Классификации по причине одинакового движения мысли



Скачать 71.59 Kb.
Дата25.04.2016
Размер71.59 Kb.
Кроме классификации по родству, есть классификации по причине одинакового движения мысли (она самая важная в лингвистике) н-р: болгарский язык: «хотеть» из «искать».

Агглютинативные – тюркские, угро-финские языки отличаются прозрачной грамматикой. Идея уменьшительности выражается одним способом и любой грамматикой. Способ служит только для выражения одного понятия, одной идеи. Н-р: Таш – камень (тюркск), ташджиклар – камешки. Мой камень – таш ла Рим, т.е. суффиксы, окончания, складываются по очереди. Слова обязательно начинаются с корня, без приставки, от гласной в корне зависит очень много. Все существительные склоняются одинаково, по жесткой последовательности, Это очень напоминает культуру тюркской культуры, идея простая, но проводится жестко.

(работа Трубецкого Н.С. «О туранском элементе в русской культуре»)



Восприятие речи
Мы соотносим слышимое с образом в себе.

Пауз между словами почти нет (по паузам не определить).

Иллюзии восприятия речи: мы не слышим искажений в звучании речи, а слышим то, что должно прозвучать.

60е г – восприятие речи изучается как активный процесс.

Встречное порождение речи


  1. внутренняя речь –

в 70е г иссл – прайлинговые процедуры (преднастройка)

К восприятию речи есть 2 подхода:
Речевой сигнал неразрывен. Восприятие речи - это активный процесс, мы домысливаем, мы склонны воспринимать одни сигналы и пропускать другие.

  1. Модель Кларка - последовательная 70е г (читаем знак за знаком, отыскив в памяти значения, из них сотавл слова, реагир на паузы, отыскив значен слов, затем находим связи между словами, но на самом деле речевой сигнал неразрывен

  2. Каскадное восприятие речи – речь в виде узлов 80е г – связано с множеством связей. ( кот – активные связи, мышь – тормозящ. Связи)Мы можем знать перв и посл букву и узнать , что это за слово, эти буквы активизируют узлы связ с этими буквами)


Восприятие речи осущ в 2 этапа:

активизируется все что связано с данным моментом речи

(лук – стрелы, меч, чеснок, суп и т.д.) представляется, затем на основе анализа контекста, через несколько секунд происходит сужение значения сегмента: если речь о луке как о продукте – то представления сужаются к этим понятиям. Это бессознательно и в памяти не сохраняются др понятия.



Процесс конкретизации – процесс первоначального восприятия, активизация восприятия, ограничены кол-вом узлов не имеющих значения.

кошка - 0101110…

собака – 00111000… - отличается от слова кошка

идет торможение – возбуждение, и через некотор время, устанавливается то, что связано с кошкой в данном значении.


Когда мы воспринимаем слово, то образуется множество узелков связанных между друг другом.

Возбуждение локализируется, хотя первоначально все узелки возбуждены.

При восприятии речи используются следующие знания:
1.) Знания фонологической системы языка – это набор некоторых правил, какие звуки могут появляться в какой последовательности.

Человек пропускает иностранные звуки через свою систему, и не слышит правильные звуки, а слышит свой, из-за фонологической системы языка.

Н-р, слова: где, психология, псина, птица – в англ. Яз такие сочетания не допустимы, поэтому англичане переиначивают слова, и не воспринимают правильное произношение, т.к то противоречит правилам его фонологической системы.

Эти знания мы использ бессознательно, они проходят по механизму нейронных цепей.


2.) Знания агроматики , использ бессознательно – использование пауз
3.) Семантические знания – знания о мире – наши знания о мире оказывают влияние на наше восприятие и мы правильно интерпретируем неопределенный речевой сигнал. Правильно интерпретируем такие выражения как :»макароны готовы к обеду»

Порождение речи:
Одна из моделей планирования речи – сначала планируются более мелкие единицы речи (автор Герберт Кларк)


Порождение речи состоит из 5 стадий:


  1. Дискурс – цель общения – что он хочет получить от разговора, оценивается ситуация общения и выстраивается тактика общения.




  1. Планирование каждого предложения

В ходе планирования решают 3 задачи:

1. репрезентация фрагмента – реальность о которой он будет говорить.

Это некоторая внутренняя структура представляет собой фрагмент:



- есть центральная область – центральную область выбирает сам человек по такому принципу:

А) если есть поставленная задача

Б) то, что больше привлекает внимание

В) т.к. читаем сверху-вниз, то выбираем, то что первое

Г) человеку свойственно говорить о позитивном

Д) в соответствии с реальными событиями



- есть точка отсчета

- и отношение к этой центральной точке
2. выбирает способ адресации – к этому фрагменту реальности

3. разрабатывает тематическую структуру предложения – любое высказывание сост из данной и новой информации:

- тема – данная информ – первая часть высказывания

- рема – новая инф – вторая часть высказывания

- субъект – то о чем говорится

- предикат – то, что говорится о субъекте

- рамка – часть предложения создает некий временной контекст (прошлой осенью)

- вставка – вставление в рамку

Рема, предикат и вставка – совпадают, а тема, субъект и рамка – совпадают между собой.




  1. Планирование составляющей предложения (мелких единиц) – составляющими предложения – конституентами – называется группа слов – которые можно заменить одним словом так, что при этом синтаксическая структура предложения не меняется.


Спланировать константу – определить какие грамматические характеристики у этой составляющей.
Подобрать слова – исследования показ, что вначале челов определяет:

А) синтаксические характеристики конституентов – синонимы, затем подбирают нужные слова, какие ошибки делает челов в устной речи (паузы, фальстарты, повторы). Психолингвисты собрали эти ошибки и проанализировали:

Паузы чаще бывают после служебных слов: союзов, артиклей и т.д.

«Я пришел в……»; «Это красиво но…».

И перед знаменательными словами, и исправляются чаще знаменательные слова:

«Я был в…….комнате, помещении.»

Б) поиск слов

В) и Г) это относится к физиологии, составл программа артикуляции (сокращение мышц – моторная часть)
Скорее всего мы эти этапы проделываем одновременно, это расходится с описанной моделью. Планируется одновременно и корректируется.

Усвоение языка ребенком:
А) в конце 18в – велись исслед – какое первое слово произносит ребенок

Б) но системн исслед начались в конце 19-20вв

В) в первой половине 20в бихевиористы упростили этот процесс и довели это к простому заучиванию последовательности слов, но к этому изучен языка не сводится.

Г) в современном изучении, ребенок изучая слова, создает свою собственную языковую систему, для которой он использует отдельные правила языка взрослого упрощая их и распространяя на многие случаи.


Регуляризация – (у детей дошкольного возраста) – все подчинить правилу.

Н-р : в англ яз- к существительным множественного числа добавл «S» но не ко всем существительным, есть исключения, но дети начинают правило применять ко всем существительным.

Дети искажают слова взрослых не просто, а в последовательности.

Такое упрощение так же касается фонологии , а так же семантики- генерализация значения – ребенок распространяет значение очень широко. Н-р: ав-ав – собака, потом кошка, лошадь, пушистый коврик.

- упрощение семантической системы языка.

В 50-60г, Холмский считал, что есть врожденные предпосылки для усвоения языка.

Пиаже и Бруннер объяснили по другому – в 1-й год жизни формируются сенсомоторные схемы действия, они подобны языковой схеме поэтому язык у детей легко усваивается.

Многие понятия основаны на восприятии – это может быть справедливо и в отношении языка.



Психолингвистика и образ мира:
Издавна считалось, что мы видим мир через призму значений собственного языка.

Язык заставляет группировать разные стимулы определенным образом.


Языки классифицируются:

Немецк яз : обращают внимание на детали, оценивают отношения различных предметов, важно войти во все детали ситуации, язык конкретный.

Французский яз : абстрактный яз, н-р: находится, а стоит или лежит – это не важно.

Чтобы понять менталитет и мышление нужно понять значение языка.

Что такое значение, как оно представлено в сознании?

3 подхода к изучению этого значения:

1. Сторонники комп. Подхода предлагают разложить значение любого слова на небольшое кол-во частей и установить значение между частями :

Н-р, мужчина – женщина: это существа, имеют пол, взрослые – больше ничего в этих значения нет.

И нужно найти такие компоненты, котор можно было описать значение любого слова.

2. Ассоциативный подход – определяет значения, как совокупность ассоциативных связей слова с другими словами. (Солнце- небо- тепло- луна и тд) – позволяет описать его значение. Этот подход распространен и сейчас.
Ассоциативные словари – составлены так :

Берется неск тыс слов и проводятся массовые ассоциативные эксперименты. Называют слово и просят назвать первое пришедшее ассоциат слово на это слово , и подсчитывают сколько раз эта ассоциация повторяется.

Бывают:

- прямой ассоц словарь – первым словом явл стимульное слово. (человек – хороший, разумный, плохой, животное и т.д.)



- непрямой ассоц словарь – указывается ассоциация , а затем стимул. (хороший – урожай, человек и.тд)
Такие словари были созданы для разных языков и они сравнивались, чем значения сист русского яз отличается от носителей знач. Англ. Яз., или сравнение значений людей живущих в разные года.

3. Прототипный подход – исходит из того, что за каждым словом представлена категория обобщения

(яблоко- чаще красное, собака- чаще овчаркообразная , фрукт – чаще яблоко и. тд)

Образцы прототипы – они сходны у носителей одного и того же языка.
Исследователи : основоположник – Буас, Э.Сепир и Б. Уорф сформировали гипотезу Лингвистической относительности или гипотеза Сепира – Уорфа – картины мира , которые навязывает каждый язык – отличаются.
Фоносемантика
Фоносемантика – наука о связи звучания и значения слов.
Существуют две точки зрения:

1) Мы произвольно подбираем любой знак для обозначения вещи.

2) Знак подбирается в соответствии с сутью вещи.
Противники второй точки зрения приводили, в качестве аргументов следующее:

— наличие синонимов

— наличие омонимов

— тенденцию к развитию любого языка


Исследования области фоносемантики проводились с помощью семантического дифференциала.

(Оценивание слова, части слова, отдельного звука по различным шкалам.)


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница