Кафедра клинической психологии



Скачать 189.85 Kb.
Дата27.04.2016
Размер189.85 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_____» _________________2012




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«11» мая 2012 года Протокол № 10

Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор____________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель комиссии, профессор ___________________ Н.А. Сирота


  1. Цель и задачи дисциплины: освоение базовых теоретических знаний и методологии в области нейропсихологии, ознакомление с исследовательскими парадигмами и методами нейропсихологического исследования взрослых и детей, формирование представления о месте и значении исследований высших психических функций в контексте психологической науки.

Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и основных исследовательских парадигм по следующим разделам:



  • Общее представление о принципах нейропсихологии, теоретических основах и ее месте среди наук о человеке.

  • История возникновения и развития нейропсихологии.

  • Представление о специфике предмета изучения и применении методов нейропсихологического исследования взрослых и детей.

  • Прикладное значение данной науки.

  • Основы экспериментальных исследований и тенденции в современной нейропсихологии.

Компетентность:

Умение проводить нейропсихологическую диагностику и коррекционно-развивающую работу.

Коммуникативность:

Сформированное умение взаимодействия с пациентами детского возраста с нейропсихологическими нарушениями, их родителями и медицинским персоналом.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) Студень должен знать и уметь использовать

  • Основные теоретические подходы, историю их возникновения и развития в отечественной и зарубежной нейропсихологии.

  • Методы нейропсихологического обследования и принципы анализа результатов..

  • Современные экспериментальные парадигмы, особенности современных исследований в когнитивной нейропсихологии.

б) Студент должен иметь навыки:

  • Критического анализа теоретических подходов к изучению состояния высших психических функций.

  • Сравнительного анализа различных направлений на пути становления нейропсихологии.

  • Оценки результатов экспериментальных исследований с точки зрения различных исследовательских парадигм.

  • Применения методов нейропсихологического обследования в клинике локальных поражений мозга.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

в) Студент должен иметь представление о:

  • Специфике нейропсихологического знания и связях нейропсихологии с медициной, лингвистикой, психологией и другими науками.

  • Основных фактах и проблемах в области нейропсихологии.

  • Основах детской нейропсихологии

  • Нейролингвистических исследованиях нормы и патологии.

  • Современных on-line методах исследования в когнитивной нейропсихологии.

г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по психологическим и медико-биологическим дисциплинам, в том числе по: введению в общую психологию, общей психологии, философии, психолингвистике, психологии развития, анатомии ЦНС и физиологии ВНД




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоемкость дисциплины

90

90

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

51

15

36



51

15

36



Самостоятельная работа (СР)

39

39

Формы текущего контроля


Контрольная работа (3)

Заключение




60- 90

10-10


Всего: 70 - 100

Вид итогового контроля

Экзамен

10-20-30 баллов







  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

ПЗ

СР




1.

Общая характеристика нейропсихологии как науки


1

2

1

4

2.

История возникновения и развития нейропсихологии.

1

2

3

6

3.

Принципы нейропсихологии.

2

3

4

8

4.

Структурно-функциональная организация мозга.

2

5

5

12

5.

Функциональная асимметрия и взаимодействие левого и правого полушария.

1

3

5

9

6.

Синдромы поражения (недоразвития) 3-го функционального блока мозга.

2

5

6

13

7.

Синдромы поражения (недоразвития) 1-го функционального блока мозга.

2

3

5

10

8.

Синдромы поражения (недоразвития) 2-го функционального блока мозга.

2

5

4

9

9.

Нейропсихология индивидуальных различий.

1

4

2

5

10.

Школьная нейропсихология.

1

2

3

9




Экзамен




2




2







15

36

39

90


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общая характеристика нейропсихологии как науки.

Общее представление о нейропсихологии. Место нейропсихологии среди наук о человеке. Динамика проблематики нейропсихологии. Направления нейропсихологии.

Раздел 2. История возникновения и развития нейропсихологии.

История создания нейропсихологии, ее источники. Вклад Л. С. Выготского и А. Р. Лурия в развитие нейропсихологии. Современная когнитивная нейропсихология в контексте мировой науки. Актуальные проблемы в текущий период.

Раздел 3. Принципы нейропсихологии.

Системное строение высших психических функций. Первичный и вторичный дефекты. Синдромный анализ как основа нейропсихологической диагностики. Динамическая организация и локализация высших психических функций. Реорганизация функций в онтогенезе. Социальный генез высших психических функций.

Раздел 4. Структурно-функциональная организация мозга.

3 функциональных блока мозга по А. Р. Лурия, характеристика каждого блока. Особенности формирования и функционирования первичных, вторичных и третичных зон мозга.

Раздел 5. Функциональная асимметрия и взаимодействие левого и правого полушария.

Межполушарная асимметрия и взаимодействие полушарий. Проблема парциальности функциональной асимметрии. Доказательства асимметрии блоков мозга. Левшество.

Раздел 6. Синдромы поражения (недоразвития) 3-го функционального блока мозга.

Синдром нарушения серийной (динамической) организации движений и речи у взрослых. Нарушения праксиса, эфферентная и динамическая афазия. Синдром нарушения программирования и контроля произвольных дейтсвий. Варианты лобного синдрома.

Раздел 7. Синдромы поражения (недоразвития) 1-го функционального блока мозга.

Нарушения неспецифической памяти при поражениях 1-го функционального блока у взрослых. Взаимодействие 1-го и 3-го блоков мозга. Нарушения внимания.

Раздел 8. Синдромы поражения (недоразвития) 2-го функционального блока мозга.

Кинестетический анализ и проявления его дефицита у взрослых. Афферентная апраксия и афазия. Нарушение процессов обработки слуховой информации. Сенсорная и акустико-мнестическая афазия. Нарушение процессов обработки зрительной информации. Дефицит зрительного гнозиса. Нарушение процессов обработки зрительно-пространственной информации. Пространственные нарушения и синдром семантической афазии.

Раздел 9. Нейропсихология индивидуальных различий.

Нейропсихология «нормы» – новый этап развития современной когнитивной нейропсихологии. Стратегии переработки информации и параметры состояния высших психических функций. Прикладной значения результатов современный нейропсихологических и нейролингвистических исследований «нормы».

Раздел10. Школьная нейропсихология.

Нейропсихология индивидуальных различий как профилактика трудностей обучения. Роль анализа состояния высших психических функций в построении программ обучения, в т.ч. коррекционных. Недоразвитие процессов серийной организации, программирования и контроля, анализа слуховой и зрительной информации, пространственных функций и их проявления в учебной деятельности.

Тематический план лекций по семестрам.

3 курс, 5 семестр

1. Нейропсихология как наука. Предмет и объект нейропсихологии. Специфика отечественной нейропсихологии. Направления нейропсихологии.

2. Становление нейропсихологии. Взгляды Л. С. Выготского. Развитие новой отрасли – когнитивной нейропсихологии. Особенности методологии когнитивной нейропсихологии.

3. Системное строение высших психических функций. Нейропсихологический анализ письма. Принцип «хроногенной» локализации функций по Л. С. Выготскому. Принцип социального генеза.

4. Высшие психические функции как функциональные системы. Первичный и вторичный дефекты. Компенсаторные перестройки функциональной системы.



  1. Нейропсихологический фактор. Симптом и синдром. Синдромный анализ – выявление и квалификация симптомов.

  2. Мозговые аппараты 1-го, 2-го и 3-го функционального блока мозга. Основные законы и характеристики их работы. Взаимодействие трех блоков мозга.

  3. Межполушарная асимметрия. Методы оценки функциональной асимметрии. Соотношение ручной и речевой (языковой) асимметрии.

  4. Доказательства асимметрии левого и правого полушарий мозга. Асимметрия блоков мозга. Стратегии работы полушарий.

  5. Корковые нарушения произвольных движений и действий – апраксии. Различные варианты «лобного синдрома».

  6. Эфферентная и динамическая афазия.

  7. Общие (или модально-неспецифические) нарушения памяти при поражении 1-го блока мозга. Нарушения внимания.

  8. Афферентная апраксия и афферентная афазия.

  9. Сенсорная и акустико-мнестической афазия.

  10. Организация зрительной системы. Гностические расстройства. Виды агнозий.

  11. Оптико-пространственная агнозия и семантическая афазия.

  12. Нейропсихологические исследования индивидуальных различий. Компьютерные эксперименты. Стратегии переработки лексической информации.

  13. Нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей обучения.



4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.

3 курс, 5 семестр

1. Различные определения нейропсихологии. Изменение предмета нейропсихологии в зависимости от направления.

2. Первые исследования нарушений ВПФ на материале военных травм под руководством А. Р. Лурия.

3. ВПФ как «психологические системы». Анализ функциональной системы письма. Проблема локализация ВПФ и решение, предложенное Л. С. Выготским.

4. Синдромный анализ как выделение компонентов функциональной системы. Примеры различной квалификации симптомов.

5. Основные функции и структуры 1-го блока мозга.

6. Блок приема, переработки и хранения информации, особенности первичных и вторичных (гностических) зон коры.

7. Закон иерархического строения входящих в состав 2-го блока корковых зон, убывающей специфичности иерархически построенных зон коры и прогрессивной латерализации функций.

8. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Лобные доли мозга и их роль в психической деятельности человека. третичные зоны – префронтальные отделы коры.

9. Примеры парциальности функциональной асимметрии. Опросник для оценки асимметрии. Проблема левшества. Онтогенетическое развитие латеральности.

10. Основной дефект и симптомы кинетической и регуляторной апраксии.

11. Синдром эфферентной моторной и динамической афазии.

12. Диагностика и коррекция нарушений внимания.

13. Нарушения эмоционально-личностной сферы.

14. Кинестетический анализ и проявления его дефицита.

15. Синдромы афазий при поражении левой височной области у правшей.

16. Оптическая, буквенная, цветовая, симультанная и лицевая агнозии.

17. Синдромы, возникающие при поражении третичной области – зоны ТПО. Квазипространтсвенные синтезы.

18. Компьютерные методы нейролингвистических исследований. Основные подходы и результаты. Анализ индивидуальных различий.

19. Трудности обучения и батарея тестов нейропсихологического обследования детей.

4.5. Самостоятельная работа студентов



№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы



Вид контроля

Часы



Общая характеристика нейропсихологии как науки

1. Работа с литературой.

2. Составление таблицы «Направления нейропсихологии».



Собеседование, представление таблиц и рефератов.

1



История возникновения и развития нейропсихологии.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблиц «Сравнительный анализ различных направлений исследования нарушений ВПФ при поражениях мозга».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов и таблиц.

3



Принципы нейропсихологии.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблицы «Основные принципы нейропсихологии»

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к контрольной работе по разделам 1-3.



Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление таблиц и рефератов.

4



Структурно-функциональная организация мозга.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблиц «3 блока мозга».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление таблиц и рефератов.

5



Функциональная асимметрия и взаимодействие левого и правого полушария.


1. Работа с литературой.

2. Составление таблицы «Основные принципы работы левого и правого полушарий».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление таблиц и рефератов.

5



Синдромы поражения (недоразвития) 3-го функционального блока мозга.

1. Работа с литературой

2. Составление таблицы «Основные синдромы при поражении 3-го блока мозга».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов и схем.

6



Синдромы поражения (недоразвития) 1-го функционального блока мозга.

1. Работа с литературой

2. Составление таблицы «Основные синдромы при поражении 1-го блока мозга».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

5



Синдромы поражения (недоразвития) 2-го функционального блока мозга.

1. Работа с литературой.

2. Составление таблицы «Основные синдромы при поражении 2-го блока мозга».

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4



Нейропсихология индивидуальных различий.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка к контрольной работе по разделам 4-8.



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

2



Школьная нейропсихология.

1.Работа с литературой.

2. Составление схемы обследования ВПФ у детей.



3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3

Всего

39




  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

  1. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

Общие:

  1. Определение специфики нейропсихологический исследований.

  2. Методологический анализ основных подходов к исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.

  3. Классификация нарушений (недоразвития) ВПФ во взрослом и детском возрасте.

  4. Определение основных подходов к профилактике и коррекции трудностей обучения.

  5. Конкретные:

  6. Знание нейропсихологических методов обследования.

  7. Анализ результатов нейропсихологического обследования.

  8. Сравнительный анализ нарушений ВПФ.

  9. Анализ закономерностей развития ВПФ у детей и их недоразвития.

  10. Определение основных параметров, проявляющихся как трудности обучения у детей.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

7.1. Рекомендуемая литература
а) Основная литература:

  1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. - 288 с.: ил.

  2. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. Пособие /Под ред. А.Г. Асмолова, М.: Теревинф, 2008.-400с.


б) Дополнительная литература:

  1. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика: учебное пособие /К.Ф. Седов.- Изд.2-е перераб. и доп., М: Лабиринт. .-2009, -303с.

  2. Нейропсихолингвистика: хрестоматия /сост. К.Ф. Седов, М.: Лабиринт.-2009, 206с.



7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.

  3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.



  1. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.



Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Помимо чтения основных учебных пособий в нее входит также изучение дополнительной специальной научной литературы. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии. Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Нейропсихология» составлена к.психол.н., доцентом кафедры клинической психологии МГМСУ Гончаровым Олегом Алексеевичем


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница