Кафедра социальной медицины и социальной работы



страница1/5
Дата21.05.2016
Размер0.98 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И.Евдокимова
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ






«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор С.Т.Сохов

_____________________________

«_____» ______________ 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки

медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная
Москва 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология социальной работы» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39.03.02, утвержденным ректором Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова проф. О.О.Янушевичем.
Составитель: И.Е.ЛУКЬЯНОВА, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.
Рецензенты: А.В.МАРТЫНЕНКО, заведующий кафедрой социальной медицины и социальной работы, член-корр. РАО, доктор медицинских наук, профессор.

Е.А.СИГИДА, заведующий кафедрой психологии и социальной работы Российского государственного университета туризма и сервиса, доктор медицинских наук, профессор.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы

« 24» января 2014 года Протокол № 6


Зав. кафедрой

член-корр. РАО, профессор ___________________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»

«30»_января___2014 года Протокол № 1


Председатель методической комиссии,

член-корр. РАО, профессор ___________________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

«____»_______________20___ года Протокол № ____


Председатель ЦМС,

член-корр. РАМН, профессор _____________________Э.В. Луцевич



Цель и задачи освоения дисциплины

Цель: овладеть технологиями социальной работы как системой знаний, осмыслить содержание, характер, структуру и основные аспекты технологической функции социальной работы.

Задачи:

овладеть понятийно-категориальным аппаратом технологии социальной работы, ее принципами, методологией и основными концепциями;



ознакомиться с историей технология социальной работы, отечественными и зарубежными достижениями в этой области;

освоить способы социального проектирования, прогнозирования и планирования, проверки и внедрения технологий социальной работы;

изучить видовое разнообразие технологий социальной работы, уровней и методов технологизации современной социальной работы;

осмыслить важнейшие закономерности, тенденции, проблемы и противоречия технологизации социальной работы.





  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Технология социальной работы» относится к профессиональному циклу Б3, базовой части. Предшествующие дисциплины, составляющие теоретический и научно-методологический фундамент для изучения данной дисциплины, это - «Теория социальной работы», «История социальной работы», «Современные теории социального благополучия», «Управление в социальной работе» и другие.

В свою очередь «Технология социальной работы» является базовой для ряда дисциплин как базовой, так и вариативной части профессионального цикла Б.3 ООП.





  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:




осознавать социальную значимость своей бу­дущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-8

быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особеннос­ти современного сочетания глобального, нацио­нального и регионального, специфику социокуль­турного развития общества

ПК-1

быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социаль­ной защиты слабых слоев населения, медико-соци­альной поддержки, благополучия граждан

ПК-2

быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-со­циальной помощи населению

ПК-9

быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения

ПК-30

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:




ЗНАТЬ

понятийно-категориальный аппарат технологий социальной работы, принципы, методологию и основные концепции; историю технологизации социальной работы, отечественные и зарубежные достижения в этой области; важнейшие закономерности, тенденции, проблемы и противоречия технологизации социальной работы;

УМЕТЬ

использовать способы социального проектирования, прогнозирования и планирования, проверки и внедрения технологий социальной работы;

ВЛАДЕТЬ

навыками применения видового разнообразия технологий социальной работы, уровней и методов современной социальной работы;

Быть компетентным

в разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особеннос­ти современного развития общества; целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-со­циальной помощи населению на высоком уровне социальной культуры




  1. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц - 288 часов. 4-5 семестр учебного плана.

Количество часов по учебному плану
Всего – 252 часов.

Аудиторные занятия – 105 часов, в том числе лекционных – 35 часов, групповых – 70 часов. Интерактивных занятий - 34 часа.



Самостоятельная работа - 111 часа.




п/п



Раздел, тема


Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации

Всего

Самостоят.

рбота

Аудиторные занятия

Всего

Лекционные

Групповые (семинары, практические)

Лабораторные

Контр. Раб.

Доклады/

Рефераты

Курсовые работы/проект

Расчетно-графическая работа

Зачет*

Экзамен*

Контр. точки

по модульно-рейтинг.

Системе

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11

12

13

14

15

Раздел 1. Теоретико-методологические основы технологизации социальной работы

+

1.1

Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса

9

5

4

2

2

























1.2

Технологический подход в социальной работе

9

5

4

2

2







+
















1.3

Социальные проблемы: специфика, уровни, способы решения

9

5

4

2

2







+
















Раздел 2. Системные технологии социальной работы

+

2.1

Социальная диагностика

11

5

6

2

4







+
















2.2

Социальная экспертиза

7

5

2




2







+
















2.3

Социальная реабилитация

11

5

6

2

4







+
















2.4

Социальная адаптация

7

5

2




2







+
















2.5

Социальный контроль

9

5

4

2

2







+
















2.6

Социальная коррекция и терапия

9

5

4




4







+
















2.7

Социальное посредничество

11

5

6

2

4







+
















2.8

Социальное консультирование

8

5

3

1

2







+
















2.9

Социальная защита

9

5

4




4







+
















2.10

Социальное обеспечение

7

5

2




2







+
















2.11

Социальное страхование

9

5

4




4







+
















2.12

Социальное обслуживание

7

5

2




2







+
















2.13

Социальное попечительство

9

5

4

2

2







+
















Раздел 3. Частные технологии социальной работы

+

3.1

Технологии социальной работы в образовании

9

5

4




4







+
















3.2

Технологии социальной работы в здравоохранении

11

5

6

2

4

























3.3

Технологии социальной работы в сфере материального производства

9

5

4




4







+
















3.4

Содержание технологий социальной работы в городской и сельской местности, в промежуточных формах поселения.

9

5

4




4







+
















3.5

Технологии социальной работы в сфере трудовой занятости и с безработными

9

5

4




4

























3.6

Технологии социальной работы в силовых структурах

11

5

6

2

4







+
















3.7

Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений

9

5

4




4







+
















3.8

Технологии социальной работы в неоднородной социально-этнической среде

11

5

6

2

4

























3.9

Технологии социальной работы с детьми и подростками

11

5

6

2

4







+
















3.10

Технологии социальной работы с молодежью

9

5

4

2

4

























3.11

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

11

5

6

2

4







+
















Общая трудоемкость

часы

252

111

105

35

70
















+

36




з.е.

7

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

(Курсовая работа в соответствии с учебным планом выполняется в 5 семестре)
5. Содержание дисциплины

п/п


Наименование

разделов и

тем дисциплины

Содержание темы



Раздел 1. Теоретико-методологические основы технологизации социальной работы


1.1

Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса

Объективные предпосылки технологизации социального пространства. Социальные технологии как способ решения жизненных проблем человека. Социальные технологии и технологии социальной работы: общее и особенное. Понятие технологии социальной работы: сущность, содержание, принципы. Уровни технологии социальной работы (программные, частнометодические, модульные). Функции технологии социальной работы. Технологический инструментарий: понятие и содержание. Технология социальной работы как учебная дисциплина: цели, задачи.

1.2

Технологический подход в социальной работе

Сущность и основные характеристики технологического процесса. Социальные технологии как процесс. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы. Направленное воздействие на социальные процессы в практике социальной работы. Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере. Существенные признаки технологичности социальной работы. Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Этапы технологического процесса.

1.3

Социальные проблемы: специфика, уровни, способы решения

Понятие социальной проблемы. Противоречие как основная причина возникновения проблем. Типы противоречий, лежащих в основе социальных проблем. Разрешение проблем как фактор социального развития. Виды социальных проблем. Стратегические и тактические проблемы. Случайные проблемы. Проблемы как следствие дисфункций социальной организации. Проблемы как следствие экспериментальных ситуаций. Проблемы выживания. Проблемы адаптации. Проблемы самоутверждения. Межличностная проблема и источники ее возникновения. Технология разрешения проблем в практике социальной работы. Процедура постановки проблемы: анализ ситуации, формулирование, построение, квалификация проблемы. Поиск аналогов проблемы. Разрешимые и неразрешимые проблемы. Критерии разрешимости. Типы отношения человека к проблемам. Выбор приоритетов и выработка алгоритма действий социального работника. Подбор методов воздействия на личность, группу.

Раздел 2. Системные технологии социальной работы


2.1

Социальная диагностика

Социальная диагностика и ее место в социальной работе. Понятие, сущность диагностики. Диагностика как важнейшее условие эффективности социальной работы. Уровни диагностики. Диагноз социальной ситуации, социального процесса или проблемы. Цели и задачи социальной диагностики: выявление причинно-следственных связей и мотивов поведения объекта социальной работы, их идентификация, структурирование, ранжирование, измерение и комплексная оценка. Принципы социальной диагностики: объективности, причинной обусловленности, комплексности, обоснованности и подтверждаемости. Система методов социальной диагностики и их значение в социальной работе. Сравнительные методы диагностики: метод измерений и дифференциаций. Аналитические методы: статистический анализ, структурный анализ, ситуационный анализ, позиционный анализ, факторный анализ. Прогностический метод. Социологические методы. Процедура социальной диагностики: концептуальная основа диагноза, основные характеристики проблемы, основные этапы диагностирования: определение структуры и принятия решения о сборе данных, выявление фактов или сбор данных, анализ фактов, обратная связь с клиентом, выводы, сделанные на основе диагноза. Диагностические ошибки: объективные ошибки диагностики (недостаточность достоверных научных данных; ошибки в использовании диагностических методов, отсутствие возможности применения специальных методов анализа и т.д.). Субъективные ошибки диагностики (недостаточная квалификация специалиста, плохо собранный первичный материал, недооценка или переоценка возможностей специальных методов исследования).

2.2

Социальная экспертиза

Понятие социальной экспертизы, ее особенности. Объект и предмет социальной экспертизы. Социальные качества как предмет социальной экспертизы. Субъект социальной экспертизы. Функции социальной экспертизы: диагностическая, нормативная, контрольная, оценочно-квалификационная, селективная, прогностическая, проектировочная. Место и роль социальной экспертизы в социальной работе. Экспертиза социальных проблем, ситуаций, состояний и процессов. Социальные критерии во врачебно-судебной экспертизе, в психолого-педагогической и психиатрической экспертизе, проблемы их обоснования. Социальная экспертиза условий труда и быта. Социально-экологическая экспертиза, ее особенности и задачи. Проблема экспертизы социальных проектов, программ и решений. Социальная экспертиза технологических и организационно-управленческих решений. Проблемы научно-нормативного обеспечения социальной экспертизы. Методы социальной экспертизы. Групповые методы социальной экспертизы. Метод фокус-групп. Метод дискуссии. Метод мозгового штурма. Метод Дельфи. Метод многоступенчатого опроса. Индивидуальная форма экспертного опроса. Процедуры экспертной деятельности. Виды экспертных оценок. Методы согласования экспертных оценок. Проблема разработки и совершенствования инструментария и технологий социальной экспертизы. Принципы социальной экспертизы: профессионализма и компетентности, гласности, социальной защиты. Условия эффективного применения принципов социальной экспертизы.

2.3

Социальная реабилитация

Понятие социальной реабилитации. Цель, функции социальной реабилитации. Социальная реабилитация как комплексная научная и практическая проблема. Элементы процесса социальной реабилитации: объект, субъект, ресурсы, формы организации, структура. Социальные группы, нуждающиеся в социальной реабилитации: женщины-матери, пенсионеры и пожилые люди, больные и инвалиды, безработные, мигранты и беженцы, бывшие осужденные и БОМЖ, люди, оказавшиеся в экстремальных, критических ситуациях, все категории лиц с девиантным поведением; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и др. Виды социальной реабилитации: медико-социальная, профессионально-трудовая, психологическая, социально-психологическая, социально-ролевая, социально-бытовая, педагогическая. Взаимосвязь видов социальной реабилитации. Принципы социальной реабилитации: комплексность, этапность, своевременность, преемственность и последовательность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность, добровольность, индивидуальный подход. Эффективность реабилитации. Факторы, способствующие эффективной социальной реабилитации. Психологические и социально-психологические барьеры и способы их преодоления.

2.4

Социальная адаптация

Понятие социальной адаптации и адаптированности личности, группы. Классификационная система адаптаций. Социальная адаптация и социализация личности. Адаптивная способность. Диапазон адаптации. Адаптивное поведение. Возрастные переменные социальной адаптации. Социальная адаптация как результат и социально-технологический процесс. Объективная и субъективная сторона социальной адаптации. Механизмы адаптации личности в социокультурной среде. Взаимодействие адаптивных механизмов. Виды и структура социальной адаптации. Система социальной адаптации: производственная, бытовая, досуговая. Нормальная, девиантная и ситуативная адаптация личности. Технология регулирования процессов социальной адаптации в социальной работе. Специфика задач социальной помощи в адаптации различных групп населения: малообеспеченных слоев населения, несовершеннолетних, молодежи и работающих женщин, инвалидов и пенсионеров, безработных, беженцев, бродяг и бывших осужденных, пожилых и одиноких людей и др. Основные фазы технологического процесса выработки программы социальной адаптации: определение личностных, социально-ответственных и напряженных этапов в жизнедеятельности социальных групп и отдельного человека. Анализ факторов дезадаптирования и степени их влияния на жизнедеятельность и социальное поведение. Выбор оптимальных способов и средств социальной помощи. Подбор кадров, распределение сил и средств по времени и объектам социальной работы. Эффективность социальной адаптации

2.5

Социальный контроль

Сущность и характер социального контроля. Социальные нормы. Инструменты социального контроля: изоляция, обособление, реабилитация. Виды социального контроля: формальный и неформальный. Субъекты социального контроля. Объекты социального контроля: удовлетворение потребностей социально слабозащищенных групп населения; выполнение социальных программ, планов и проектов; деятельность благотворительных фондов и организаций; условия содержания жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания; жизнедеятельность семей и лиц группы социального риска и девиантного поведения и др. Функции социального контроля: организационная, коррекционная, профилактическая и контрольная. Принципы осуществления контроля: функционально-целевой валидности, законности, гласности, открытости, систематичности и непрерывности, гуманной и разумной достаточности. Методика осуществления социального контроля в социальной работе. Основные этапы и последовательность осуществления социального контроля: формулирование цели; определение социального, психологического и правового поля контроля; набор средств и способов осуществления контроля; планирование и использование инструментария контроля, коррекция способов социального контроля; анализ и оценка социального контроля. Проблема эффективности социального контроля. Условия, способствующие и препятствующие эффективному социальному контролю.

2.6

Социальная коррекция и терапия

Социальная терапия – основа практики социальной работы. Сущность социальной терапии и ее разновидности. Когнитивная терапия в социальной работе. Модели когнитивной терапии. Гештальт-терапия и социальная работа. Психотерапия в социальной работе. Организационно-материальные аспекты социальной терапии. Направления коррекционного воздействия: восстановление, компенсирование, стимулирование, исправление. Методы социальной терапии. Взаимосвязь методов социальной терапии и социальной диагностики. Обусловленность методов и приемов социальной терапии от целей социальной помощи. Основные методы когнитивной терапии в социальной работе. Методы психотерапии, применяемые в социальной работе. Основные принципы выбора методов и форм взаимодействия при оказании социальной помощи клиенту.

2.7

Социальное посредничество

Понятие социального посредничества. Социальное посредничество как смыслообразующий элемент социальной работы. Основные цели, задачи и функции посредничества: коммуникативная, мотивационная, координационная, организационная, результативная. Права и ответственность социального посредника. Принципы социального посредничества: приоритетности интересов клиента, нахождение разумных компромиссов, представительства, психологической и социальной открытости, коммуникативной активности, универсальной подготовки. Формы посредничества в социальной работе. Посредничество между клиентом и государственными учреждениями. Посредничество между клиентом и специалистами. Посредничество между самими специалистами в разработке и осуществлении программ социальной работы. Посредничество между отдельными государственными и общественными организациями в решении социальных и личностных проблем. Посредничество в малых группах. Этапы оказания посреднической услуги. Приемы установления контакта. Условия эффективного осуществления посреднической функции. Важные негативные последствия социального посредничества. Значение умеренности для осуществления социального посредничества. Проблема границ социального посредничества. Возможность расхождения конечной и текущей целей социальной работы. Опасность провоцирования иждивенческих установок. Опасность чрезмерного делегирования личной ответственности клиентов.

2.8

Социальное консультирование

Понятие социального консультирования. Консультирование и консультация. Комплексный характер социального консультирования. Место и роль социального консультирования в структуре социальной работы. Направления социального консультирования: медико-социальное, социально-психологическое, социально-педагогическое, юридическое, управленческое и др. Принципы социального консультирования. Принцип профессионализма и компетенции. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Принцип содержательности. Принцип доверительности. Принцип активности. Принцип генерализации. Принцип конфиденциальности. Принцип результативности. Основные проблемы социального консультирования. Профессиональные и личностные требования к специалистам, осуществляющим консультационную деятельность. Технология социального консультирования. Организационные формы. Особенности социального консультирования в центрах социального обслуживания населения, на предприятиях и учреждениях, в школах, домах-интернатах и других учреждениях. Процесс консультационной деятельности, его этапы. Характер взаимоотношений между консультантом и клиентом. Статус специалиста-консультанта. Формы и методы проведения консультационной деятельности. Реклама консультационной деятельности и связи с общественностью, критерии консультирования и посредничества.

2.9

Социальная защита

Понятие, сущность, содержание социальной защиты. Объективная необходимость социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Развитие взаимодействия системы социальной защиты и рыночных отношений. Модели социальной защиты. Цели и задачи социальной защиты. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения. Пределы социальной защищенности: верхний и нижний. Прожиточный минимум. Основные принципы современной модели социальной защиты. Комплексный характер социальной защиты. Основные направления и формы системы социальной защиты. Эффективность системы социальной защиты.

2.10

Социальное обеспечение

Понятие и сущность социального обеспечения, его экономический, юридический, нравственный аспекты. Функции социального обеспечения. Право граждан на социальное обеспечение и государственные гарантии. Механизм реализации прав граждан в социальном обеспечении. Государственная система социального обеспечения. Источники формирования фондов социального обеспечения. Социальное страхование. Прямое бюджетное финансирование. Фонды общественных благотворительных организаций. Пенсионный фонд, его структура и источники формирования. Принципы деятельности негосударственной системы пенсионного обеспечения. Актуальные проблемы реформирования пенсионного обеспечения. Виды социального обеспечения: пенсии, пособия, льготы и др. Порядок начисления трудовых и социальных пенсий, пособий. Размеры пенсий и их соотношение с минимальным потребительским бюджетом. Региональные особенности социального обеспечения граждан. Перерасчет, индексация пенсий, порядок их выплаты. Технологии и организационно-правовой механизм осуществления социального обеспечения граждан.

2.11

Социальное страхование

Социальное обеспечение и социальное страхование, их взаимосвязь и задачи. Роль социального страхования в современных условиях. Функции социального страхования. Социальное страхование как механизм социальной защиты. Страховой взнос. Социальный риск. Виды социального страхования, их взаимосвязь и взаимодополняемость. Модели социального страхования. Общие принципы социального страхования: всеобщности, обязательности, личной ответственности, солидарности, организационного самоуправления. Государственное страхование, страховые фонды (фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд) и источники их формирования. Пособия и пенсии по государственному социальному страхованию. Негосударственное социальное страхование: сущность и способы его осуществления. Особенности личного страхования: имущественное страхование, страхование жизни и здоровья, дополнительные пенсии. Основные направления и проблемы реформирования социального страхования.

2.12

Социальное обслуживание

Социальное обслуживание: сущность и содержание. Правовые основы социального обслуживания. Организация социального обслуживания. Ресурсное обеспечение социального обслуживания. Система социальных служб. Принципы социального обслуживания. Государственные стандарты социального обслуживания. Виды социального обслуживания: на дому, в отделениях дневного пребывания, экстренной помощи реабилитации, стационарных учреждениях. Предоставление временного приюта. Консультативная помощь, социальные и реабилитационные услуги. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания, предоставление платных социальных услуг. Кадровое обеспечение социальных служб. Состояние и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. Региональные особенности социального обслуживания граждан.

2.13

Социальное попечительство

Социальная опека и попечительство, сущность и функции. Правовой механизм и морально-этические основы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства, их деятельность и роль в системе социальной защиты населения. Роль органов народного образования в формировании опеки и попечительства. Опекуны и попечители, их права и обязанности. Особенности ограниченного попечительства, его формы и правовая основа. Опека над несовершеннолетними. Семейная (родительская) опека. Усыновление как форма установления опеки. Государственная опека над несовершеннолетними. Детские дома семейного типа. Приемная семья. Опека над больными, инвалидами и престарелыми. Особенности социальной опеки над психически больными. Виды и формы опеки над инвалидами и престарелыми гражданами. Семейная, общественная, гражданская и государственная опека. Дома инвалидов и престарелых, их типы. Специальные дома-интернаты. Психоневрологические интернаты. Лица, имеющие право на пребывание в домах интернатах. Актуальные проблемы опеки и попечительства.

Раздел 3. Частные технологии социальной работы

3.1

Технологии социальной работы в образовании

Система образования как сфера жизнедеятельности человека: учреждения дошкольного образования, школы, учебные заведения начального профессионального образования, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения. Специфика клиента в системе образования. Сущность социальных проблем в сфере образования: экономических, социальных, психологических, педагогических. Нормативно-правовые аспекты социальной работы в сфере образования. Особенности технологий социальной работы с детьми, родителями, школьным, преподавательским персоналом. Система социальных учреждений и служб. Принципы деятельности социальных служб. Социальный работник и социальный педагог: общее, особенное и индивидуальное. Основные направления взаимодействия органов образования и социальной защиты.

3.2

Технологии социальной работы в здравоохранении

Система здравоохранения как сеть лечебно-профилактических учреждений различной формы собственности, осуществляющих мероприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. Сущность и виды социальных проблем человека в системе учреждений здравоохранения: социально-бытовые, психологические, этические, духовные. Основные направления медико-социальной деятельности: планирование семьи, охрана материнства и детства, наркология, онкология, инфекционные болезни и др. Место и роль социального работника в учреждениях здравоохранения. Индивидуальная и групповая работа. Технологии социальной профилактики, реабилитации, социального консультирования и посредничества, социальной адаптации, социальной помощи и защиты и их осуществление в системе здравоохранения.

3.3

Технологии социальной работы в сфере материального производства

Понятие производства. Его виды: материальное, духовное, производство самого человека. Инфраструктура, ее виды. Специфика производственной и социальной инфраструктуры. Основные права человека в сфере труда: гарантии и реализация. Сущность и содержание проблем человека на производстве. Человековедческие технологии: сущность, задачи, виды, особенности внедрения. Технологии производственной адаптации, обучения, стимулирования труда, трудового соревнования, наставничества, социального планирования. Технологии социальной помощи, социальной профилактики, социального обслуживания, социального обеспечения, социального страхования, социального консультирования. Технологический инструментарий социальной работы на производстве и его особенности. Правовое поле технологий социальной работы в сфере производства. Социальная служба предприятия. Социальный работник на предприятии: опыт, проблемы, пути решения.

3.4

Содержание технологий социальной работы в городской и сельской местности, в промежуточных формах поселения.

Характеристика городской, сельской местности, других форм поселения. Специфика проблем объекта социальной работы по месту жительства в зависимости от типа поселения. Закон «О местном самоуправлении в РФ» как правовая основа социальной работы по месту жительства. Система социальных служб и социальных учреждений по месту жительства их задачи и функции. Технология социального диагноза и его роль в создании и реализации социальных программ, по решению наиболее острых проблем территориальных образований. Технологии социального обслуживания, социального консультирования, посреднической деятельности, профилактики, опеки, попечения, реабилитации и социальной адаптации в деятельности органов самоуправления и социальных служб. Индивидуальная и групповая социальная работа. Культурно-массовая, спортивная работа по месту жительства и роль специалистов социальной работы в их организации. Технологии связи с общественностью, рекламы, их особенности и основные задачи. Кадровое обеспечение социальных служб и учреждений по месту жительства.

3.5

Технологии социальной работы в сфере трудовой занятости и с безработными

Проблема занятости населения как фундаментальная в развитии человеческого общества. Государственная политика в отношении трудовой занятости населения. Технологии социальной работы с безработными, особенности деятельности специальных социальных структур по решению проблем трудоустройства безработных.

3.6

Технологии социальной работы в силовых структурах

Понятие «силовые структуры общества». Армия, военный флот, пограничные войска, полиция, ОМОН, другие силовые подразделения. Их состояние в России и других странах. Военная служба как особый вид государственной службы. Специфика профессиональной деятельности, связанная с воинской службой. Составы и статус военнослужащих. Нормативно-правовые основы социальной работы в силовых структурах. Основные социальные, психологические, педагогические проблемы военнослужащих и их семей. Система социальной защиты и поддержки военнослужащих. Технология социальной адаптации, профилактики, консультирования, коррекции, посредничества, реабилитации, терапии и особенности их применения в армии. Кадры социальной работы в армии. Морально-психологическая поддержка семьи военнослужащих. Технология паблик рилейшнз в армии, ее особенности и задачи. Профилактика конфликтных ситуаций в воинских коллективах. Международный опыт решения социальных проблем в силовых структурах.

3.7

Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений

Система пенитенциарных учреждений их место и роль в сфере жизнедеятельности человека. Правовое поле социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Объекты технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Социальные, педагогические, психологические, этнические, духовные проблемы осужденных. Технологии социальной адаптации, коррекции, реабилитации, социализации, профилактики, социальной терапии, в системе пенитенциарных учреждений. Консультативная и посредническая деятельность. Деятельность по защите прав осужденных. Семейная терапия. Технологии, направленные на восстановление, поддержку и развитие социально-полезных связей. Кадровое обеспечение учреждений перевоспитания осужденных. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной системе.

3.8

Технологии социальной работы в неоднородной социально-этнической среде

Социально-этническая среда в широком и узком смысле. Ее состояние в мире и России. Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями. Причины обострения отношений между ними. Социальная работа в разрешении проблем межэтнических отношений на разных уровнях и в различных областях.

3.9

Технологии социальной работы с детьми и подростками

Социальные проблемы детей и подростков и основные направления их решения. Социальные программы как средство концентрации финансового, ресурсного и кадрового потенциала работы с детьми и подростками. Государственно-правовой механизм социальной защиты детей и подростков. Координация деятельности, ведомств при решении проблем детей. Превентивно-консультативная, охранно-защитная работы с детьми и подростками. Досуговая, спортивно-массовая, оздоровительная деятельность с детьми организаций и учреждений социальной защиты. Социальные службы помощи детям и подросткам. Зарубежный опыт работы социальных служб с детьми и подростками.

3.10

Технологии социальной работы с молодежью

Молодежь как особая социально-демографическая группа: ее характеристики, место социальной структуре российского общества. Основные проблемы молодежи: социализация; образование в условиях рыночной экономики; занятость и безработица; здоровье; уровень жизни и благосостояния; жилищная; досуг; девиантное поведение и др. Основные направления государственной молодежной политики, ее нормативное обеспечение. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Система социального обслуживания молодежи и ее структура на различных уровнях: федеральном, республиканском, краевом (областном), городском и т.п. Технологии социальной профилактики, адаптации, реабилитации, консультирования, социальной помощи и защиты в решении молодежных проблем.

3.11

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Старость как социокультурное явление. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей. Пожилые в условиях переустройства сфер жизнедеятельности и их проблемы. Основные направления социальной работы при решении социальных проблем пожилых. Технологичность социальной сферы и сферы жизнедеятельности пожилого человека, социальное функционирование. Технологии адаптации, социализации, консультирования. Медико-социальная реабилитация пожилых людей. Проблема сохранения здоровья. Ее актуальность для пожилых. Система их медико-социального обслуживания. Технологии социального обслуживания пожилых людей по дому, социальный патронаж, семейная помощь. Пенсионное обеспечение пожилых. Социальные льготы. Актуальность и содержание социально-бытового обслуживания. Социальное попечительство над пожилыми людьми. Основания для направления в стационарных учреждениях. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в стационарных условиях. Специальные жилые дома для пожилых. Культурно-досуговые технологии работы с пожилыми людьми. Международный и государственный механизм социальной защиты пожилых.


6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Вид группового занятия - круглый стол



Тема 1.1 технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина. предмет и задачи курса.
Тема 2.9: социальная защита
Тема 3.8: технологии социальной работы в неоднородной социально-этнической среде

Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac -> soc rab -> RPD
RPD -> Задачами курса являются
RPD -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины
RPD -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
RPD -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
RPD -> Методы исследования в социальной работе
RPD -> Министерство здравоохранения и социального развития
RPD -> Цель – формирование у
RPD -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
RPD -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
RPD -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница