Кафедра клинической психологии



Скачать 140.42 Kb.
Дата27.04.2016
Размер140.42 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»

Курс _3_, семестр _6_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор ____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Профессиональная теоретическая и практическая подготовка будущих психологов к проведению нейропсихологической диагностики и коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике трудностей обучения детей с парциальными отклонениями в развитии ВПФ.
Задачи дисциплины:


  • Овладение теоретическими основами детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению;

  • Овладение методами нейропсихологического обследования детей 5-10 лет с целью выявления сильных и слабых сторон развития ВПФ ребенка;

  • Знакомство с основными методами нейропсихологической коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике отставания в развитии ВПФ.

Компетентность:

Умение проводить нейропсихологическую диагностику и коррекционно-развивающую работу.



Коммуникативность:

Сформированное умение взаимодействия с пациентами детского возраста с нейропсихологическими нарушениями, их родителями и медицинским персоналом.



б) Студент должен иметь навыки:

  • Теоретического овладения частными методами диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения.

  • Учета принципа системного строения ВПФ в применении к коррекционному обучению.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

в) Студент должен иметь представление о:

  • Концепции А.Р.Лурия о 3 функциональных блоках мозга и их значения для анализа трудностей обучения..

  • Значение теории интериоризации психических функций Л.С.Выготского для построения эффективных методов коррекционно-развивающего обучения.

  • Понятие «нормы» в нейропсихологии.

  • Уровнях серийной организации речи и их диагностике.

  • Произвольном внимании детей с трудностями обучения.

  • Зрительно-пространственной дисграфии, ее симптомах и механизмах.


г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: нейро- и патопсихологии, психологии развития.





  1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоемкость дисциплины










VI




60







60

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • семинарские занятия (СЗ)

34

10

24









34

10

24



Самостоятельная работа (СР)

26







26

Формы текущего контроля


Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов, схем, выполненных студентом самостоятельно.



Вид итогового контроля

Зачет


Экзамен

+





  1. Содержание дисциплины




    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

СЗ

СР




1.

Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению.

2

4

4

10

2.

Методы диагностики развития высших психических функций.

4

10

12

26

3.

Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения.

4

10

10

24




Зачет



















10

24

26

60


2.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению.

Принципы нейропсихологии Выготского-Лурии. Структурно-функциональная организация мозга и ее становление в онтогенезе.


Раздел 2. Методы диагностики развития высших психических функций.

Формирование функций III и II блоков мозга и их диагностика. Переработка кинестетической, слуховой, зрительной, полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации.


Раздел 3. Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения.

Нейропсихологические основы коррекционно-развивающего обучения. Методы развития и коррекции ВПФ. Общие вопросы организации коррекционно-развивающего обучения.




Тематический план лекций.

3 курс, 6 семестр

  1. Социальный генезис высших психических функций (ВПФ). Теория формирования ВПФ как процесса интериоризации (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин). Понятие «зона ближайшего развития» и его применение в нейропсихологической диагностике и коррекции. Динамическая организация и локализация ВПФ. Понятие функциональной системы и возможность перестройки функциональных систем. Представление о «хроногенной локализации» функций Л.С.Выготского и его значение для детской нейропсихологии. Концепция А.Р.Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга. Функции блоков. Иерархическое строение блоков мозга. Общие закономерности созревания блоков. Соотношение биологического и социального в формировании психических фунуций. Нейропсихология индивидуальных различий как основа применения нейропсихологических методов в школьной практике.

  2. Эфферентная (серийная) организация произвольных движений и действий. Становление серийной организации. Методы диагностики: уровень мануальных движений, уровень артикуляторных программ, синтаксический уровень, уровень текста. Программирование и контроль произвольных действий. Становление произвольной регуляции действий. Переработка кинестетической информации. Роль кинестетической информации в организации произвольных действий (по Н.А.Бернштейну). Переработка слуховой информации. Роль левого полушария в переработке слуховой информации. Переработка зрительной информации. Стратегии левого и правого полушарий в обработке зрительной информации. Роль речи в формировании зрительных образов. Переработка полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации.

  3. Необходимость синдромного (системного) анализа картины недоразвития ВПФ и выявления первичного дефекта. Учет принципа системного строения ВПФ в коррекционном обучении. Стратегии нейропсихологической реабилитации: (1) аналитические: а) «атака слабости», б) развитие «сильных» компонентов, в) смешанные; (2) холистическая – интерактивный подход; (3) системная – создание (развитие) функциональной системы с опорой на сохранные звенья и «выращивание» слабого звена в процессе специально организованного социального взаимодействия.


2.3. Тематический план практических занятий по семинарам.

3курс, 7семестр


  1. Системность строения высших психических функций. Анализ системного строения функции письма. Учет принципа системного строения ВПФ в диагностике. Основные причины реорганизации функциональных систем: онтогенетические изменения, изменения в процессе автоматизации, применение различных когнитивных стратегий. Гетерохрония и неравномерность развития психических функций как проявления видовой и индивидуальной генетической программы развития. Закономерности формирования пространственных и квази-пространственных функций. Стратегии левого и правого полушарий в обработке зрительно-пространственной, информации. Понятие «синдром» в нейропсихологии детского возраста. Топический и функциональный диагноз. Тенденции развития нейропсихологической диагностики.

  2. Методы диагностики состояния функций программирования и контроля: пробы и методы наблюдения. Особенности трудностей обучения у младших школьников с отставанием в развитии функций программирования и контроля. Методы диагностики процессов переработки кинестетической информации. Трудности в речи и письме у детей с отставанием в развитии функций переработки кинестетической информации. Методы диагностики процессов переработки слуховой информации. Трудности в речи и письме у детей с недоразвитием слухоречевых функций. Методы диагностики процессов переработки зрительной информации. Варианты трудностей обучения у младших школьников с отставанием в развитии зрительных функций. Диагностика развития пространственных и квази-пространственных функций. Трудности обучения детей с функциональной слабостью аналитических и холистических стратегий переработки зрительно-пространственной информации.

  3. Методика развития функций программирования и контроля действий «Школа внимания» (Н.М.Пылаева, Т.В.Ахутина, 1997). Организация учебной деятельности и взаимодействие специалистов в крррекционно-развивающем обучении. Разработка коррекционно-развивающих программ на основе функционального нейропсихологического диагноза. Методы контроля успешности коррекционных курсов.


2.4. Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы



Вид контроля

Часы

1.

Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Системное строение письма. Нейропсихологическая классификация дисграфий».


Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

10

2.

Методы диагностики развития высших психических функций.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Методы исследования развития функций программирования и контроля».


Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

12

3.

Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Стратегии коррекционно-развивающей работы».


Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

Всего

26


3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.



4. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  1. Углубление и конкретизация теоретических знаний о нейропсихологической диагностике детей, имеющих парциальные отклонения в развитии ВПФ.

  2. Углубление и конкретизация теоретических знаний о коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими трудности в обучении.

  3. Подготовка к оказанию психодиагностической и коррекционной помощи в обучении детям с отклонениями в развитии ВПФ.



5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.


б) Дополнительная литература:

  1. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика: учебное пособие /К.Ф. Седов.- Изд.2-е перераб. и доп., М: Лабиринт. .-2009, -303с.

  2. Нейропсихолингвистика: хрестоматия /сост. К.Ф. Седов, М.: Лабиринт.-2009, 206с.


5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  • Учебные комнаты.

  • Учебно-методическая литература.

  • Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.


5.3. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.


6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Практическое занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии.

Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.


ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Контр.раб (2)

Тесты


Эссе

Реферат


Ответы на занятии

25-30

15-30


20-20

10-10


0 -10

Всего: 70 - 100



ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Экзамен 10-20-30 баллов



Рабочая учебная программа по дисциплине «Нейропсихология детского возраста» составлена Каширской Е.В., старшим преподавателем кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ
Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Разработка системы педагогического контроля при проведении сертификационного цикла врачей-офтальмологов
fac -> Кафедра общей психологии
fac -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
fac -> Задачами курса являются
fac -> Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Курс 2, семестр 4, форма обучения очная
fac -> Кафедра клинической психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница