Наименование образовательного учреждения:
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Руководитель: Горбунова Евдокия Васильевна
Телефон: 422-76-36
Факс: 422-76-36
Электронная почта: : school430lom@mail.ru
Сайт ОУ в Интернете: http://school430.lmn.su/
Наименование продукта, представляемого на конкурс:
Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» с методическими рекомендациями
Авторский коллектив:
Коробкова Елена Николаевна, доцент каф. культурологического образования
Катаева Ольга Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания
Форма инновационного продукта: Культурно-образовательная программа
Область применения инновационного продукта: Обновление и совершенствование качества образования.
Общее описание инновационного продукта
Актуальность темы
Важнейшая миссия современного образования – становление «Человека культуры», обладающего целостной системой представлений о мире и способного к культурной самоидентификации и культурной рефлексии, без которых невозможна адаптация к условиям современного поликультурного общества.
Один из возможных путей реализации данной стратегии лежит в плоскости разработки культурно-образовательных программ, действующих в открытом образовательном пространстве и обеспечивающих «вхождение» учащихся в культуру, освоение ими культурных ценностей, выработанных человечеством на разных этапах его развития.
Именно к этому типу образовательных продуктов относится программа «Музей как текст культуры», нацеленная на становления культурной компетентности школьников в процессе освоения Музея, как сложного и многозначного культурного текста.
Теоретические аспекты проектирования
культурно-образовательных программ, интегрирующих
деятельность Школы и Музея
В рамках экспериментальной работы в школе разработана и апробируется многоступенчатая культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры», предполагающая освоение музейного пространства заповедника «Петергоф» и охватывающая все этапы обучения – с 1 по 11 класс. Культурно-образовательная программа рассматривается как педагогический инструмент отбора и структурирования содержания образования, нацеленный на воссоздание в сознании ребенка целостного представления об окружающем мире и формирование культурной компетентности личности, под которой, в самом общем виде, понимается совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры.
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:
-
Программа структурируют образовательный процесс в соответствии с существующими представлениями о структуре культуры. Окружающий мир изучается не как набор разрозненных по предметным областям сведений, а как целостное явление, что достигается за счет того, что ткань программы составляют многогранные объекты, понятия или явления культуры.
-
Программа нацелена на то, чтобы помочь ребенку овладеть базовыми умениями и навыками, составляющими культурную компетентность личности. Эта задача решается за счет смещения акцентов в освоении музейных коллекций – с информирования о них на развитие способности читать и создавать культурные тексты, под которыми понимаются совокупность символов, значений, образов, составляющих единое семантическое пространство культуры и транслируемая как в вербальной, так и невербальной форме. Язык музея – это язык его экспонатов, вещей и предметов, находящихся в тесной взаимосвязи с пространством, в котором они расположены. Во взаимодействии зрителя с предметами музейной коллекции рождается текст (вербальный или невербальный) – сообщение, которое зритель принимает, интерпретирует, соотносит с имеющимися у него представлениями о том или ином явлении культуры и на основе этого создает собственные культурные тексты. Предполагается, что в ходе реализации программы учащиеся пройдут несколько стадий работы с текстом культуры – от умения считать информацию, которую содержат предметы музейных коллекций в начальной школе, до ее интерпретации в основной школе, и, наконец, создания собственных культурных текстов старшеклассниками.
-
В логике данной программы музейная работа рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, что предполагает решение конкретных учебных задач в музейном пространстве и позволяет совместить обучение в музее с развитием личности ребенка. Цели и задачи музейного посещения определяются не музейными сотрудниками, а педагогами, рассматривающими музей как полноценное образовательное пространство, в стенах которого ученики не просто расширяют кругозор, а приобретают знания, навыки, компетенции, логически связанные с образовательной программой и значимые для индивидуальной школы или класса. Это означает, что помимо самого музейного занятия программа включает в себя тематические блоки, связанные, как с подготовкой школьников к посещению музея, так и с рефлексией после посещения музея, которая позволяет не только обобщить впечатление о музее, но и переосмыслить приобретенный музее опыт и использовать его для создания нового творческого продукта.
-
Программа ориентированы на систему развивающего обучения: ее основу составляют внеаудиторные методы и технологии освоения культурного наследия, выстраивающие процесс познания от личностного восприятия явлений жизни, вещей, предметов и объектов материальной среды, к их изучению, осмыслению и обобщению, побуждая к самостоятельным исследованиям, суждениям, умозаключениям. Разрабатываемые методы и технологии музейной работы нацеленны на исследовательскую, поисковую и во многом самостоятельную работу учащихся в музейном пространстве, что предполагают создание определенного педагогического инструментария – исследовательских заданий, маршрутов образовательных путешествий и других дидактических материалов, поддерживающих работу учащихся в музее.
Культурно-образовательная программа
«Музей как текст культуры»
Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» представляет собой инновационную модель взаимодействия Музея и Школы. Доминантами для ее проектирования являются ведущие методическая и системообразующая (содержательная) темы, которые формулируются для начальной, основной и старшей школы с учетом психолого-педагогических особенностей той или иной возрастной категории учащихся, а также продиктованы возможностями и особенностями музейной среды дворцово-парковых комплексов.
Начальная школа. «Мир семейного очага» – цикл музейно-педагогических занятий, нацеленный на расширение представлений ребенка о семейных устоях и традициях и приобщение к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов.
Основная школа. «Люди и судьбы» – цикл музейно-педагогических занятий, предполагающих познакомить школьников с различными моделями реализации жизненных стратегий на основе исследования музейных коллекций, знакомства с судьбами множества людей – создателей памятников культурного наследия, исторических персонажей, людей, причастных к сохранению или разрушению памятников.
Старшая школа. «Послание к Человеку» – проектная деятельность на основе исследования дворцово-парковых ансамблей, в ходе которой старшеклассники получают представление о разнообразных метальных моделях созданных человечеством на протяжении его существования и нашедших отражение в музейном пространстве, что позволит им осознать многообразие идей, управляющих миром и выбрать те, которые составят основу собственной мировоззренческой позиции.
Для структурирования материала учебный год условно делится на три временных блока (осень, зима и весна), в течение которых для каждой ступени отрабатываются различные аспекты содержательной и методической тем.
Возрастная ступень
|
Методичес-
кая тема
|
Системо-образующая тема
|
Осень
|
Зима
|
Лето
|
Начальная школа
|
Учусь читать тексты культуры
|
Мир семей-ного очага
|
Семейные реликвии
|
Семейные традиции
|
Семейные праздники
|
Основная школа
|
Учусь понимать тексты культуры
|
Люди и судьбы
|
Творцы
|
Исторические персонажи
|
Наследники
|
Старшая школа
|
Учусь создавать тексты культуры
|
Послание к Человеку
|
Человек в пространстве природы
|
Человек в пространстве культуры
|
Человек в мире людей
|
Необходимое ресурсное обеспечение
при применении инновационного продукта
Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» может быть реализована за счет привлечения следующей ресурсной базы.
Организационно-педагогические ресурсы. В образовательном учреждении необходимо создать условий для проведения внеклассных занятий – музейных уроков, образовательных путешествий, а также для осуществления проектной и творческой деятельности школьников, позволяющей обобщить результаты работы на музейной экспозиции.
При реализации программы в ряде случаев потребуется корректировка содержания образовательных программ (по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга) с целью достижения синхронизации в изучении отдельных тем с музейными посещениями. Обязательным условием является сохранение в учебном плане школы предмета «История и культура Санкт-Петербурга», который является базовым для осуществления музейно-педагогической работы.
Следует также определить форму и технологию сотрудничества с музейными работниками, которые должны стать полноправными участниками образовательного процесса, объединив свои усилия с педагогами в достижении целей программы.
Важным фактором успешности реализации программы является поддержка родительского комитета и Попечительского Совета школы, так как музейные посещения (особенно в начальной школе) требует привлечения родителей, как для сопровождения детских групп, так и для поддержки творческой деятельности учащихся.
Кадровые ресурсы. Образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию и способными к инновационной профессиональной деятельности, в том числе к работе в музейном пространстве.
К реализации программы должны быть привлечены музейные сотрудники, разделяющие идеологию авторов программы, способные к творческому поиску, разработке и использованию инновационных музейно-педагогических технологий в работе со школьниками.
Педагогам, составляющим творческие группы, необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по проблемам внеаудиторного образования в соответствующих институтах повышения квалификации, а также провести корпоративное обучение для ознакомления всего коллектива ОУ с выбранным направлением деятельности.
Материально-технические ресурсы. Образовательное учреждение должно располагать технической базой для осуществления творческой и проектной деятельности учащихся и ее презентации. Фото- и видео-аппаратура, наличие компьютеров и мультимедийных проекторов позволяют расширить рамки познавательной и творческой деятельности учащихся, сделать ее более насыщенной и разнообразной.
Для организации выездов, связанных с освоением пространства музея-заповедника и музейных экспозиций, требуется привлечение либо родительских средств, либо поиск спонсорской помощи.
Тиражирование материалов, связанных с работой учащихся в музейном пространстве предполагает наличие множительной техники.
Информационные ресурсы. Важным компонентом образовательной среды школы должен стать информационный центр, предоставляющими условия для презентации деятельности учащихся – участников программы.
Методическое обеспечение. Реализация культурно-образовательной программы «Музей как текст культуры» требует методического сопровождения, позволяющего организовать деятельность учащихся на разных этапах – до посещения музея, в процессе работы на музейной экспозиции и после музейного занятия. Представляемая в качестве новаций программа сопровождается методическими разработками, прошедшими апробацию в ходе экспериментальной работы в ОУ.
Технология внедрения инновационного продукта
Культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» может быть использована в нескольких вариантах:
Вариант 1. Проведение отдельных циклов занятий (музейных и внемузейных), связанных с посещением музеев дворцово-паркового комплекса «Петергоф»;
Вариант 2. Реализация комплексной многоуровневой программы в полном объеме образовательными учреждениями Петродворцового района г. Санкт-Петербурга;
Вариант 3. Адаптация программы, которая рассматривается в этом случае как модельная, к условиям образовательных учреждений, расположенных в других районах Санкт-Петербурга.
В настоящее время наиболее эффективным представляется второй вариант работы с программой, т. к. он частично прошел экспериментальную проверку, снабжен методическими материалами и наиболее готов к диссеминации. Использование культурно-образовательной программы «Музей как текст культуры» позволит образовательным учреждениям, расположенным на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга эффективно, а главное системно подойти к освоению того богатейшего педагогического потенциала, который содержат музейные ансамбли Стрельны, Ораниенбаума, Александрии, Петергофа.
Для Школы – данная программа является возможностью:
-
модернизации содержания традиционного школьного обучения в соответствии с современными представлениями о целях и задачах образования. Пространство музея, где непротиворечиво встречаются и соседствуют самые разные артефакты, доступные для непосредственного изучения и исследования, является идеальным воплощением «диалога культур» и наилучшим образом создает условия для становления Человека культуры, способного стать полноправным участником этого диалога. Музей, с одной стороны, представляет собой целостное культурное образование, отражающее основные вехи развития культуры, наглядно демонстрирующее преемственность культурных представлений и традиций, что дает шанс системного освоения пространства культуры, возможность осознать мир как целостность, неразделенную на отдельные предметные области знания. С другой стороны музей – это сложное поле семантических смыслов и значений, непротиворечиво существующих в едином пространстве, что позволяет учащимся накопить опыт ориентации в пространстве культуры, приобрести навыки работы с разнообразными культурными текстами.
-
освоения и внедрения в педагогическую практику инновационных методов и форм освоения культурного наследия. Уникальность Музея заключается в том, что он дает навык работы с аутентичными текстами культуры, требующими интерпретации, обсуждения, наличия собственной точки зрения, в то время как в Школе ребенок в основном общается с адаптированными текстами культуры и «чужими» комментариями к ним, не предполагающими своего мнения;
-
расширения границ образовательного пространства за счет привлечения к образовательному процессу потенциала различных социокультурных институтов культурного наследования, таких как Музей, Город, Семья. Программа предусматривает широкое вовлечение и принципиальное равенство педагогического воздействия различных социальных институтов в образовательном процессе через использование потенциала и методов семейного воспитания, музейной педагогики, возможностей природной и культурной среды.
Этапы реализации программы
Работа по реализации предложенной культурно-образовательной программы делится на три этапа:
Подготовительный этап предполагает уточнение содержания тематических занятий, их количества, сроков проведения, логики взаимодействия с музейными посещениями для каждой ступени обучения. В результате этой работы на педагогическом совете принимается план скорректированной программы, который может выглядеть следующим образом:
Учебно-тематический план реализации проекта
«Музей как текст культуры»
Начальная школа «Мир семейного очага»
Системо-образующие темы
|
Подготовка к музею
(занятия в школе)
|
Музей
|
Заключительные уроки
(занятия в школе)
|
|
Тема занятия
|
Сроки
|
Тема занятия
|
Сроки
|
Тема занятия
|
Сроки
|
Семейные реликвии
(осень)
| -
Мир семьи в прошлом и настоящем…
2. «Здравствуй музей» (правила поведения в музее, музей как особый социокультурный институт)
3. Семейная реликвия: что это такое?
4. Где живут реликвии?
(мир дома и мир музея) (возможно проведение занятия музейным сотрудником)
5. Как вещи попадают в музей? (хранители реликвий – хранители памяти) – история одного музейного предмета
|
сентябрь
сентябрь
октябрь
декабрь
ноябрь
|
1. Дом для большой семьи (Александрия. Коттедж)
2. Тайны и загадки музейных реликвий (история музейных вещей) (Ораниенбаум, дв. Петра III)
3. Вещь и ее хозяин (Александрия)
4. Музейный предмет как свидетель истории. (Петергоф, особая кладовая)
|
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
|
Обсуждение проекта года: Семейный альбом «Петербургская семья»
1 Создание страниц семейного альбома:
- Портрет моей семьи
- Гостиная для большой семьи
- Семейная реликвия
2.Минипроект «Выставка одной вещи»
|
сентябрь
октябрь- декабрь
декабрь
|
Семейные традиции
(зима)
| -
Что такое традиции?
-
Семейные традиции прошлого и настоящего
3. Как среда воспитывает человека.
3. Светское воспитание. Что должен знать и уметь подросток при выходе в свет?
5. Правила этикета
|
январь
февраль
февраль
март
март
| -
Жизнь и быт императорской семьи (Павловск)
-
Воспитание культурой (Реформы семьи Петровского времени – Дворец Марли)
-
Прием в Большом дворце (Петергоф)
-
Стол на 14 кувертов (Екатерининский корпус)
|
февраль
февраль
март
март
|
1. Проект «Семейные традиции»
-
Создание страниц семейного альбома:
- семейные традиции
2. Выставка «Портрет моей семьи»
|
январь
февраль-март
март
|
Семейные забавы и праздники
(весна)
|
1. Семейный праздник в прошлом и настоящем
2. Семейный праздник в императорской семье
(проведение занятия музейным сотрудником)
-
Игры наших бабушек и дедушек (занятие проводит родители учащихся)
4. Мои любимые игры и игрушки
|
апрель
апрель
апрель
май
|
-
Ораниенбаум – игрушка Екатерины II (Китайский дворец)
2. Игра взрослых людей (Петерштадт)
3. Детские игры на свежем воздухе (Александрия. Фермерский дворец)
4. Забавы и развлечения в Петергофе (семейное образовательное путешествие)
|
апрель
апрель
май
май
| -
Создание страниц семейного альбома:
- семейные традиции
-
Выставка «Любимые игры и игрушки наших бабушек и наших родителей»
|
апрель
май
|
Финал
|
|
|
Семейный праздник в музее семьи Бенуа
|
май
|
|
|
Основная школа «Люди и судьбы»
Системо-образующие темы
|
Подготовка к музею
(занятия в школе)
|
Музей
|
Проектная деятельность
|
|
Тема занятия
|
Сроки
|
Тема занятия
|
Сроки
|
Этапы проекта
|
Сроки
|
Творцы
(осень)
| -
Что мы получили в наследство?
-
Кого мы называем творцом?
3. Парки и сады как произведение искусства
(проведение занятия музейным сотрудником)
совместно с музейным занятием)
4. Архитектура – летопись мира (…она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания)
|
сентябрь
сентябрь
октябрь
|
1. Русские Ленотры .
(Сады и парки Петергофа и Ораниенбаума)
2. Фонтанная система и ее создатели (Фонтаны Петергофа)
3. Архитектурные стили в Петергофе (Выдающиеся архитекторы Петергофа)
|
сентябрь
октябрь
декабрь
| -
Выбор и обсуждение темы проектной деятельности – «Знаменитые и не очень жители моего города» (создание электронной карты с объектами и именами)
-
Образовательное путешествие по фонтанам Петергофа – «Русские триумфы»
-
Минироект «Знаменитые фонтаны мира»
-
Образовательное путешествие по архитектуре Петергофа (Ораниенбаума)
|
сентябрь
октябрь
октябрь
декабрь
|
Исторические персонажи
(зима)
| -
«Отдайте все…» или кому оставить Империю… (Петр I)
-
От любви до ненависти: драма в императорской семье (Екатерина II и Петр III)
-
Cемейный рай (Николай I)
|
декабрь
январь
февраль
| -
Петергоф как модель империи (Стрельна)
2. Меншиков – наследник Петра?! (Ораниенбаум)
3. Петр III: иностранец на троне
4. Российская история делалась здесь… (Большой Петергофский дворец и Екатерининский корпус
6. Два Петергофа – два мира (Николай I, Александр II? Александрия)
7. Судьба и революция (Николай II)
|
январь
январь
февраль
март
март
|
Дискуссия «Кому по силам наследовать дело Петра?»
Дискуссия «Кому покоряется вершина власти?»
Дискуссия «Спасет ли семейный рай от реальности?»
|
январь
февраль
март
|
Наследники
(весна)
| -
Судьбы коллекций
-
«Огненные забавы» и не только… (История парковых развлечений в Петергофе)
-
Возрождение фонтанов
|
| -
Хранители традиций: мир музейных профессий
-
Возрожденные из пепла
-
Петергофские потешные огни Петергофа сегодня
-
Путешествие по водоводу
|
апрель
апрель
май
май
|
1.Презентация проектов
|
апрель
|
Финал
|
|
|
Рыцарский турнир (Александрия)
|
май
|
|
|
В ходе предварительного этапа необходимо сформировать постоянные группы учащихся – участников культурно-образовательной программы. Программа рассчитана на один год и рекомендована для реализации в 3-4 классах начальной школы и 8-9 класса основной школы. Программа для старшеклассников в данный момент находится на стадии разработки.
Еще одна задача данного этапа – решение организационных вопросов: приобретением абонементов для посещения музеев, входящих в комплекс музеев-заповедников «Петергоф».
Основной этап связан с разработкой и проведением намеченных в рамках реализации программы занятий, уроков и мероприятий. Их особенность заключается в том, что они представляют собой комплекс образовательных компонентов, позволяющих рассматривать каждое музейное посещение как органичную часть учебного процесса, тесно увязанную с образовательной программой, что предполагает:
- подготовку школьников к посещению музея (знакомство с понятиями и терминами, введение в событийный контекст и пр.), которое может проводиться как в рамках уроков (история, обществоведение, история и культура Санкт-Петербурга), так и в ходе внеклассных мероприятий;
- организацию работы на экспозиции с дидактическими материалами (вопросами и заданиями), нацеливающими учеников на осмысление задач, значимых для достижения образовательных целей;
- рефлексию после посещения, которая позволяет не только обобщить впечатление о музее, но и переосмыслить приобретенный музее опыт и использовать его для создания нового творческого продукта.
Таким образом, формируются целостные образовательные блоки, включающие как посещение музея, так и классные часы, внеклассные мероприятия, занятия, связанные с проектной и исследовательской деятельностью учащихся.
Важно отметить, что занятия, и в школе, и в музее могут проводиться как музейными сотрудниками, так и педагогами, их содержание и форма проведения разрабатываются и совместно педагогам и музейным сотрудникам с использованием потенциала дворцово-парковых комплексов «Ораниенбаум», «Петергоф» и «Александрия». Частично эту задачу решают методические разработки предварительных и завершающих музейное посещение занятий, которые сопровождают представленную в качестве инновационного продукта программу «Музей как текст культуры» и созданы педагогами ОУ при поддержке музейных сотрудников.
Проблемой остается разработка дидактических материалов, позволяющих организовать активную деятельность учащихся в музейном пространстве, которая предполагает определение темы (идеи) посещения музея, отбор экспонатов для ее раскрытия, создание алгоритма вопросов и заданий, призванных помочь ребенку в его исследовательской деятельности. Часть подобных материалов предоставлена сотрудниками музеев, часть – нуждается в дальнейшей разработке.
Неотъемлемым элементом деятельности учащихся в ходе основного этапа является проектная деятельность, которая предполагает осмысление и обобщение результатов работы в программе. Предлагаемые для реализации проекты могут иметь разный уровень сложности и различную продолжительность. Однако предполагается, что на каждой ступени программы будет создаваться «сквозной» творческий продукт, сотворение которого поможет объединить и структурировать знания, умения и навыки, полученные учащимися в ходе освоения программного материала. Так, для начальной школы предлагается создание семейного альбома «Петербургская семья» (реального или виртуального). Для учащихся основной школы таким проектом станет создание электронной гиперактивной карты «Знаменитые и не очень жители моего города». Для старшеклассников предполагается разработка проектов, осуществить которые (хотя бы частично) они смогут непосредственно в дворцово-парковом пространстве.
Заключительный этап завершает работу в культурно-образовательной программе и представляет собой праздник, который проводится в пространстве музея-заповедника и объединяет всех участников проекта – учеников, педагогов, родителей, музейных сотрудников. Так, для начальной школы предусмотрено праздничное действо – «Семейный праздник в музее семьи Бенуа», для учащихся основной школы предполагается участие в ежегодно проводимом в парке Александрия празднике «Белой розы».
Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта
Предлагаемая культурно-образовательная программа «Музей как текст культуры» позволяет достичь положительных педагогических эффектов, среди которых наиболее значимыми, с точки зрения разработчиков, являются:
-
интеграция образовательного пространства ОУ и культурного пространства музея-заповедника «Петергоф»;
-
системное освоение музейного комплекса «Петергоф», который рассматривается как овеществленная модель мира, давая возможность осознать мир как целостность, неразделенную на отдельные предметные области знания;
-
внедрение в практику образовательных учреждений внеаудиторных инновационных подходов к освоению природного и культурного наследия.
-
реализация инновационных моделей организации музейно-педагогической деятельности, рассчитанных на все категории педагогического сообщества – детей и подростков, педагогов и учащихся, детей и родителей.
-
инкультурация и социализация подростков в ходе освоения культурных текстов, собранных в музейной экспозиции, свидетельствующих о ценностных ориентациях и предпочтениях, принятых в обществе, этикетных нормах поведения в разных жизненных ситуациях, общепринятых подходах к различным явлениям и событиям.
Первые итоги реализации программы, как показала практика, показали, что программа дает возможность достичь множественных образовательных результатов. Перечислим наиболее значимые из них.
Результаты, реализующие основные
направления развития современного образования
-
Преодоление предметоцентризма современного образования, основывающегося на педагогической идее сведения содержания образования к знаниям, структурируемым по учебным предметам. Этот эффект достигается за счет выделения в качестве объекта изучения культурных целостностей – культурных понятий, образов, идей, что позволяет осваивать школьникам разрозненную информацию в логике определенного культурного контекста.
-
Реализация практикоориентированного подход в обучении, основу которого составляет формирование творческой адаптивности личности – способности отвечать на вызовы времени и действовать в условиях, не имеющих аналога. Образовательный процесс, построенный на принципах освоения знания «за пределами школы», требует от учащихся овладения разнообразными способами познания и ориентирован на приобщение учащихся к исследованию, поиску, открытию нового. На смену приобретению готового знания постепенно приходит формирование умений находить знания, анализировать их, а самое главное – применять их в жизни.
-
Создание условий для внедрения компетентностного подхода в обучении, что выражается в ориентации на формирование ряда важнейших компетентностей учащихся, таких как общекультурная и социальная. Общекультурная компетентность характеризуется готовностью учащихся к творчески-деятельной самореализации на основе ориентации в ценностях культурного пространства, пониманием взаимосвязи между различными областями знаниями. Социальная компетентность предполагает способность эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом.
Формированию такого рода компетентностей способствуют инновационные методы и технологии, нацеленные на освоение музейного пространства, исследование аутентичных текстов культуры, выявление их смысловых и ценностных характеристик, связанные с самостоятельным поиском и анализом информации.
-
Реализация культуроориентированного подхода, рассматривающего образование как процесс «вхождения в культуру», обеспечивается расширением границ образовательного пространства за счет эффекта «метапредметной интеграции», предполагающей использование потенциала многочисленных институтов культуры – музеев, библиотек, архивов, театров, городского пространства.
-
Отказ от традиционной знаниевоцентрической парадигмы и реализация деятельностного подхода, связанного с внедрением инновационных методов и технологий в обучение, ориентированных на формирование обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности и на получение учащимися опыта этой деятельности
Эффекты, достигаемые в учебной деятельности
В ходе экспериментальной работы были проведены диагностические исследования, включающие тесты, анкетирование, опросы, изучение результатов деятельности детей, которые позволили выявить ряд эффектов, оказывающих непосредственное влияние на повышение уровня образования, а именно:
-
Повышение мотивации учащихся к обучению. Этот процесс связан с применением технологий активного обучения, широким использованием эмоционально-личностного опыта учащихся, системной и активной их работой в музейном пространстве.
-
Формирование у учащихся предпосылок для освоения знакового языка культуры, что подразумевает владение тезаурусом культуры (архетипы, устойчивые знаки и символы, модели), а также развитие способностей к семантическому анализу, связанному с умением «читать» различные тексты культуры, «свертывать» и «развертывать» информацию, заложенную в них, а впоследствии создавать и собственные культурные тексты.
-
Развитие способности учащихся использовать различные формы и методы познания и интегрировать их в исследовательской деятельности, осознавать и осваивать информационную картину мира, как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном пространстве, уметь анализировать и выбирать необходимое в информационном потоке.
-
Готовность учащихся к творчески деятельной самореализации, сформированность способности находить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и повседневной жизнью.
-
Свободная ориентация учащихся в культурном пространстве Петергофа и способность использовать его потенциал в образовательных целях.
Эффекты воспитательной работы
Эффекты, оказывающие
влияние на педагогическую среду ОУ
Внедрение экспериментальной модели интеграции кардинально изменяет образовательную среду образовательного учреждения, т. к. основывается на тесном взаимодействии и сотрудничестве всего педагогического коллектива, что предполагает:
-
Выработку единой содержательной концепции, а, следовательно, корректировки содержания учебных программ, создания элективных курсов, развития системы музейных дней, охватывающих всех учащихся школы.
-
Развитие системы тьюторства, переход от традиционной системы руководства к сотрудничеству с учениками, в основе которого лежит сотворчество и совместный поиск.
-
Расширение кругозора педагогов за счет освоения новых образовательных пространств, самообразования и профессионального обучения.
-
Создание творческой среды, стимулирующей профессиональный рост педагогов.
Возможные сложности при использовании
инновационного продукта и пути их преодоления
Реализация предлагаемой культурно-образовательной программы связана с преодолением определенных сложностей, среди которых:
-
Слабая мотивация педагогов, их настороженное отношение к инновационным методам и технологиям и не готовность использовать новации в своей работе. Преодоление педагогических стереотипов требует постепенного включения педагогического коллектива в работу, связанную с освоением музейного пространства Санкт-Петербурга и пригородов. Для решения этой задачи целесообразно создать в ОУсистему музейных дней, ввести Декаду Методического мастерства, а также повышать профессиональный уровень педагогического коллектива, обсуждать опыт педагогов-новаторов, проводить методические семинары.
-
Отсутствие в базовом учебном плане предметов, которые могли бы стать основой для реализации данной программы. Данная проблема может быть преодолена за счет корректировки содержания программного материала гуманитарных учебных курсов, введения элективных курсов в предпрофильной и профильной школе, а также создании авторских программ.
-
Необходимость поддерживать тесное сотрудничество педагогов образовательного учреждения с музейными сотрудниками, реализующими важнейший компонент программы – музейно-педагогические занятия. Подобное взаимодействие затруднено как с точки зрения организации, так и с позиции координации методических подходов. Данная проблема может быть решена путем создания системы совместных творческих семинаров педагогов и музейных работников, а также выделения координационного центра, корректирующего и согласовывающего позиции сторон в ходе реализации программы.
-
Отсутствие у музейных работников опыта инновационной образовательной деятельности на экспозиции музея. Зачастую, музейные сотрудники, являясь прекрасными специалистами в области содержания музейной коллекции и проведения традиционной экскурсии, не имеют опыта организации самостоятельной и активной деятельности детей и подростков на экспозиции музея и плохо представляют себе, каким образом знания и навыки, полученные в музейном пространстве, реализуются в образовательном процессе. Решение этой задачи требует организации обучения музейных сотрудников, проведения серии семинаров, в процессе которых были бы освещены вопросы взаимодействия Школы и Музея.
-
Необходимость изыскания средств для реализации программы. Отсутствие государственных механизмов, обеспечивающих поддержку (в том числе и финансовую) культурно-образовательных программ и проектов, связанных с освоением школьниками музеев, требует обращение к спонсорской помощи или привлечения средств родителей для оплаты музейных посещений.
-
Несоответствие результатов обучения, как их видят ученики и их родители – сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ с результатами, которые планируется достигнуть в ходе реализации программы – самоидентификация и становление личности в процессе освоения культурных пространств, креативность в освоении мира. Отчасти этот эффект может быть преодолен в ходе участия школьников в конкурсах и проектах, позволяющих ученикам проявить умения и навыки, приобретенные в ходе работы в интеграционной системе.
-
Необходимость трансформации образовательного процесса – изменения расписания, выделения часов на музейные посещения, образовательные путешествия, исследовательскую работу. Данная трудность, на которую ссылается большинство педагогов, носит управленческий характер и решается при определенных организационных усилиях.
-
Трудозатратность, что выражается, прежде всего, в увеличении нагрузки педагога за счет разработки занятий и дидактических материалов для работы на экспозиции музея. Кроме того, проведение внеаудиторных занятий за пределами школы связано с определенными организационными проблемами – передвижение учеников по городу, ведение переговоров с музейными сотрудниками или экскурсоводами, организация деятельности учащихся, – все эти нелегкие хлопоты ложатся на плечи учителя. Часть перечисленных проблем, связанных с трудозатраностью реализации культурно-образовательной программы, поможет снять предлагаемые методические комментарии к программе, которые содержат готовые разработки занятий, образовательных путешествий и проектов. Другим вектором решения проблемы может стать система поощрения и стимулирования деятельности педагогов-новаторов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |