«категория «социального» в современной педагогике и психологии»



Скачать 109.95 Kb.
Дата22.04.2016
Размер109.95 Kb.
ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарный научно-образовательный центр «Перспектива»

проводит

19 – 20 декабря 2013 года

научно-практическую конференцию (заочную)

с международным участием

«КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ»


Основные направления работы конференции:



Секция 1. Социально-воспитательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Секция 2. Инновационные аспекты деятельности социального педагога в школе.

Секция 3. Социально-психологические проблемы общеобразовательной школы.

Секция 4. Современная система социального воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

Секция 5. Влияние социально-психологических факторов на систему высшего образования.

Секция 6. Образовательное пространство как сфера социальной работы.
По итогам конференции будет издан сборник и предоставлены сертификаты каждому участнику.

Научные статьи в обязательном порядке размещаются в системе РИНЦ - российского индекса научного цитирования (elibrary, ссылка: http://elibrary.ru/titles.asp).



Условия и порядок оформления участия:
Для участия в конференции необходимо до 10 декабря 2013 г. на электронный адрес оргкомитета – tgu-konf2013@mail.ru (тема: конференция) – направить:

1. Заявку на участие в конференции по прилагаемой форме.

2. Текст статьи по теме конференции (объем до 8 страниц).

3. Копию платежного поручения (отсканированные изображения квитанции об уплате).


Правила оформления материалов:

Материалы конференции должны быть выполнены на листах формата А4 книжной ориентации. Не полностью заполненные страницы нежелательны. Текст набирается в редакторе WinWord. Шрифт «Times New Roman» размером 14 пт. Междустрочный интервал 1.

Рисунки выполняются в векторном формате (допускается растровое изображение с разрешением не менее 300 dpi).

Поля: верхнее − 2 см, нижнее − 2 см, левое − 2 см, правое − 2 см.

Отступ абзаца – 1,25 см.

Тезисы должны быть тщательно отредактированы.



Пример оформления!!!

УДК 37.01



исследование проблемы социального воспитания личности

© 2013


Л.И. Еремина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогика»



ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск (Россия), lariv73@mail.ru
Значимость исследования социального воспитания личности, как целостного процесса, охватывающего все этапы развития человека, подтверждается факторами современного развития детей, подростков, молодежи в условиях реформирования образования.

В современной отечественной педагогике представлены различные методологические и теоретические подходы рассмотрения сущности социального воспитания: социально-философский (Л.Е. Никитина, Т.А. Ромм, Г.Н. Филонов и др.), социологически ориентированный (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов и др.), социально-педагогический (теория и методика социальной работы) (М.А. Галагузова, В.А. Никитин, С.А. Расчетина и др.), педагогический (А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.).

Л.Е. Никитина характеризует социальное воспитание как элемент социальной политики, как социальную задачу всего общества: поиск путей социального мира на основе идеи разрешения и предупреждения социальной конфликтности средствами образования и воспитания.

Т.А. Ромм, изучая социальное воспитание как теоретический концепт педагогической науки, выделяет теоретический образ социального воспитания на современном этапе, который представляет собой «феномен социального воспитания в связи с решением задач относительно контролируемого процесса социализации средствами социально-философской, социологической, «помогающей» (в контексте теории социальной работы) и педагогической операционализации на основе актуализации интерпретативно-понимающих оснований» [1, с. 279].

Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, В.А. Фокин и другие характеризуют сущность социального воспитания как работу с детьми в определенной социальной среде. Теоретический образ социального воспитания характеризуется «как важнейший приоритет в образовании; как организация воспитания в социальной среде, которая есть «поле» социальной самореализации человека, проявления его инициативы, самостоятельности, творчества» [2, с. 83].

Исследования М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л.В. Мардахаева, Ф.А. Мустаевой, В.А. Никитина, Л.Я. Олиференко, С.А. Расчетиной и других направлены на: 1) раскрытие форм социальной работы, проводимых специальными лицами по изменению и формированию личности в целом, и создание для этого специальных условий; 2) разработку теоретических проблем социального воспитания, связанных с трудностями протекания социализации (девиантное поведение, ресоциализация и пр.); 3) социально-защитную деятельность государства (благотворительность, возрождение культурно-исторических традиций и пр.).

Феномен социального воспитания в педагогическом образе предстает во взаимосвязи с процессами развития, социализации, формирования личности педагогическими средствами. Выделим две наиболее значимые социально-педагогические концепции Л.В. Мардахаева и А.В. Мудрика.

С позиции Л.В. Мардахаева, социальное воспитание – «направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей» [3, с. 11]. Л.В. Мардахаев подчеркивает, что по своей сути социальное воспитание – это «…целенаправленная воспитательная деятельность (целенаправленное воспитание), связанная (связанное) с жизнедеятельностью людей в обществе» [3, с. 96]. Его следует рассматривать с позиции общества (государства); социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, социальных учреждений, организаций), социального фактора самого человека.

Социальное воспитание (по А.В. Мудрику) можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемой в специально создаваемых воспитательных организациях, которые помогают развивать возможности человека, включающие его способности, знания, образы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет [4].

По утверждению В.Р. Ясницкой, педагогическое воспитание является по своей сути социальным, так как оно раскрывает сущность амбивалентной взаимосвязи «воспитание – общество», направлено на социализацию растущего человека, формирует позитивный индивидуальный социальный опыт, в том числе и творческий [5].

Для социально-педагогической концепции А.В. Мудрика и исследователей данного направления (Н.Ф. Басов, В.М. Басова, Н.А. Евлешина, Б.В. Куприянов, Т.С. Просветова, Т.А. Ромм, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая и др.) характерно следующее:

- существование двух подходов в трактовке понятия «социализация» субъект-объектного и субъект-субъектного, на основе которых конструируется та или иная модель социального воспитания;

- сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества;

- составляющими процесса социализации являются: стихийная, относительно направляемая, относительно социально контролируемая социализация и сознательное самоизменение человека;

- признание и обоснование многомерности факторов социализации (мега-, макро-, мезо-, микрофакторов), влияющих на социальное, диссоциальное, семейное, религиозное, коррекционное воспитание;

- выделение средств, механизмов (психологические и социально-педагогические) социализации;

- воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и организациях, то есть ограничено местом и временем.

Особенностью данной концепции является выделение относительно социально контролируемой социализации – воспитания, которое определяется как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организации и групп, в которых оно осуществляется» [6].

В настоящее время вопросами социального воспитания групп и категории лиц в определенных воспитательных организациях занимаются такие педагоги, как: Н.А. Евлешина (детское общественное объединение), Б.В. Куприянов (учреждения дополнительного образования), А.В. Мудрик, М.В. Шакурова (школа), В.Р. Ясницкая (класс) и др.

Таким образом, анализ представленных положений показывает, что у всех исследователей есть общее – стремление показать процесс и результат социального воспитания [2]:

- процесс и результат педагогической деятельности по социальному развитию, социальному формированию личности (В.И. Беляев, В.Г. Бочарова, В.И. Загвязинский, А.Г. Корнилова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Т.А. Ромм, В.А. Сластенин и др.);

- процесс формирования социальной компетентности, включения в социальную жизнь (В.М. Басова, И.А. Липский, В.А. Никитин и др.);

- процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально создаваемых воспитательных организациях (Н.А. Евлешина, Б.В. Куприянов, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая и др.).

В то же время интерпретация содержания социального воспитания так же включает в себя следующие положения:

- система государственной и общественной воспитательной помощи человеку в организации жизнедеятельности (В.И. Беляев, В.Г. Бочарова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, М.П. Гурьянова, М.М. Плоткин и др.);

- поддержка человека на протяжении всей его жизни, в критических и трудных ситуациях (В.Г. Бочарова, Т.А. Василькова, Л.Е. Никитина, Н.М. Платонова и др.);

- компонент культуры, отражающий условия становления личности (Б.В. Куприянов, Л.Е. Никитина, Т.А. Ромм, В.Д. Семенов и др.);

- педагогический механизм социализации (В.И. Загвязинский, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Никитин и др.);

- социальный институт (или сфера общественной жизни общества), решающей задачи политического, социально-защитного, воспитательного характера (И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, М.М. Плоткин и др.) [1] и пр.

Итак, сущность социального воспитания в контексте социально-педагогической парадигмы – это: 1) работа с детьми в определенной социальной среде; 2) форма социальной работы; 3) воспитание в определенных организациях, осуществляемое определенной категорией людей.

В своем исследовании мы опираемся на социально-педагогическую концепцию социального воспитания А.В. Мудрика, которая основывается на субъект-субъектном подходе и трактует социализацию как «…развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [8, с. 9].

Воспитание определяется А.В. Мудриком как:

- целенаправленное создание условий для развития человека;

- относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации, при этом осуществляется данный процесс обществом и государством в создаваемых для этого организациях [7];

- «…относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется» [7, с. 16];

Социальное воспитание (по А.В. Мудрику) – это… «…взращивание человека в ходе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития, ценностной ориентации и индивидуальной помощи» [4, с. 38].

Социальное воспитание как особый вид социализации, а именно – «относительно целенаправленная и социально-контролируемая социализация, протекает как под влиянием внешних сил и условий (факторов), так и вследствие мотивов и действий самого человека, направленных на самоизменение» [5, с. 34]. А.В. Мудрик к внешним факторам социализации относит мега-, макро-, мезо-, микрофакторы.

На наш взгляд, именно микрофакторы играют (как правило) ведущую роль в социализации человека на стадиях детства, отрочества и ранней юности. Особо выделим внешние движущие силы социального воспитания личности, которые стимулируют, активизируют или сдерживают социальное развитие человека на микроуровне. К ним относится: 1) среда жизнедеятельности (образовательное учреждение как образовательная организация); 2) жизнедеятельность группы сверстников; 3) воспитатели, мнение и деятельность которых имеют значение для человека. Все это обуславливает специфику социального воспитания обучающегося.

В последнее время значительно возрос интерес к проблеме социального воспитания личности за счет осмысления роли и места различных педагогических феноменов и средств, обеспечивающих разнообразные социальные устремления человека. В качестве таких средств выступают: Е.В. Буслова (общественно-просветительская деятельность), Е.С. Ганич (социальная активность), Т.В. Козырева (социальное творчество), Р.Р. Лоскутова (музыкальное искусство), М.С. Петрова (анимационная деятельность), Н.П. Шибаева (потенциал иностранного языка) и др.

Таким образом, социальное воспитание личности осуществляется в воспитательных организациях, которые состоят из первичных коллективов (группа сверстников как микрофактор социализации).


Список литературы

1. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов: монография. Новосибирск: Наука, 2007. 380 с.

2. Плоткин М.М. Социальное воспитание в контексте теории социальной педагогики // Социальная педагогика в России. 2009. № 5. С. 80-90.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. 269 с.

4. Мудрик А.В. Социальное воспитание в воспитательных организациях // Вопросы воспитания. 2010. № 4 (5). С. 38-43.

5. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков. М.: Просвещение, 2008. 223 с.

6. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2004. 304 с.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. Сластенина В.А. М.: Академия, 2005. 200 с.



Тезисы публикуются при поддержке гранта РГНФ (проект №13-16-73004 а(р)
STUDY OF THE PROBLEMS OF SOCIAL EDUCATION OF THE

PERSON

© 2013


L.I. Eremina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the

department «Education»



Ulyanovsk state pedagogical university named I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

(Russia), lariv73@mail.ru

Заявка на участие в конференции


Фамилия (рус.)

99

Имя Отчество (рус.)




Место работы (рус.)




Адрес места работы, с индексом (рус.)




E-mail




Фамилия (англ.)




Имя Отчество (англ.)




Место работы (англ.)




Адрес места работы, с индексом (англ.)




Номер и название секции




Контактные телефоны




Полный адрес для отправки сборника (с почтовым индексом)





Контакты: Нагорнова Анна Юрьевна e-mail – tgu-konf2013@mail.ru

тел. +7-903-339-30-06



Адрес: 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14Б, ТГУ, корпус НИЧ, НОЦ «Перспектива»
Организационный взнос:

Организационный взнос, включающий затраты на издание трудов, информационных сообщений, сертификата участника конференции, организационно-технические работы по размещению сборника в системе РИНЦ – elibrary, почтовые расходы, составляет (за один экземпляр сборника и сертификат) 700 руб.

Организационный взнос перечисляется до 10 декабря 2013 года.

Организационный взнос оплачивается по следующим банковским реквизитам:



Ульяновский филиал Сбербанка – 8588/0033, счет № 42307.810.5.6900.3209386 Нагорновой Анне Юрьевне



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница