Кафедра педагогики



Скачать 138.38 Kb.
Дата22.02.2016
Размер138.38 Kb.
ТипПояснительная записка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)


КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Кафедра социальной работы и социальной педагогики

Одобрено Ученым советом МГОУ

Протокол № 7 от « 27 » марта 2014 г.

Председатель _________________

/Хроменков П.Н./

ПРОГРАММА

вступительного экзамена в аспирантуру
Укрупненная группа направления подготовки:

44.00.00 - Образование и педагогические науки

Направление подготовки:

44.06.01 – Образование и педагогические науки

Профиль - Общая педагогика, история педагогики и образования

Рекомендовано кафедрой педагогики

Протокол № 8 от « 17 » марта 2014 г.
Зав. кафедрой _________________

/Крившенко Л.П./

Рекомендовано кафедрой социальной

работы и социальной педагогики

Протокол № 8 от « 17 » марта 2014 г.
Зав. кафедрой ______________

/Киселёва Е.А./


Москва

2014 г.


ПРОГРАММА

вступительного экзамена в аспирантуру

для поступающих на обучение по направлению подготовки:

44.06.01 – Образование и педагогические науки

Профиль - Общая педагогика, история педагогики и образования
Пояснительная записка

Программа вступительного экзамена предназначена для выпускников магистратуры высших учебных заведений, планирующих продолжать обучение по программе подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки. По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Исследователь», «Преподаватель-исследователь».

В программе перечислены основные разделы теории педагогики, знание которых является обязательным для поступления в аспирантуру. Основу составляет курс «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Программа разработана в соответствии с государственной образовательной политикой, основными направлениями Федеральной программы развития образования в России и личностно-развивающей концепцией образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Программа опирается на ФГОС ВПО 3-го поколения, где обозначены основные компетенции, которыми должен овладеть выпускник магистратуры по соответствующему направлению подготовки.

Общество на всех этапах своего исторического развития предъявляло высокие требования к специалистам в области образования, поскольку именно от них зависит его культурно-образовательный уровень. Эти требования всегда выражали особенности конкретной эпохи. Происходящие сегодня в российском обществе изменения (социальные, экономические, правовые и др.), его ориентация на демократизацию и гуманизацию всех сфер жизни и деятельности человека вызвали поиск новых путей развития образования как социально-культурного института, обеспечивающего субъектное, творческое развитие личности как развивающейся системы духовных ценностей, технологий и творчества. Педагогика составляет важнейшую отрасль гуманитарного научного знания, поэтому соискатель в этой области должен быть готов не только к трансляции и развитию педагогической культуры на основе межсубъектного обмена её ценностями, знаниями, способами деятельности, опытом творческой самореализации в традиционной позиции преподавателя, но и к научной деятельности в сфере образования. Формирование такого специалиста возможно при условии глубокого, системного изучения мировой педагогической мысли, получения знаний о закономерностях развития личности и образовательного процесса, стимулирующего это развитие, овладения способами анализа педагогических явлений и фактов. Следовательно, среди требований к поступающему в аспирантуру важными являются те показатели, которые характеризуют его исследовательский, творческий потенциал в области педагогики:


  • уровень ценностного отношения к процессу и результатам исследовательской деятельности;

  • уровень овладения логическими и интуитивными механизмами исследовательской деятельности;

  • уровень осознанной самооценки и притязаний в исследовательской деятельности.

Любая исследовательская деятельность, в том числе и в области образования, имеет объективный и субъективный характер, что требует рассмотрения требований к соискателю в двух плоскостях: предметной и личностной. Единство личностной позиции соискателя-педагога и его научной подготовленности в предметном поле зависит, прежде всего, от тех педагогических парадигм, которые характеризуют его как исследователя проблем образования. Личностно-развивающая стратегия современной педагогики требует от него теоретического осмысления, принятия и практической реализации в исследовательской деятельности ведущих гуманистических идей отечественной и зарубежной мысли: развивающее образование, личностно-ориентированный подход, полисубъектность в образовательной деятельности, диалогичность и др.

Содержание программы основывается на Государственном стандарте высшего педагогического образования и определяет систему требований к знаниям и умениям по данной специальности. Поступающий в аспирантуру:



  • владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

  • владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития педагогических теорий и систем;

  • владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

  • владеет системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту;

  • владеет системой знаний о закономерностях воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, о современных педагогических технологиях;

  • имеет систему знаний об организации образовательного процесса в различных социокультурных условиях;

  • владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания образования;

  • знает систему образовательных учреждений и основы управления ими;

  • владеет основами организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

В основу отбора содержания и структурирования отдельных разделов программы положены следующие принципы:

  • научность, требующая отображения педагогической науки как развивающейся системы, характеризуемой процессами интеграции и дифференциации;

  • гуманизация, ориентирующая содержание программы на единство социально - нравственного, общекультурного и профессионального развития личности;

  • фундаментальность во взаимосвязи с практико-ориентированным содержанием, направленным на решение как теоретико-методологических, так и прикладных задач педагогической науки;

  • культуросообразность, позволяющая осуществить отбор содержания, необходимого для самоопределения соискателя в контексте мировой и отечественной педагогической культуры;

  • целостность и модульность, предполагающие, с одной стороны, обеспечение единства всех отраслей педагогической науки, преемственности её идей, взаимосвязи основных понятий с другими науками, а с другой - выделение логических единиц содержания.

В структурном отношении программа представлена следующими разделами:

    1. Методология педагогики.

    2. История образования и педагогической мысли.

    3. Теория обучения (дидактика).

    4. Теория воспитания.

    5. Управление педагогическими системами.

Программа предусматривает список литературы, обязательной для изучения при подготовке к вступительному экзамену. Он включает тот минимум, который позволит поступающему в аспирантуру овладеть необходимыми знаниями и умениями.

ПРОГРАММА

Раздел 1. Методология педагогики


  • Педагогика как область гуманитарного знания, её объект и предмет. Социальные функции педагогики.

  • Методология педагогики, её сущность, функции (ценностно-ориентационная, гностическая, преобразовательная, рефлексивная) и уровни.

  • Категориальный аппарат современной педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая система, педагогическое взаимодействие и др. Использование педагогикой междисциплинарных понятий (личность, развитие личности, социализация, общение, деятельность, формирование и др.).

  • Место педагогики в системе современного человекознания, её связи с философией, социологией, культурологией, естественными, психологическими и другими науками. Основные особенности педагогики как науки: специфика предмета, категориального аппарата, методов исследования.

  • Структура педагогической науки, её ведущие отрасли.

  • Взаимодействие педагогической теории и образовательной практики, их взаимообогащение.

  • Образование как общественное явление и педагогический процесс. Его цели и задачи в современной социокультурной ситуации.

  • Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России. Поиски педагогических путей преодоления кризиса образования. Ведущие идеи и основные направления реформирования образования.

  • Аксиологический (ценностный) подход к изучению социальных явлений и возможности его применения в педагогике. Обоснование гуманистической философии образования как основы новой методологии педагогики.

  • Методологические принципы педагогических исследований: единство исторического и логического в познании педагогических явлений; системный и структурно-номинативный подходы; личностно-ориентированный и деятельностный подходы; этнопедагогический и антропологический подходы; культурологический и диалогический подходы; единство теории, эксперимента и практики.

  • Источники педагогической проблематики. Процесс и структура научно-педагогического исследования, его основные элементы. Методы педагогического исследования.

  • Обоснование актуальности, определение объекта и предмета, формулирование проблемы, цели, задач и гипотезы педагогического исследования.

  • Планирование и организация научного исследования по педагогике, содержание его этапов. Выбор методов исследования, разработка его программы и её реализация.

Раздел 2. История образования и педагогической мысли


  • Предпосылки возникновения и развития педагогической мысли в античном мире. Проблемы воспитания в философских учениях Сократа, Платона, Плутарха, Аристотеля. Демокрита, Квинтилиана.

  • Влияние христианства на развитие школы и педагогики в Западной Европе. Гуманистическая направленность педагогики эпохи Возрождения. Педагогические идеи В. да Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, Э. Роттердамского, Т. Кампанеллы и их влияние на развитие образования.

  • Педагогические концепции Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и их роль в становлении педагогической науки.

  • Развитие педагогической мысли и школы в трудах французских просветителей: К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.А. Кондорсе, М. Лепелетье, А. Лавуазье. Педагогические идеи и деятельность филантропистов: И.Б. Базедова, Х. Зальцмана. Неогуманизм в педагогике и школьной практике (В.Гумбольдт).

  • Теория элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци и её влияние на развитие частных методик. Педагогические теории и системы И.Ф. Герберта. А. Дистервега, Г. Спенсера.

  • Педагогические идеи Р. Оуэна, Сен-Симона, Ж. Фурье и их влияние на развитие педагогики. Идеи коммунистического воспитания в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Экспериментальная педагогика Э. Меймана, В.А. Лая. Прагматическая педагогика Д. Дьюи и его последователей. Зарождение педологии и теории умственной одаренности (А. Бине). Педагогические взгляды М. Монтессори, С. Френе и их развитие в современной педагогике.

  • Педагогические концепции современной зарубежной педагогики и основные направления развития образовательной практики в разных странах.

  • Просвещение, школа и педагогическая мысль Древней Руси. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли Древней Руси. Влияние народной педагогики России на развитие научной педагогики.

  • Развитие педагогической науки в России в XVIII веке. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.А. Барсова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Г.С. Сковороды, Я.И. Янковича. Роль Московского университета в развитии народного просвещения и педагогической науки.

  • Особенности развития школы и педагогики в России в XIX - начале XX в. Педагогические взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогической науки. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Педагогические системы и авторские школы в России Л.Н. Толстого, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, Н.И. Ильминского и др. Педагогические идеи В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, В.И. Водовозова, А.Я. Герда, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта.

  • Основные этапы развития педагогической науки и образования в советский период. Педагогическая и организаторская деятельность Н.К. Крупской, А.В. Луначарского.

  • Педагогическая деятельность и идеи П.П. Блонского, А.Г. Калашникова, М.В. Крупениной, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака, М.Н. Покровского, С.Т. Шацкого, В.П. Шульгина. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и его использование в современной школе.

  • Проблема содержания образования в истории советской педагогики и школы. Развитие идей политехнической, трудовой школы в истории педагогики советского периода. Генезис проблемы развивающего и воспитывающего обучения.

  • Реализация идеи всеобщего среднего образования в советской школе. Реформа школы 1984 года: причины, пути реализации, итоги.

  • Концепции развития образования и педагогики России в условиях социально-экономических преобразований в начале XXI в.

Раздел 3. Теория обучения (дидактика)


  • Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, движущие силы. Обучение как дидактическая система, как процесс развития и процесс познания.

  • Принципы обучения как отражение закономерностей целостного педагогического процесса.

  • Содержание образования. Реализация целей общества, культурно-национальных, региональных и местных запросов, образовательных потребностей в содержании образования.

  • Концепция содержания образования в мировой педагогике. Особенности содержания образования в образовательных учреждениях разных типов. Общие требования к содержанию образования. Государственные образовательные стандарты.

  • Учебный предмет. Научные основы построения учебных предметов. Учебные планы, программы, учебники.

  • Многообразие форм организации обучения. Современный урок, условия и средства повышения его педагогической эффективности. Коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения. Современные подходы к организации процесса обучения.

  • Методы и средства обучения, их классификация в современной дидактике. Технические средства обучения. Информатизация обучения.

  • Контроль и оценка знаний, умений и навыков.

  • Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Способы и процесс решения педагогической задачи. Основные этапы решения педагогических задач и их характеристика.


Раздел 4. Теория воспитания


  • Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание как система. Воспитание как процесс формирования системы отношений личности. Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь.

  • Цель воспитания и ее место в педагогическом процессе. Закономерности и принципы гуманистического воспитания личности: персонифицированный подход, природосообразность, этнорегиональный подход, гуманизация и дифференциация.

  • Базовая культура личности как содержательная основа процесса воспитания: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура, нравственная культура, культура труда и экономическая культура, правовая и политическая культура, культура межнациональных отношений, экологическая культура, художественная культура, физическая культура, культура семейных отношений.

  • Система форм и методов воспитания. Воспитательная система школы.

  • Современные концепции воспитания. Авторские воспитательные системы.

  • Ученический коллектив как объект и субъект воспитания.

  • Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании детей. Особенности организации дополнительного образования.

Раздел 5. Управление педагогическими системами


  • Сущность управления педагогическими системами. Государственно-общественная система управления образованием.

  • Педагогическая система как объект научного управления. Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия, структурные и функциональные компоненты педагогических систем.

  • Общие принципы управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация; системность и целостность; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство коллегиальности и единоначалия; объективность и полнота педагогической информации в управлении.

  • Основные функции управления педагогическими системами, их взаимосвязь. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения, её основные компоненты.

  • Педагогический анализ в управлении педагогическими системами. Виды и содержание педагогического анализа.

  • Целеполагание и планирование в управлении педагогическими системами. Виды планирования в образовательных учреждениях и основные требования к ним. Содержание и структура перспективного, годового, текущего, оперативного планирования.

  • Организация в управлении педагогическими системами. Содержание организаторской деятельности в управлении педагогическими системами. Организационные формы управленческой деятельности,

  • Внутришкольный контроль и регулирование в управлении педагогическими системами, их взаимосвязь. Виды, формы и методы контроля и регулирования педагогического процесса.

  • Инновационные процессы в образовании и управлении. Инновационная направленность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт и инновации в образовании. Критерии педагогических инноваций.

  • Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры учителя. Формы организации методической работы в образовательных учреждениях. Педагогическое самообразование учителя. Аттестация педагогических работников.

  • Профессиограмма и квалификационная характеристика учителя. Педагогические условия творческой самореализации учителя. Научная организация педагогического труда. Педагогический коллектив в управлении образовательным учреждением. Директор и педагогический коллектив, социально-педагогические условия их взаимодействия. Психологический климат в школе. Управление педагогическим, ученическим коллективами и самоуправление.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Педагогика: учебник для бакалавров /под ред. Л.П.Крившенко. – 2-е изд. - М.: Проспект, 2013.

2. Педагогика: учебное пособие для бакалавров /под ред. Пидкасистого. – 3-е изд. – М.: Юрайт. 2013.

3. Педагогика: учебник для бакалавров / отв. ред. В.А. Сластенин. – М.: Юрайт, 2013.




Дополнительная

  1. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт. - М.,2012.

  2. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - 2-e изд. доп. - М.: Академия, 2012.

  3. История педагогики и образования: учебник / А.Н. Джуринский. – КДУ: Владос-Пр., 2013.

  4. История педагогики и образования: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / под ред. З.И. Васильева. - 7-e изд. перераб. – М. - ИЦ Академия, 2013.

  5. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.А. Попов; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-e изд. исправ. – М.: Академия, 2012.

  6. История педагогики: учебное пособие / В.А. Капранова. - 4-e изд., испр. - НИЦ ИНФРА-М, Нов. Знание, 2012.

  7. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебное пособие для студентов учреждений выс. проф. образования / М.Ю. Федорова. - 4-e изд. испр. - М.: Академия, 2013.

  8. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - 3-e изд. перераб. и доп. - Хочу все сдать. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.

  9. Педагогика: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Тряпицына. - Стандарт третьего поколения. - Изд-во: Питер, 2013.

  10. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. - 3-e изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013.

  11. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Хуторской. - 2-e изд. стер. – М.: Академия, 2010.

  12. Петрова М.С. Практикум решения педагогических задач. – М.,2010.

  13. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании: учебное пособие для вузов. – М.: Высшее образование, 2009.

  14. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - 2-e изд. стер. – М., 2011.

  15. Теория обучения и воспитания: учебник для балалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Юрайт, 2012.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. База педагогических данных кафедры педагогики МГОУ «Ресурс образования» www.ro.mgou.ru/

  2. Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru/

  3. Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/

  4. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

  5. Педагогическая библиотека -www.pedlib.ru

  6. Психолого-педагогическая библиотека - www. Koob.ru

  7. Педагогическая библиотека -www.metodkabinet.eu

  8. Библиотека издательства ИВИС. Сайт: www.ebiblioteka.ru

  9. Библиотека издательства ИНФРА-М. Сайт:www.znanium.com



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница