Кафедра общей психологии



Скачать 177.83 Kb.
Дата17.04.2016
Размер177.83 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Курс _1_, семестр _1_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________Е.В. Орестова

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич



1. Цель и задачи дисциплины.

Освоение теоретических знаний и практических навыков с целью проведения научно-исследовательских работ в области зоопсихологии и сравнительной психологии, необходимых для профессиональной подготовки и практической деятельности клинического психолога. Создание целостного представления об эволюции психики животных и о генетическом родстве и качественных отличиях психики животного и человека.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
а) Студент должен знать и уметь использовать:

  • основные положения об общих характеристиках психической деятельности животных;

  • общие законы развития психического отражения в филогенезе и онтогенезе животных;

  • содержание и специфику психического отражения на различных этапах его развития;

  • особенности интеллектуального развития животных, его биологическую ограниченность;

  • положения о роли биологического и социального в развитии человека;

  • прикладное значение зоопсихологических исследований.

б) Компетентность

Обладание целостным представлением о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных, предпосылках и предыстории человеческого сознания, а также способность дать сравнительную характеристику психики животных и человека, обозначить и обосновать общее и различное в их психической деятельности.



в) Коммуникативность

Умение свободно и научно грамотно рассуждать об особенностях, закономерностях и онтогенезе психики животных разных таксономических групп в беседах с коллегами, вести дискуссию о проблемах эволюции животной психики и происхождении психики человека, использование в качестве доказательной базы описаний зоопсихологических и сравнительно-психологических экспериментов, ссылки на труды зарубежных и отечественных исследователей в области зоопсихологии и сравнительной психологии.



г) Студент должен иметь навыки:

  • сопоставления взглядов зоопсихологии и общей психологии на проблемы развития психики, используя категориальный аппарат теории деятельности А.Н. Леонтьева;

  • критического анализа теоретических подходов к изучению эволюции психики;

  • оценки результатов экспериментальных исследований психики животных;

  • изложения в форме письменного или устного отчета основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе;

  • интерпретации результатов, представленных в специальных научных статьях, докладах или сообщениях по экспериментальной зоопсихологии.

д) Студент должен иметь представление:

  • о предмете, задачах зоопсихологии и сравнительной психологии;

  • о методах, используемых этими научными дисциплинами;

  • об истории зоопсихологии и основных направлениях исследования психики животных;

  • об основных закономерностях и фактах, полученных в рамках экспериментальных исследований зоопсихологии, сравнительной психологии, этологии;

  • об этологии как одном из направлений изучения психики.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

90

1

Аудиторные занятия

57

1

– лекции

15

1

– семинары

42

1

Самостоятельная работа (СР):

– подготовка докладов,

– написание рефератов,

– составление таблиц-схем,

– работа с учебно-методической и научной литературой,

– ведение дневника наблюдений.



33

1

Формы текущего контроля:

  • устные сообщения в виде доклада по текущей

  • теме семинарского (практического) занятия;

  • предоставление рефератов и отчетов наблюдения, выполненных самостоятельно;

– коллоквиумы;

– письменные контрольные работы.





1

Вид итогового контроля:

экзамен




1


4. Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

лекции

семинары

самостоятельная работа

всего

1.

Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию.

1

2

3

6

2.

Общая характеристика психики животных.

2

6

4

12

3.

Развитие психики животных в онтогенезе.

2

6

5

13

4.

Эволюция психики.

3

8

5

16

5.

Предпосылки возникновения сознания.

2

6

4

12

6.

Сравнительная психология.

4

10

8

22

7.

Прикладная зоопсихология.

1

4

4

9


4.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию.


Предмет, цели, задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Краткий очерк истории зоопсихологии. Основные направления исследования психики животных в зарубежной психологии. Зоопсихологические исследования в России. Методы зоопсихологических исследований. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук. Зоопсихология и этология.

Раздел 2. Общая характеристика психики животных.


Психика и поведение животных, их особенности и взаимосвязь. Проблема зарождения психики. Основные этапы развития психики животных в процессе эволюции.

Врожденное и приобретаемое в поведении животных. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении. Проблема инстинкта и научения в работах Ж.-Б. Ламарка, К. Ф. Рулье, Ч. Дарвина. Пластичность инстинктивного поведения (концепции В. А. Вагнера, А.П. Северцова). Внутренние и внешние детерминанты инстинктивного поведения. Проблема мотивации поведения у животных. Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген). Инстинктивное поведение и общение. Демонстрационное поведение. Ритуализация поведения.

Общая характеристика процесса научения. Облигатное и факультативное научение. Навыки и методы их изучения. Дрессировка. Учение и общение. Подражание. Научение и познавательная деятельность животных. Высшие формы психического отражения и инстинкт животных. Проблема инстинктов у человека.

Раздел 3. Развитие психики животных в онтогенезе


Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения животных. Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных.

Общая характеристика пренатального периода. "Эмбриональное научение" и созревание. Пренатальное развитие элементов общения. Значение эмбриогенеза для развития психического отражения; взаимосвязь морфофункционального развития и развития психических функций.

Общая характеристика развития поведения в раннем постнатальном периоде. Развитие поведения у зрело- и незрелорождающихся животных. Значение заботы о потомстве. Развитие двигательной активности в раннем постнатальном периоде. Врожденное узнавание и ранний опыт. Раннее облигатное и факультативное научение. Реакция следования и половое запечатление. Формирование общения. Познавательные аспекты постнатального поведе­ния животных: исследовательское поведение и ориентация; манипулирование и его познавательное значение.

Общая характеристика развития в ювенильном (игровом) периоде. Основные концепции игры животных. Игра как развивающая деятельность (концепция К. Э. Фабри). Значение ювенильного игрового манипулирования для формирования поведения взрослых животных. Игра и общение. Совместные неманипуляционные и манипуляционные игры молодых животных. Познавательное значение игры животных. Игра и ориентировочно-исследовательская деятельность животных (П.Я. Гальперин).


Раздел 4. Эволюция психики.


Биологический процесс и эволюция психического отражения. Место учения об эволюции психики в структуре современных психологических знаний. Теория стадиального развития психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри).

Общая характеристи­ка стадии элементарной сенсорной психики. Кинезы и элементарные таксисы. Сложные формы двигательной активности на стадии элементарной сенсорной психики. Проблема пластичности поведения и психическое отражение на низшем и высшем уровне элементарной сенсорной психики.

Общая характеристика стадии перцептивной психики. Особенности психического отражения. Двигательные и сенсорные навыки на низшем и высшем уровне перцептивной психики. Предметное восприятие. Инстинктивное поведение и научение. Общение и групповое поведение. Эмоции у высших позвоночных. Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных.
Раздел 5. Предпосылки возникновения сознания.

Интеллект как высшее проявление психического развития животных. Общая харак­теристика интеллектуального поведения животных. Ориентировочно-исследовательская деятельность и манипуляционная активность как основа развития высших познавательных способностей животных. Орудийная и конструктивная деятельность антропоидов. Характерные особенности и формы мышления антропоидов. Экспериментальные методы его изучения (Н.Н. Ладыгина-Котс, Р. Йеркс, В. Келер, С.Л. Новоселова). Биологическая ограниченность интеллекта животных. Интеллект животных и интеллект человека.

Предпосылки и пути возникновения сознания как высшей формы психического отражения.

Раздел 6. Сравнительная психология.


История, методология и предмет сравнительной психологии. Сущность и необходимость сравнительно-психологического синтеза данных зоопсихологии и общей психо­логии для выявления биопсихологических предпосылок и корней происхождения психики человека в процессе эволюции.

Психика животных и человека, их генетическое родство и качественные различия. Изменение форм и содержания поведения человека в процессе антропогенеза. Предметная деятельность животных и трудовая деятельность человека. Качественные отличия орудий животных от орудий труда человека. Трудовая деятельность как фактор, определяющий возникновение сознания.

Предыстория развития социальных отношений в человеческом обществе. Групповое поведение, игра обезьян и проблема зарождения человеческого общества. Принципиальные отличия сообществ животных от человеческого общества.

Биологические предпосылки зарождения человеческой речи. Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи. Возможность и пределы общения человека с антропоидами и другими высшими позвоночными при помощи при­родных и искусственных коммуникативных систем.

Проблема биологического и социального в поведении человека.

Филогенез, социогенез, онтогенез: общие принципы развития психического отражения в преломлении развития видов животных, развития человеческого общества, развития индивида.


Раздел 7. Прикладная зоопсихология.

Предмет, задачи и методы прикладной зоопсихологии. Значение прикладной зоопсихологии и этологии для защиты животного мира и охраны природной среды.

Практическое значение дрессировки животных. Психологический анализ процесса дрессировки. Прикладная зоопсихология и медицина. Исследования на животных.

Зоопсихологические аспекты ветеринарии. Прикладная зоопсихология и дошкольная педагогика. Использование животных в психотерапевтической практике.


4.3. Тематический план лекций по семестрам.

1-й курс, 1-й семестр.


Темы лекций


1.

2.

3.



4.

5.

6.



7.

8.

9.



10.

11.


12.

13.


14.

15.


Введение в курс «зоопсихология и сравнительная психология».

Врожденное и приобретенное в психике животных.

Инстинктивное поведение: внутренние и внешние детерминанты.

Проблема мотивации поведения животных.

Процесс научения у животных. Инстинкт и научение.

Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных.

Ранние этапы развития психики животных.

Ювенильный и зрелый периоды развития психики животных.

Эволюция психического отражения. Элементарная сенсорная психика.

Особенности психического отражения на уровне перцептивной психики.

Интеллект животных. Орудийная и конструктивная деятельность антропоидов.

Психика животных и человека, их генетическое родство и качественные различия.

Развитие психики в процессе антропогенеза.

Проблема биологического и социального в поведении человека.

Основные направления прикладной зоопсихологии.



4.4. Тематический план семинаров.

1-й курс, 1-й семестр.


Темы практических занятий


1.

2.
3.

4.

5.
6.


7.

8.

9.



10.
11.

12.
13.

14.

15.




Предмет и задачи зоопсихологии. История зоопсихологии.

Проблема инстинктивного поведения в трудах различных ученых: Ж.Б. Ламарк,

К.Ф. Рулье, Ч. Дарвин, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов, К. Лоренц, Н. Тинберген.

Научение облигатное и факультативное. Навыки. Дрессировка.

Научение и общение. Научение и познавательная деятельность. Подражание.

Отличительные особенности пренатального развития у беспозвоночных, низших позвоночных, птиц и млекопитающих.

Развитие поведения у зрело- и незрелорождающихся животных в ранний постнатальный период

Основные концепции игры животных.

Особенности поведения и психики простейших.

Появление нервной системы и основные этапы ее развития.

Уровень перцептивной психики. Инстинкт и научение у высших беспозвоночных.

Центральная нервная система высших позвоночных.

Интеллектуальная деятельность животных. Формы мышления антропоидов.

Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств животных, его значение.

Сообщества животных и человеческое общество.

Сравнительно-психологический анализ игр животных и детей.

Значение прикладной зоопсихологии для различных сфер жизнедеятельности человека.

Роль исследований на животных для психологической науки и практики.




4.5. Самостоятельная работа студентов.

1-й курс, 1-й семестр.


Наименование темы


Содержание самостоятельной работы

Вид контроля

Часы


1.

Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию.

Работа с литературой. Составление таблицы-схемы: «Основные направления исследования психики животных».

Собеседование. Устное сообщение на семинарском занятии.

3

2.

Общая характеристика психики животных.

Работа с литературой. Подготовка к семинару, подготовка доклада по материалам семинарских занятий и его изложение в форме реферата.

Собеседование.

Устное сообщение на семинарском занятии. Проверка рефератов.



4

3.

Развитие психики животных в онтогенезе.

Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе по теме: «Онтогенез психики животных».

Собеседование. Контрольная работа.

5

4.

Эволюция психики.

Работа с литературой. Ведение дневника наблюдений на тему: «Поведение животных в урбанизированной среде».

Собеседование.

Анализ результатов наблюдения.



5

5.

Предпосылки возникновения сознания.

Работа с литературой. Подготовка к коллоквиуму «Экспериментальные методы изучения мышления антропоидов».

Собеседование.

Опрос на коллоквиуме.



4

6.

Сравнительная психология.

Работа с литературой. Подготовка к собеседованию по обсуждению взглядов П.Я. Гальперина на проблемы антропогенеза. Подготовка докладов по материалам семинарских занятий и его изложение в форме реферата.

Собеседование.

Групповая дискуссия. Устное сообщение на семинарском занятии. Проверка рефератов.



8

7.

Прикладная зоопсихология

Работа с литературой. Подготовка круглого стола на тему: «Человек и живая природа». Подготовка тезисов своего выступления.

Групповая дискуссия на круглом столе. Проверка тезисов докладов.

4


5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  • Выделение специфики зоопсихологических исследований.

  • Методологический анализ теоретических подходов к изучению психики животных.

  • Анализ основных экспериментальных исследований, проводимых в рамках зоо- и сравнительной психологии.

  • Выбор критериев для определения уровня развития психики.

  • Сравнительно-психологический анализ и синтез данных зоопсихологии и общей психологии. А именно, сравнительный анализ:

  • развития психики у детенышей животных и детей;

  • языка животных и языка человека;

  • предметной деятельности животных и трудовой деятельности человека;

  • вспомогательных средств животных и орудий труда человека;

  • сообществ животных и человеческого общества;

  • интеллекта антропоидов и человека;

  • игр животных и детей.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1. Рекомендуемая литература.

Основная литература

  1. Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология.- ГЭОТАР -Медиа, 2010

  1. Глуханюк Н.С. Общая психология /Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л. Семёнова.- Академия, 2009

  1. Феоктистова С.В. Психология.- /С.В. Феоктистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева.- Академия, 2009

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Питер, 2009

Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Психология

Нуркова В.В.

2009, ЮРАЙТ

1

-


7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Для обеспечения освоения дисциплины используются



  • Учебные комнаты.

  • Учебно-методическая литература.

  • Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-, видеоматериалы.

8. Материально-техническое обеспечение.
Учебный процесс протекает в учебных аудиториях и видеоклассах. Для обеспечения учебного процесса используются доска для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; телевизор и видеомагнитофон для просмотра учебных видеофильмов.


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Данный курс является, с одной стороны, самостоятельной дисциплиной, а с другой – представляет собой еще одну, иную точку зрения, с которой студенты могут воспринимать проблематику, подробно рассматриваемую в курсе общей психологии. Проблемы, затрагиваемые зоо- и сравнительной психологией, во многом облегчают возможность связать знания, получаемые при изучении естественнонаучных дисциплин (анатомия и физиология ЦНС и ВНД, психофизиология, антропология) с общепсихологическими знаниями. Данная связь основана на перенесении материалистической естественнонаучной методологии на проблемы психического. Отличительная особенность и дополнительная ценность курса зоопсихологии состоит в том, что он является примером глубокого и последовательного анализа многоплановой проблемы развития психики с точки зрения одной теории, со всеми ее достоинствами и недостатками. Зоопсихология – наука, развивавшаяся в рамках одного направления советской психологической школы (теория деятельности), в то время как курс общей психологии неизбежно ориентирован на раскрытие многообразия методологических и теоретических подходов.

Программа составлена на базе традиционной учебной программы для студентов Государственных университетов, обучающихся по специальности «Психология», составленной К.Э. Фабри, Н.Н. Мешковой, С.Л. Новоселовой. Настоящая учебная программа зоо- и сравнительной психологии несколько переориентирована на общепсихологическую проблематику и на основы теории деятельности, на которые опирается зоопсихология. Такая переориентация стала возможна благодаря отказу от подробного изучения специфики конкретных отрядов и видов животных. Это не изменяет принципиального содержания курса, сохраняя объем знаний, заложенный в Государственном образовательном стандарте.

Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. На лекционных занятиях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование активных форм проведения занятий: дискуссий, круглых столов, собеседований, т.п. Система контроля усвоения знаний включает в себя опрос студентов на занятиях, контрольные работы, предоставление докладов, рефератов, составление таблиц-схем, ведение дневника наблюдений. Курс завершается сдачей экзамена.


Рабочая учебная программа по дисциплине Зоопсихология и соавнительная психология составлена канд. психол. наук Садоковой А.В., доцентом кафедры общей психологии факультета клинической психологии МГМСУ.



Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Разработка системы педагогического контроля при проведении сертификационного цикла врачей-офтальмологов
fac -> Кафедра общей психологии
fac -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
fac -> Задачами курса являются
fac -> Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Курс 2, семестр 4, форма обучения очная
fac -> Кафедра клинической психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница