ

  3. метод аналогий

  4. сценарный метод

  5. структуризация (дерево целей, графические методы, сетевые модели)

  6. метод Дельфи

  7. метод решающих матриц

  8. экспертные методы

МПФС :

  1. аналитические методы (методы математического исследования, программирование, метод игр, исследование операций и др.)

  2. статистические методы (применяются к хорошо организованным системам, которые имеют четкие зависимости; для плохо организованных систем)

  3. теоретико-множественные (теория множеств) методы

  4. логические (алгебра Буля)

  5. лингвистические (языки)

  6. семиотические методы

  7. графические (имеют количественные методы обработки графов)

Комплексные методы :

  1. комбинаторика (соединяет (1) и (3) из МПФС)

  2. иммитационное, динамическое моделирование ( (1) и (7) из МПФС, а также некоторые методы МАИС)

  3. структурно-лингвистическое моделирование (включает психологические моменты)

  4. графо-семиотическое моделирование (программа на компьютере, экспертные методы)

3.Классификация и характеристика задач, решаемых при исследовании систем управления

Классификация задач в СУ, применительно к которым выбирается метод, группировка задач происходит :



a) в рамках ОУ :

  • задачи синтеза

  • задачи анализа

b) в рамках систем управления:

  • задачи управления (в том числе управление синтезом и анализом)

Задачи синтеза :

  1. Определение требований к материально вещественным выходам системы X ® OI ®I/выход
    - как должна функционировать система, чтобы на выходе получить определенный материальный поток

  2. определение структуры и динамики объекта, реализующего эти требования

  3. определение элементов, потоков, связывающих эти структуры

  4. определение способов функционирования этих элементов

  5. определение способов контроля и корректировки выполнения данным объектом данных функций

Задачи анализа :

  1. выявление элементов объекта управления и их свойств

  2. анализ характеристик элементов и связей между ними

  3. выявление структуры и динамики объекта в целом как адиативной синергической системы (состоящей из многих элементов, но система не есть сумма этих элементов)

Задачи управления :

  1. выработка управляющих воздействий

  2. организация процесса управления

4.Этапы выбора метода исследования СУ

  1. классификация систем и отнесение исследуемой к определенному классу

  2. выделение задач в рамках исследуемой системы и отнесение их к определенному классу, выработка управленческих воздействий

  3. выделение всех связей между элементами и целями системы в виде детерминированных или аналитических зависимостей (если выделили зависимости, то можно использовать аналитические методы)

  4. отображение наиболее значимых элементов и их свойств (более углубленная обработка для выбора целей), т.е. релевантных факторов (наиболее подходящих для решения конкретных задач, достижения конкретных целей)

  5. выбор метода, адекватного нашему классу задач, классу систем (поставленной задаче, выбранной системе) и факторам, детерминированным зависимостям

Каталог: docs -> asu
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
asu -> Система управления как объект исследования
asu -> Формирование модели
asu -> Системы как объект надежности и их основные свойства


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница