Каждый хочет, чтобы его услышали. Цель: Знакомство с приемами активного слушания в процессе общения. Задачи: Рассмотреть понятие «активное слушание»



Скачать 68.89 Kb.
Дата23.05.2016
Размер68.89 Kb.
Каждый хочет, чтобы его услышали.
Цель: Знакомство с приемами активного слушания в процессе общения.
Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «активное слушание»

  2. Совершенствовать навыки активного слушания.


Ход собрания:
Приветствие, разминка:

Упр. «Приветствие»

Для каждого родителя ребенок – это радость, смысл жизни, воплощение мечты…

Представьте на минуты, что сейчас утро. Вы будите своего ребенка. Как бы вы сформулировали свое утреннее приветствие, используя сравнения со следующими понятиями:

- Время суток: заря утренняя, ночь звездная…

- Игрушку: мишка плюшевый…

- Любимое занятие ребенка: спортсмен, музыкант…

- Статус в семье: хозяин дома, старший брат…
Подведение итогов упражнения:

- Ваши ощущения после упражнения?

- Как подобные приветствия влияют на эмоциональный настрой семьи?
Сообщение темы и цели родительского собрания.

Общаясь друг с другом, нам хочется, чтобы мы были услышаны. С помощью слов мы передаем свою любовь, чувства, эмоции. А когда кажется, что нас не слышат, возникает обида, отчаяние, порой агрессия, которые тоже выражаются в словах, но уже с иным смыслом.


В качестве вступления возможны два варианта:

1. Просмотр видеоролика Видеоролик из мультфильма «Рапунцель» - пример активного слушания.

2. История из жизни древнегреческого баснописца Эзопа.

«Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее блюдо. Эзоп купил языки и приготовил кушанье. Он так объяснил Ксанфу:

- Что может быть лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.

В следующий раз Ксанф попросил Эзопа приготовить к обеду самое худшее. Вновь философ купил языки.

- Что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли что-нибудь быть хуже языка?»
Сегодняшняя встреча будет посвящена одной из сторон общения – активному слушанию, которое поможет вам лучше понять своего ребенка и установить более доверительные отношения с ним.

Содержание:

В качестве ввода в тему предлагается



Упр. «Слепое слушание»

Цель: продемонстрировать неэффективность передачи информации без обратной связи.


Инструкция:

1 пара выполняет упражнение, а остальные наблюдают. Пара садится спиной друг к другу. Каждому дается по 7 спичек. Одному из них ведущий составляет из 7 спичек фигуру. Задача этого участника пары объяснить другому как лежат спички, чтобы тот смог из свих спичек выложить такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер и задавать вопросы. По окончании сравниваются работы.



Подведение итогов упражнения:

- Ваши впечатления?

- В чем заключались трудности?

- Чего не хватала в процессе работы?

(Не стоит пытаться понять ребенка, посочувствовать, помочь решить проблему в ситуации, когда вы заняты другим делом. Необходимо повернуться к нему лицом. Важно, чтобы ваши глаза находились на одном уровне… стать активным слушателем)
Обсуждение понятия: «активное слушание»:

- Что значит хорошо слушать?

- Слышать и слушать – это одно и то же?

(Слышать - различать, воспринимать что-то слухом. Слушать – направлять слух на что - то)


Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Это создает ощущение единства, снимает эмоциональное напряжение, настраивает на поиск конструктивного решения возникшей ситуации.
Теоретический блок «Приемы активного слушания»
1. Пересказизложение своими словами того, что сказал собеседник. Он может быть более полным в начале, а в дальнейшем – более кратким, с выделением более важного.

Ключевые слова: «Ты говоришь…», «Как я понимаю…», «Другими словами, ты считаешь…».

Такой прием помогает ребенку разобраться в собственных мыслях и чувствах. Повторение должно носить эмпатический (понимающий чувства другого) характер, использоваться в подходящий момент и отвечать потребностям ребенка.

Пересказ – своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».
Сложность приема: необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключиться от своих. Многие слова обычно вызывают в нас собственные мысли, воспоминания, ассоциации. Важно суметь распределить внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека.

В качестве примера родителям предлагается фраза ребенка: «Одноклассник пригласил меня на день рождения. Не знаю: идти или нет».

Родителям предлагается коллективно, с помощью ведущего применить на практике прием пересказа.

Варианты:

«Как я понимаю, тебя пригласили на день рождения и ты сомневаешься: идти или нет?»

«Другими словами ты не очень хочешь оказаться в ситуации, которая не похожа на школьную»

«Ты не очень хочешь идти на день рождения. Могу предположить, что ты не очень хочешь общаться с этим одноклассником или у тебя трудности с выбором подарка»
Практический блок.

Далее родители делятся на малые группы, в каждой из которых предлагается:

Приемом пересказа изложить мысли или намерения ребенка. Возможен вариант разыгрывания ситуации по ролям.

Для работы предлагаются следующие высказывания.



  1. «Сегодня на уроке математики я ничего не понял и сказал об этом учителю, а все засмеялись»

  2. «Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную»

  3. «Меня постоянно обзывают. Надоело! Не хочу в школу!»

  4. «Я победил на школьной олимпиаде и теперь иду на городскую!

2.Вспомнить высказывания своих детей и свои типичные ответы. Сформулировать ответ с помощью пересказа.
2.Уточнение - относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Может быть направлено на конкретизацию и выяснение чего-либо.

Ключевые слова: «Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?».

Уточнение может относиться ко всему высказыванию другого человека.: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть расскажешь про это подробнее?».

Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сделал?», «Почему ты его обидел?»). Выспрашивание резко разрушает желание что-либо рассказывать.
Практический блок.

Осуществляется по аналогии с предыдущим.

Высказывания детей:


  1. «Взорвал бы эту дурацкую школу! Прямо завтра бы и взорвал!»

  2. «Жалко, что у меня нет настоящего автомата…»

  3. «Теперь у меня все замечательно

  4. «Мы поссорились с Н. Она уже давно с другой девчонкой дружит. Видеть ее не могу! Теперь вообще не хочу в школу!»


3.Отражение чувств - проговаривание чувств, которые испытывает другой человек.

Ключевые слова: «Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным».

Эффективность приема заключается в том, дети меньше боятся и скрывают негативные чувства; видят, что родители понимают их.

Лучше называть чувства в утвердительной форме, т.к. вопрос меньше выражает сочувствие. Нельзя заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.
Практический блок.

Осуществляется по аналогии с предыдущим.

Высказывания детей:

«Весь класс смеется. Говорят, что я в Таньку влюбился»

«Ура! Я победил на соревнованиях! Первое место!»

«На физкультуре я так неуклюже прыгнула, что все стали смеяться, показывать на меня пальцем и изображать меня. Это ужасно!»

«Скоро вернется папа из командировки. Скорее бы…»
4.Резюмирование - используется в продолжительных беседах или переговорах.

Ключевые слова: «Итак, мы договорились с тобой. Что…» «Твоими основными идеями являются…»

Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.

Данный вариант дается в информационном варианте, без практического блока.
Подведение итогов:

- На ваш взгляд, каков эффект от использования приемов активного слушания?


В процессе обсуждения следует акцентировать внимание на следующих эффектах:

  1. Исчезают или, по крайней мере, ослабевают отрицательные переживания ребенка.

  2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.

  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

- Сложились ли у вас за время работы в группах какие-либо правила, соблюдение которых повышает эффект используемых приемов?

Полученные ответы сопоставляются с правилами активного слушания.
Правила активного слушания:


  1. Контакт «глаза в глаза»

  2. Согласуйте с ребенком свою позу, мимику, жесты.

  3. При беседе с расстроенным ребенком не стоит задавать много вопросов. Говорите в утвердительной форме.

  4. Фраза оформленная как вопрос не выражает сочувствия.

  5. Важно «держать паузу». После некоторых реплик (ваших или ребенка) надо помолчать. Пауза помогает осознать свои чувства, полнее почувствовать поддержку. Если глаза ребенка обращены в сторону, «внутрь» или в даль, то продолжайте молчать – идет внутренняя работа.

Литература:



  1. «Общение с ребенком: тренинг взаимодействия» Павлов И.В., Издательство «Речь», 2008г.

  2. «Тенинг детско-родительских отношений», «Большая библиотека психологии». Адрес доступа: http://biblios.newgoo.net/t1704-topic

  3. Видеоролик из мультфильма «Рапунцель» - пример активного слушания. Адрес доступа: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=tRk0JLjILDI

  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

Каталог: p75aa1 -> DswMedia
DswMedia -> «Техники эффективного запоминания» «Память – это волшебное сито, оно пропускает мусор и сохра няет золотые зерна»
DswMedia -> Кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России Общие положения
DswMedia -> Семинар-практикум для педагогов Материал подготовлен педагогом-психологом мбоу «сош №1» Муромцевой И. Г
DswMedia -> Каждый хочет, чтобы его услышали. Цели: Сформировать у родителей представление об «активном слушании»
DswMedia -> Резолюция всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы»
DswMedia -> Анализ работы педагога-психолога начальной школы мбоу сош
DswMedia -> Семинар-практикум для педагогов Материал подготовлен педагогом-психологом мбоу «сош №1» Муромцевой И. Г
DswMedia -> Механизмы психологической защиты ребёнка (Консультация для педагогов и родителей начальной школы) Материал подготовлен педагогом-психологом моу «сош №1» Муромцевой И. Г
DswMedia -> Детская агрессия. Цели


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница