Волгоградский государственный университет
УТВЕРЖДЕНО
|
|
РЕКОМЕНДОВАНО
|
КАФЕДРОЙ РЯД
|
Протокол № ____
|
__ __________ 2015 г.
|
__ __________ 2015 г.
|
директор института
приоритетных технологий
|
заведующий кафедрой русского языка и документалистики
|
|
|
________________ И.В. Запороцкова
|
________________ Д.Ю. Ильин
|
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
«Культура общения»
Направление подготовки
специалистов 06.05.01 Биоинженерия и биоинформатика
Составитель ФОС по дисциплине «Культура общения» -
Харченко С.Ю.,
к.ф.н., доцент кафедры русского языка и документалистики
Волгоград 2015 г.
1. Перечень компетенций с указанием этапов (уровней) их формирования
ОК-6: свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков
|
Знать:
|
Уровень 1
|
структуру коммуникативного акта и основы этикета
|
Уровень 2
|
лингвистические и экстралингвистические факторы, влияющие на эффективность общения
|
Уровень 3
|
способы оптимизации процесса коммуникации в различных сферах общения
|
Уметь:
|
Уровень 1
|
проводить анализ конкретных актов межличностного общения
|
Уровень 2
|
применять полученные теоретические знания в конкретных актах межличностного общения
|
Уровень 3
|
анализировать процесс коммуникации в различных сферах общения с целью его оптимизации
|
Владеть:
|
Уровень 1
|
навыками культурного общения в бытовой сфере
|
Уровень 2
|
навыками культурного общения в бытовой, семейной и учебной сферах
|
Уровень 3
|
навыками культурного общения в бытовой, деловой, учебной, научной и межкультурной сферах
|
|
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Уровень освоения компетен-ции
|
Планируемые результаты обучения (в соотв. с уровнем освоения компетенции)
|
Критерии оценивания результатов обучения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ОК-6-I
|
Знать:
|
Отсутствие знаний о коммуникации, несформированность порогового (входного) уровня знаний об общении
|
Фрагментар-ные знания о структуре коммуникативного акта и основах этикета
|
Неполные представления о структуре коммуникативного акта и об основах этикета
|
В целом успешное, но содержащее определен-ные пробелы знание структуры коммуникативного акта и основ этикета
|
Сформированные систематические представления о структуре коммуникативного акта и об этикете
|
Уметь:
|
Отсутствие умений проводить анализ конкретных актов межлич-ностного общения
|
Фрагментарные умения проводить анализ конкретных актов меж-личностного общения
|
Несистематическое исполь-зование знаний при проведе-нии анализа конкретных актов межличностно-го общения
|
В целом успешное, но содержащее определен-ные пробелы умение про-водить ана-лиз конкрет-ных актов межличност-ного общения
|
Сформированное умение прово-дить анализ конкретных актов общения
|
Владеть:
|
несформированность навыков культурного общения в бытовой сфере
|
Фрагментар-ная сформи-рованность навыков культурного общения в бытовой сфере
|
В целом успешное, но не системати-ческое применение навыков культурного общения в быту
|
В целом успешное, но содержащее определен-ные пробелы применения навыков культурного общения в бытовой сфере
|
Успешное и систе-матичес-кое при-менение навыков культурного общения в бытовой сфере
|
ОК-6-I I
|
Знать:
|
Отсутствие знаний о линг-вистических и экстралингвис-тических факторах, влияющих на эффективность общения
|
Фрагментар-ные знания о лингвистичес-ких и экстра-лингвистичес-ких факто-рах, влияю-щих на эф-фективность общения
|
Неполные представления о лингвисти-ческих и экстралингвис-тических факторах, влияющих на эффективность общения
|
В целом успешное, но содержащее определен-ные пробелы знание о лингвистических и экстра-лингвисти-ческих факторах, влияющих на эффективность общения
|
Сформированные систематические представления о лингвис-тических и экстра-лингвис-тических факторах, влияю-щих на эффективность общения
|
|
Уметь:
|
Отсутствие умений применять полученные теоретические знания в конкретных актах межлич-ностного общения
|
Фрагментарные умения применять полученные теоретические знания в конкретных актах меж-личностного общения
|
Несистематическое исполь-зование знаний при примене-нии получен-ных теорети-ческих знаний в конкретных актах межлич-ностного общения
|
В целом успешное, но содержащее пробелы умение применять полученные знания в конкретных актах меж-личностного общения
|
Сформированное умение применя-ть полу-ченные знания в конкрет-ных актах межлич-ностного общения
|
|
Владеть:
|
несформированность порого-вого уровня навыков куль-турного обще-ния в бытовой, семейной и учебной сферах
|
Фрагментар-ная сформи-рованность навыков культурного общения в бытовой, семейной и учебной сферах
|
В целом успешное, но не системати-ческое применение навыков куль-турного обще-ния в бытовой, семейной и учебной сферах
|
В целом успешное, но содержащее определен-ные пробелы применение навыков культурного общения в бытовой, семейной и учебной сферах
|
Успешное и систе-матичес-кое при-менение навыков культур-ного об-щения в бытовой, семейной и учебной сферах
|
ОК-6-I I I
|
Знать:
|
Отсутствие знаний о способах оптимизации процесса коммуникации в различных сферах общения
|
Фрагментар-ные знания о способах оптимизации процесса коммуника-ции в различ-ных сферах общения
|
Неполные представления о способах оптимизации процесса коммуникации в различных сферах общения
|
В целом успешное, но содержащее определен-ные пробелы знание о способах оптимизации процесса коммуника-ции в различ-ных сферах общения
|
Сформированные систематические представления о способах оптимизации процесса коммуникации в различных сферах общения
|
|
Уметь:
|
Отсутствие умений анализировать процесс коммуникации в различных сферах общения с целью его оптимизации
|
Фрагментар-ные умения анализиро-вать процесс коммуника-ции в различных сферах общения с целью его оптимизации
|
Несистематическое использо-вание знаний при анализе процесса коммуникации в различных сферах общения с целью его оптимизации
|
Обладает хорошими умениями анализиро-вать процесс коммуника-ции в различных сферах общения с целью его оптимизации
|
Свободно владеет умениямианализировать про-цесс ком-муника-ции в различ-ных сферах общения с целью его опти-мизации
|
|
Владеть:
|
Отсутствие навыков культурного общения в бытовой, дело-вой, учебной, научной и межкультур-ной сферах
|
Фрагментар-ная сформи-рованность навыков культурного общения в бытовой, де-ловой, учеб-ной, научной и межкуль-турной сферах
|
В целом успешное, но не системати-ческое приме-нение навыков культурного общения в бытовой, дело-вой, учебной, научной и межкультур-ной сферах
|
В целом успешное, но содержащее определен-ные пробелы применение навыков культурного общения в бытовой, деловой, учебной, научной и межкультур-ной сферах
|
Успешное и систе-матичес-кое при-менение навыков культурного обще-ния в бытовой, деловой, учебной, научной и межкуль-турной сферах
|
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
3.1. Задания для оценивания результатов обучения в виде знаний.
Тип контроля – индивидуальное собеседование
Контрольные вопросы для индивидуальных собеседований
ОК-6 –З
1. Понятия «коммуникация» и «общение».
2. Понятие «этикет».
3. Элементы коммуникативного акта.
4. Виды коммуникантов.
5. Типы речевой культуры носителей языка.
6. Нормы межличностного общения в семье.
7. Культура общения детей и родителей. Культура общения супругов.
8. Этикетные установки в бытовом общении.
9. Этикет делового общения.
10. Этикет общения в учебной сфере.
11. Этикет научного общения.
12. Этикетные установки в межкультурном общении.
13. Проявление толерантности в различных коммуникативных ситуациях.
Тип контроля – письменные самостоятельные работы
ОК-6 -З
1. Коммуникативная неудача.
2. Коммуникативная ошибка.
3. Факторы эффективности бытового общения.
4. Факторы эффективности делового общения.
5. Факторы эффективности межкультурного общения.
3.2. Задания для оценивания результатов обучения в виде умений и владений.
Практические контрольные задания (ПКЗ)
Простые ПКЗ
ОК-6 – У
1. Просмотрите видеофрагмент и назовите, какие невербальные средства общения используют участники коммуникативного акта.
2. Просмотрите видеофрагмент и назовите, какие паравербальные средства общения используют участники коммуникативного акта.
3. Подберите этикетные формулировки для участия в собеседовании при приёме на работу.
4. Подберите этикетные формулировки для участия в научной дискуссии.
5. Подберите этикетные формулировки для общения с незнакомыми людьми в бытовой сфере (в магазине, транспорте, на отдыхе).
6. Подберите этикетные формулировки для участия в беседе с иностранными гостями.
Комплексные ПКЗ
ОК-6 – В
1) Составьте реферат по одной из предложенных тем:
1. Этикетные формулы обращения к собеседнику в различных сферах общения: история и современность.
2. Гендерные особенности восприятия информации в бытовом общении.
3. Коррекция речевого поведения с учетом типа общения коммуникантов.
4. Вербальные и невербальные средства привлечения внимания собеседника.
5. Свойства личности носителя языка, обеспечивающие эффективность его речи.
6. Активное слушание в деловой коммуникации.
7. Искусство спора в бытовом общении.
8. Искусство спора в научной коммуникации.
ОК-6 – В
2) Составьте презентацию одного из вопросов:
1. Толерантность как культурная норма и моральная ценность.
2. Развитие толерантности в межличностном общении.
3. Национальные особенности этикетных форм поведения.
4. Причины коммуникативных неудач.
5. Способы предотвращения и подавления речевой агрессии в деловом и бытовом общении.
6. Развитие толерантности в условиях глобализации.
ОК-6 – В
3) Выступите перед однокурсниками с рассказом по одному из вопросов, используя подготовленную презентацию и комментарий самостоятельно подобранных видеофрагментов.
4. Процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
4.1. Методика формирования результирующей оценки по дисциплине.
К зачету допускаются студенты, выполнившие модульные контрольные работы (с положительным результатом не менее 50%).
Оценка «зачтено» выставляется в ведомость и в зачетную книжку при наборе студентом 60-100 баллов за текущий и промежуточный контроль, что предполагает глубокие / хорошие / посредственные знания основных положений и концепций в области культуры общения; безошибочное / частично правильное (не менее 60%) выполнение тестовых заданий по основным вопросам курса.
Оценка «не зачтено» выставляется в ведомость при наборе студентом менее 60 баллов за текущий и промежуточный контроль, что предполагает несистемные знания основных положений и концепций в области культуры общения; более 40% ошибок при выполнении тестовых заданий по основным вопросам курса.
4.2. Типовые модульные работы и критерии их оценивания.
Модульная контрольная работа призвана проверить усвоение студентами логически структурированной учебной информации.
Критерии оценки:
Каждая модульная контрольная работа предполагает развернутые письменные ответы на вопросы. За правильные полные ответы, аргументированные и иллюстрированные, - 10 баллов.
От 75% до 95% от полного объема правильных ответов (или недостаточная аргументированность и иллюстративность положений) – 8-10 баллов.
От 50% до 75% от полного объема правильных ответов (отсутствие аргументированности или иллюстративности положений) – 4-7 баллов.
Менее 50% правильных ответов, отсутствие логики, фрагментарность и несистемность изложения материала, отсутствие аргументированности или иллюстративности положений – 1-3 балла.
Пример модульной контрольной работы № 1
1. Раскройте сущность понятий «коммуникация» и «общение».
2. Охарактеризуйте элементы коммуникативного акта.
3. Укажите признаки различных типов речевой культуры носителей языка.
4. Назовите невербальные средства общения.
Пример модульной контрольной работы № 2
1. Специфика бытового общения.
2. Этикет научной коммуникации.
3. Лингвистические и экстралингвистические факторы эффективности коммуникации в учебной сфере.
4. Нормы межличностного взаимодействия в семье.
Пример модульной контрольной работы № 3
1. Лингвистические и экстралингвистические факторы эффективности деловой коммуникации.
2. Национально-культурная специфика межкультурного общения.
3. Особенности невербальных средств делового общения.
4.3. Типовые экзаменационные материалы (в случае наличия экзамена).
Экзамен по дисциплине не предусмотрен.
Поделитесь с Вашими друзьями: |