Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования курсовая работа психологические механизмы воздействия на личность: религиозные деструктивные секты



Скачать 69,02 Kb.
Дата14.02.2021
Размер69,02 Kb.
ТипКурсовая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ: РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ


Работу выполнила ______________________________________ Д.Е. Романюк

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Факультет управления и психологии____курс______3_______________ЗФО___________

Специальность/ направление___39.03.02___социальная работа__/__бакалавриат

Научный руководитель

доц., канд. филос. наук_________________________________________ П.Б. Бондарев

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Нормоконтролер

доц., канд. филос. наук_________________________________________ П.Б. Бондарев

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоретические основы изучения психологических механизмов влияния на личность…………………………………………………………………………..6

1.1. Личность как объект психологического воздействия…………………….6

1.2. Распространенные методы и виды психологического воздействия на личность ………………………………………………………………………….8

1.3. Психологические механизмы воздействия на личность…………………10

2. Исследование психологического воздействия на личность, оказываемого деструктивными сектами……………………………………………………….17

2.1. Деструктивные религиозные секты их сущность и виды………………..17

2.2. Манипуляция личностью как средство вовлечения и удержания………22

2.3. Психологические механизмы воздействия на личность в деструктивных религиозных сектах и его последствия………………………………………..23

Заключение ……………………………………………………………………..27

Литература ……………………………………………………………………...28

ВВЕДЕНИЕ


Мы живём во времена, когда воздействие на отдельную личность можно назвать беспрецедентным в сравнении с предыдущей историей. Человек живёт в крупных городах и мегаполисах, постоянно взаимодействуя с тысячей незнакомых людей, хотя, отмечу, на протяжении большей части истории мы жили в небольших группах, посёлках, да и сами города были по размеру несопоставимы с сегодняшними. У нас есть радио, телевидение, средства массовой информации. И всё это развито настолько, что невозможно оставаться закрытым от мировой информации. Мы ежедневно слышим людей, их мнения и суждения не только в ближайшем нашем окружении или граждан нашей страны, но и обычных людей, лидеров, артистов, различных гражданских активистов и религиозных деятелей со всего мира, в какой бы точке земного шара они бы не находились. Вследствие этого можно отметить, что каждый отдельный человек во всех уголках земного шара испытывает психологическое влияние в разы больше, чем когда либо, и при этом сам является субъектом оного. Некоторые исследователи говорят о процессе отчуждения человека от общества из-за огромности последнего. Им вторят исследователи-этологи (этология - наука о поведении человека как представителя животного мира), что слишком большое количество окружающих людей тяжело для восприятия и человек не может держать в сознании все информационные потоки, проходимые в обществе. Таким образом, мы ищем поддержки и опоры в группах меньших, чем всё общество, в котором мы непосредственно живём. Одновременно происходит процесс слияния человека, отдельной личности с массой. Так, с каждым годом всё активнее набирает оборот массовая культура, мода захватывает всё больше различных обществ, социальные сети в сети интернет объединяют миллионы людей в независимости от политических границ, а музыкальные концерты и спортивные мероприятия собирают зачастую на одной площадке небольшой город из жителей разных стран. Всё это отражается на психологии как отдельного человека, так и общества в целом. Вследствие этого вопрос психологического влияния является необходимым для рассмотрения психологическими и социальными науками как в размере отдельного человека, так и в размере всего государства. От этого зависит как продуктивность отдельного человека и общества в целом, так и их безопасность.

Объектом исследования в работе выступает процесс психологического воздействия на личность.

Предметом исследования являются психологические механизмы воздействия на личность в целом, воздействие деструктивных сект в частности.

Перед началом исследования была поставлена гипотеза, что психологическое влияние на отдельную личность различными сектами является деструктивным, так как разрушает социальные связи индивида, подвергает процессу деградации эмоционально-волевые, познавательные и коммуникативные функции и способности человека.

Для подтверждения гипотезы или её опровержения необходимо:


  1. Выявить и описать теоретические основы психологического влияния на личность, включая:

- описание личности как объекта и субъекта психологического воздействия;

- методы воздействия и виды психологического влияния;

- основные механизмы воздействия на личность.


  1. Исследовать психологическое воздействие на личность, оказываемое различными деструктивными сектами, включая:

- описание сект, их сущность и виды;

- методы манипуляции личностью, используемые такими сектами;

- психологические механизмы воздействия и их последствия.

В ходе исследования были использованы следующие основные методы: анализ и синтез информации для выявления общих методов и механизмов психологического воздействия в целом и конкретно в деятельности рассматриваемых сект, систематизация методов для последующего использования и анализа, наблюдение за деятельностью и результатами деятельности деструктивных сект, описание их деятельности, прогнозирование результатов подобного воздействия для отдельной личности и рассмотрение корреляции психосоматических данных.

Научная значимость и практическая ценность данного исследования заключается в определении и прогнозировании конкретных психологических методов воздействия на личность сектами, представленными на территории Российской Федерации, определении их сути и прогнозирования результатов их деятельности. Также стоит заметить, что, несмотря на то, что тема психологического воздействия в целом на личность изучается в российской психологической науке, однако новизна данной работы заключается в группировании и систематизации представленных в России сект и их влияния для дальнейшего изучения проблематики.

При написании исследования использовался большой массив литературных данных, а также таких нормативно-правовых источников, как закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Конституция Российской Федерации, необходимых для определения и понимания основ государственного регулирования религиозных организаций и уточнения проблем, связанных с их юридическим определением. Также, кроме непосредственно психологических исследований о методах воздействия на личность, были рассмотрены основные работы классиков социологической науки, таких как М.Вебер и Э.Трельч для понимания определения термина «секта» и механизмов их функционирования. Также исследование опирается на статистические данные Росстата и исследования авторитетных средств массовой информации.

1.Теоретические основы изучения психологических механизмов влияния на личность

1.1. Личность как объект психологического воздействия


В современном мире невозможно дать однозначного определения понятию «личность», и связано это со сложностью самого феномена личности. Психология наряду со многими другими науками изучает человека, личность, но выделяет в них свой специфический аспект. Личность - одна из самых сложных категорий в психологии. Понятие «личность» используется для описания сформировавшегося человека или оценки каких-либо его сторон.

Лев Семёнович Выготский дает следующее определение. Личность – понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития, социальная среда является источником развития личности [8].

Во внутреннем мире личности существуют и функционируют три основные психологические сферы, связанные между собой и находящиеся в определенном подчинении [11].

Модуляционная (психофизиологическая) сфера оказывает динамическое влияние на проявление мотивов, целей. Она обнаруживает в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, скорости, эмоциональную окрашенность всех психических процессов и состояний.

Операциональная сфера - единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации. Она включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность, и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и как делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности [16].

Сфера направленности представляет совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых от наличных ситуаций. Данная сфера включает в себя все внутренние побудительные силы личности - ее взгляды, убеждения, идеалы, интересы, потребности. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов (внимание, восприятие, мышление и др.), влияя на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Этой сфере принадлежит системообразующая, задающая, приоритетная роль в психической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.

Каждый человек, как правило, выступает как субъект и как объект различного рода воздействий, что вызывает необходимость приобретения им знания, умения, навыков адекватного реагирования на эти воздействия для гармоничного взаимодействия с окружающим социумом. В этом и состоит феномен «психологического воздействия».

Под психологическим воздействием понимается воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое исходит из определенного мотива и преследует цель изменения или укрепления взглядов, установок и других психологических явлений, то есть это как бы процесс «проникновения» одной личности (группы) в психологию другой личности.

Перестройка личности под влиянием психологического воздействия может быть: парциальной (например, силой педагогического воздействия педагог может перестроить отношение ученика к предмету) и глобальной (когда перестраивается целая группа психических явлений, например, эмоционально-волевая сфера личности).

Структура психологического воздействия включает субъекта, осуществляющего его, объект, на который она направлена, цели, мотивы, средства, действия, приемы, условия и процесс реализации.


         Объект психологического воздействия - психика воздействуемого человека или же группы лиц.

Цель любого психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении.

1.2. Распространенные методы и виды психологического воздействия на личность

Каждый день мы, осознанно или неосознанно, являемся участниками процесса психологического воздействия, мы оказываем в определенной степени влияние на социум, социум влияет на нас, психологическое влияние вездесуще, оно многогранно, как и его цели и формы.

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. По характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое психологическое воздействие связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное - направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей.

Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, либо групп людей:

1. Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

2. Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

3. Эмоционально-волевую (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

4. Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

На каждую из вышеперечисленных сфер оказываются свои определенные приемы психологического воздействия [13]. Так, например, для потребностно- мотивационной выделяют следующие приемы:

-    при сотрудничестве: похвала, одобрение, благодарность, позитивное стимулирование, заинтересовывание;

-    при конфронтации: критика, выражение обиды, недоумения, указание на несоответствие поведения нравственным нормам;

-    при противоборстве: критика, разоблачение, выражение антипатии, моральное осуждение, негативное обобщение.

Среди приемов психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу личности выделяют:

-    при сотрудничестве: расширение представлений, стимулирование познавательных процессов, обучение;

-    при конфронтации: стимулирование мышления, конкретизация представления о ситуации принятия решения;

-    при противоборстве: создание неопределенностей, дезорганизация мышления постановкой трудных задач, дезорганизация мышления путем его перегрузки или посредством снижения способности к переключению.

    Классификация приемов психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу личности:

-    при сотрудничестве: одобрение волевого усилия, внушение волевого состояния, консультирование, помощь в самомобилизации;

-    при конфронтации: волевой приказ, вербализация и нейтрализация противодействующих волевому усилию механизмов;

-    при противоборстве: дезорганизация воли (невозможность преодоления трудности), демонстрация безуспешности волевых усилий, демобилизация воли.

Также существуют факторы, которые повышают эффективность воздействия на личность. Такими факторами могут служить:

- высокий социальный статус;

- престиж профессиональной деятельности;

- авторитет;

- некоторые личностные качества (харизматичность; авторитарность; уверенность в себе; оптимизм; обаяние и др.);

- позитивный имидж.

При психологическом воздействии у личности происходят изменения как на сознательном, так и на подсознательном уровне. На уровне сознательного человек может изменить свои ценностные ориентации, мировоззрение, убеждения, потребности (осознаваемые) и т.п.. На уровне подсознания меняются эмоциональное состояние, потребности (неосознаваемые, в виде влечений или стремлений), идентификация собственного внутреннего «Я», поведение (человек ощущает зависимость).

Для убеждающего воздействия на сознание индивида наиболее эффективны такие методы, как: убеждение, влияние, воспитание и обучение, пример, поощрение; при воздействии на подсознательный уровень — суггестия, влияние, психологическое заражение и подражание [17].

1.3. Психологические механизмы воздействия на личность


Под механизмами психологического воздействия понимают социально- психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия людей друг с другом, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, глубину и полноту контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность коммуникативного поведения.

Психологическое воздействие разделяют на направленное и ненаправленное. В первом случае субъект ставит перед собой задачу добиться определенного результата от объекта воздействия, ненаправленное воздействие такой задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает.

Механизмом направленного воздействия является внушение и убеждение, ненаправленного – заражение и подражание, рассмотрим их более детально.

Термин «внушение» заимствован из обычной жизни и изначально использовался во врачебной практике, но в настоящее время после более подробного изучения предмета получил более широкое значение.

Внушение - это воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосознаваемое. Внушение - подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно - психических воздействий.

Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого. Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению. Внушение невозможно при отсутствии смыслового содержания и сообщения (Например, человеку нельзя что - либо внушить на незнакомом ему языке). Часто, если один человек заявляет, что в помещении холодно, то и другие лица, находящиеся в этом помещении, начинают чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной пище вызывает усиленное выделение слюны. Слово может вызвать у человека не только такие относительно простые, но и сложные эмоциональные реакции. Радостное известие заставляет чаще биться наше сердце, учащает дыхание, вызывает улыбку [6].

Социально-психологический аспект явлений внушения включает в себя следующие его особенностями. Во-первых, содержание внушения всегда социально детерминировано, т. к. оно определяется идеологией, моралью, политикой того общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой) информации. Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и составляющие их личности. В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит от того, кто оказывает внушающее воздействие, а также от тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения.

В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально - психологические функции:

1. содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения;

2. направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.

Так же выделяют следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:

- психофизиологическое состояние субъекта (покой, релаксация, а также сильное эмоциональное возбуждение, стресс и т. д.);

- низкий уровень осведомлённости в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности;

- дефицит времени для принятия решения.

Внушение как средство воздействия на психику реализуется только в силу того, что у человека есть определённый механизм, предоставляющий ему возможность воспринимать внушающие влияния и отражать их.

Внушение по общему признанию является одним из самых действенных механизмов психологического воздействия.

Убеждение - способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и убеждений, к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения.

В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

Убеждение обращается к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, трудно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Существует два способа убеждения: прямой и косвенный. Прямой способ убеждения - убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает все внимание на благоприятных аргументах. Убеждению лучше всего поддаются люди с аналитическим складом ума. Они полагаются не просто на привлекательность убеждающих обращений, но также и на свою когнитивную реакцию. Убедительны при этом не только сами аргументы, но и стимулируемые ими размышления. И когда эти размышления достаточно глубоки, любая вновь воспринятая установка имеет больше шансов выдержать атаки возражений и повлиять на дальнейшее поведение.

Косвенный способ убеждения - убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, и когда не нужно апеллировать к разуму. Этот способ воздействия использует намеки, которые склоняют к одобрению без раздумий. Так, например, реклама сигарет просто связывает данный товар с представлениями о красоте и удовольствии или просто с красивой картинкой, не давая при этом полной информации. Даже у аналитических натур предварительное мнение иногда формируется на основе косвенного убеждения, что говорит о том, что оба способа в большей или меньшей степени воздействуют на всю аудиторию.

Цель любого убеждающего воздействия - это превращение своего желания в желание объекта, а это достигается путем взаимопонимания, поэтому первым, начальным этапом убеждения всегда становится налаживание контакта, понимания [3].

Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера.

Механизмы психического заражения уходят в глубины человеческой истории: ритуальные танцы членов первобытной общины. Целые народы могут быть подвержены массовым психозам - от спортивного массового азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм) [5].

К психическому заражению предрасполагают примитивность, неразвитость личности. Люди, не способные разобраться в происходящем и принять самостоятельное решение, невольно ориентируются на действия окружающих.

Заражение характеризуется бессознательной подверженностью индивида определенному психическому состоянию. Эмоциональное воздействие заражения сводится к эффекту многократного взаимного накала страстей. При первых взрывах своего красноречия оратор передает каждому из слушателей половину своего волнения. Каждый из слушателей выразит это рукоплесканиями, усиленными в десятки раз. Таков, например, механизм психического заражения на концертах популярных рок-групп. Заражение способствует сплочению масс.

Эффект психологического заражения зависит от однородности группы, ее единства, сплоченности, интеллектуального статуса, степени взаимного доверия, а следовательно, и взаимной внушаемости. В то же время надо признать, что особая роль в осуществлении психологического заражения принадлежит субъекту воздействия, особенно его эмоциональности, воли, коммуникативным умениям, артистизму и внешним данным.

Оратор, обладая большим речевым эмоциональным зарядом, передаёт своё психическое настроение аудитории, заставляя её реагировать на свою речь в нужном ему направлении [14].

Заражение играет важную роль в различных социально-психологических феноменах. Особенно велика роль заражения для возникновения «психических эпидемий» среди больших групп населения. К ним можно отнести повальное увлечение модой, различными веяниями в искусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание этих доминирующих эмоций определяет содержание психического заражения. Оно играет важную роль в общественной жизни. Умелое использование психического заражения - важнейший компонент работы педагога, руководителя и любого воспитателя.

Заражение - не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, преподаватель, который увлекает своих студентов предметом, и т.п.

Главная функция заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

Подражание - это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения [15].

Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения.

Различается несколько видов подражания: логическое и нелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Подражание является средством приобщения индивида к системе групповых ценностей, средством взаимного понимания. Под влиянием подражания формируются идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения, мода. Моду называют двигателем торговли, так как ее изменчивость вызывает конкуренцию предпринимателей, которые вынуждены ради своего успеха производить товары не лучше и дешевле, а в новом виде.

Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа - основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

Подражание выступает как частный случай более общего мирового закона повторения. Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.

2. Исследование психологического воздействия на личность, оказываемого деструктивными сектами



2.1. Деструктивные религиозные секты их сущность и виды
Религия как ценностная форма общественного сознания ‒ сложный, многоплановый феномен человеческой культуры. В конце 80-х гг. ХХ в. в результате падения атеистической идеологии и провозглашения свободы совести в нашей стране широкое распространение получили различные нетрадиционные сектантские религиозные организации, которые постоянно активизируют свою деятельность, увеличивают численность и усиливают влияние на все слои населения [2]. С целью создания предпосылок для ограждения личности и общества от произвола деструктивных псевдорелигиозных культов и устранения правовых пробелов в действующем законодательстве о свободе совести в 1997 г. был принят действующий в настоящее время федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» [1]. Закон упорядочивает положение религиозных организаций как юридических лиц, создает новые условия для осуществления религиозного образования и сотрудничества религиозных организаций и государства в сферах благотворительности, культурно-просветительской деятельности и других общественно значимых областях, но, в силу своего несовершенства, не позволяет разрешать некоторые спорные ситуации, которые возникают как следствие постоянно усиливающейся активности религиозных сект. Например, в законе отсутствует деление на традиционные и нетрадиционные религии, следовательно, мы не можем ссылаться на него при классификации религиозных организаций. Таким образом, политической гарантией свободы совести является отделение церковных организаций от государства. Юридические гарантии свободы совести связаны с осуществлением надзора и контроля со стороны органов прокуратуры за исполнением законодательства о свободе совести. Материальные гарантии свободы совести – это предоставление религиозным организациям возможности иметь земельные участки, здания, имущество, предметы религиозного назначения, денежные средства, необходимые для обеспечения их деятельности. В законе предусмотрены разумные запреты и ограничения деятельности религиозных организаций: запрещено вовлечение малолетних в религиозные объединения и обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей; государственное образование носит светский характер; необходима государственная регистрация религиозных организаций; не разрешается создавать религиозные объединения в органах государственной власти, воинских частях и других государственных органах; религиозным организациям не дано право выполнять функции государственной власти; иностранным религиозным организациям не разрешено заниматься религиозной деятельностью, так как на них не распространяется статус российского объединения. Несмотря на эти ограничения, на сегодняшний день в России насчитывается более сотни деструктивных религиозных организаций, а также общественных и коммерческих организаций, действующих под руководством сект. Наиболее активные среди них Церковь сайентологии, центры дианетики, «Свидетели Иеговы», секта преподобного Муна, Церковь Христа святых последних дней, Церковь объединения, Общество сознания Кришны, Сахаджа-йога, Аум Синрикё, «Дети Бога», Церковь Христа и т.д. При этом подсчитать точное количество адептов различных деструктивных псевдорелигиозных, мистических, оккультных и других нетрадиционных движений и культов очень трудно в силу закрытости и конспиративности этих организаций. По неофициальным данным в России численность членов сект составляет от 3 до 5 млн. человек. По данным авторитетного еженедельника «Аргументы и факты», в России 1,5 млн. молодых людей вовлечены в различные религиозные секты. По данным Санкт-Петербургского Православного молодежного движения, только в Санкт-Петербурге насчитывается 1 тыс. последователей секты преподобного Муна, в России – более 10 тыс., а в мире – около 2 млн. адептов этой секты. При этом сами муниты утверждают, что их численность составляет 7 млн. человек. С уверенностью можно утверждать, что число последователей религиозных сект, особенно из числа молодежи, постоянно растет. Первую типологию религиозных организаций и определение их специфики мы встречаем в социологических трудах М. Вебера и Э. Трельча [12]. Они рассматривали секту и церковь как проявление «внутренней диалектики» христианства, как борьбу между спонтанностью и институализацией, конформностью и протестом. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер чётко делит религиозные организации на церковь и секты. При этом он указывает, что специфической особенностью церкви является ее «универсализм», принадлежность к ней «является для человека обязательной, независимой от его воли, а потому не показательной для качества и свойства человека»; «секта является, напротив, волюнтаристским союзом исключительно (по идее) квалифицированных в религиозно-этическом отношении людей». Согласно концепции Вебера - Трельча для секты характерно:

1. Отделение от общества, вплоть до открытого отказа повиноваться его ценностям и институтам.

2. Претензия на исключительность установок и социальной структуры.

3. Акцент на обращение, предшествующее членству.

4. Добровольное начало объединения.

5. Стремление к духовному возрождению.

6. Этическая суровость, порою доходящая до крайнего аскетизма. Проведенный анализ феномена сектантства позволяет сделать вывод, что в современной науке используется ряд синонимичных понятий для обозначения нового типа религиозных организаций: религиозная секта, религиозный культ, тоталитарная секта, нетрадиционная религия, новые религиозные движения и др. В буквальном переводе с латыни слово «секта» означает образ жизни, учение, школа, направление.

К числу основных характеристик секты можно отнести отсутствие института священства, провозглашение равенства всех членов и добровольности членства, претензию на исключительность, а для многих из них – тенденцию к изоляционизму, ведущую к обособленности и конспиративности, активную миссионерскую деятельность членов сектантских групп. Отличительными чертами религиозных сект, появившихся в середине XX в., являются авторитарное лидерство, подавление личности адепта организацией, информационная блокада, разрыв родственных и дружественных связей, обман или сокрытие части важной информации при вербовке, наличие тайных уровней посвящения и т.д. Усвоение личностью сектантской идеологии приводит к деформации традиционных ценностей, отчуждению от общепринятых норм поведения и социальных институтов, изоляции от ближайшего окружения, иными словами, к деструктивным личностным изменениям [9].

Деструкция - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение. Идея человеческой деструктивности выдвигалась и развивалась рядом теоретиков психоанализа – З. Фрейд, К. Шпильрейн, Э. Фромм. По З. Фрейду, инстинкт деструктивности (агрессия, ненависть, уничтожение, разрушение, смерть, убийство) трактуется как одно из влечений, противостоящих конструктивному (жизнеутверждающему) Эросу (инстинкту жизни, любви и созидания). Элемент деструктивности работает в каждом существе, стремясь привести его к распаду, вернуть жизнь в состояние неживой материи. По Э. Фромму, синдром распада является основой самой злокачественной деструктивности и бесчеловечности и вместе с тем самым тяжелым патологическим состоянием. Оценивая деструктивность религиозной секты и наличие в ее деятельности психологического или другого вида насилия над личностью, необходимо рассмотреть следующие параметры: характер лидерства, содержание и структуру доктрины, требования поддержания членства в группе [4].

Основными параметрами при оценке деструктивности религиозной секты, являются отсутствие стабильного вероучения, нетерпимое отношение к другим религиям, обожествление лидеров и некритическое лидерство, наличие абсурдных или опасных требований, апокалипсические запугивания, пропаганда мировой войны как необходимого условия «очищения» человечества от пороков, примитивность мировоззренческих доктрин, закрытость и «сатанизация» мира за пределами своего объединения, навязчивое миссионерство, применение психического и физического насилия.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что главными критериями деструктивности религиозной организации являются: 1) требование разрыва социальных связей с ближайшим окружением, прежде всего родственниками, друзьями и близкими, не разделяющими учение секты; 2) отвержение рационального, критического мышления у адептов религиозной организации; 3) провозглашение исключительной мудрости, божественности лидера и непререкаемой абсолютной истинности учения; 4) культивирование зависимости у последователей секты и создание препятствий для свободного выхода из числа адептов; 5) искаженная интерпретация идей гуманизма.

Современные религиозные секты отличаются по структуре, проповедуемым доктринам и другим характеристикам. Секты различают прежде всего по происхождению, другим основанием различения сект является тип религиозного руководства, в соответствии с которым выделяют следующие типы сект: харизматические (их возникновение и деятельность связана с появлением провидцев, пророков, гуру и т. п.), авторитарные (руководство в которых опирается на традиции, связанные с происхождением, генеалогией религиозных руководителей), иерархические (члены этих организаций подчиняются руководству в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты), теократические (стремятся к созданию религиозно-теократической организации).

2.2. Манипуляция личностью как средство вовлечения и удержания
Любой человек может подвергнуться влиянию культовой вовлеченности. Секты могут воздействовать на всех нас, независимо от нашего социального положения, наших профессий, наших характеров.

Сегодня, в эру массовых коммуникаций, число манипуляторов сознанием и разнообразие способов манипуляции растет в невероятной прогрессии. 



Манипулирование - это психологическое насилие, воздействие на сознание и органы чувств человека со стороны другого человека или группы людей, которое побуждает его действовать в соответствии со скрытыми целями и интересами манипуляторов, тщательно скрываемыми от жертвы, особенно на первых этапах вовлечения в ловушку. 
У манипулирования две стороны, неотделимых друг от друга: эксплуатируется как потребность человека в любви и внимании, так и все его страхи, т.е. насилие осуществляется и в форме любви, и в форме прямых и косвенных угроз и запугиваний.

 Одним из наиболее эффективных институтов манипуляции как раз является секта. Характерным приемом деструктивных культов является активное использование различных видов искусственной любви на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения любви на последующих этапах эксплуатации [10].

 В деструктивных культах индивидуальность вытесняется коллективными интересами группы. 


Человек, попавший в подобную ловушку, за короткое время подвергается такому воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения амбиций лидера и его окружения. 
Полностью подавляется личностная идентичность, разрушаются прежние социальные связи, адепту группы внушается негативное отношение ко всему внегрупповому социуму, но при этом преступный характер деструктивных сект хорошо замаскирован. 
2.3. Психологические механизмы воздействия на личность в деструктивных религиозных сектах и его последствия
Характерной особенностью большинства деструктивных религиозных сект является использование детально разработанной системы психологического давления на тех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. Давление носит личный и групповой характер. Существует три механизма контроля над личностью в секте. Во-первых, контроль сознания – манипуляция с использованием техники модификации поведения без информированного согласия того человека, к которому эту технику применяют. Во-вторых, контроль окружения – регуляция норм общения членов культов с другими культистами, внекультовой средой, критиками и оппонентами культов. В-третьих, культовая зависимость, которая состоит в том, что все социальные связи человека разрываются, либо уходят на второй план. Секта становится единственной реальностью человека, практически все его время посвящено культовой практике или распространению идей организации. Главная цель обработки сознания нового последователя секты – добиться единства религиозного сознания и религиозного поведения. Признак такого единства ‒ выполнение предписаний секты, т. е. полное подчинение ей [9].

Традиционная схема вербовки, основывающаяся на давлении, контроле и обмане личности, выглядит следующим образом. Навязчивые сектанты-миссионеры пристают на улице, в магазине, институте, на работе. Напряженная система богослужения происходит под строгим надзором наставников и старейшин, не дает времени задуматься, остановиться и осмыслить то, что происходит, любое критическое замечание в адрес лидера немедленно клеймится как проявление греховного состояния души. Во многих религиозных сектах практикуется голодание как один из способов лишить личность самостоятельности мышления, сделать человека более податливым и внушаемым. Контроль осуществляется через детально разработанную систему наставничества. Религиозная община через наставника формирует специфические групповые нормы, оценки, ценности и отношение к другим группам [10].

Независимо от способа вербовки обязательным условием является создание положительного эмоционального фона, сокрытие части информации об учении секты, запретах и ограничениях для последователей секты. Отличительная особенность привлечения детей и молодежи в ряды религиозных сект – воздействие на чувства. Пребывание молодого человека в секте имеет негативные последствия, так как это делает из него односторонне развитую личность, травмирует его психику, порождает раздвоение сознания. Адепты деструктивных культов становятся маниакально одержимы религиозными идеями своей секты и полностью отстраняются от нормальной жизни, теряя друзей, семьи и родственников.

Проблемы адептов деструктивных религиозных сект можно разделить на четыре основные группы: соматические, психосоматические, психические и социальные расстройства [7].

Соматические негативные последствия могут проявляться в виде ухудшения физического состояния, повышенной восприимчивости к болезням и общей утомляемости; заболеваний, передаваемых половым путем; преждевременной смерти из-за отсутствия или неадекватного медицинского лечения.

Психосоматические проблемы выражаются в расстройствах сна, ночных кошмарах; пищеварительных расстройствах из-за неполноценного питания, голодания, несоблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи; сексуальных проблемах вследствие беспорядочных половых связей или полного воздержания; психосоматических симптомах.

Психическими негативными последствиями пребывания личности в секте являются нарушение личностной идентичности; необоснованные приступы паники и тревожности; глубокая депрессия; задержка психического развития; чувство вины; страх; потеря доверия; потеря свободы волеизъявления и контроля над своей жизнью; развитие зависимости; потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения; потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора; неспособность образовывать близкие дружественные отношения и знакомства вне культа; задержка достижения зрелости; отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении внекультового общества; галлюцинации, искаженные восприятия реальности, нервные срывы, психопатические эпизоды, мания величия, регресс к детскому поведению, суицидальное поведение.

К числу социальных проблем относятся разрыв взаимоотношений с семьей, друзьями; финансовая зависимость от секты; преследования и угрозы со стороны лидеров секты при попытке покинуть сектантскую общину.

Значительный ущерб наносится также и семьям адептов. Это негативное влияние можно рассматривать как эмоциональный, финансовый, физический и социальный ущерб. Эмоциональный ущерб проявляется в том, что родители, братья и сестры, супруги адептов часто переживают огромный эмоциональный дискомфорт, так как деструктивные религиозные секты ограничивают или запрещают контакты с родственниками, если последние не разделяют учения секты. Финансовый ущерб проявляется в том, что лидеры религиозных сект могут заставить силой или обманом своих адептов пожертвовать значительную часть сбережений, имущество, недвижимость секте. Физический ущерб заключается в том, что некоторые религиозные секты угрожают адептам и членам их семей, если они оказывают сопротивление или предпринимают попытки покинуть секту. Социальный ущерб может быть обусловлен тем, что, проповедуя абсолютную праведность и истинность своего дела, деструктивные религиозные организации порождают враждебность и неуважение к социальным институтам, законам, собственности, культурным нормам и ценностям, которые являются общепризнанными и одобряемыми в данном обществе. Исходя из этого, адепты часто чувствуют, что имеют право участвовать в асоциальной и противоправной деятельности, варьирующейся от провокационного подстрекательства до действительного причинения вреда тем, кого секта провозгласила врагами.

Особая опасность религиозных сект для детей и молодежи состоит в том, что в своей практике секты применяют специальные психологические или психотерапевтические методы воздействия и манипуляции сознанием, которые приводят личность к отчуждению от социума, заставляют поступаться общественными моральными и этическими устоями, совершать противоправные поступки или приносить психологический, моральный и финансовый вред себе и окружающим людям.

Таким образом, вовлечение в секту представляет собой сложный процесс, и, исследуя его, необходимо учитывать как социальные, так и субъективно-психологические предпосылки. Опасность вовлечения в секты грозит каждому, кто любопытен, общителен и отзывчив, а также любому, кто не знаком с техникой манипулирования сознанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования была подтверждена гипотеза о деструктивном влиянии сект на отдельную личность, принимающую участие в деятельности оной. Так, после определения основных методов и механизмов воздействия на личность было установлено, что деструктивные секты, вне зависимости от их сущности и способах их функционирования, являются дестабилизирующим элементов в формировании и развитии личности, зачастую разрушая её. Так, религиозными сектами эксплуатируются основные человеческие потребности в любви и поддержке, что при этом не осознаётся личностью, при этом чем дольше человек остаётся под влиянием определённой секты, тем больший негативный эффект оказывается на психологии личности и тем сильнее этот человек привязан к этой секте, разрушая предыдущие социальные навыки и связи и блокируя или затрудняя возможность их возобновления и/или наращивания. Адепту группы внушается негативное отношение ко всему внегрупповому социуму, но при этом преступный характер деструктивных сект хорошо замаскирован от их членов.

Также стоит заметить, что даже после выхода из секты человек испытывает трудности во вторичной социализации, оставаясь во власти предыдущих норм поведения и зачастую и после выхода из секты продолжает ощущать влияние со стороны группы секты или родственников, всё ещё находящихся под её влиянием.

Причины входа в секту могут быть различными, человек может быть просто любопытен, общителен и отзывчив или психологически подавлен (что даже чаще является причиной вовлечения, так как психологически подавленная личность легче поддаётся воздействию). Для изучения, профилактики и предотвращения процесса вовлечения в секты следует учитывать различные социальные, субъективные и психологические предпосылки, а также опасность процесса манипулирования сознанием личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФЗ № 215- 1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс]: Информационный портал «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации». Режим доступа:

http://legalacts.ru/.

Дата обращения 20.04.2018

2. Арин Е.И. Религиоведение: академический курс лекций / Е.И. Арин – Владим.: гос. ун.-т им. А.Г. и И.Г. Столетовых, - Владимир: ВлГУ, 2005.

3. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис – СПб.: прайм- Еврознак, 2014.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно- историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов – М.: Смысл, 2007.

5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая – М.: Аспект Пресс, 2009.

6. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев – СПб.: Ленинградское изд., 2014.

7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

8. Выготский Л.С. Психология развития личности / Л.С. Выготский – М.: Эксмо, 2005.

9. Гарин А.А., Иванов А.В. Тоталитарные секты и деструктивные культы: научная статья / А.А. Гарин, А.В. Иванов – М.: некоммер. парт.-во Евразийский центр сравнительных исследований, 2012.

10. Мухина Т.К. Педагогическая профилактика вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие / Т.К. Мухина – Владим.: гос. ун.-т им. А.Г. и И.Г. Столетовых, - Владимир: ВлГУ, 2016.

11. Непомнящая Н. Психодиагностика личности: учебное пособие / Н. Непомнящая – М.: Владос, 2003.

12. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии / Ю.П. Платонов – СПб.: Речь, 2004.

13. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов – М.: КноРус, 2018.

14. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин – М. : Кнорус, 2018.

15. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард – СПб.: Речь, 2014.

16. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг – Новосибирск: Наука, 2016.



17. Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини – Новосибирск: Наука, 2016.


Каталог: sites -> default -> files -> users -> 31806 -> portfolio
users -> Методическое пособие «Программа изучения детского коллектива. Диагностические методики»
users -> Шепталова Анастасия Викторовна
users -> Семинар для заместителей директоров оу по нмр, руководителей шмо «Современные технологии в организации образовательного процесса в условиях перехода на фгос»
users -> Образовательная программа «Медиабезопасность детей и подростков»
users -> Исследование функционального состояния внс
users -> Программа ижевск 2014 Научно-образовательный форум «Международная неделя многоязычия в УдГУ»
users -> Методическая Школа «Некоторые аспекты постановки цели на уроке»
portfolio -> Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования курсовая работа сравнительный анализ организации систем социально-психологической помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница