Как воспитать одаренного ребенка?



Скачать 136.11 Kb.
Дата01.06.2016
Размер136.11 Kb.
Как воспитать одаренного ребенка?

Сегодня вопросам раннего развития и воспитания детей уделяется много внимания. Психологи считают, что потенциально одаренным может быть каждый здоровый ребенок. При благоприятных условиях, которые создаются для него в детском саду и дома, потенциальные таланты развиваются в реальные.

Существует множество методик, которые развивают у ребенка интеллект, память и творческие способности. Все они нацелены на максимальное раскрытие возможностей ребенка.

В пользу раннего развития говорит тот факт, что в первые годы жизни клетки мозга быстро развиваются, и закладывается база для дальнейшего роста способностей и качеств человека. Поэтому так важно заниматься с ребенком речью, помогать ему в умственном развитии.

Нельзя упускать из виду психические и духовные качества. Если ребенка постоянно ругать, он научится осуждать, если его хвалить – оценивать, если оскорблять – быть виноватым.  А вот дружеская атмосфера и одобрение подарит ребенку ощущение собственной важности и нужности, поможет ему понять, как находить и дарить любовь.

Согласно представлениям современной психологии одаренность включает в себя: способность порождать модели объективного мира, максимально приближающиеся к реальности; высокую познавательную активность, которая не обязательно порождена решением сиюминутных проблем; способность к активному воображению, то есть возможность "в уме" создавать, удерживать и работать с различными образами.

Не важно, насколько ярко выражена каждая из этих составляющих одаренности, опосредующая высокие результаты творческих достижений. Способность к творческому мышлению - не набор психических способностей, а единый, не разложимый на составные части талант. Но этот дар - всего лишь некая возможность, которая не обязательно осуществится. А вот его развитие зависит от системы воспитания.

К сожалению, среди родителей и педагогов часто можно встретить мнение, что отлично успевающим детям не нужна какая-либо специальная подготовка для развития творческого мышления. Они и без нее станут прекрасными мыслителями. Заранее предполагается, что у таких детей и так высокие способности к творческому мышлению. А вот плохо успевающим вряд ли что-то поможет - они не смогут совершенно мыслить. Однако мы забываем или не знаем, что связь мышления со скоростными способностями анализировать и синтезировать информацию, обобщать полученные данные - такая же, как между компьютером и его пользователем. Можно неумело работать на мощной машине, а можно великолепно программировать и на скромном компьютере. Конечно же, эта способность помогает успешному усвоению образовательной программы. Но знания ради знаний никогда не приводили человека к прогрессу. Наверное, всем известны печальные примеры круглых отличников, которые становились полными "банкротами" в "послешкольной" жизни. Недаром известный китайский философ Лао Цзе говорил, что надо меньше читать и меньше знать, а больше думать. Так что потенциал ума, так же как мощность компьютера, нужно умело использовать.

К сожалению, результатом большинства детей на сегодня чаще всего являются заученные знания. А вот осмыслением, адекватным пониманием окружающей нас реальности могут похвастаться единицы.

В связи с этим хотелось бы вспомнить Россию девятнадцатого века. Ни до, ни (увы!) после не было такого всплеска выдающихся творческих личностей буквально во всех областях науки и культуры. Более того, таланты века двадцатого либо родом из девятнадцатого, либо связаны с ним через своих наставников.

Подобный феномен связан со следующими факторами:

Дэвид Льюис составил для взрослых ряд правил, исполнение которых стимулирует позитивное умственное развитие одаренного ребенка. Список состоит из сорока утверждений, вот несколько из них, активно используемых педагогами в работе с родителями:


1. Я отвечаю на все вопросы ребенка как можно более терпеливо и честно.


2.Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
3.Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
4.Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
5.Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
6.Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его занятий.
7.Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
8.Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
9.Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
10.Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
11.Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
12. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
13. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных детей, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро(социальные) факторы и микро(индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать в современный высокотехнологичный мир знаний и информации, ведь главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука-технология-инновация», а современный специалист, работающий в той или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять.

Игры


Воспитание маленького гения надо начинать с игры. Исследования на крысах показали, что активная игровая среда увеличивает объем мозга на 25%. То же самое происходит и с человеком. Красивые, развивающие воображение игрушки действуют на ребенка так же. Крайне важно обеспечить ему свободный доступ к ним и возможность выбирать.

Оптимальный набор игрушек для будущего гения включает в себя краски, пластилин, цветную бумагу, конструкторы, мячи, спортивный уголок (шведская стенка, качели, батут), ролевые наборы (кукольные домики для девочек, мастерские для мальчиков), простые музыкальные инструменты, мягкие игрушки. Последних не должно быть слишком много, во всем стоит знать меру.

Играм ребенка тоже надо учить. Важно, чтобы родители сами играли с  детьми по несколько минут в день. Для этого стоит разграничить детскую комнату на зоны: игровую, спортивную и сенсорную. В ней должны быть вещи разной фактуры, размера и запахов.

Музыка вместо иностранных языков

Считается, что обучать ребенка иностранным языкам надо как можно раньше. Это не совсем так. Психологи уверяют, что оптимальный возраст для изучения иностранного наступает только после того, как ребенок уверенно заговорит на родном языке, то есть в 5-7 лет. Доказано, что ребенок, с которым родители говорят на двух языках, начинает позже говорить. Это происходит из-за того, что мозг малыша перегружается.

Поскольку ребенок не всегда может разобраться со словами и предложениями, некоторые психологи уверяют, что лучше всего начинать изучение иностранного языка с 14 лет. Однако тут есть и одна маленькая хитрость: в небольшом возрасте можно заложить базу для дальнейшего обучения. Для этого достаточно выучить с малышом один детский стишок или песенку. Тогда в 14 лет на его основу ляжет вся остальная языковая система.

Еще один миф теории раннего развития – показывать ребенку карточки для того, чтобы он больше запоминал. На самом деле куда правильнее будет просто поиграть с малышом в прятки. Как вариант, можно изучать с ребенком несложные карточки с уже знакомыми словами. На ней стоит написать описание предмета. В результате у малыша пополнится словарный запас, и он быстрее освоит письмо. Цифры поможет выучить игра в лото.

Классическая музыка, например, произведения Моцарта, активизирует мозговую деятельность. Однако здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, не стоит эксплуатировать постоянно одну и ту же мелодию и музыкальные инструменты. Во-вторых, если у родителей нет слуха, лучше ребенку не петь. Развитию его музыкальных талантов это не поможет.

Главное - здоровье

Важно заниматься спортом с ребенком дома и на улице. Вообще, он должен много двигаться. Это намного важнее, чем изучение иностранных языков. Именно поэтому детские психологи говорят о необходимости наличия в доме шведской стенки. Поднимаясь по лестнице, ребенок становится увереннее. Так в нем формируются лидерские качества.

Не стоит сильно ограничивать ребенка в просмотре телевизора и времяпрепровождении у компьютера. Куда более правильно будет грамотно распределять время, и вовремя давать ребенку отдых. Также необходимо позаботиться о нормальном освещении рабочего места и правильной осанке.

Вообще, воспитывая маленького гения, уж лучше переборщить с методиками раннего воспитания, чем не заниматься ребенком вообще. Между тем, если стоит выбор между занятием, например, музыкой и прогулкой, выбирать надо второе. Все-таки здоровье важнее.

Методики раннего развития

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика - это часть антропософского учения, которое создал австрийский ученый Рудольф Штайнер в начале XX века. У этой методики больше оппонентов, чем последователей. Например, представители русской православной церкви довольно резко высказывались по поводу этой системы образования.

Вальдорфская методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие. Например, обучение ребенка чтению и письму начинают не раньше десяти - двенадцати лет, когда у ребенка уже развит духовный и эмоциональный мир. Противопоказанными считаются телевизор и компьютер, поскольку они могут спровоцировать стресс или донести ненужную информацию. 

В вальдорфской педагогике акцент делается на развитие эмоционального состояния ребёнка, его творческих способностей. Основными занятиями по Вальдорфской методике считаются керамика, вышивание, музыка, театрализованные представления, драматические и кукольные спектакли. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам из натуральных природных материалов (дерева, шерсти, глины).

Методика Фребеля

Фридрих Фребель - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов. Фребель полагал, что дети самовыражаются и учатся в играх. Для своего детского сада он разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи. Также в детском саду Фребеля дети пели песни, играли в различные игры или слушали истории воспитателей.

Фридрих Фребель предложил использовать складывание из бумаги как метод для объяснения детям простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы сначала понять геометрию с помощью пальцев, а затем - умом. Кроме того, педагог известен как автор головоломки - так называемых "блоков Фребеля". Блоки представляют собой куб и складываются в кубическую деревянную коробку. 

Методика Монтессори

Мария Монтессори - известный итальянский педагог. Сначала ее метод использовали для воспитания и образования детей, отстающих в развитии по разным причинам. Но после того как результаты работы с такими детьми оказались успешными, она решила перенести свой метод на здоровых детей.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок умен и талантлив от природы. Взрослые должны помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно познавать мир. Для этого необходимо создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.

Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре внимания - ребенок. В "погружающей" среде он улучшает свое физическое состояние, учится двигаться, ощущать окружающий его мир, получает знания на собственном опыте. Задача учителя – наблюдать за ребенком и создавать среду, в которой ребенок может всесторонне развиваться. Принцип педагогики Монтессори: "Помоги мне это сделать самому".

По методике Монтесссори развитие идет в 5 областях: область чувств (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание. Космическое воспитание - это термин Монтессори, куда входят основы географии, биологии, физики, химии. Существуют пособия Монтессори, например, широко известные "рамки и вкладыши". Это набор рамок-пластин, в каждой из которых вырезаны отверстия, закрывающиеся крышкой-вкладышем такой же формы и размера.

Методика Глена Домана

Глен Доман - американский педиатр, основатель филадельфийского института "Better Baby Institute" (BBI), автор уникальной методики развития умственных способностей детей самого раннего возраста. К началу 1960-х гг. благодаря своей знаменитой работе с умственно отсталыми детьми он организовал исследования по совершенствованию умственного роста нормальных детей. Основа его методики – развитие зрительных и физических способностей с рождения.

Доман считает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но интенсивнее всего это происходит именно в первые три года жизни. Исходя из этого, свою систему он разработал для малышей от 2 до 4 лет. В этот период ребенка можно обучить очень многому - от иностранного языка до высшей математики.

Цель методики Домана, по его собственным словам, - "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей".

Глен Доман отдает предпочтение зрительному опыту как способу познания мира. Он рекомендует с первых дней жизни показывать детям серии карточек из разных областей жизни, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных и т.д.

У этой методики много противников. Их аргументы таковы: методика очень трудоемка и практически невыполнима. Ребенок не участвует в самом процессе обучения. Он лишь воспринимает информацию, а его творческие и исследовательские возможности не развиваются. 

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - бельгийская актриса. С 1981 г. она переехала в США, где преподавала актерское мастерство. В этот же период, когда она была молодой матерью, она познакомилась с методикой Домана. Сесиль Лупан использовала ее при воспитании двух своих дочерях. Однако она немного переделала эту методику, внеся туда определенные коррективы.

Измененная методика Сесиль Лупан отличается от методики Глена Домана тем, что последний наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир. Сесиль Лупан, наоборот, наблюдает только своих детей и пытается понять, что именно им нужно, и дает им это в тот момент, когда им этого хочется.

Сесиль Лупан более индивидуально подбирает методы обучения и придерживается следующих четырех принципов:

1) Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

2) Обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

3) Никогда не проверяйте своего ребенка;

4) Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Методика Шиничи Сузуки

Шиничи Сузуки - японский скрипач, педагог, философ. Вот основа его подхода: "музыкальность - это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным - это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен".

Метод Сузуки родился из его наблюдений за тем, как легко дети изучают родной язык. Он решил использовать метод обучения языку в обучении игре на скрипке. Метод получил название "Рождение таланта". Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что использует обучение музыке только как дополнительную возможность развить ребенка, помочь познать ему мир.

Методика Никитиных

Борис Павлович и Лена Андреевна Никитины - педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного города Болшева. Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье. Система Никитиных заключается в естественном развитии и развивающих играх.

Первым принципом методики является легкая одежда и спортивная обстановка в доме: у детей с раннего детства есть доступ к спортснарядам. Детей не принуждают к специальным тренировкам, зарядкам, урокам. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

Еще один принцип методики заключается в постоянном внимании родителей к деятельностей малышей, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Борис и Елена Никитины выработали свои принципы развития в практике жизни. "Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а… создавать условия для дальнейшего его развития". Никитины - авторы таких развивающих игр, как "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Дроби", "Кирпичики", "Кубики для всех", "Уникуб".

Методика Зайцева

Николай Зайцев - педагог-новатор из Санкт-Петербурга, автор новых направлений в методиках преподавания математики, грамматики. Главный принцип методики Зайцева –  складовой принцип, т. е. самой маленькой частицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад или усилие, которое мы делаем, когда произносим звук. Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объёму, звучанию (кубики заполнены разными материалами). 

Известным пособием Зайцева является "Кубики". Но также есть "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Читай и пой" с аудиокассетой, пособие "Пишу красиво". Автор создал методики обучения начальной математике, английскому языку. Сам Зайцев считает, что эту методику можно использовать для детей от 2 лет и больше она подходит для работы в группе.

Методика Тюленева

Павел Тюленев - социолог, педагог, президент Ассоциации педагогов - новаторов. Он - автор "Метода интеллектуального развития ребенка", или "Системы ускоренного обучения МИР". Среди книг Тюленева есть такие, как "Читать раньше, чем ходить", "Считать - раньше, чем ходить" "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать - раньше, чем ходить".

Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить,  нужно создать ему соответствующую среду, начиная с рождения.

Методика отличается тем, что все применяемые рекомендации постепенно усложняются, с первых недель жизни до совершеннолетия. Однако у Тюленева есть и противники. Они подвергают сомнению эффективность такого быстрого развития. Также следует учесть, что эта система существует не так давно, и говорить о конкретных результатах ещё очень рано.

Итак, связь появления талантливых, творчески мыслящих молодых людей с семейным воспитанием налицо. А поэтому предлагаются вашему вниманию необходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие и реализацию в человеке его интеллектуальной одаренности:


  • С раннего возраста создание условий поиска ребенком своей успешности для поиска среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, изучение языков, танцы, спорт и т.п.

  • Раннее знакомство одаренного ребенка с шедеврами человеческой культуры. Не забывайте о важности стимуляции активного воображения - путешествия, экскурсии, частая смена впечатлений. Потрясение от созданного подлинным талантом породит потребность создать свое чудо, организация своевременной встречи с наставником - талантливым педагогом.

  • Воспитание бережного отношения к научному знанию. Вовлекайте ребенка в организацию и проведение традиционных семейных капустников, клубов и т.д. Потому что любое знание приобретает ценность для человека, только если он сам принял активное участие в его создании. Важно научить ребенка ценить непознаваемость мира. Пусть он стремится разгадать его тайны, учится оценивать и себя в этом огромном и загадочном мире. Незнание является уникальной для одаренного ребенка научно-педагогической "лабораторией". Именно стремление к осознанию своего незнания должно быть воспитано в талантливом человеке-мыслителе.

Только творческий диалог, личностная заинтересованность участников воспитательного процесса создадут благоприятные условия для воспитания творческой личности.

Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Сотрудничество педагога и семьи, полноценный диалог ребенка и педагога, ребенка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, а следовательно, и творческое мышление.



Успехов вам, уважаемые родители в развитии вашего малыша!

Музыкальный руководитель Якимова С.А.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница