Классификации нарушений слуха у детей § Причины нарушений слуха



страница1/84
Дата02.08.2022
Размер1,57 Mb.
#187960
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84
Связанные:
Головчиц дошк сурдопед-ка


Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)

Оглавление


Предисловие
Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики
Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
§ 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
§ 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
§ 3. Методы дошкольной сурдопедагогики
Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха
§ 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
§ 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России
§ 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха
§ 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период
Раздел II. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка
§ 1. Звуки окружающего мира
§ 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира
§ 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе
Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей
§ 1. Причины нарушений слуха
§ 2. Классификации нарушений слуха
Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
§ 1. Младенческий и ранний возраст
§ 2. Дошкольный возраст
Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей
§ 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования
§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования
Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье
§ 1. Из истории вопроса
§ 2. Ранний возраст
§ 3. Дошкольный возраст
Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха
§ 1. Образовательные дошкольные учреждения
§ 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях
Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида
§ 1. Цели и задачи интегрированного обучения
§ 2.Условия и формы интеграции
Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения
§ 1. Задачи дошкольного образования
§ 2. Принципы воспитания и обучения
§ 3. Методы воспитания и обучения
Глава 2. Формы организации воспитания и обучения
§ 1. Организация жизни и деятельности детей
§ 2. Занятия как форма воспитания и обучения
Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива
§ 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности
§ 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива
Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении
§ 1. Организация психолого-педагжогического изучения
§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования
Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
Глава 1. Физическое воспитание
§ 1. Значение физического воспитания дошкольников
§ 2. Задачи физического воспитания
§ 3. Формы и средства физического воспитания
§ 4. Содержание и методы физического воспитания
Глава 2. Формирование детской деятельности
§ 1. Обучение игровой деятельности
§ 2. Обучение изобразительной деятельности
§ 3. Формирование элементарной трудовой деятельности
Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
§ 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
§ 2. Условия развития речи
§ 3. Основные направления работы по развитию речи
Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей
§ 1. Значение овладения устной речью
§ 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению
Глава 5. Развитие слухового восприятия
§ 1. Значение развития слухового восприятия
§ 2. Задачи и организация работы с детьми
§ 3. Содержание и методы развития слухового восприятия
Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы в группах для детей со сложными нарушениями в развитии
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с комплексными нарушениями
§ 2. Задачи и организация работы с детьми
§ 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы
Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе
§ 1. Понятие «готовность к школьному обучению»
§ 2. Содержание подготовки детей к школе
Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения
Глава 1. Умственное развитие
§ 1. Задачи и содержание умственного развития
§ 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
§ 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности
Глава 2. Социально-личностное развитие
§ 1. Задачи и содержание социально-личностного развития
§ 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком
§ 3. Развитие общения ребенка со сверстниками
§ 4. Формирование отношения ребенка к самому себе
Глава 3. Эстетическое развитие
§ 1. Задачи и условия эстетического развития
§ 2. Организация и содержание эстетического развития
Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности
Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей
§ 1. Задачи работы с родителями
§ 2. Формы работы с родителями
Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
§ 1. Формы социальной защиты
§ 2. Деятельность общественных организаций
СЛОВАРЬ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие предназначено для студентов дефектоло­гических факультетов, в силу профессиональных интересов знакомя­щихся с проблемами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, которые, по мнению Л. С. Выготского, составляют «самую увлекательную и трудную главу педагогики». Цель пособия — по­вышение уровня понимания теоретических основ дошкольного об­разования глухих и слабослышащих детей, овладение практикой работы с этой категорией детей в дошкольных учреждениях раз­личных видов.


Достаточный уровень компетенции в проблемах воспитания и обучения детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возра­ста может быть достигнут при условии наличия у студентов знаний, полученных при изучении медицинских, психологических, общепе­дагогических курсов. Поэтому в пособии содержатся в обобщенном виде достижения ряда дисциплин, тесно связанных с дошкольной сурдопедагогикой: сурдологии, дошкольной психологии, сурдопсихологии, дошкольной педагогики и др.
Автором определена такая структура пособия, которая, с одной стороны, наиболее полно соотносится с программой данного курса и учебным планом подготовки студентов, а с другой — раскрывает рассматриваемые вопросы в логической последовательности, опре­деляемой закономерностями изучения, воспитания и обучения глу­хих и слабослышащих детей дошкольного возраста.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания на совре­менном этапе развития педагогики различные направления воспита­ния и обучения рассматриваются в единстве как целостный процесс дошкольного образования, основным условием которого является общий подход к организационным формам воспитания и обучения, а также отбору материала. Поэтому при изложении содержания коррекционно-воспитательной работы проблемы воспитания и обучения раскрываются в единстве.
В отдельном разделе рассматриваются основные линии развития дошкольников с нарушениями слуха как результат правильной организации обучения, отбора содержания, выбора педагогических методов. При этом мы опирались на принятое в отечественной пси­хологии положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.)
Учебное пособие состоит из семи разделов, которые включают ряд глав. После каждой главы даны контрольные вопросы и зада­ния, ориентирующие студентов на осмысление теоретического ма­териала, проведение целенаправленных наблюдений в дошкольных учреждениях и их анализ, приобретение собственного опыта рабо­ты с глухими и слабослышащими детьми в процессе педагогичес­кой практики. Каждая глава завершается списком литературы, зна­комство с которой необходимо для более глубокого осмысления рассматриваемого вопроса.
Основу книги составили лекции автора по курсу «Дошкольная сурдопедагогика», прочитанные студентам отделения дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии дефектоло­гического факультета Московского педагогического государствен­ного университета.
В настоящее время в сурдопедагогике существует ряд дискусси­онных проблем и противоречивые мнения по различным теорети­ческим и практическим вопросам. Автор стремился изложить ту систему воспитания и обучения, которая принята и используется в большинстве государственных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха.
Студентам, изучающим дошкольную сурдопедагогику, предсто­ит работать в условиях перестройки системы образования в нашей стране, варьирования форм педагогической помощи детям с нару­шениями слуха, появления альтернативных подходов к воспитанию и обучению детей рассматриваемой категории. Поэтому автор хо­тел бы, чтобы будущие сурдопедагоги хорошо разбирались в теории и практике, сложившихся на современном этапе развития дошколь­ной сурдопедагогики.
Автор выражает глубокую признательность заведующему кафед­рой дошкольной коррекционной педагогики и специальной психо­логии МПГУ профессору В. И. Селиверстову за помощь в создании этой книги, а также благодарит сотрудников этой кафедры, в про­цессе длительного содружества с которыми определялись идеи и со­держание пособия.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница