Кафедра педагогики и психологии



Скачать 185.66 Kb.
Дата31.05.2016
Размер185.66 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИКА»

Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор _______________ М.А. Лукацкий

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор ____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич


Курс «Педагогика», предложенный для обучения клиническим психологам, отличается своей специальной профильной тематикой. Содержание его лекционных материалов направлено на создание представлений об образовательной реальности и проблемах педагогической деятельности. Работа студентов на практических занятиях предполагает возможность построения многопозиционного видения образовательной практики (с учетом точек зрения педагога, учащегося, психолога) и анализ жизненных ситуаций из этих позиций. Кроме основ классической педагогики, предполагается освоение студентами большого блока материалов, освещающих современные тенденции отечественного и мирового образования, процесс становления личностно-ориентированной модели обучения. Многообразие способов учебной работы, привлечение игровых и проектных методов обучения позволяют обогатить образовательный и коммуникативный опыт студентов.


Цели и задачи дисциплины:

  1. Понимание педагогических аспектов работы специалистов помогающих профессий (врача, педагога, психолога) и выявление ценностно-смысловой и операционально-технической сторон их деятельности;

  2. Овладение основами педагогических знаний и повышение общей педагогической культуры;

  3. Осознание педагогических аспектов профессионального и личностного роста психолога и значимости педагогических знаний для самообразования и гуманистического педагогического сознания.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины у студентов должны быть сформированы представления:



  • о предмете педагогики и её значении в работе психолога;

  • о методологических, теоретических и методических основах педагогической науки и деятельности;

  • об основных принципах и схемах организации педагогической деятельности;

  • об актуальных тенденциях развития образования.



Студент должен знать:

  • основные категории и понятия педагогики; закономерности и принципы обучения воспитания;

  • о проблемах и тенденциях развития современной педагогики, процессах гуманизации и модернизации отечественной системы образования;

  • психолого-педагогические принципы управления процессом обучения; его формы и методы организации;

  • функции, цели и задачи контроля и оценки качества образовательного процесса;

  • сущность и принципы воспитания, условия и методы воспитания и самовоспитания, формирования личности в коллективе;

  • о взаимосвязи воспитания и самовоспитания, нравственного, трудового, физического воспитания;

  • формы и методы работы в детских и молодежных организациях.


Студент должен уметь использовать методологические, теоретические и методические основы педагогической науки для распознания действий специалиста помогающей профессии – врача, психолога, педагога (на примерах в ходе рефлексивного обучения) и владеть навыками анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций с точки зрения психолого-педагогического знания.

Обучение направлено на становление психолого-педагогической компетентности студента, которая предполагает:




  • готовность студента участвовать в проблемах, связанных с образованием и педагогическим действием;

  • определение личных мотивов и намерений в ситуациях общения с участием клинического психолога;

  • осознание личной позиции и тактик поведения с другими субъектами педагогической ситуации;

  • выстраивание стратегий самообразования и развития.

Организационно-педагогические условия процесса обучения позволяют наращивать учебную и профессиональную коммуникативность студентов. Этому способствуют активные формы обучения (имитация событий, возможных в будущей профессиональной деятельности, разыгрывание учебных ситуаций, анализ ролевого поведения) и участие в обсуждении полученного опыта. В ходе выполнения учебного проекта разворачивается коллективно-распредлённая деятельность студентов, которая предполагает их участие в разных типах коммуникаций (обмен устными и письменными высказываниями в разных технических средствах, передача информационных блоков с помощью презентаций, доклад на основе реферирования и пр.) с разным составом участников.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

  • общеобразовательные знания, философия, основы психологии, биоэтика, социология.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы


Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

50


Аудиторные занятия:

34


- лекции

10


- практические занятия (ПЗ)

24


Самостоятельная работа:

12


Формы текущего контроля

контрольные вопросы и задачи


Вид итогового контроля

зачёт (4)



4. Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п





Разделы дисциплины

Количество часов



Всего

Лекции


Прак

тичес

кие заня

тия

Самос

тоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

1.

Общие основы педагогики, философия образования.

2

6

2

10

2.

Основы воспитания.

4

10

4

18

3.

Основы дидактики.

4

12

6

22




Всего:

10

24

12

50

* Затраты времени на самостоятельную работу по конкретным темам (подготовка к семинарам, докладам, чтение специальной литературы) планируются студентами самостоятельно.



4.2. Содержание разделов дисциплин.

Раздел 1.

Общие основы педагогики. Философия образования.

Педагогика как наука о становлении личности в процессах воспитания (самовоспитания), обучения (самообучения) и развития (саморазвития).

Возникновение педагогики, её культурно-исторический характер, основные категории педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Педагогика и медицина. Методы педагогических исследований.

История педагогики как история развития педагогических идей и практики образования.

Диалектическое единство и взаимосвязь различных сторон воспитания и обучения.

Квалификационная характеристика (модель) специалиста. Теоретические основы разработки квалификационной характеристики специалиста, методы её построения. Квалификационная характеристика как система задач. Анализ существующей практики создания квалификационной характеристики специалиста. Актуальность компетентностного подхода в образовании.

Понятие об образовании и его современном состоянии. Принципы и структура системы образования, пути обеспечения его непрерывности. Гуманизация и индивидуализация образования. Государственно-общественное управление системой образования. Типы учебно-воспитательных заведений.

Представление о педагогической ситуации и позиционный анализ действий её участников.

Задачи и особенности курса педагогики на факультете клинической психологии МГМСУ.


Раздел 2.

Основы воспитания.



Сущность и принципы воспитания.

Воспитание как процесс становления личности. Движущие силы и структура воспитательного процесса, его важнейшие закономерности. Содержание воспитания в российской школе. Анализ ведущей теории воспитания. Принципы воспитания: гражданственность, гуманистическая направленность, приоритетность общественных ценностей, связь с жизнью, трудом, национально-культурными традициями: воспитание в коллективе и через коллектив; систематичность и последовательность воспитания; единство требований, уважения и гуманного отношения к личности; принцип сотрудничества воспитателя и воспитанников, опоры на их самодеятельность; учёт возрастных и индивидуальных особенностей, целостный подход к воспитательному процессу. Совместная воспитательная работа школы как социального института, семьи, производственных коллективов, общественности.

Понятие о методах воспитания, психолого-педагогических условиях воспитания и самовоспитания, специфика методов воспитания в практической деятельности специалиста-психолога.

Нравственное развитие личности в процессах воспитания и самовоспитания гуманистические принципы этой деятельности. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.



Организация самовоспитания учащихся.

Понятие о самовоспитании. Самовоспитание и развитие личности. Мотивы самовоспитания. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания, средства самовоспитания. Педагогические стимулы деятельности учащихся по самовоспитанию



Учёт и оценка результатов воспитания.

Изучение личности учащихся – необходимое условие повышения эффективности воспитательного процесса. Программа изучения личности и коллектива. Основные критерии оценки воспитанности. Методы изучения учащихся и выявление их воспитанности. Формы учета и оценки результатов воспитания. Типы воспитания. Модели и стили воспитания. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.



Раздел 3.

Основы дидактики.



Предмет и содержание дидактики.

Понятие о дидактике как теории обучения. Возникновение и развитие дидактики как науки. Научно-технический прогресс и проблемы дидактики. Основные понятия дидактики: принципы, содержание, методы, формы организации обучения.


Содержание образования.

Зависимость содержания от социального заказа общества. Взаимосвязь целей и содержания образования. Различные теории отбора содержания в истории педагогики и на современном этапе. Теория содержания образования в отечественной педагогике. Составные части содержания образования: система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; система общих интеллектуальных и практических видов деятельности; виды творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру, друг к другу.

Принципы построения учебных планов и программ в российской и современной зарубежной школе. Наука и учебный предмет. Принципы построения учебного предмета. Современные методы анализа и построения учебных предметов (системно-структурный подход, теоретическое обобщение и др.) учебный предмет и проблема формирования рациональных приёмов мышления.

Межпредметные и внутрипредметные связи, их классификация, (по предметному содержанию, по приёмам познавательной деятельности и др.) значение соотношения фундаментальных и социальных знаний.



Процесс обучения.

Методологические основы обучения. Специфические особенности учебного познания по сравнению с общественно-историческими. Движущие силы процесса обучения. Функции процесса обучения (обучающая, воспитывающая, развивающая).

Психологические основы обучения. Современные теории обучения. Сущность процесса обучения. Учение как деятельность. Структурный и функциональный анализ учения. Основные характеристики и этапы процесса усвоения.

Проблема выделения и моделирования приёмов познавательной деятельности. Адекватность познавательной деятельности целям обучения и специфике изучаемого материала.

Знания как продукт познавательной деятельности. Усвоение знаний как результат их применения. Соотношение между знаниями, умениями, навыками. Условия, обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков с заданными показателями.

Понятие учебной задачи. Функции и место учебных задач в процессе усвоения знаний.

Взаимодействие преподавателя с учащимися в процессе обучения, виды взаимодействия, зависимость характера взаимодействия от этапа процесса усвоения.

Проблема обучения и развития. Оптимизация процесса обучения. Управление процессом усвоения знаний. Проблема активизации познавательной деятельности и творческой самостоятельности в процессе обучения. Проблемное обучение. Программированное обучение.



Принципы обучения.

Понятие о принципах и правилах обучения. Объективная обусловленность и нормативный характер принципов обучения. Основные принципы обучения, их содержание и требование реализации.



Методы обучения.

Понятие о методе обучения. Методы и приёмы обучения. Функции методов обучения. Многообразие форм реализации методов обучения.

Различные классификации методов обучения и их анализ. Особенности методов обучения в высшей школе.

Формы организации обучения.

Понятие о форме организации обучения. Краткий исторический обзор форм организации обучения. Фронтальное, групповое и индивидуальное обучение.

Классно-урочная система обучения. Урок – основная форма организации обучения в средней школе.

Практикумы, семинары, факультативы, экскурсии, домашняя работы; их место в общей системе организации процесса обучения.

Организационные формы обучения в высшей школе: лекции, семинары и лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, имитационные и деловые игры, коллоквиумы, контрольные работы, зачёты, экзамены, их содержание, структура, функции. Выбор системы методов для организации каждой из этих форм.

Учёт, проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Проблема контроля в практике обучения. Функции, виды и формы контроля в учебном процессе. Проблема оценки усвоения содержания образования. Система оценки как ранговая шкала. Условия, обеспечивающие объективность оценки знаний, умений и навыков. Необходимость выделения конкретной системы характеристик для контроля знаний, умений и навыков. Понятие теста. Цели применения тестов, их диагностика и прогностическая роль. Зависимость требований к разработке и применению тестов от принятой системы обучения. Балльно-рейтинговая система оценки и контроля знаний.

Проблемы автоматизации контроля, виды автоматического контроля: машинный, безмашинный. Опыт применения автоматизированного контроля. Зарубежный опыт проверки и оценки знаний учащихся.

Методики психолого-педагогической диагностики.

4.3. Тематический план лекций.
VI семестр.

1.Введение в педагогическую науку. Педагогика: наука и практика. Психологические парадигмы.

2.Проблема модернизации ВМО в свете требований Болонского процесса.

3.Образование в структуре современных сфер жизнедеятельности людей. Правовые аспекты образовательной политики. Компетентностный подход.

4.Педагогика: наука или искусство? Целеполагание. Содержание обучения. Теория и практика обучения.

5.Современные стратегии и модели образования. Гуманизация подготовки специалиста.

6.Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности. Духовная культура специалиста.

7.Нравственная, социокультурная и гражданская зрелость специалиста.

8.Стереотипы профессионального педагогического сознания и пути их преодоления.
4.4. Тематический план практических занятий:

1.Значение педагогических знаний в работе психолога.

Сравнительный анализ содержания профессиональной деятельности трёх профессий: психолога, педагога и врача.

2.Проблема развития в различных психологических и педагогических школах и практика работы с человеком.

Сравнительный анализ моделей педагогических систем.

3.Выбор педагогической технологии.

Сравнительный анализ моделей обучения.

4.Педагогика сотрудничества.

5.Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

6.Психолого-педагогическая характеристика и анализ ролевого поведения.

7.Личность современного педагога.

8.Психологические методики для применения в сфере образования на разных возрастных этапах личностного и профессионального развития (диагностика, коррекция, контроль).
4.5. Самостоятельная работа студентов.

№ п/п

Наименование темы

Содержание самостоятельной работы

Вид контроля

Кол-во часов

1

Универсальный характер педагогики. Единство науки и педагогической практики.

Взгляд на педагогику под разными углами: толкование определений педагогов разных исторических периодов и разных стран.



Доклад с обсуждением на практическом занятии.


3

2

Навыки самостоятельной учебной деятельности.



Анализ собственной самостоятельной работы при создании репродуктивных и творческих работ.



Опрос.

2

3

Анализ профессиональных ситуаций, игровые технологии. Деловые, организационно-деятельностные игры.

Разработка сценариев и обоснование критериев выбора педагогических технологий.


Обсуждение на практическом занятии.


3

4

Психологические особенности литературного/исторического персонажа и способы управления собственным поведением в конкретных жизненных условиях.



Создание психологического портрета литературного/исторического персонажа по аналогии с написанием истории болезни пациента.



Написание эссе.


2

5

Проблема контроля и оценки в педагогической теории и практике обучения в России и зарубежом (на примере 3-х стран).






Краткая аннотация с примерами.


1,5

6

Человек в современном мире.



«Человек сквозь призму наук», «Человек сквозь призму времён», «Ценности современного общества», «Психолого-педагогический подход к представителям различных культур», «Социально-исторические аспекты формирования менталитета российского гражданина», «Менталитет представителя определённой культуры».



Написание эссе.


30 мин.



5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен.
6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  • использовать методологические, теоретические и методические основы педагогической науки для анализа и решения образовательных проблемных ситуаций, возникающих в работе психолога;

  • уметь использовать элементы инновационных стратегий обучения в работе психолога,

  • уметь анализировать педагогический процесс с точки зрения его эффективности,

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


7.1. Рекомендуемая литература:

Основная литература


п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

7

8



Педагогическая наука: история и современность


Лукацкий М.А.


2012

Гэотар-Медиа



10

-

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  • видеофильмы;

  • таблицы;

  • схемы;

  • раздаточный материал.

8. Материально-техническое обеспечение.

  • учебная аудитория с соответствующим оборудованием;

  • телевизор со встроенным видеомагнитофоном для просмотра видеоматериалов.

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Опора на знания, полученные на теоретических и клинических кафедрах.

Деятельностный подход; активные методы обучения; личностно-ориентированные стратегии подготовки клинического психолога; инновационные подходы в сфере образования; единство обучения, воспитания и развития в становлении клинического психолога; сочетание ценностно-смыслового и технологического аспекта в подготовке будущих специалистов.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности "Клиническая психология" (030302).
Программу составляли:

Кудрявая Н.В., д.п.н., профессор, доц. Уколова Е.М., доц. Смирнова Н.Б., ст. преп. Леонисова (Андриянова) И.В., ст. преп. Волошина Е.А., Леонисова И.В.


Поправки в программу внесены ст. преп. Леонисовой И.В. в 2012 г.
Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Разработка системы педагогического контроля при проведении сертификационного цикла врачей-офтальмологов
fac -> Кафедра общей психологии
fac -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
fac -> Задачами курса являются
fac -> Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Курс 2, семестр 4, форма обучения очная
fac -> Кафедра клинической психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница