Кафедра нормальной физиологии



Скачать 325.27 Kb.
Дата07.06.2016
Размер325.27 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

Курс _1_, семестр _2_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры нормальной физиологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор _______________ В.П.Дегтярев

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор ____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич



1. Цели и задачи дисциплины
В связи с этим преподавание нормальной физиологии должно быть приближено к практическим задачам медицины в этой области. Преподавание физиологии должно быть построено не только в плане уплотнения информации за счет единого системного подхода во всех разделах (что облегчает усвоение материала), но и с учетом перераспределения материала со смежными дисциплинами. Для клинического психолога очень важны практические умения, которые необходимо формировать с первых курсов обучения. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии всех систем, а также профилизация в преподавании нормальной физиологии уже на младших курсах будет способствовать развитию профессиональ­ного мышления, необходимого клиническому психологу. Предлагаемая программа по физиологии центральной нервной системы для студентов факультета клинической психологии МГМСУ содержит необхо­димый объем информации с учетом необходимости профилирования преподавания.

1.1. Целью преподавания дисциплины является:

представление об основных функциях и закономерностях функциониро­вания центральной нервной системы, других систем организма и механизмах их регуляции;

формирование философского понимания сущности физиологических процессов и общих биологических законов,

формирование у студентов знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин.



1.2. Задачи дисциплины:

обучение системному подходу в понимании физиологических закономерностей организации функций,

дать представление о физиологических механизмах, лежащих в основе нормального функционирования центральной нервной системы, других систем организма, а также при некоторых патологических состояниях;

способствовать усвоению студентами базисного характера физиологических знаний среди медико-биологических дисциплин.



1.3.Коммуникативность

Понимать и уметь использовать знания о жизнедеятельности организма как целого в динамике жизненных процессов;

Понимать роль нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций;

Уметь использовать некоторые методы функциональных клинических исследований, используемых с целью диагностики



1.4.Уровень компетентности

Знание особенностей особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиоло­гических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой.

Знание законов теории управления физиологическими системами организма с

позиции системного подхода.



Методы изучения предмета:

- теоретический (на лекциях, семинарах и практических занятиях),

- экспериментальный (проведение практических работ).

проведение виртуальных задач с помощью компьютерных программ

- демонстрация учебных видеофильмов по всем разделам

- контроль исходного уровня знаний студентов: собеседование, входной программированный контроль.


Контроль и учет результатов усвоения материала предмета

- входной программированный контроль на каждом практическом занятии.

- выходной программированный контроль по завершению каждой темы и раздела физиологии.

- экзамен:

форма проведения: 1) тестовый контроль; 2) вопросы + ситуационные задачи.
2.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
2.1.Студент должен иметь представление о современных

методах исследования:
1. Электроэнцефалография.

2. Стереотаксическая методика .

3. Хронорефлексометрия.

4. Термометрия

5. Спирография

6. Исследование энергетических затрат человека

7. Методы оценки функций эндокринных желез человека

8. Общий анализ мочи и крови.

9.Электромиография.
2.2 Студент должен иметь навыки в определении:

1. параметров жизненной емкости легких;

2. должных величин основного обмена;

3. проприоцептивных рефлексов;




2.3. Перечень дисциплин и разделов, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины:


Наименование

дисциплины



Перечень тем, необходимых для изучения физиологии центральной нервной системы

1.Философия


Темы: Мировоззренческая и методологическая функция фило­софии. Основные законы и категории философии. Познание как отра­жение действительности. Методы и формы научного познания. Различ­ные концепции познания. Религиозное, атеистическое, моральное созна­ние, наука и культура. Материя и сознание. Философские аспекты работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина и др.


2. Латинский язык


Терминология

3. Биология

Темы: Биология клетки. Генотип и фенотип. Индивидуальное развитие, типы, периоды развития. Элементарные процессы организма. Старение организма. Гомеостаз. Общие проблемы здоровья человека. Регенерация как структурная основа гомеостаза. Принципы эволюции органов, функций. Экология. Специфичность экологии человека. Биосфера. Ноосфера.


4. Химия

Темы: Осмотическое и онкотическое давление, основные классы природных органических соединений, их обмен (белки, нуклеиновые кислоты, угле­воды, липиды). Витамины, ферменты, гормоны. Общие пути катаболизма. Биологическое окисление.

5.Физика

Темы: Термодинамика открытых систем, потоки вещества, энергии, энтропии, информации. Гомеостаз. Гомеокинез. Переходные процессы. Биофизика клеточных мембран. Основы электрогенеза. Электрические свойства нервных проводников. Биофизика синаптических процессов. Биофизика мышечного сокраще­ния и расслабления. Элементы теории информации. Элементы теории управления. Организм как система автоматического управления. Гидро­динамика, биомеханика. Акустика, оптика, электричество. Статистика, информатика, кибернетика.

6.Нормальная анатомия

Темы: Строение периферической и центральной нервной системы – неврология. Строение костей черепа. Морфо-функциональная характеристика систем организма: сердечно – сосдистой, дыхательной, пищеварительной, мышечной, мочеполовой.

7.Гистология с эмбриологией и цитологией

Темы: Эмбриология, цитология. Эпителиальная, соединитель­ная ткани. Кровь. Мышечная и нервная ткани. Нервная система. Сер­дечно- сосудистая, эндокринная, дыхательная, пищеварительная, выдели­тельная и половая системы, органы чувств, кроветворения.



3.Объем дисциплины и виды учебной работы


ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



II СЕМЕСТР




Общая трудоемкость диcциплины


120


Аудиторные занятия:



76


Лекции



20

Практические занятия


56


Самостоятельная работа


44


Формы текущего контроля

Опрос, программированный контроль

Виды итогового контроля

Экзамен

4.Содержание дисциплины

2-ой СЕМЕСТР “ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС”

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий





Разделы дисциплины

Лекции

Практические

Самостоят.работа

Всего

1


ВВЕДЕНИЕ Основные понятия

физиологии



1

--

--

1

2

Физиология возбудимых тканей

3(3)

4(12)

15

30

3

Физиология ЦНС

11(11)

9(27)

15

45

4


Нейро-эндокринная

регуляция организма



1(1)

1(3)

4

8


5



Нейро-гуморальная

регуляция системы

крови


1(1)

2(6)

5

12

6


Нейро-гуморальная

регуляция дыхания



1(1)

1(3)

1

5

7


Нейро-гуморальная

регуляция обмена веществ,

энергии, выделения, термо-

регуляции



2(2)

2(5)

4

11


Итого:


20

56

44

120


4.2.Содержание разделов дисциплины


Введение


Нормальная физиология - наука о механизмах жизнедеятельности здорового человека. Понятие об организме, составных его элементах.

Уровни морфо-функциональной организации человеческого организма. Социальная значимость современной физиологии. Диалектико-материалистические основы физиологии. Физиология как научная основа медицины, оценки состояния здоровья и работоспособности человека.

Краткая характеристика развития нормальной физиологии

Период отдельных открытий (принципиальная роль работ У.Гарвея, Р.Декарта). Становление и развитие физиологии в XIX-XX вв. (И.Мюл-лер, К.Бернар, К.Людвиг, З.Дюбуа - Раймон, Г.Гельмгольц. Ф.Мажанди, Ч.Шеррингтон, У.Кеннон, А.Ходжкин, Дж.Экклс, Е.Адриан, Х.Дейл).

Вклад отечественных физиологов в развитие мировой физиологи-ческой науки (А.М. Филомафитский, И.Т. Глебов, Ф.В. Овсянников, И.М. Сеченов, Н.А. Миславский, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ух-томский, А.Ф. Самойлов, Л.А. Орбели, П.К. Анохин, К.М. Быков, Э.А. Асратян, В.В. Парин, В.Н. Черниговский, Л.С. Штерн и др.).

Углубление аналитического направления. Физиология человека и научно-технический прогресс. Использованием достижений техники в физиологии - телеметрия, вычислительная техника, физиологическая кибернетика. Физиология как научная основа диагностики здоровья, здорового образа жизни и прогнозирования функционального состояния и работоспособности человека.

Системный подход к изучению целенаправленного поведения человека в естественных условиях среды обитания, условиях производственно-трудовой, спортивной и других видов деятельности. Изучение влияния социальных факторов на процессы жизнедеятельности организма человека. Клинико – физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций.

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности

эмбрионального и постнатального развития головного мозга.
I. Общая физиология
1.Основные понятия физиологии

Организм. Единство организма и внешней среды. Гомеостаз, гомеокинез.

Клетка. Ее функции.

Ткани организма (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная), основные особенности их функции.



Орган. Физиологические особенности. Структурно-функциональная единица, функциональный элемент.

Физиологическая функция. Параметры. Норма функции. Физиологическая адаптивная реакция. Возрастные изменения функций. Взаимоотношение структуры и функции.

Физиологические основы функций. Раздражимость, возбудимость как основа реакции ткани на раздражение. Возбуждение и торможение как деятельное состояние возбудимой ткани. Их физиологическая роль. Мембранные и внутриклеточные процессы при раздражении клеток.

Основные принципы формирования и регуляции


физиологических функций
Понятие о регуляции (управлении) функций. Уровни регуляции функций. Механизмы регуляции: нервный (соматические рефлексы, аксонрефлекс, вегетативные рефлексы - центральные и периферические), гуморальный (гормоны, метаболиты, органные факторы). Понятие о саморегуляции. Трофическая функция нервной системы.

Рефлекс - основной механизм приспособительного реагирования организма на изменения условий внутренней и внешней среды. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы (Р.Декарт, Г.Прохазка, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин). Рефлекторный путь. Обратная афферентация и ее значение. Понятие о приспособительном результате. Теория нервизма (С.П.Боткин, И.П.Павлов). Принципы рефлекторной теории (детерминизм, анализ и синтез, единство структуры и функции). Классификация рефлексов.

Факторы гуморальной регуляции. Характеристика и классификация физиологически активных веществ. Отрицательная обратная связь в механизмах гуморальной регуляции. Взаимоотношения нервных и гуморальных механизмов регуляции функций. Рецепция физиологически активных веществ. Представление о вторичных “посредниках” передачи информации внутрь клетки.

Системная организация функций (И.П.Павлов, П.К.Анохин). Понятие системы. Уровни системной организации. Кибернетический подход к процессам регуляции. Физиологическая система. Функциональная система, схема ее структурной организации и системообразующий фактор. Принцип саморегуляции постоянства внутренней среды организма. Регуляция и прогнозирование. Физиологическая реакция как результат действия раздражителя, состояние компонентов реагирующей системы.

Возрастные особенности формирования и регуляции физиологических функций. Системогенез.
2.Физиология возбудимых тканей

.

Мембранный потенциал, его происхождение. Современные представления о строении и функции мембран. Ионные каналы мембран, их классификация. Ионные градиенты клетки, их механизмы. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации. Потенциал действия, его фазы, их происхождение. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Рефрактерность и ее причины.

Критерии оценки возбудимости: пороговая сила, пороговое время, критический уровень деполяризации. Действие постоянного тока на возбудимые ткани. Закон “все или ничего”, закон “силы”, полярный закон, электротон, катодическая депрессия, аккомодация. Закон “силы-времени” (реобаза, хронаксия). Лабильность. Парабиоз (Н.Е.Веденский).

Механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам. Характеристика волокон групп А, В, С. Электронейрография.



Синапс. Строение и классификация синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах (электрических, химических). Медиаторы, их синтез, секреция, переход в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами постсинаптической мембраны. Модуляторы. Постсинаптические потенциалы. Роль пресинаптических рецепторов.

Рецептор. Классификация, основные свойства и особенности. Рецепторные и генераторные потенциалы. Кодирование сигналов в рецепторах. Регуляция функции рецепторов. Понятие о рецептивном поле и рефлексогенной зоне. Способы изучения возбудимости рецепторов.

Мышца. Физические и физиологические свойства мышц. Типы мышечных сокращений. Одиночное сокращение, его фазы. Суммация сокращений и тетанус. Зависимость амплитуды сокращения от частоты раздражения. Оптимум и пессимум. Двигательные единицы и их особенности в разных мышцах. Современная теория мышечного сокращения и расслабления. Биоэлектрические, химические и тепловые процессы в мышцах. Электромиография. Основные отличия в строении и функционировании скелетной и гладкой мышц.
3.ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС. Транспорт веществ и ток аксоплазмы. Нейросекреция и пиноцитоз. Особенности структуры и метаболизма нейронов в различных областях мозга. Особенности возникновения возбуждения в нейроне. Интеграция синаптических процессов на нейроне. Функциональный элемент мозга. Гемато-энцефалический барьер. Глия, ее функции.

Методы исследования функций ЦНС. Перерезка, разрушение, раздражение. Стереотоксическая методика. Электрофизиологические методики исследования (электроэнцефалография и др.). Внутримозговое введение веществ (методика микроинъекций и микроионофореза). Гистохимические, радиоиммунологические методики. Электронная микроскопия. Хронорефлексометрия. Нейрокартография.

Закономерности и особенности возбуждения в ЦНС. Понятие о нервных цепях. Пространственная и временная суммация возбуждений, трансформация ритма возбуждений, посттетаническая потенциация. Низкая лабильность ЦНС, ее утомляемость, чувствительность к нейротропным средствам. Понятие о синаптоактивных веществах.

Основные принципы распространения процессов возбуждения в ЦНС. Дивергенция как элемент мультипликации и основа иррадиации возбуждения в нейронных цепях. Конвергенция возбуждений, определяющая интегративные функции нейрона и его участие в системной деятельности организма, одностороннее проведение возбуждений, центральная задержка, реверберация.

Торможение в ЦНС (И.М.Сеченов, Ф.Гольц, Г.Мегун). Современные представления о механизмах центрального торможения (Дж.Экклс, Реншоу). Основные виды торможения (постсинаптическое, пресинаптическое) и их механизмы.

Общие принципы координационной деятельности ЦНС (Ч.Шеррингтон). Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов. Принципы переключения (И.М.Сеченов), реципрокности, облегчения, окклюзии, обратной связи, проторения пути, общего “конечного пути”, доминанты (А.А.Ухтомский). Многоуровневая регуляция ЦНС соматических и вегетативных функций. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции функции. Современное представление об интегративной деятельности ЦНС. Системная организация функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративнопусковых систем. Концепция о жестких, генетически детерминированных блоках (модулях) и гибких, вероятностно детерминированных звеньях системы мозга.

Роль различных отделов ЦНС в регуляции двигательных реакций , мышечного


тонуса:

Спинной мозг. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Характеристика спинальных животных. Функции передних и задних корешков. Сегментарный и межсегментарный принципы работы спинного мозга. Центры спинного мозга. Клинически важные спинальные рефлексы у человека, Н-рефлекс. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. Проводниковые функции спинного мозга. Место спинного мозга в системной иерархии центральной нервной системы.

Продолговатый мозг и мост. Сегментарный и надсегментарный принципы их структурно-функциональной организации. Центры продолговатого мозга и моста, их участие в процессах саморегуляции функций. Роль продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса. Рефлексы позы (лабиринтные, шейные, фиксации взора). Проводниковая функция продолговатого мозга и моста. Участие продолговатого мозга и моста в интегративной деятельности ЦНС.

Средний мозг. Роль среднего мозга в процессах саморегуляции функций. Рефлекторная деятельность среднего мозга. Функции четверохолмия, красных ядер, черного вещества, ядер III, IV пар черепных нервов, синего пятна, центрального серого вещества. Участие среднего мозга в осуществлении фазнотонической деятельности мышц. Установочные рефлексы: статические и статокинетические рефлексы (Р.Магнус). Ориентировочные рефлексы. Механизм поддержания равновесия тела. Проводниковая функция среднего мозга. Участие среднего мозга в интегративной деятельности ЦНС.

Мозжечок. Афферентные и эфферентные связи мозжечка. Коррегирующие и стабилизирующие влияния мозжечка на моторную функцию. Участие в организации двигательных программ. Роль тормозящих нейронов коры мозжечка. Взаимоотношения между корой мозжечка и его ядрами, а также вестибулярным ядром. Антигравитационная функция мозжечка. Участие мозжечка в процессах регуляции вегетативных функций (Л.А.Орбели). Место мозжечка в интегративной деятельности ЦНС.

Ретикулярная формация. Особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга, особенности свойств ее нейронов. Связи ретикулярной формации с основными проводящими путями головного мозга. Нисходящие влияния ретикулярной формации (тормозящие и облегчающие) на рефлекторную деятельность спинного мозга (И.М.Сеченова, В.М.Бехтерев, Г.Мегун). Участие ретикулярной формации в поддержании и перераспределении мышечного тонуса (Р.Гранит). Значение ретикулярной формации в регуляции вегетативных функций.

Восходящие активирующие влияния ретикулярной формации (Г.Мегун, Дж.Моруцци). Роль ретикулярных механизмов в переработке сенсорной информации, процессах бодрствования и сна. Участие ретикулярной формации в интегративной деятельности ЦНС.



Таламус - коллектор афферентных путей. Функциональная характеристика специфических (релейных, ассоциативных) и неспецифических ядер таламуса. Соматотопическая организация представительства рецепторных полей в релейных ядрах. Роль перекрытия в них экстероцеп-тивных и интероцептивных полей в формировании “отраженной чувствительности” (Г.А.Захарьин, Х.Гед, Р.А.Дуринян). Участие ядер таламуса в формировании болевых ощущений. Таламо-кортикальные и кортико-таламические взаимоотношения. Их значение в интегративной деятельности мозга.

Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп. Особенности их нейронов (нейрорецепция, нейросекреция, обилие кровоснабжения). Гипоталамус - высший подкорковый вегетативный центр, обеспечивающий интеграцию соматических, вегетативных и эндокринных функций. Его роль в управлении гомеостатическими процессами. Участие гипоталамуса в формировании мотиваций, эмоций, стресса, биоритмов. Значение гипоталамуса в интегративной деятельности ЦНС.

Лимбическая система. Роль лимбической системы в формировании мотиваций, эмоций, организации памяти. Участие лимбических структур в саморегуляции вегетативных функций и интегративной деятельности ЦНС. Концепция обонятельного и висцерального мозга. Лимбическая (поясная) кора, ее связи и функции.

Гиппокамп. Роль гиппокампа в механизмах памяти и обучения.

Миндалина, ее участие в регуляции вегетативных функций, эмоционального сопровождения вегетативных реакций, в модулировании эмоций и мотиваций.

Участие структур конечного мозга в формировании агрессивно – оборонительных форм поведения. Тревога, страх, проконфликтное поведение.



Базальные ядра. Роль в формировании тонуса и сложных двигательных актов, в организации и реализации двигательных программ. Концепция “командного нейрона”. Функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы. Значение дофаминэргических и других связей. Двусторонние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий, их значение в интегративной деятельности ЦНС.

Кора больших полушарий головного мозга. Роль коры в формировании системной деятельности организма. Представление о кортикализации функций в процессе эволюции ЦНС.

Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры. Колонковая организация коры. Современные представления о локализации функций в коре. Полифункциональность корковых областей. Иррадиация и конвергенция возбуждений различной модальности в коре. Роль тормозящих нейронов в обеспечении аналитико-синтетической деятельности коры. Пластичность коры (Э.А.Асратян). Корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения (К.М.Быков). Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий у человека. Латерализация мозга и психическое здоровье.

Участие различных отделов мозга в обеспечении интегративной функции ЦНС.

Вегетативная нервная система. Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Принципы организации афферентного и эфферентного звена вегетативных рефлексов. Вегетативные ганглии, их функции. Преганглионарные и постганглионарные нервные волокна и их функциональные различия (Дж.Ленгли). Механизмы передачи возбуждения в вегетативных ганглиях. Медиаторы вегетативной нервной системы. Основные виды рецептивных субстанций (адренергические, холинэргические и др.) и вегетотропных синаптоактивных веществ.

Влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы. Синергизм и относительный антагонизм их влияния. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.

Вегетативные центры. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

Участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов. Вегетативные компоненты поведения.


4.Нейроэндокринная регуляция организма
Жидкие среды организма и их роль в регуляции функций.

Общий обзор желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Тканевые гормоны. Гипофиз и его возникновение в эмбриогенезе, контролируемые им железы внутренней секреции. Понятие о тропных гормонах. Пептидергический нейрон.

Нейрогипофиз. Нейросекреция и классические нейропептиды: окситоцин и аргинин-вазопрессин (антидиуретический гормон). Аденогипофиз. Особая сосудистая система аденогипофиза. Регулирующие влияния либеринов и статинов. Физиологическая роль гормонов и пептидов семейства проопиомеланокортина. Изменение набора программ физиологических регуляций при процессинге пептидов. Тиролиберин как эндогенный антидепрессант. Его участие в регуляции вегетативных функций и процессов на уровне ЦНС. Гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система и ее участие в формировании стрессорного ответа организма животных и человека. Гипоталламус и нейро-иммунологические механизмы регуляции.

Функциональная характеристика отдельных желез внутренней секреции:

щитовидная железа, паращитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы, эпифиз, вилочковая железа. Гормоны коры надпочечников. Минералокортикоиды и их роль в регуляции минерального и водного баланса организма. Значение глюкокортикоидов. Роль половых гормонов надпочечников. Функции мозгового вещества надпочечников. Значение адреналина и норадреналина в процессах адаптации организма. Щитовидная железа. Влияние гормонов щитовидной железы на окислительные процессы и теплопродукцию. Околощитовидные железы и их значение в регуляции обмена кальция и фосфора. Значение тимуса, его роль в иммунологических функциях. Эндокринная функция поджелудочной железы. Значение гормонов поджелудочной железы для регуляции обмена веществ (инсулин, глюкагон и др). Половые железы. Мужские и женские половые гормоны и их физиологическая роль в формировании пола и регуляции процессов размножения, психических функций и поведения. Эндокринная функция плаценты. Роль эпифиза

Гормоны диффузной эндокринной системы. Тканевые гормоны. Регуляторные пептиды.



II.ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

5.Нейро-гуморальная регуляция системы крови


Понятие о системе крови и её свойствах. Современные клинические методы исследования крови. Состав крови человека. Основные физиологические константы крови и механизм их поддерживания. Количество крови в организме: вязкость, плотность. Плазма и форменные элементы. Гематокрит. Белки плазмы крови. Электролитный состав плазмы. Осмотическое и онкотическое давление. Функциональная си­стема, поддерживающая постоянство кислотно-щелочного равновесия крови.

Функциональная система,регулирующая осмотическое давление крови.Эритроциты методы подсчета. Гемоглобин его свой ства и соединения. Количество гемоглобина, методы определения. Цветной показатель, методы его определения. СОЭ, её механизм. Нервная и гуморальная регуляция эритропоэза. Лейкоциты их виды, количество, методы определения (подсчет). Лейкоцитарная формула. Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза. Тромбоциты, их количество, строение функции:

Понятие о гемостазе. Процесс свертывания крови и его значения. Современные теории свертывания крови. Факторы ускоряющие и замедляющие свертывания крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Кровезамещающие растворы.

6.Нейро-гуморальная регуляция дыхания


Значение дыхания для организма. Внешнее дыхание.

Состав вдыхаемого(атмосферного), выдыхаемого, альвеолярного воздуха.

Методы исследования. Биомеханика вдоха и выдоха. Физиология дыхательных путей. Параметры жизненной емкости легких

Спирометрия, спирография, пневмотахография. Газообмен в легких.



Транспорт кислорода и углекислого газа. Газообмен в тканях. Понятия парциального напряжения крови и парциального давления. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Кислородная емкость крови.

Рефлекторная регуляция дыхания (рефлекс Геринга-Брейера). “Саморегуляция” дыхания. Организация дыхательного центра. Соотношение нервной и. Сочетание гуморальной регуляции при дыхании. Хеморецепторы газовых показателей. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию. Синдром внезапной остановки дыхания. Роль различных отделов нервной системы в регуляции дыхания и речевой функции.

Функциональная система, обеспечивающая поддержание постоянства газовой среды организма.


7.Нейро-гуморальная регуляция обмена веществ, энергии, терморегуляции, выделения.
Общее понятие об обмене веществ в организме. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ. Общее представление об обмене и специфическом синтезе в организме жиров, углеводов, белков. Азотистое равновесие. Положительный и отрицательный баланс азота. Регуляция обмена питательных веществ в организме. Значение минеральных веществ и микроэлементов, потребность в них. Значение воды для организма. Факторы, определяющие ее распределение и перемещение в организме. Регуляция водного и минерального обмена. Витамины, их физиологическая роль. Общая характеристика основных групп витаминов Суточная потребность в белках, жирах и углеводах, а также минеральных солях и витаминах. Физиологические основы рационального питания.

Энергетический баланс организма. Учет прихода и расхода энергии, физическая калориметия. Калорическая ценность различных пищевых веществ. Физиологическая калориметрия. . Прямая и непрямая калориметрии. Анализ энергозатрат по количеству потребляемого кислорода. Дыхательный коэффициент и его значение. Основной обмен, величина и факторы его определяющие. Специфически- динамическое действие питательных веществ. Рабочий обмен, величина и факторы. Энергетические затраты организма при различных видах труда. Физиологические нормы питания. Функциональная ситема, обеспечивающая поддержание постоянства температуры внутренней среды.

Выделение. Системные механизмы, обеспечивающие очищение организма от конечных продуктов обмена веществ. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования, роль нервной системы и гормонов. Рефлекторная регуляция мочеиспускания.

Гомеостатические функции почек. Механизмы поддержания постоянства кислотно–основного состояния, осмотического давления плазмы крови. Регуляция процессов выделения.





4.3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
II СЕМЕСТР-“ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС”

1.Введение в курс нормальной физиологии. Основные принципы формирования и организации физиологических функций.

2.Физиология возбудимых тканей. Биоэлектрические явления в тканях.

3.Свойства скелетной мускулатуры.

4.Физиология синапсов.

5.Общие свойства ЦНС. Процессы возбуждения в ЦНС.

6. .Процессы торможения в ЦНС.

7.Роль различных отделов ЦНС в формировании мышечного тонуса. Физиология спинного мозга.

8.Физиология продолговатого мозга.

9. Физиология среднего мозга.

10.Физиология мозжечка и ретикулярной формации.

11..Физиология промежуточного мозга.

12. Физиология стриапалидарной системы.

13.Физиология коры больших полушарий.

14.Физиология вегетативной нервной системы.

15. Нейро-эндокринная регуляция функций.

16.Роль ЦНС в регуляции системы крови. Основные ФУС крови.

17.Роль ЦНС в регуляции системы дыхания. Функциональная система, определяющая постоянство газового состава крови.

18.Роль ЦНС и ВНС в регуляции процессов выделения.

19.Роль ЦНС в регуляции обмена веществ и энергии.



4.4.Тематический план практических занятий
II семестр –“Физиология ЦНС”

1. Введение в предмет. Основные понятия физиологии.

2. Физиология возбудимых тканей. Электрические явления в возбудимых тканях.

3. Методы исследования возбудимых тканей. Законы раздражения.

4. Физиология нервов, мышц, синапсов.

5. Итоговое занятие по разделу”Физиология возбудимых тканей”.

6. Общая физиология ЦНС. Возбуждение в ЦНС (семинар).

7. Общая физиология ЦНС. Возбуждение в ЦНС.

8. Общая физиология ЦНС. Торможение в ЦНС (семинар)

9.Общая физиология ЦНС. Торможение в ЦНС.

10.Частная физиология ЦНС. Роль различных отделов ЦНС в регуляции физиологических функций и мышечного тонуса(семинар).

11.Частная физиология ЦНС. Роль различных отделов ЦНС в регуляции физиологических функций и мышечного тонуса

12.Физиология вегетативной нервной системы.

13..Физиология желез внутренней секреции.

14.Итоговое занятие по разделам: ЦНС, ВНС, ЖВС.

15.Раздел :”Кровь”.Физико-химические свойства крови. Форменные элементы крови. Защитные функции крови. Группы крови. Резус-принадлежность.

16.Раздел: ”Дыхание”. Внешнее дыхание. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Нейро-моральная регуляция дыхания.

17. ”Дыхание”, ”Кровь”(семинар)

18. ”Обмен веществ, энергии”, “Выделение”.

(семинар)

19.Итоговое занятие семестра
4.5. Внеаудиторная самостоятельная работа


№ п\п

Изучаемые вопросы

Практические умения

Формы контроля

Количество часов

1


II СЕМЕСТР

Введение в физиологию Краткая характеристика развития нормальной физиологии человека Становление и развитие физиологии (У.Гарвей, Р.Декарт, И.Мюллер, К.Бернар, Э.Дюбуа-Реймон, Г.Гельмгольц, Ч.Шеррингтон, У.Кеннон ДР.).

Вклад отечественных физиологов в развитие мировой физиологичес­кой науки (А.М.Филомафитский, И.Т.Глебов, Д.В.Овсянников, И.М.Се­ченов, Н.А.Миславский, И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, А.А.Ухтомский, А.Ф.Самойлов, Л.А.Орбели, К.М.Быков, Э.А.Асратян, В.В.Парин, В.Н.Черниговский, Г.И.Косицкий, Л.С.Штерн, П.К.Анохин). Особенности современного периода развития физиологии Развитие аналитического направления. Использование достижений техники в физиологии - телеметрия, вычислительная техника, физиологи­ческая кибернетика и др.

Системный подход к изучению целенаправленного поведения чело­века в естественных условиях, условиях производственно-трудовой, спор­тивной и других видов деятельности. Влияние социальных факторов на процессы жизнедеятельности организма человека.




Методы исследования в физиологии и приборы.

Собеседование

2

2

Физиология клеточных мембран. История открытия, развитие представлений о свойствах клеточных мембран

Методы изучения мембр. потенциала

собеседование

2

3

Физиология возбудимых тканей История открытия электрических явлений в возбудимых тканях (Л.Гальвани, Э.Дюбуа-Реймон) Парабиоз (Н.Е.Введенский).

Хронаксиметрия

Собеседование

2

4


Физиология мышечного сокращения Законы действия постоянного тока на возбудимые ткани и их клиническое применение.

Элект- ромиог

рафия


Собеседование

2



5.

Подготовка к итоговому занятию по

разделу”Физиология возбудимых тканей”









8



6

Общая физиология ЦНС Электрофизиологические методы исследо­вания (электроэнцефалография, регистрация вызванных потенциалов и

нейронной активности). Внутримозговое введение вещества (микроинъек­ция и микроионофорез). Гистохимические, радиоиммунологические ме­тоды. Электронная микроскопия. Хронорефлексометрия.




Электроэнцефалография

Собеседование

2

7


Роль различных отделов ЦНС в регуляции физиологических функций Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры. Колон­ковая организация коры. Современные представления о локализации функций в коре. Полифункциональность корковых областей. Иррадиация и конвергенция возбуждений различной модальности в коре. Роль тормо­зящих нейронов в обеспечении аналитико-синтетической деятельности коры. Пластичность коры (Э.А. Асратян).

Хроно

рефлексометрияСтереотаксический метод



Собеседование


2


8

Корково-подкорковые и кор­ково-висцеральные взаимоотношения (К.М. Быков). Парность в деятель­ности коры больших полушарий. Функциональная асимметрия полуша­рий у человека.




Собе-седо-вание


2



9

Физиология вегетативной нервной системы Основные виды рецептивных субстанций (адренергические, холинергические и др.) и вегетотропных синаптоактивных веществ. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полу­шарий в регуляции вегетативных функций.




Собеседование

2

10

Общая физиология ЖВС Методы изучения желез внутренней секреции

Методы изучения ЖВС

Собеседование

2

11

Физиология поджелудочной железы, половых желез Эпифиз. Роль его гормонов в регуляции функций организма ("биологические часы") и др.). Вилочковая железа, ее функции.Гормоны энтериновой системы. Тканевые гормоны. Регуляторные пептиды.


Методы оценки функций эндокринных желез

Собеседование

2

12

Физико-химические свойства крови Внесосудистые жидкие среды организма (интерстициальная, спин­но-мозговая, синовиальная, плевральная, перитонеальная, жидкая среда глазного яблока, слизь, ротовая жидкость). Их роль в обеспечении жизнедеятельности клеток организма.


Фотометрия

Собеседование

2

13.


Подготовка к итоговому занятию по

разделам”ЦНС.Железы внутренней секре

ции”








10

14

Форменные элементы крови. Тромбоциты: их строение, количество, функции. Возрастные изменения системы крови.


Цитофотометрия

Собеседование

2

15

Свертывание, антисвертывание и фибринолиз крови как главные компоненты функциональной системы поддержания ее жидкого состоя­ния. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови.

Тромбоэластография

Собеседование

2

5.Лабораторный практикум: не предусмотрен
6.Перечень основных практических навыков и умений, осваиваемых в ходе

изучения дисциплины

Студент должен иметь представление о современных

методах исследования:
1. Электроэнцефалография.

2. Стереотаксическая методика .

3. Хронорефлексометрия.

4. Термометрия

5. Спирография и спирометрия.

6. Исследование энергетических затрат человека

7. Методы оценки функций эндокринных желез человека

8. Общий анализ мочи и крови.


Студент должен иметь навыки в определении:

1. параметров жизненной емкости легких;

2. должных величин основного обмена;

3. проприоцептивных рефлексов;


ИННОВАЦИИ

Новые практические задачи(виртуальные),выполняемые

с помощью компьютерных программ

1.Электромиография мышц человека.

2.Зависимость амплитуды сокращений скелетной мышцы от силы раздражения.

3.Регистрация сокращений сердечной мышцы на действие раздражителя.

4.Закон анатомической и физиологической целостности нерва.

5.Скорость проведения возбуждения по нервам разного диаметра.

6.Сокращение мышцы при увеличении частоты раздражения.

7.Зависимость силы сокращения мышцы от её исходной длины.

8.Изменение дыхательногообъема и парциального давления

углекислого газа в выдыхаемом воздухе в зависимости от длительности

задержки дыхания.

9.Влияние различных факторов на кривую диссоциации оксигемоглобина.



7.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Физиология человека в 2- т. /Под ред. В.М. Покровского : Т.1: Медицина, 2011

  1. Физиология человека в 2- т. /Под ред. В.М. Покровского :Т.2: Медицина, 2011

  1. Физиология сенсорных систем в вопросах и ответах (ситуационные задачи) /Под ред. С.М. Будылиной, В.П. Дегтярёва.- МГМСУ, 2010


8.Материально-техническое обеспечение

Учебные комнаты-4

Компьютерный центр

Оборудование:

Компьютеры

Видеомагнитофон

Телевизор

Миографы


Кимографы

Усилители

Стимуляторы

Камеры Горяева

Спирографы

Спировит
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Использовать методические разработки к практическим занятиям и тестовые задания для контроля знаний студентов, разработанные коллективом кафедры.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ “НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ”

СОСТАВЛЕНА : В.П.ДЕГТЯРЕВ, проф., докт.мед.наук, зав.кафедрой

Ю.Л.ПАЦЕВИЧ, проф, докт.мед.наук



С.М.БУДЫЛИНА, проф., докт.мед.наук




Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Разработка системы педагогического контроля при проведении сертификационного цикла врачей-офтальмологов
fac -> Кафедра общей психологии
fac -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
fac -> Задачами курса являются
fac -> Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Курс 2, семестр 4, форма обучения очная
fac -> Кафедра клинической психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница