Как учесть особенности темперамента в учебно – воспитательном процессе



Скачать 33.32 Kb.
Дата27.05.2016
Размер33.32 Kb.
Как учесть особенности темперамента в учебно – воспитательном процессе.

Индивидуальная неповторимость ребёнка, характеризующая его отличие от других детей, своеобразие его психики и личности проявляются в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качестве познавательных процессов.

Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психологические различия между людьми — расхождения по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другим динамическим, индивидуально устойчивым особенностям психической жизни, поведения и деятельности.

Учёные доказали, что выбор темперамента как основы оценивания индивидуальных отличий ребёнка обоснован и эффективен.



  • Во-первых, особенности типов темперамента достаточно просто фиксируют по итогам наблюдений: они проявляются в поведении и деятельности детей.

  • Во-вторых, темперамент — фундаментальная характеристика человека, он устойчив, обусловлен врождёнными особенностями нервной системы и малопригоден к изменениям под воздействием среды и воспитания.

  • В-третьих, темперамент ребёнка проявляется во всех сферах психической и физической активности, поскольку его психофизиологическими компонентами являются активность и эмоциональность.

Темперамент влияет на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Особенности темперамента сказываются и на учебных занятиях, и на трудовой деятельности.

Несмотря на значительное количество теорий о типах темперамента, выделяют только четыре основных типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Темперамент в понимании И. П. Павлова — это общая характеристика высшей нервной деятельности, выражающая основные природные свойства нервной деятельности.

Выделенные И. П. Павловым свойства нервных процессов обусловливают определённые системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он образован из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием для распределения служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, разделяющихся на уравновешенный и неуравновешенный, при этом неуравновешенный тип характеризуется пре- обладанием возбуждения над торможением.

Выделенные И. П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырём классическим типам темперамента. 1. Сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник.

2. Сильный, уравновешенный, инертный — флегматик.

3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик.

4. Слабый тип — меланхолик.

Свойства темперамента можно лишь условно отнести к личным качествам человека. Они, прежде всего, составляют индивидуальные особенности, поскольку являются биологически обусловленными и врождёнными. Но темперамент существенно влияет на формирование характера и поведение человека, иногда определяет индивидуальность, поэтому отделить темперамент от личности невозможно. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, определяют главные характеристики функционирующих систем, которые обеспечивают интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга и всей нервной системы в целом.

Среди основных свойств темперамента следует назвать прежде всего сенситивность (чувствительность), характеризующуюся силой и устойчивостью того влияния, которое производит определённое впечатление на человека. В зависимости от особенностей темперамента чувствительность у одних людей больше, а у других меньше. Чувствительность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, вызывающего реакцию темперамента. У одних людей сильное или слабое воздействие, которое производит на них впечатление, распространяется со значительной, у других — с крайне низкой скоростью в более глубокий слой психики. У разных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает разная устойчивость впечатлений: у одних людей впечатление — даже сильное — становится весьма неустойчивым, другие долгое время не могут от него избавиться.



Š Сенситивность  — это всегда индивидуально разная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она связана с  эмоциональной сферой и  проявляется в  силе, скорости и  устойчивости эмоциональной реакции на впечатление. Сейчас уже доказано, что самым чувствительным типом является тип слабый (меланхолик).

Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости (в силе эмоционального возбуждения, скорости, с которой оно охватывает личность) и устойчивости, с которой она сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он вспыхивает и с какой скоростью, затем успокаивается. Другое свойство — реактивность.

Реактивность  — сила и  энергия, с  которыми человек реагирует на влияния. Высшая реактивность — это реактивность холерика.

Кроме реактивности темперамент характеризует также активность.

Активность  — способность самостоятельно, сознательно управлять своим поведением

Пластичность и ригидность являются параметрами приспособления ко внешним воздействиям. Экстраверсия—интроверсия свидетельствуют об общей направленности на внешний или внутренний мир.

Центральным проявлением темперамента является импульсивность, характеризующаяся силой побуждения, скоростью, с которой эти побуждения овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою деятельную силу. Импульсивность содержит чувствительность и эмоциональную возбуждаемость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их контролируют.



Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, волей, динамической силой потребностей как побуждений к  деятельности, со скоростью перехода побуждений в  действие.

Темперамент проявляется особо хаотически в силе, а также в скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практическом действии речи, в выразительных движениях. Мимика и пантомимика человека, его движения, быстрые или медленные, плавные или резкие, тягучая вялость или плавность, нервная поспешность или высокая скорость речи открывают определённый аспект личности, тот динамический аспект, который составляет её темперамент. Конкретные проявления типа темперамента разнообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но будто пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи. Признаки темперамента являются устойчивыми, константными в сравнении с другими особенностями человека. Динамика психической жизни зависит и от мотивов, и от интересов, и от эмоциональных состояний, и т. д. Все они изменяют характер психической деятельности. В отличие от них, качества темперамента проявляются у человека одинаково, однообразно, несмотря на разные мотивы или психические состояния. Признаки темперамента — это фундамент индивидуальности, который закладывается ещё до рождения ребёнка. Темпераментные реакции малыша ничем не замаскированы, и образ поведения, когда ребёнок чем-то раздражён или огорчён, говорит сам за себя. Кто-то направляет агрессивные проявления на себя, кто-то — на окружение, кто-то начинает кричать, кто-то — тихо плакать. Именно эмоции становятся мотивационным толчком, обусловливающим возникновение темпераментной реакции.

Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные особенности: y несдержанный холерик весьма активен, бесстрашен; y легкомысленный сангвиник живо воспринимает мир, дарит окружению свою жизнерадостность; y вялый флегматик всегда имеет силы; y нерешительный меланхолик — удивительно чувствительный человек, сочувствующий каждому. Однако чистые типы почти не встречаются, существует множество промежуточных форм. Под влиянием внешней среды тип темперамента обостряется или, наоборот, смягчается.



ХОЛЕРИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Представители данного типа — сильные, неуравновешенные, возбудимые, отличаются быстротой движений и действий. О таком человеке говорят, что он весьма не сдержан и горяч. Однако в то же время индивид быстро успокаивается, если ему уступают и идут навстречу. Психические процессы протекают быстро. Холерик страстно увлекается делом, которое его интересует, энергично преодолевает трудности, однако этот запас нервной энергии может быстро исчерпаться, особенно когда работа однотипная,— тогда настроение пропадает. Холерик отличается повышенной возбудимостью и эмоциональной реактивностью. В общении с людьми бывает резок, раздражителен, эмоционально не сдержан, что не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей и потому создаёт конфликтные ситуации в коллективе. У холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он неукротим, не удержим, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, высокое упорство, возможные затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. Люди данного темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное данному типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражимости холерика. Отсюда и выразительная мимика, быстрая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильны, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко проявляется и в его деятельности: он со страстью берётся за дело, демонстрируя при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъёмом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро исчерпаться в ходе работы, и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъём и вдохновение исчезают, настроение резко ухудшается. Чрезмерная прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость иногда делают тяжёлым и неприятным пребывание таких людей в коллективе. Положительные стороны холерического темперамента — активность, энергия, инициативность. Отрицательные проявления — общая несдержанность, грубость, резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам — развиваются при неблагоприятных условиях жизни и деятельности. От учащихся-холериков надо постоянно, ласково, но настойчиво требовать взвешенных, продуманных ответов, спокойных, нерезких движения, систематически воспитывать в них сдержанность в поведении, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. В ходе выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определённому плану вести работу.



САНГВИНИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Представитель данного типа сильны, уравновешенны, подвижны. Эмоционально неустойчивые чувства возникают легко и так же легко заменяются другими. Чувства всегда имеют ярко выраженные внешние проявления: резкая жестикуляция, живая мимика, быстрые движения, оживлённая речь. Среди своих товарищей сангвиник весел, жизнерадостен, охотно принимает на себя организаторские обязанности. Настроение у него по большей части оптимистичное. Он легко общается с другими людьми, дружелюбен. Быстро налаживает отношения с другими людьми, в окружении новых людей держится свободно. Это человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбуждённо откликается на всё, что привлекает его внимание, имеет живую мимику и выразительные движения. По несущественному поводу он хохочет, а незначительный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи весьма энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго трудиться без устали. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и невольные реакции. Ему свойственны быстрые движения, гибкость ума, смекалка, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. У сангвиника чувства легко возникают, легко изменяются. Лёгкость, с которой у сангвиника образуются и трансформируются новые временные связи, высокая подвижность стереотипа, отражающаяся также на умственной подвижности сангвиников, выявляют некоторую склонность к не- устойчивости. Особенности сангвинического темперамента проявляются в учебной работе учащихся. Если учебный материал неинтересен и для его изучения необходимо провести длительную однообразную работу, которая не вызывает у ученика-сангвиника эмоционального настроя, ребёнок плохо усваивает новое, отвлекается. Если же учебный материал интересен, вызывает эмоциональный настрой, ребёнок быстро усваивает новое, быстро запоминает, легко переключает внимание.

При условии правильного воспитания сангвиника отличает высокоразвитое чувство дружелюбия, откровенности, активного участия в учебной работе, общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленность по отношению к делу, неумение и отсутствие желания доводить дело до конца, отрицательное отношение к обучению, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Представители данного типа сильны, уравновешенны, инертны. Они медленны, спокойны, настойчивы, неторопливы. Флегматик отличается усидчивостью, устойчивостью внимания. Переключение внимания замедленное. Чувства у флегматиков возникают значительно медленнее, нежели у сангвиников и холериков, но отличаются нередко силой, продолжительностью и одновременно сдержанностью в своих внешних проявлениях, слабой экспрессивностью. При обычных условиях флегматик спокоен, ровен в отношениях с другими людьми, его трудно вывести из равновесия, он не склонен к аффектам, в меру дружелюбен, не любит зря болтать. Он характеризуется терпением и самообладанием, благодаря чему добивается высокой продуктивности своей работы. Положительные качества флегматика — это выдержка и спокойствие. Флегматик имеет высокую активность, которая значительно преобладает над низкой реактивностью, низкой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и огорчить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться бесстрастным. Имея крупные неприятности, остаётся спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как и речь. Он несообразителен, трудно переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает привычки и обыкновения. При этом он энергичен и трудоспособен. Отличается терпением, выдержкой, самообладанием. Обычно он тяжело сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Недостаток флегматика — его инертность, малоподвижность. Инертность отражается и на отсталости его стереотипов, трудностях его перестройки. Однако данное качество, инертность, имеет и положительное значение, способствует обоснованности устойчивости личности.



МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Представители данного типа отличаются стеснительностью, чрезвычайной эмоциональной уязвимостью, они замкнуты, не дружелюбны. Они стесняются, знакомясь с новыми людьми. Меланхолики избегают общения с новыми, малознакомыми людьми. При неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как уязвимость, угнетённость, мрачность, пессимизм. Меланхолик — человек высокой чувствительности и низкой реактивности. Повышенная чувствительность при высокой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слёзы, он чрезмерно уязвим, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тих, движения бедны. Обычно он не уверен в себе, боязлив, минимальные трудности вынуждают его опускать руки. Меланхолик не настойчив, легко устаёт и мало трудоспособен. Ему свойственны неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство же меланхоликов — интроверты. Меланхолик стеснителен, нерешителен, боязлив. Однако в спокойной обстановке меланхолик может успешно преодолевать жизненные трудности. В учебной деятельности меланхолики не способны выдерживать сильное и долгое напряжение, что объясняется заторможенностью клеток их мозга. У учащихся меланхолического темперамента следует развивать дружелюбие, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы. Положительные качества меланхолика — чуткость, откровенность. Под влиянием внешней среды тип темперамента усиливается или, наоборот, смягчается. Если живые, подвижные дети живут однообразно, лишены радостных эмоций, они могут сформироваться пугливыми, неуравновешенными, нерешительными. Спокойная атмосфера снижает природную возбудимость и раздражительность, несдержанность.



Тип темперамента возникает не весь сразу в определённый возрастной период, а развивается в некой закономерной последовательности. Данная последовательность в свою очередь обусловлена как общими закономерностями дозревания высшей нервной деятельности и психики ребёнка, так и специфическими закономерностями дозревания каждого типа нервной системы. В развитии ребёнка и становлении его личности большое значение имеют не только возрастные, но и индивидуально-типологические черты. Причём наиболее ярко эти черты проявляются в поведении младших детей.

Необходимо отметить, что у детей младшего школьного возраста иначе проявляется тип высшей нервной деятельности, нежели в подростковом и юношеском школьном возрасте. Например, торопливость в выполнении инструкций учителя часто демонстрирует у младших школьников слабость тормозного процесса; медлительность в выполнении заданий и переходе от одной работы к другой объясняется низкой подвижностью нервных процессов. Слабость процессов возбуждения и торможения, преобладание возбуждения или торможения, затруднение переключения с возбуждения на торможение и наоборот — всё это при недостаточном жизненном опыте младшего школьника может вызывать срывы в его учебной работе. Отмечая индивидуальные особенности в типах нервной деятельности младших школьников, учителя должны помнить, что самым важным свойством нервной системы является её пластичность. Развитие темперамента под воздействием внешних условий всегда зависит от возрастной ступени раскрытия темперамента. Иногда изменение темперамента прослеживается тогда, когда происходит резкая смена объективных условий жизни и воспитания в подростковом возрасте. Можно предположить, что в данном возрасте из-за высокого напряжения нервных процессов травматические внешние факторы действуют с особенной силой. Это создаёт самые благоприятные условия для нарушения равновесия возбуждения и торможения. Так, принимая во внимание все эти факторы, опытный педагог замечает индивидуальные особенности темперамента своих учащихся и соответствующим образом должен организовывать свою работу с ними. Поскольку тип темперамента является врождённым качеством, с ним надо начинать работать как можно раньше. Весьма благоприятным периодом для такой работы является младший школьный возраст. Правильная учебно-воспитательная работа в школе исправляет некоторые отрицательные свойства темперамента детей. Организовывая внимание ребёнка-сангвиника, обучая его разным способам выполнения определённого действия, учитель должен сосредоточивать внимание сангвиника на одном занятии сначала на краткое, а затем на продолжительное время. Это делает сангвиника старательным в работе. Сангвинику необходимо обращать внимание на организацию своей деятельности. В организации занятий с флегматиком необходимо учитывать его склонность к без- действию. Его воображение следует постоянно активизировать специальными играми и упражнениями, возбуждать его психическую активность постоянными занятиями с ними, будить его мысль. Это делает флегматика менее пассивным. Необходимо постоянно отвлекать внимание меланхолика от грустных мыслей, фиксировать его внимание на чём-то интересном, весёлом. Необходимо помочь ему свободно чувствовать себя в детском коллективе. Учитывая его неуверенность, полезно использовать поощрения, похвалы действий ребёнка. Это делает меланхолика более уверенным в себе и более дружелюбным. Холерика надо учить выполнять продуктивную работу. Необходимо развивать в таких детях альтруизм, чувство справедливости, внимание к чувствам других людей. Полезно давать холерику задания, которые в определённой мере превышают его силы и способности, чтобы он понял, что он не настолько всемогущ, как себя представляет. Это делает холерика более сдержанным. Основная задача учителя состоит не в том, чтобы пытаться переделать один тип темперамента в другой, поскольку это невозможно, а в том, чтобы учитывать возрастные особенности проявления психологических свойств темпераментов учащихся разных возрастных групп, воспитывать их темперамент, помогая школьникам в соответствии с их возрастной спецификой справиться с отрицательными сторонами каждого темперамента, способствовать развитию положительных его сторон, вырабатывать умение владеть своим темпераментом. С целью решения поставленных задач учитель должен использовать следующие направления реализации индивидуального подхода к младшим школьникам разных типов темперамента:

  • к детям сангвинического темперамента надо применять меры, которые воспитывают в них усидчивость и сосредоточенность внимания;

  • y представителей холерического типа темперамента надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать в них привычку к более спокойной, равномерной работе, развивать чувство справедливости, умение внимательно относиться к чувствам других людей;

  • в организации занятий с флегматиками необходимо учитывать их склонность к бездействию, постоянно активизировать их познавательную деятельность, обращать особое внимание на воображение;

  • у меланхоликов следует развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница