Киберсоциализация человека: homo sapiens стал homo cyberus'om ?!



Скачать 78,58 Kb.
Дата25.04.2016
Размер78,58 Kb.
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:

HOMO SAPIENS СТАЛ HOMO CYBERUS'OM ?!.

В.А. Плешаков, к.п.н., доцент,

профессор кафедры социальной педагогики и психологии

факультета педагогики и психологии МПГУ,

главный редактор информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru)
Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие, и одновременно с ними.

Пьер Тейяр де Шарден

Жизнедеятельность и взаимодействие с другими людьми и миром в целом осуществляется человеком XXI века параллельно в двух социализирующих средах: классической объективной (материальной) реальности и инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), обе из которых потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности [6].



Киберпространство в XXI веке представляет собой некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы, обретающее относительные характеристики инновационной «параллельной реальности» – киберреальности [3; С. 28].

На рубеже XX-XXI веков началась ЭПОХА КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА – жизнедеятельности личности в киберпространстве [4; 5].



Киберсоциализация человека [2] социализация личности в киберпространстве процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.

Основными векторами киберсоциализации человека стали новые опосредованные виды деятельности личности в Сети:



  1. Коммуникация в киберпространстве (киберкоммуникация) представляет собой деятельность по установлению и развитию контактов между людьми посредством киберпространства. Включает в себя: обмен информацией, взаимное её смысловое и экспрессивное восприятие, попытки влияния друг на друга. Основные опасности киберкоммуникации:

    • троллинг – размещение в киберпространстве интернет-среды (чаще всего на форумах, в дискуссионных группах, на страницах интернет-дневников и т.п.) провокационных сообщений и/или комментариев с целью вызвать «спор ради спора», создать конфликтную ситуацию между участниками, спровоцировать взаимные оскорбления и т.п. Такого интернет-хулигана, занимающегося троллингом, называют «троллем», что совпадает с названием враждебного человеку мифологического существа. Троллинг является настоящим социальным феноменом: ведь «троллями не рождаются, троллями становятся» в результате развития девиантного поведения в процессе воспитания, совершенствования навыков агрессивной и провокационной киберкоммуникации.

    • кибербуллинг – использование возможностей и свойств киберкоммуникации, чтобы запугать человека, как правило, сообщениями угрожающего содержания или размещением неправдивой, а также компрометирующей информации о нем. Корни кибербуллинга кроются в распространенном поведении маленьких детей и подростков, которые часто дразнят и обзывают друг друга с целью притеснения.

    • киберхарассмент – сетевое домогательство в виде прямых или косвенных оскорблений и угроз, недоброжелательных замечаний, грубых шуток или инсинуаций, нежелательных электронных писем или звонков на сотовой (мобильный) телефон, показ оскорбительных или унизительных фотографий, видео и т.п.

  2. Досуг в киберпространстве – деятельность во время, свободное от работы, учебы и домашних обязанностей, используемое для отдыха, восстановления, расслабления, хобби, игры и других культурных занятий, которое человек проводит в киберпространстве. Основной опасностью досуга в киберпространстве является кибераддикция (зависимость от киберпространства) как вид нехимической зависимости; психическое расстройство, проявляющееся в навязчивом желании человека погрузиться в среду, созданную посредством электронных, компьютерных, цифровых, интернет-технологий и средств сотовой (мобильной) связи.

  3. Познание в киберпространстве представляет собой деятельность в процессе приобщения к знаниям человечества, хранящимся в киберпространстве, необходимым человеку для понимания опыта жизнедеятельности и взаимодействия с миром, с другими людьми и с самим собой. Основной опасностью познания в киберпространстве становится потребление спама (дословно – практически бесполезной информации), а также усвоение недостоверной, порою негативной для психики и опасной для личности информации из Сети.

  4. Работа в киберпространстве – деятельность, осуществляемая человеком в киберпространстве, в процессе которой он, используя орудия труда, воздействует на киберреальность, меняя и используя её в целях создания продуктов труда, необходимых для удовлетворения своих потребностей в условиях реальной жизнедеятельности и в киберпространстве.

Основной опасностью работы в киберпространстве является относительная ненормированность труда, поскольку человек нередко вынужден, стремясь быстро добиться успеха, трудиться чуть ли не по формуле «24x7» (двадцать четыре часа умножить на семь дней в неделю), пренебрегая правилами гигиены труда, что наносит непоправимый вред его психофизическому здоровью (накапливается усталость, начинают болеть глаза, портится осанка и мн. др.), в результате чего развиваются соответствующие заболевания.

Фактически, человек XXI века, как «витязь на распутье», оказывается перед выбором одного из трех глобальных возможных сценариев жизнедеятельности:



  • намеренно отказаться от использования современных технологий, т.е. быть киберстерильным. Данный сценарий зачастую актуализирует у человека роль «изгоя» современного динамичного общества, «помешанного» на технологиях. Хотя возможен разумный медиаскетизм («цифровое воздержание») как образ жизни, характеризующийся пониманием работы средств электронной коммуникации, которому свойственны некие волевые решения человека по осознанному ограничению качества и количества используемых им современных технологий в контексте жизнедеятельности.

  • стать гиперактивным и круглосуточным потребителем многочисленных и разнофункциональных современных технологий. Из-за чего человек становится неразумным «скопидомом-рабом» технологий. На практике это, фактически, приводит к киберзависимости, поскольку в случае неограниченного и зачастую бесконтрольного использования технологий, они «подчиняют» себе человека: его время, разум, действия и т.д.

  • или встать на путь безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации, т.е. разумного применения современных технологий в контексте жизнедеятельности. Этот путь имеет далеко неоднозначное значение для современного человеческого общества. Этот путь требует специального профессионального внимания к развитию, воспитанию и обучению человека XXI века на основе киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека.

Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности современного человека призвана обосновывать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, интернет- и цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей человека [6; С. 18].

В результате использования передовых информационных и коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий порождается необходимость в более высоком уровне грамотности, соответствующем запросам информационного общества, формируется вполне конкретная задача повышения культуры киберсоциализации современного человека любого возраста. Новый уровень информационной грамотности требует модернизации процессов работы с информацией, создания принципиально новых технологий приобретения знаний, новых психолого-педагогических подходов к открытию, преподаванию и усвоению знаний. Они должны обеспечивать сбережение здоровья, способствовать активизации интеллекта учащихся, формированию творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения и самосознания личности, позволяющего ей занять прочное положение в информационном обществе. Таким образом, ошибочно было бы думать, что применение новых технологий автоматически повысит качество образования само по себе. Для эффективного использования их возможностей специалистам в сфере образования необходимо развивать, исследовать и активно применять знания киберпсихологии и киберпедагогики [1]. Всегда нужно помнить, что, несмотря на все многообразие источников информации и образовательных технологий, призванных трансформировать информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование: это превращение совершается в сознании человека. При этом необходимо учитывать чрезвычайно интенсивное взаимодействие человека с киберпространством. Реалии нашей жизни в информационном обществе таковы, что именно в результате этого взаимодействия рождается и развивается личность человека XXI века. Это позволяет нам утверждать, что нет двух одинаковых образований, что каждое образование, возникающее в результате такого взаимодействия, отличается тем же своеобразием, что и отдельная личность, поскольку каждый человек уникален.


Список литературы

  1. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании. Монография / Под ред. В. А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2012. – 244 с.

  2. Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст.: Вып. 21. / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. – М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. – С. 48-49.

  3. Плешаков В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. – № 1. – С. 27-31.

  4. Плешаков В. А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 3. – Т. 1. – С. 32-39.

  5. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212 с.

  6. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.

Читайте, смотрите и присоединяйтесь к КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ человека в и на:

1. Информационно-просветительском интернет-портале «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru)

2. Научной электронной библиотеке (НЭБ Елайбери) http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=409736

3. Живом журнале (ЖЖ) http://vapleshakov.livejournal.com

ВКонтакте (ВК) www.vk.com/vapleshakov

4. Международном интернет-сообществе исследователей феномена киберсоциализации на базе ВК http://vk.com/cybersocialization

5. Фейсбуке (ФБ) http://www.facebook.com/vladimir.pleshakov

6. Твиттере http://twitter.com/#!/vapleshakov

7. Смотрите видеозаписи выступлений на https://www.youtube.com/user/CupDuoHuC

8. Смотрите некоторые презентации на http://www.slideshare.net/vladimirpleshakov

9. Объединяемся на https://mpsu.academia.edu/VladimirPleshakov

10. и на Линкедин https://ru.linkedin.com/in/vapleshakov



11. и на Ресерчгейт https://www.researchgate.net/profile/Vladimir_Pleshakov

12. Смотрим друг на друга в Инстаграмм http://instagram.com/cup_duohuc


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница