Кафедра общей психологии



Скачать 168.21 Kb.
Дата09.03.2016
Размер168.21 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МОТИВАЦИЯ, ЭМОЦИИ, ВОЛЯ»

Курс _2_, семестр _4_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________Е.В. Орестова

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич





  1. Цель и задачи дисциплины: освоение теоретических знаний и практических навыков для проведения научно-исследовательских работ в области общей психологии, а также практической работы психолога, связанной с обследованием, диагностикой и развитием познавательной сферы человека, а также его индивидуальных особенностей.

Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:



  • Теоретическая и экспериментальная психология специфических познавательных процессов – восприятия и мышления.

  • Теоретическая и экспериментальная психология универсальных познавательных процессов – памяти, внимания, воображения.

  • Теоретическая и экспериментальная психология внутренней регуляции поведения человека – эмоциональной, волевой и мотивационно-потребностной сферы человека

  • Основы проведения экспериментальных и диагностических общепсихологических исследований.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) Студень должен знать и уметь использовать

  • Основные теоретические подходы к изучению познавательных процессов и формирования мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности.

  • Принципы активности, системности, развития, целостности, опосредствования, единства сознания и деятельности и их роль в формировании поведения и психики.

  • Методы диагностики и развития познавательной сферы человека.

  • Роль культуры, языка и общения в развитии познавательных процессов и становлении внутренней регуляции жизнедеятельности человека.

  • Классификации когнитивных процессов (по структуре, функциям и генезису)

б) Уровень компетентности

Обладание целостным представлением о системе общепсихологической науки, о познавательной и мотивационно-эмоциональной сфере личности – для обеспечения теоретической подготовки специалиста-психолога.



в) Коммуникативность

Умение свободно анализировать научно-психологическую литературу и использовать полученные знания в процессе общения с коллегами-психологами и пациентами.



г) Студент должен иметь навыки:

  • Критического анализа теоретических подходов к изучению психики и сознания.

  • Оценки результатов экспериментальных исследований с точки зрения различных подходов к изучению психики.

  • Применения базовых методов экспериментального исследования познавательной сферы человека.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

д) Студент должен иметь представление о:

  • Основных фактах, проблемах и закономерностях развития в когнитивной, мотивационно-потребностной и эмоциональной сферах личности.

  • Cоотношении познания и сознания, когнитивных и эмоциональных процессов жизнедеятельности, а также о целостных системных синтезах, формирующихся в процессе совместного развития когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер личности.

  • Когнитивных схемах, их видах и функциях.

  • Феноменологии образных явлений.

  • Врожденных и приобретенных компонентах в развитии познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер человека.

г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: анатомии ЦНС, введению в профессию, введению в общую психологию, математике.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов


Общая трудоемкость дисциплины

135

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

76

20

56



Самостоятельная работа (СР)

59

Формы текущего контроля

Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов, схем, таблиц, выполненных студентом самостоятельно.



Вид итогового контроля

Зачет


Экзамен

+




  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Виды учебной работы

Количество часов







Лекции

ПЗ

СР


7.

Психология эмоций

7

18

20

8.

Психология воли

7

18

20

9.

Психология мотивации

6

20

19




Экзамен




6





4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 7. Психология эмоций.

Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Эмоции и познание. Эмоции и мотивация. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии и физиологии.

Эмоциональные состояния. Аффекты, их психологические характеристики. Стресс. Тревожность: ситуативный и индивидуально-личностный аспекты. Фрустрация. Предметно-ситуативные эмоции. Чувства и развитие личности.

Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения. Эмоции и личность.


Раздел 8. Психология воли.

Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Представления о волевом процессе в зарубежной и отечественной психологии. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции деятельности.



Общее представление о развитии воли. Воля и личность.
Раздел 9. Психология мотивации.

Основные проблемы психологии мотивации. Потребности как основа мотивационных процессов. Виды мотивов и основные критерии их классификации. Общее представление о базовой мотивации и первичных источниках побуждения.

Мотивация и деятельность. Постоянная и ситуативная мотивация. Уровень притязаний. Мотивация достижения. Проблема внешней и внутренней мотивации.

Мотивация и личность. Соподчинение мотивов и развитие личности. Мотивационные конфликты. Защитные механизмы личности в психотерапии.


4.3. Тематический план лекций по семестрам.
2 курс, 4 семестр

  1. Специфика психического отражения в эмоциях. Возможные основания классификации эмоций. Эмоция как феномен. Эмоция как состояние: выражение эмоций и их физиологические корреляты. Эмоции как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций.

  2. Психологические характеристики аффектов, диагностика аффективных следов. Представление о фазах стрессового процесса. Тревожность и методы ее изучения. Представление о фрустрации и методах ее исследования.

  3. Развитие эмоциональной сферы. Эмоции и личность. Представление об эмоциях в различных видах психотерапии. Клиническое описание и анализ эмоций. Представление об эмпатии.

  4. Определение воли. Представление о волевом процессе в психологии сознания. Структура волевого акта.

  5. Понятие воли в бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе. Постановка проблемы воли в отечественной психологии: культурно-исторический подход Л.С. Выготского и деятельностный подход.

  6. Произвольная и волевая регуляция. Борьба мотивов и принятие решения, проблема волевого выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Когнитивная сложность и принятие решений. Когнитивный диссонанс.

  7. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Развитие воли и личности.

  8. Проблема побуждения к деятельности. Соотношение понятий мотивации, потребности, мотива. Физиология и психология потребностей. Специфика потребностей человека. Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.

  9. Базовая мотивация, различные стратегии ее выделения. Механизмы преобразования базовой мотивации.

  10. Проблема мотивации в бихевиоризме. Категория бессознательного и проблема мотивации в психоанализе. Исследование ситуативной мотивации в школе К. Левина. Уровень притязаний и самооценка, методы их исследований. Мотивация достижения и модель принятия риска.

  11. Внешняя и внутренняя мотивация. Концепции внутренней мотивации. Оптимум мотивации и закон Йеркса-Додсона.

  12. Защитные механизмы личности: определение, функции, виды.


4.4. Тематический план практических занятий по семинарам.
2 курс, 4 семестр

  1. Определение и функции эмоций. Условия возникновения эмоций и закономерности их протекания. Классификации эмоций (по В. Вундту, Н. Гроту, У. Макдауэллу, С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву). Сравнительные характеристики эмоций и чувств (по У. Макдауэллу, А.Н. Леонтьеву).

  2. Происхождение выразительных движений по Ч. Дарвину. Процесс возникновения эмоций: теория Джемса-Ланге. Спонтанное выражение эмоций. Эксперименты Лэндиса.

  3. Функциональное понимание аффективных явлений по Э. Клапареду. Определение и биологическая роль эмоций по П.К. Анохину. Информационная теория и функции эмоций по П.В. Симонову. Мотивационная теория эмоций (Р. Липер). Психоаналитическая и феноменологическая теории эмоций.

  4. Диагностика аффективных следов. Методы свободных ассоциаций и сопряженных моторных реакций.

  5. Представление о стрессе по Г. Селье. Понятие и измерение общей, устойчивой и ситуативной тревожности и их взаимосвязь. Основные реакции на фрустрацию: эксперименты Т. Дембо.

  6. Психологические механизмы меланхолии по П. Жане и З. Фрейду. Эмпатия по К. Роджерсу. Эмоциональные психологические типы по К. Юнгу. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях (П.Б. Ганнушкин).

  7. Структура и виды волевых процессов. Типология ситуаций, в которых необходима волевая регуляция.

  8. Стадии волевого процесса по С.Л. Рубинштейну. Типы решимости по У. Джемсу. Воля в аналитической психологии, гештальттерапии и гуманистической терапии.

  9. Проблема выделения базовой мотивации: иерархия потребностей по А. Маслоу, понятие первичного инстинкта по У. Макдауэллу, первичные драйвы в бихевиоризме, инстинкты и их преобразование в психоанализе (механизмы катексиса и сублимации), выделение аттитюдов по Р. Кеттеллу.

  10. Методы исследований потребностей и мотивов. Примеры эмпирических исследований отдельных видов мотивации. Эксперименты школы К. Левина: исследования Б.В. Зейгарник, А. Карстен, Г.В. Биренбаум. Эксперименты Овсянкиной, Лисснер, Малер, Хенле. Эксперименты Фаянс. Исследование уровня притязаний Ф. Хоппе.

  11. Мотивация достижения по МакКлеланду. Измерение мотивации достижения. Модель принятия риска Р. Аткинсона. Принцип функциональной автономности мотивов Г. Оллпорта.

  12. Мотивационные конфликты и способы их разрешения. Базовые конфликты между мотивами в психоанализе, аналитической и индивидуальной психологии. Когнитивный диссонанс и его исследования (Л. Фестингер).

  13. Потребность как объективная необходимость и ее психическая представленность. Общие черты и виды потребностей. Потребности и мотивы. Механизмы опредмечивания потребностей.

  14. Защитные механизмы в психологии бессознательного: вытеснение, отрицание, рационализация, инверсия, проекция, изоляция, регрессия. Гештальттерапия и защитные механизмы личности: Патологическое слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция. Защитные механизмы личности как возможные препятствия ее развития.


4.5. Самостоятельная работа студентов

п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы




Психология эмоций

1. Работа с литературой

2. Составление таблицы «Классификации эмоциональных процессов».

4. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

5. Подготовка к контрольной работе по теме «Психология эмоций»



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

20




Психология воли

1. Работа с литературой.

2. Составление таблиц «Сравнительный анализ теоретических подходов к изучению воли»

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к контрольной работе по теме «Психология воли».

5. Подготовка к собеседованию по сдаче монографии В.А. Иванникова «Психологические механизмы волевой регуляции».


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

20




Психология мотивации

1. Работа с литературой.

2. Составление таблиц « Базовая мотивация: виды базовых побуждений и механизмы их преобразования».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к контрольной работе по теме «Психология мотивации».



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

19

Всего

59




  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

  1. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

Общие:

  1. Выделение специфики психологических исследований когнитивных процессов и эмоционально-потребностной сферы человека.

  2. Методологический анализ теоретических подходов к изучению когнитивных процессов и процессов внутренней регуляции жизнедеятельности.

  3. Анализ основных экспериментальных исследований познавательной и эмоционально-потребностной сферы человека.

  4. Выбор критериев для классификации универсальных и специфических познавательных процессов, эмоций, видов побуждений и мотивов.

  5. Выбор общего метода исследований познавательных и эмоционально-мотивационных процессов в зависимости от целей и задач исследования.

  6. Выбор конкретных методик исследования и диагностики уровня развития познавательной и эмоционально-потребностной сферы человека.

Конкретные:

  1. Классификации типов образных явлений.

  2. Сравнительный анализ классических подходов к изучению восприятия и подхода Дж. Гибсона.

  3. Определение порогов чувствительности и применение методов прямого и косвенного шкалирования ощущений. Построение кривых РХП.

  4. Анализ механизмов стереозрения.

  5. Определение коэффициентов константности восприятия.

  6. Диагностика типов памяти. Диагностика памяти с помощью классических методов исследования.

  7. Выбор стратегии заучивания материала: оптимальное распределение упражнений, группировка, осмысление. Выбор системы мнемотехники.

  8. Применение методик двойной стимуляции (модификации метода Л.С. Выготского) для исследования когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления.

  9. Анализ подструктур памяти по функциям, емкости, формам кодирования и процессам переработки информации.

  10. Определение концентрации, объема, распределяемости и переключаемости внимания.

  11. Анализ моделей внимания как селекции и как умственного усилия.

  12. Использование методики изучения эгоцентрической речи.

  13. Использование методики рассуждения вслух и анализа результатов решения дункеровских задач.

  14. Использование метода наводящей задачи в исследованиях процесса мышления.

  15. Выбор метода исследований поведенческих и физиологических реакций при изучении мыслительного процесса.

  16. Выбор методов диагностики творческого воображения и стимуляции творчества.

  17. Выбор методов изучения тревожности, фрустрации. Применение методики диагностики аффективных следов, методик сопряженных моторных реакций и свободных ассоциаций.

  18. Выделение базовой мотивации и механизмов ее преобразования.

  19. Применение методик изучения прерванных и замещающих действий, методик изучения уровня притязаний.

  20. Классификации защитных механизмов личности.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология.- ГЭОТАР -Медиа, 2010

  1. Глуханюк Н.С. Общая психология /Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л. Семёнова.- Академия, 2009

  1. Феоктистова С.В. Психология.- /С.В. Феоктистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева.- Академия, 2009

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Питер, 2009

Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Психология

Нуркова В.В.

2009, ЮРАЙТ

1

-

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.

  3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.




  1. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Помимо чтения основных учебных пособий в нее входит также изучение специальной научной литературы, для чего в большинстве разделов учебной программы предусмотрен отдельный вид самостоятельной работы – изучение монографий, посвященных основным познавательным процессам, и собеседование по основным темам, изложенным в монографии. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 3 экзамена (в конце 2, 3, и 4 семестров). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию.



Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» составлена Завершневой Е.Ю., ст. преподавателем кафедры общей психологии факультета клинической психологии МГМСУ на базе учебных программ, используемых в настоящее время в процессе обучения студентов начальных курсов на факультете психологии МГУ (программы составлены сотрудниками факультета психологии МГУ Петуховым В.В., Насиновской Е.Е., Дормашевым Ю.Б. и Капустиным С.А.)


Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Разработка системы педагогического контроля при проведении сертификационного цикла врачей-офтальмологов
fac -> Кафедра общей психологии
fac -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
fac -> Задачами курса являются
fac -> Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Курс 2, семестр 4, форма обучения очная
fac -> Кафедра клинической психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница