Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Одинцовского филиала ноу впо мпси донцова Маргарита Валерьевна



Скачать 168.94 Kb.
Дата14.02.2016
Размер168.94 Kb.


Доктор психологических наук, профессор, академик РАО,

профессор кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Донцов Александр Иванович;

кандидат психологических наук, доцент,

профессор кафедр социальной и общей психологии АНОО ВПО ОГИ

Донцов Дмитрий Александрович;

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры психологии Одинцовского филиала НОУ ВПО МПСИ

Донцова Маргарита Валерьевна.
Аннотация. В статье подробно рассматриваются разнообразные аспекты психосоциальной работы в системе народного образования и в нашем обществе и государстве в целом.

Ключевые слова. Формы психосоциальной работы, технологии психосоциальной работы, обеспечение безопасности образовательной среды, виды психосоциальных технологий, кризисные жизненные ситуации, трудные жизненные ситуации, сложные жизненные ситуации.

Базовые формы и технологии психосоциальной работы в качестве комплексного условия обеспечения безопасности образовательной среды.

Психосоциальная работа, «в узком смысле», является практической, профессионально осуществляемой, общественно полезной деятельностью, производящейся в разных сферах жизнедеятельности личности и общества. Психосоциальная работа как деятельность выражается в оказании психологической помощи,1 социальной поддержки людям, в социальной защите народонаселения. Психосоциальная работа проводится с личностью, группой, общиной, слоем населения, – с целью разрешения и профилактики возникающих социальных проблем. Имманентной (неотъемлемой) составляющей осуществления психосоциальной работы с разнообразными категориями населения являются психосоциальные профессиональные технологии помощи людям, в частности – детям и подросткам.



Психосоциальные профессиональные технологии помощи – это способы и приёмы реализации сложных социально-психологических процессов путём разделения их на систему последовательных процедур и операций, выполняемых однотипно, – с возможностью воспроизводства данного технологического процесса. Сущность психосоциальных технологий помощи раскрывается, например, в системе методов выявления и использования позитивных потенциалов социальной системы (любой организованной группы людей) в соответствии с целями её развития, с социальными нормативами. Психосоциальные технологии – это совокупность операций и процедур психосоциального воздействия на общественные процессы, – с целью достижения (в каждом конкретном случае) наилучшего социально-психологического результата. Генеральными задачами психосоциальной технологизации выступают: гармонизация социальных отношений в обществе, оптимизация трудовой и учебной деятельности людей, развитие социальных связей в организациях, улучшение условий жизни людей, предотвращение социальных конфликтов, психологическая помощь и т.п. Глобальная цель психосоциальной технологизации, – содействие улучшению процессов адаптации социальных субъектов (групп людей) и индивидуальных субъектов (личностей) к условиям современного общества. Важнейший критерий эффективности (продуктивности) психосоциальной технологичности – достижение указанной общественно полезной цели. В связи с этим, любая психосоциальная технология понимается в качестве совокупности общественно-экономически значимых задач и действий, требующих решения и осуществления для достижения социально полезных результатов. Психосоциальные технологии – это рациональные способы осуществления разноплановой социально-психологической деятельности. Психосоциальные технологии являют собой интегральную сумму способов и методов профессионального воздействия на личность и группу, например, – в ходе осуществления психологической помощи в условиях образовательного пространства. Психосоциальные профессиональные технологии представляют собой неотъемлемый элемент системы общественных отношений. Психосоциальные технологии общественно необходимы.

«Исторически», в педагогике, психологии и социологии принято выделять следующие базовые виды психосоциальных технологий. По степени новизны различают принципиально новые (инновации) и традиционные (воспроизводство опыта) профессиональные психосоциальные технологии. Наряду с этим, исследователи2 выделяют т.н. социально-субъектные технологии. Здесь в роли объекта воздействия выступает не отдельная личность (индивидуальный субъект), а социальный субъект (группа, коллектив), находящийся в фокусе профессионально организованного влияния, – социально-педагогического, социально-психологического, психолого-педагогического, психотерапевтического воздействия. Специфика психосоциального воздействия на социальные объекты – группы людей (сообщества), прежде всего, определяется уровнем развития общественных отношений. В этой связи психосоциальные технологии подразделяются на три видовых группы: макротехнологии, включающие в себя т.н. региональные подсистемы общества (разнообразные сообщества, классы, партии, большие социальные группы); мезотехнологии – т.н. технологии областного/городского уровня (уровня локальной территориальной области/уровня отдельного населенного пункта), – технологии окружного, районного, муниципального уровней, технологии крупного трудового коллектива (включая технологии, реализуемые в разнообразных учреждениях народного образования); микротехнологии, направленные на сравнительно небольшие объединения людей (малые творческие сообщества, отдельные рабочие группы, семьи) и рассчитанные на микросоциальный уровень общественных процессов (здесь могут рассматриваться и «отдельно взятые» школьные классы). В микросоциальные технологии включаются и технологические процедуры самоорганизации «отдельных» людей (личностей), что обеспечивается социально-психологическими методами, нацеленными на рациональное использование личностного потенциала самопомощи. Психосоциальные технологии классифицируются по основополагающим видам человеческой деятельности: подготовительно-трудовой (учебно-образовательной) производственно-трудовой, экономико-политической и пр. Психосоциальные профессиональные технологии классифицируются по сферам общественной жизни: в сферах образования и здравоохранения; сферах физкультуры и спорта, науки и искусства, культуры и досуга, в семейно-бытовой сфере и т.п. По степени практической включенности в организационный процесс технологической разработки и психосоциального воздействия выделяются: кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые, т.е. полученные в реальной общественной среде психосоциальные технологии. Стержневым компонентом обеспечения технологизации психосоциального функционирования общества являются социономические3 технологии. Социономические технологии призваны повысить эффективность (продуктивность) психосоциальной работы. Ведь психосоциальная работа представляет собой деятельность не только по оказанию психосоциальной помощи социально нуждающимся людям с целью восстановления, сохранения или улучшения их способности к социальному функционированию, но и является деятельностью по обеспечению социальных прав граждан, регулированию отношений людей в коллективе, контролю и оптимизации взаимодействия людей с государственными структурами, разрешению социальных конфликтов. Такое глубокое понимание психосоциальной работы вполне соответствует её сущностному содержанию. Широкое толкование функциональных особенностей психосоциальной работы как универсальной общественно полезной деятельности уже давно получило распространение в мировой практике общественных отношений. Содействие установлению баланса интересов между гражданами, особенно детьми и подростками, – с одной стороны, и обществом в лице государственных и общественных структур (социальных институтов), – с другой стороны, – стратегическая цель социономической деятельности. В условиях нашей страны и в мире в целом крайне необходимо соблюдение такого баланса экономических и политических интересов, который выразится в продуктивном обеспечении психосоциальных потребностей индивидов, групп, обществ. Этому, как универсальной цели социальной работы, и служат разнообразные технологии социальной работы. В структурном отношении технологии психосоциальной работы подразделяются на функциональные (общие) и частные психосоциальные технологии. Функциональные технологии (повсеместные методы и методики) психосоциальной работы имеют всеобщий характер. Функциональные психосоциальные технологии применимы в работе с большинством категорий людей, нуждающихся в психосоциальной помощи и поддержке, в том числе, – и в психосоциальной работе с детьми и подростками. Система функциональных технологий психосоциальной работы включает в себя следующие наиболее значимые технологические психосоциальные процедуры (компоненты): диагностику; профилактику; адаптацию; реабилитацию; коррекцию; терапию; экспертизу; прогнозирование, проектирование и моделирование; посредничество; консультирование; обеспечение; страхование; опеку и попечительство; общественную некоммерческую благотворительную деятельность. Частные технологии психосоциальной работы в своей основе составляют определённые алгоритмические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям (стратам) народонаселения, нуждающимся в социально-экономической и психологической поддержке. Массив частных технологий психосоциальной работы образуют разнообразные по форме и содержанию психосоциальные технологические процедуры и мероприятия, направленные на психосоциальную помощь конкретным группам населения. Частные технологии психосоциальной работы осуществляются с: 1) семьями, нуждающимися в психосоциальной помощи; 2) безработными гражданами; 3) людьми, проявляющими девиантное (заметно отклоняющееся от социальной нормы) поведение, склонными к суициду, страдающими психическими расстройствами; 4) инвалидами разных категорий;4 5) гражданами пожилого возраста; 6) женщинами-матерями; 7) детьми, подростками, юношеством и молодежью; 8) малообеспеченными слоями населения; 9) бездомными людьми разного возраста и состояния здоровья; 10) мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами; 11) военнослужащими; 12) людьми, находящимися в местах лишения свободы; 13) людьми на производстве; 14) людьми по месту жительства и др. В систему психосоциальных технологий входят так же технологии правового обеспечения функционирования общества. К ним относятся законодательные психосоциальные технологии регулирования норм конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного, уголовного права и т.п.

Технологии психосоциальной работы с различными категориями людей (с разными группами населения) применяются в зависимости от свойств эксквизитных,5 – объективно проблемных, сложных, трудных ситуаций и условий жизнедеятельности людей (включая детей и подростков). Мы рассматриваем кризисные (в данном контексте – экстремальные) ситуации, в которых оказываются разные люди, прежде всего – дети и подростки (в том числе – в образовательной среде) с позиций применения базовых технологий психосоциальной работы, – в узком смысле этого деятельностного понятия. При этом мы исходим из того, что основополагающей характеристикой социально-психологических состояний личности (естественно, и личности ребёнка, подростка) в трудной жизненной ситуации является аффект,6 выражающийся в резком нивелировании (сведении к минимуму) чувства социальной защищённости, в безысходности, безвыходности восприятия человеком имеющейся в данный момент («наличной», «заданной» извне) очень сложной жизненной ситуации. Основными типологиированными технологиями психосоциальной работы и психологической помощи в трудных жизненных ситуациях являются: 1) психосоциальная диагностика (мониторинг, экспертная оценка, экспертный прогноз, социологический опрос, интервью, биографический метод и т.д.); 2) психосоциальная профилактика (превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группы социальной поддержки и т.д.); 3) психосоциальный контроль (социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание и т.д.); 4) психосоциальная реабилитация (трудотерапия, статусное социальное перемещение, социотерапия, психодрама, профессиональная реабилитация и т.д.). Во всех этих четырёх типических психосоциальных основных технологиях, в описанном смысловом контексте проявляются три основополагающих компонента смыслового содержания психосоциальной работы. I. Целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях государственного и регионального управления и регулирования, – от федерального до муниципального, – с целью обеспечения здоровой психосоциальной среды жизнедеятельности человека, создания системы реальной поддержки людей (разумеется, и детей, и подростков). II. Психосоциальное инициирование потенциала самопомощи (человек, семья, группа) в трудной (сложной, кризисной) жизненной ситуации. III. Оказание профессиональной психосоциальной помощи человеку, семье, группе в трудной (критической) жизненной ситуации путём поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа, и через оказание других видов психосоциальных услуг. Важнейшей деятельностной особенностью психосоциальной работы в рассматриваемом контексте является научно-эмпирическая «заданность»7 психосоциальной помощи, – что и детерминирует практическую специфику, обусловливает применение комплекса технологий психосоциальной работы с различными группами населения, оказавшимися в кризисной жизненной ситуации. С законодательных (нормативно-правовых) позиций, представленных в разнообразных законах, подзаконных актах (указах, распоряжениях), имеющих место в юридической практике Российской Федерации, – число таких социально уязвимых групп населения достигает нескольких десятков!8 С позиций комплексного научного подхода, целесообразно использовать для выделения таких социально «слабых» групп (категорий) населения весьма определённые, конкретные базовые основания. Именно эти детерминанты и определяют трудности (нередко – экстремальные трудности в полном смысле слова) психосоциального положения отдельных личностей, семей, общностей и, даже, слоёв населения, – как в нашей стране, так и в других странах. Однако, остановимся, прежде всего, на характеристиках социально «уязвимых» стратов (слоёв и прослоек) населения Российской Федерации, – с которыми и производится постоянно и систематично психосоциальная работа и которым оказывается психолого-педагогическая помощь в государственных масштабах.9 Назовём особо нуждающиеся в социальной защите и психологической помощи категории (группы) населения, учитывая то, что некоторые лица и, даже, социальные прослойки, к большому сожалению, являются социально «слабыми» и «уязвимыми» по нескольким параметрам из приведённых ниже.

Итак, имеются ввиду следующие физиопсихические и социально-экономические параметры, характеристики личности и/или социальной (социально-профессиональной) мезо- или макрогруппы народонаселения Российской Федерации, предопределяющие социально-кризисное положение данных лиц. 1. Состояние физического и психического здоровья, не позволяющее людям самостоятельно решать свои жизненные проблемы: физически серьёзно больные люди; инвалиды разных категорий (в том числе – инвалиды с детского возраста); взрослые и дети, испытывающие постоянные психологические стрессы, имеющие серьёзные психологические затруднения, склонные к суициду и т.п. 2. Служба и труд в экстремальных условиях (как в настоящем времени, так и в прошлом конкретных людей): участники ВОВ10 и приравненные к ним лица (ликвидаторы аварии на Чернобыльской АС и др.); труженики тыла во время ВОВ; бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; участники военных действий в Афганистане, Чечне и т.п.; семьи погибших военнослужащих; лица, длительное время осуществляющие свою трудовую профессиональную деятельность в экстремальных условиях и т.д. 3. Пожилой и старческий возраст людей: одинокие пожилые и старые люди; семьи, состоящие из одиноких пенсионеров по возрасту, инвалидности и прочим основаниям. 4. Девиантное поведение в его различных формах и видах: дети и подростки девиантного поведения; дети, подростки, женщины, пожилые люди оказавшиеся в условиях, угрожающих физическому и психическому здоровью, испытывающие жестокое обращение и насилие; лица подросткового и юношеского возраста, выпустившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений; лица, освободившиеся из мест лишения свободы (в том числе – дети и подростки, содержавшиеся в т.н. детских колониях) и пр. 5. Трудное, дезадаптированное, неблагополучное положение различных категорий семей: семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых супруги не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики и т.д. 6. Особое, сложное социальное положение детей, подростков и лиц юношеского возраста: дети-сироты; дети – социальные сироты; воспитанники детских домов, самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); безнадзорные дети и подростки; беспризорные дети и подростки и т.д. 7. Бродяжничество, бездомность: лица без определенного места жительства, зарегистрированные и незарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы и т.п. (к этой категории, к сожалению, нередко относятся и мигранты и, что больше всего волнует нас, – дети мигрантов). 8. Дородовое и послеродовое состояние: беременные женщины; кормящие матери; матери, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; матери-одиночки и т.п. 9. Затруднённое правовое (и, в связи с этим, социально сложное) положение лиц, подвергшихся политическим и иным репрессиям, в том числе лиц, впоследствии реабилитированных. Специфика вышеназванных групп населения как объектов психосоциальной работы и психолого-педагогической помощи, подразумевает собою системное понимание данной деятельности.

1 Психологическая помощь – это самостоятельная профессиональная деятельность специально подготовленных кадров, обеспечивающая действенную психосоциальную помощь, защиту, поддержку, нуждающимся в этом разнообразным категориям населения (в частности – людям, переживающим/пережившим экстремальную ситуацию в своей жизнедеятельности). Психологическая помощь, как профессиональная деятельность, производится путём осуществления психосоциальной защиты, поддержки, обеспечения, консультирования, профилактики, посредничества. Данная социально полезная практическая деятельность направлена на благо человека и осуществляется во имя человека. Психологическая помощь понимается в качестве особой области психологической практики, имеющей свою качественную специфику и своеобразие, - в нашем случае, целевым объектом помощи являются дети и подростки.

2 Богомолова Н.Н., Андреева Г.М., Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В., Жуков Ю.М., Забродин Ю.М., Ковров В.В., Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М., Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Майерс Д., Мудрик А.В., Петровская Л.А., Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л. и мн. др.

3 Соционом – профессионал в области общественных отношений, специалист по социально-психологической работе и психологической помощи.

4 К глубокому сожалению, одно только перечисление инвалидностей разного рода заняло бы целую страницу.

5 Термин (понятие) «эксквизитная ситуация» предложен видным советским исследователем Ф.В. Бассиным. Под эксквизитными ситуациями понимаются те реальные жизненные социально-психологические условия и ситуации, в которых предельно обострено когнитивно-эмоциональное противоречие между желаемым и действительным. Этот личностный, субъективно оцениваемый диссонанс требует своего скорейшего разрешения. Таково общее, родовое понятие эксквизитных ситуаций. Обычно же теоретики и практики оперируют с конкретными видами эксквизитных ситуаций: проблемными (сложными, трудными) ситуациями, конфликтами, кризисами, стрессами, фрустрациями и т.д.

6 Аффекты (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – это особый вид эмоциональных реакций. Аффекты имеют место в психике и поведении личности в качестве специфических индивидуальных проявлений. Типичным для аффектов является их формирование и выраженность при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, резко негативных для данной личности, чаще всего неожиданно возникающих, кризисных (экстремальных) ситуаций. Аффекты – сильные, бурные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными видимыми внешними изменениями. Аффекты возникают и развиваются в критических для индивидуальности условиях жизнедеятельности, носят ситуационный характер, тормозят другие психические (особенно – познавательные) процессы. Аффект может переживаться в виде эмоциональных состояний гнева, страха, ужаса, экстаза, радости и т.п. При аффекте сужается сознание, снижается самоконтроль, внешние действия становятся стереотипными и подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению. Протекание аффекта сопровождается напряжённой мимикой, жестикуляцией и другими выразительными движениями. Причинами аффекта могут быть: конфликт с другими людьми, противостояние между разными потребностями, несовпадение стремлений человека, противоречия между общественными требованиями к человеку и его персональными возможностями. Аффективный страх, например, возникает при неспособности человека преодолеть неожиданно сложившуюся, крайне опасную ситуацию. Аффективный страх может полностью захватить человека, подавить его ум и волю, парализовать способность к действию и борьбе. Человек «цепенеет», пассивно ждет своей участи или бежит «куда глаза глядят». После состояния аффекта человек не может вспомнить многие моменты своего состояния и поведения, чувствует себя разбитым и подавленным. Аффекты имеют свою физиопсихическую специфику, особенные физиологические и психологические характеристики. Функциональное понимание аффективных явлений определяется по Э Клапареду. Имеются концепции понимания аффективных психофизиологических реакций по А.Н. Леонтьеву и А.Р. Лурия, – в психике человека представлены аффективные следы его сильных эмоциональных переживаний. Диагностика аффективных следов осуществляется по А.Р. Лурия с помощью методов свободных ассоциаций и сопряжённых моторных реакций.

7 Предполагается (что, к сожалению, находит своё подтверждение в общественной жизни как нашей страны, так и других стран), что существуют такие группы населения, которые «заданно» («изначально»), в силу травматически сложившихся жизненных обстоятельств и/или жизненных обстоятельств непреодолимой силы, находятся в критических, кризисных, экстремальных условиях осуществления жизнедеятельности (например, – бездомные дети, беспризорные и безнадзорные дети, дети-сироты и социальные сироты и др.).

8 При этом отметим, что в законодательстве РФ в целом, в основном законе (Конституция РФ), в т.н. социальном законодательстве, в специальных юридических документах, – термины «проблемная жизненная ситуация», «сложная жизненная ситуация», «трудная жизненная ситуация», «особая жизненная ситуация», «кризисная жизненная ситуация», «критическая жизненная ситуация», «экстремальная жизненная ситуация», – являются скорее синонимичными, нежели чем разносмысловыми понятиями, а смысловой термин «трудная/сложная жизненная ситуация» прочно вошёл в юридический обиход и сплошь и рядом встречается в современных российских т.н. социальных законах.

9 Психосоциальная работа с людьми осуществляется и психологическая помощь людям оказывается: в специальных структурах федеральных, республиканских, региональных, городских, муниципальных органов управления; в центрах труда и занятости населения; в системе миграционных служб; в вооружённых силах, в правоохранительных органах, в силовых, чрезвычайных и аварийных структурах; в разнообразных учебно-воспитательных учреждениях; в службах и центрах социального обеспечения и защиты населения; в центрах социальной, реабилитационной и медицинской помощи; в психолого-медико-социальных центрах; в медицинских центрах, в учреждениях здравоохранения.

10 ВОВ ― великая отечественная война. На современном этапе более распространен термин «вторая мировая война».

Литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. – М.: МГУ, 2002.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008.

  3. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. – СПб.: Речь, 2006.

  4. Баева И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды: Монография. – М.: МГППУ, 2008.

  5. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию. – М.: МГУ, 1994.

  6. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.

  7. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.

  8. Донцов Д.А., Донцова М.В. Социальная работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей. // Вестник МГПУ № 3, 2008.

  9. Донцов Д.А., Москвитина О.А., Ерёмина Л.Ю. Неблагополучные семьи с позиций специалистов по социальной работе. // Школа здоровья № 4, 2008.

  10. Донцов Д.А., Ерёмина Л.Ю., Орлова И.Н. Правовые и технологические аспекты социальной работы с мигрантами, на примере социальной работы с детьми беженцев // Информационный бюллетень  МГППУ «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды», № 4. – М.: Экон-Информ, 2009.

  11. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М.: Академия, 2003.

  12. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. – М.: ПЕР СЭ, 2008.

  13. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 2006.

  14. Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.

  15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учеб. для студ. вузов. Под ред. В.А. Сластёнина. 5 изд. – М.: Академия, 2005.

  16. Мудрик А.В. Социализация: вчера и сегодня. – М.: МПСИ, 2006.

  17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004.

  18. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебник. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2009.

  19. Социальная психология в современном мире. Уч. пособ. для вузов. Под ред.: Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002.

  20. Социальная работа: теория и практика. Отв. ред.: Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: Инфра-М, 2004.

  21. Технологии социальной работы. Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Академия, 2003.

  22. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: Академия, 2002.




Каталог: media -> publications -> article
article -> Маргарита Валерьевна Донцова
article -> Вестник Моск ун-та. Сер. 14. Психология. №2006. с. 82-89
article -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
article -> Манипуляция и ее функции
article -> О социокультурных основаниях типов рациональности
article -> Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа л. С. Выготского а. Р. Лурии
article -> Программа конференц-зал Палеонтологического института ран 25 января 2010 г
article -> Предмет, которого нет в школе
article -> Г. А. Глотова, Е. С. Набойченко Формирующее пространство личности с атипичными особенностями внешности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница