Кафедра клинической психологии



Скачать 248.28 Kb.
Дата22.02.2016
Размер248.28 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРАКТИКУМ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ»

Курс _4_, семестр _7_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор ____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич



1. Цель и задачи дисциплины.
Целью дисциплины является усвоение студентами основных методов и приемов патопсихологического экспериментального исследования больного и овладение умениями и навыками самостоятельной работы с пациентами. Курс в методическом плане представляет собой практические занятия на базе психиатрической клиники, которые включают в себя клинико – психологические разборы больных, проведение экспериментально-психологического исследования, групповые дискуссии, написание заключения по данным экспериментально-психологического исследования.

Задачи дисциплины:

- формирование у студентов навыков работы с психически больными;

- отработка основных приемов проведение экспериментального исследования;

- усвоение студентами основных принципов интерпретации экспериментального материла;

- отработка навыков написания заключений экспериментально-психологического исследования.


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент должен знать и уметь:

- деонтологические правила работы психолога с психически больными;

- принципы построения патопсихологического исследования;

- основные методы патопсихологического исследования при решении диагностических задач;

- психологическое исследование при установлении структуры дефекта, особенностей и динамики психического состояния больного;

- особенности патопсихологического исследования при решении экспертных задач;

- принципы составления психологических заключений.
Студент должен иметь навыки:

- формулирование задачи психодиагностического исследования больного (на основании беседы с лечащим врачом и ознакомления с историей болезни);

- составлять программу экспериментально-психологического исследования;

- владеть основными методиками диагностики нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности;

- применять методики для экспериментально-психологического исследования больного;

- вести протокол экспериментально-психологического исследования;

- устанавливать взаимосвязи между выявленными в ходе экспериментального исследования отдельными феноменами и интерпретировать полученные данные;

- составлять заключение экспериментально-психологического исследования.


Студент должен иметь представление о:

  • психологических механизмах патопсихологических синдромов;

  • диагностических критериях нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности при различных психических расстройствах;

  • основных методах диагностики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой и личностной сферы при различных нервно-психических заболеваниях ;

  • специфике качественного анализа в патопсихологии.


Компетентность:

Изучение данной дисциплины позволит студентам правильно квалифицировать патопсихологические синдромы, осуществлять дифференциальную диагностику нарушений высших психических функций, оценивать степень дефекта, а также выявлять сохранные звенья и оценивать возможности коррекции и реабилитации имеющихся психических нарушений.


Коммуникативность:

В результате освоения данной дисциплины у студентов будут сформированы навыки:



  • взаимодействия с пациентами с психическими нарушениями, учитывая специфику их познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы;

  • квалифицированного взаимодействия клинического психолога с другими специалистами, оказывающими помощь пациентам с психическими расстройствами


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины

Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и другим дисциплинам, в том числе по патопсихологии, психиатрии, неврологии, основы фармакологии, нейропсихологии, психологии личности, психодиагностике, введении в клиническую психологию, психологии ощущения, восприятия, памяти, психологии внимания, мышления, психологии развития и возрастной психологии.




3. Объем дисциплины в виде учебной работы.


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

90

Аудиторные занятия:

Практические занятия (ПЗ)


76


Самостоятельная работа

14

Вид итогового контроля

Зачет


Формы текущего контроля:


  1. Экспериментально-психологическое исследование больного.

  2. Ведение протокола экспериментально-психологического исследования.

  3. Супервизия практической работы с больным, выполняемой студентами.

  4. Составление заключения экспериментально-психологического заключения.


4. Содержание дисциплины.
4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.


п /п


Наименование тем

Количество часов

по видам учебной работы



Всего часов






Практические занятия

Самостоятельная работа




1.


Раздел 1. Особенности и задачи патопсихологического исследования.
1.1. Принципы построения патопсихологического исследования.

1.2. Задачи патопсихологического исследования.

1.3. Деонтологические правила работы психолога с психически больными.

2
2
2






6


2.

Раздел 2. Основные методы патопсихологического исследования.
2.1. Методы психологической диагностики нарушений познавательной деятельности.

2.2. Методы психологической диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы.

2.3. Методы психологической диагностики нарушений личностной сферы.

2.4. Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения




8
4
8

4

5

24


3.

Раздел 3. Основные патопсихологические синдромы и их психологическая диагностика при различных психических заболеваниях.
3.1. Особенности патопсихологического синдрома при шизофрении.

3.2. Особенности патопсихологического синдрома при эпилепсии.

3.3. Особенности патопсихологического синдрома при диффузных органических поражениях мозга.

3.4. Особенности патопсихологического синдрома при умственной отсталости.

3.5. Особенности патопсихологического синдрома при злоупотреблении психоактивными веществами.

3.6. Особенности патопсихологической диагностики при пограничных нервно-психических расстройствах.



6
6


6
6
6
6

1,5
1,5

1,5
1,5
1,5
1,5



36


Всего часов







14

76

4.2.Содержание тем дисциплины.
Раздел 1. Особенности и задачи патопсихологического исследования.
1.1. Принципы построения патопсихологического исследования.
Патопсихологическое исследование как функциональная проба; обязательность активного взаимодействия ведущего исследование с пациентом (стимуляция к деятельности, участие в коррекции ошибок и т.д.); учет личностного отношения больного к исследованию. Качественный анализ результатов исследования как этап, предшествующий количественной обработке данных. Важность повторных исследований для определения преходящих и стабильных нарушений психики. Изучение истории болезни как самостоятельный метод психологического исследования психически больного; субъективный и объективный анамнез – аналог биографического метода исследования личности.

Наблюдение за больным и беседа с ним. Варианты наблюдения и беседы. Различные цели и стратегии проведения беседы в зависимости от решаемой практической задачи, состояния больного и индивидуальности ведущего.


1.2. Задачи патопсихологического исследования.
Два основных типа практических задач – психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической); г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.), оценка эффективности терапии и качества ремиссии.

Возможный круг психокоррекционных задач на этапах первичной и вторичной профилактики болезни, в системе реабилитации больных.



1.3. Деонтологические правила работы психолога с психически

больными.
К деятельности патопсихологов полностью применимы деон-тологические требования, предъявляемые обычно к психиатрам. Одно из них—исключительно важное, заключается в сохранении профессиональной тайны. Результаты и диагностические соображения патопсихолог сообщает только психиатру, направившему больного на исследование. Патопсихолог не может делиться своими предположениями относительно диагноза, лечения и прогноза с родственниками больного.

Патопсихолог не должен забывать и об ответственности, которую накладывает на него профессия, так как неверное заключение может способствовать нанесению ущерба больному как при неправильно назначенном лечении, так и в случаях принятия неадекватных мер социально-правового порядка.

Патопсихологическое исследование не должно быть ятрогенным. После проведения исследования у больного не должны возникать мысли о своей психической несостоятельности в связи с поведением исследующего. Напротив, патопсихолог всегда должен сохранять в беседе с больным максимальную психотерапевтичность, способствовать оптимистическим тенденциям и установкам больного в прогнозе течения заболевания и результатов лечения.


Раздел 2. Основные методы патопсихологического исследования.
2.1. Методы психологической диагностики нарушений познавательной

деятельности.
Методики определения устойчивости внимания и способности к концентрации – различные варианты корректурной пробы; счет по Крепелину; счет по Крепелину в модификации Шульте. Сопоставление скорости работы и точности выполнения задания.

Пробы на переключение внимания: таблицы Горбова-Шульте; различные варианты ассоциативного эксперимента с конкретным заданием – методика М.С. Лебединского (называние больным поочередно пар слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы); чередование антонимов и синонимов; сложение с поочередно меняющимися слагаемыми; поочередное вычитание; корректурная проба с переключением.

Пробы на непосредственное запоминание: проба на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний; проба на запоминание 10 слов.

Исследование опосредованного запоминания: методика А.Н. Леонтьева; методика «Пиктограмма».

Исследование мыслительной деятельности: понимание рассказов; понимание сюжетных картин; установление последовательности событий; классификация понятий; исключение четвертого; выделение существенных признаков; образование аналогий. Использование «пиктограммы» для оценки уровня обобщения и особенностей мыслительной деятельности.
2.2. Методы психологической диагностики нарушений эмоционально-

волевой сферы.
Исследования самооценки: метод Дембо-Рубинштейн, тест Лири. Шкалы тревожности Спилбергера-Ханина, методика «САН» (Самочувствие, Активность, Настроение). Использование данных наблюдения за деятельностью больного для оценки эмоционально-волевой сферы. Рисуночные проективные методики.
2.3. Методы психологической диагностики нарушений личностной

сферы.
Применение рисуночных проективных методик для диагностики нарушений личностной сферы. Тесты личностных черт: СМИЛ (стандартизированное многофакторное исследование личности – MMPI); опросник для исследования акцентуированных черт личности Шмишека. Методика незаконченных предложений.
2.4. Проведение патопсихологического исследования и подготовка

заключения.

Обусловленность плана экспериментального исследования клинической задачей. Подбор экспериментальных методик в зависимости от задачи. Время, необходимое для проведение экспериментально-психологического исследования составляет 2-3 часа с перерывами на короткий отдых. Три этапа беседы психолога с пациентом: перед началом эксперимента, во время эксперимента, после окончания эксперимента. Особенности взаимоотношений психолога и пациента на каждом из этапов. Наблюдение, как компонент исследования. Обязательное ведение протокола. Примерная структура заключения: 1) жалобы больного на познавательные функции, работоспособность и психологическое самочувствие; 2) поведение больного во время исследования; 3)сведение о познавательной и эмоционально-волевой сферах больного – выделение ведущего нарушения и сохранных сторон психической деятельности; 4) резюме.



Раздел 3. Основные патопсихологические синдромы и их

психологическая диагностика при различных психических

заболеваниях.
3.1. Особенности патопсихологического синдрома при шизофрении.

Три основных звена нарушений психической деятельности при шизофрении: нарушения мотивационной сферы; нарушения личностного смысла; селективность информации.

Нарушения мотивации, личностного смысла и селективности информации лежат в основе определенных клинических проявлений. С этим механизмом, по крайней мере с двумя первыми его звеньями, связаны нарастающее эмоциональное снижение и изменения мышления. Можно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше пострадало, в клинической картине шизофрении наблюдается большая выраженность того или иного типа расстройства мышления. Например, с изменениями мотивации преимущественно связана апатическая редукция мышления. Преобладающая выраженность нарушений личностного смысла связана с расстройствами мышления, в основе которых лежит изменение личностной позиции больного (аутистическое и резонерское мышление). В связи с нарушениями селективности информации отмечается паралогическое и символическое мышление, а в тех случаях, когда можно думать о дополнительном участии фактора кататонически измененной психомоторики, наблюдается разорванность мышления и шизофазию.
3.2. Особенности патопсихологического синдрома при эпилепсии.

При патопсихологическом обследовании больных эпилепсией обнаруживаются характерные изменения мышления, речи, памяти, личностные особенности. Существенно изменяется темп психических процессов, наряду с явлениями общей брадикинезии, у большинства больных эпилепсией они в различной степени замедлены. Уже в начальной стадии эпилепсии отмечаются изменения подвижности психических процессов. Преобладание конкретных представлений в мышлении больных эпилепсией, недостаточность в осмыслении условного характера задания рассматривается как проявление эгоцентрических тенденций.Затруднения в выделении существенных признаков предметов и явлений характеризуют наблюдающиеся при эпилепсии снижение уровня процессов обобщения и отвлечения. Особенности резонерства при эпилепсии.


3.3. Особенности патопсихологического синдрома при диффузных

органических поражениях мозга.

Диффузные органические поражения мозга характеризуется многообразием клинических форм. Одним из ведущих симптомов нарушений психической деятельности является истощаемость психических функций.

О наличии истощаемости можно судить при сравнении результатов в начале и в конце исследования. В некоторых случаях, когда истощаемость значительна, она обнаруживается даже в процессе исследования какой-либо одной методикой.

При наиболее ранних проявлениях заболевания у большинства больных обнаруживается определенная сохранность уровня процессов обобщения и отвлечения. С прогрессированием заболевания отмечается своеобразная неравномерность уровня психической деятельности. Наряду с выполнением задания, при котором обнаруживается прежний уровень процессов обобщения и отвлечения, больные высказывают отдельные суждения, которые показывают, что в этих случаях интеллектуальная деятельность протекает на более низком уровне. Это нарушения последовательности суждений, связанные с быстро наступающей истощаемостью психических процессов. Истощаемость проявляется в изменении темпа выполнения задания и приводит к временному изменению качества психической деятельности.



3.4. Особенности патопсихологического синдрома при умственной

отсталости.

Под умственной отсталостью (олигофренией) понимают группу заболеваний различной этиологии, общим и типичным для которых является психическое недоразвитие. В первую очередь это проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом относительно стабильного, не прогрессирующего слабоумия. Также отмечается недоразвитие и других свойств — эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.

Для олигофренов характерно недоразвитие, недостаточность понятийного, абстрактного мышления. Мышление олигофренов носит преимущественно конкретный характер. Эта особенность олигофренического мышления различно выражена у разных больных и прямо связана с глубиной слабоумия.

Обычно объектом патопсихологического исследования оказываются пациенты с умственной отсталостью в степени дебильности. При их обследовании важно не только установить факт интеллектуального недоразвития, но и определить глубину его.

Мышление олигофренов характеризуется недостаточностью уровня процессов обобщения и отвлечения. Уровень притязаний в процессе исследования не вырабатывается. При менее глубокой умственной отсталости уровень притязаний вырабатывается к концу исследования.

Внимание, особенно произвольное, отличается узким объемом, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво.

При выраженной дебильности восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда обследуемые путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета.

Выраженность ослабления памяти часто соответствует степени слабоумия. Чем глубже дебильность, тем более заметна недостаточность памяти.

Для патопсихологической диагностики дебильности нельзя ограничиваться вербальными методиками, особенно связанными с уровнем общеобразовательных знаний. Исследование обязательно должно включать невербальные методики, в значительно меньшей мере опирающиеся на общеобразовательную подготовку обследуемого (кубики Кооса, субтесты «цифровые символы», «недостающие детали», «сложение фигур» по Векслеру, проба на комбинаторику А. Н. Бернштейна).
3.5. Особенности патопсихологического синдрома при злоупотреблении

психоактивными веществами.

У больных алкоголизмом обнаруживаются изменения в протекании познавательных процессов. Это главным образом относится к ослаблению памяти. Вначале более явным оказывается снижение удержания в памяти, а затем запоминания. Ассоциативная память страдает обычно при наличии алкогольного слабоумия. Недостаточность механического запоминания (несмысловые звукосочетания) опережает ослабление логически-смысловой памяти.

Нарушения памяти во многом зависят от недостаточности внимания, его сосредоточения и особенно устойчивости. Во многом их характер определяется преобладанием в клинике функциональных или органически-деструктивных компонентов. Это находит отражение в характере кривой запоминания 10 слов: в I и II стадиях алкоголизма она зигзагообразная, на фоне удовлетворительных достижений мнестической функции отмечаются ее спады; в III стадии кривая запоминания носят торпидный, инертный характер и отличается крайне невысоким уровнем достижений. Такая динамика расстройств памяти отражает формирование органического психосиндрома.

3.6. Особенности патопсихологической диагностики при пограничных

нервно-психических расстройствах.

К этой группе заболеваний относятся неврозы, психопатии и психические нарушения при соматической патологии. Патопсихологическая диагностика при пограничных расстройствах — это в первую очередь диагностика личности. Не следует, однако, игнорировать и роль исследования особенностей познавательной деятельности. Диагностика неврозов и психопатий всегда идет путем дифференцирования с неврозо- и психопатоподобными состояниями, возникающими в связи с процессуальными, органическими или соматическими заболеваниями.

Патопсихологическая диагностика здесь носит характер «негативной» или «позитивной», т. е. она способствует решению вопроса об отсутствии или наличии нарушений познавательной деятельности и личностных особенностей, характерных для психического заболевания, которое может протекать с неврозо- или психопатоподобной симптоматикой.

Для исследования личности в пограничной психиатрии могут быть использованы методы и методики, относящиеся к разным группам, т.е. основанные на наблюдении, на анализе биографического материала, изучающие личность в деятельности, основанные на оценке и самооценке, проективные. Все они в условиях патопсихологического эксперимента дополняют друг друга.

В пограничной патологии широко применяются личностные опросники. Как правило, большинство опросников определить уровень нейротизма, тип личности и высказать синдромологические предположения. Применение личностных опросников: опросник выраженности нейротизма Айзенка, опросник акцентуаций характера Шмишека, опросник личностных черт Кэттела (16 ЛФ),СМИЛ.
4.3.Тематический план лекций.

Не предусмотрен.


4.4.Тематический план практических занятий.


  1. Принципы построения патопсихологического исследования.

  2. Задачи патопсихологического исследования.

  3. Деонтологические правила работы психолога с психически больными.

  4. Методы психологической диагностики нарушений познавательной деятельности.

  5. Методы психологической диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы.

  6. Методы психологической диагностики нарушений личностной сферы.

  7. Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения.

  8. Особенности патопсихологического синдрома при шизофрении.

  9. Особенности патопсихологического синдрома при эпилепсии.

  10. Особенности патопсихологического синдрома при диффузных органических поражениях мозга.

  11. Особенности патопсихологического синдрома при умственной отсталости.

  12. Особенности патопсихологического синдрома при злоупотреблении психоактивными веществами.

  13. Особенности патопсихологической диагностики при пограничных нервно-психических расстройствах.


4.5.Самостоятельная работа студентов.




Наименование

темы

Содержание самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1

Методы психологической диагностики нарушений познавательной деятельности.

Методы психологической диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы.

Методы психологической диагностики нарушений личностной сферы.

Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения.



Проведение патопсихологического исследования здорового испытуемого. Ведение протокола. Интерпретация результатов. Написание заключения.

Протокол исследования.

Заключение экспериментально-психологического исследования.


5


2

Особенности патопсихологического синдрома при шизофрении.


Интерпретация результатов патопсихологического исследования. Написание заключения.

Протокол исследования.

Заключение экспериментально-психологического исследования.



1,5

3

Особенности патопсихологического синдрома при эпилепсии.


Интерпретация результатов патопсихологического исследования. Написание заключения.

Протокол исследования.

Заключение экспериментально-психологического исследования.



1,5

4

Особенности патопсихологического синдрома при диффузных органических поражениях мозга.


Интерпретация результатов патопсихологического исследования. Написание заключения.

Протокол исследования.

Заключение экспериментально-психологического исследования.



1,5

5

Особенности патопсихологического синдрома при умственной отсталости.


Интерпретация результатов патопсихологического исследования. Написание заключения.

Протокол исследования.

Заключение экспериментально-психологического исследования.



1,5

6

Особенности патопсихологического синдрома при злоупотреблении психоактивными веществами

Интерпретация результатов патопсихологического исследования. Написание заключения.

Протокол исследования.

Заключение экспериментально-психологического исследования.



1,5

7

Особенности патопсихологической диагностики при пограничных нервно-психических расстройствах.


Интерпретация результатов патопсихологического исследования. Написание заключения.

Протокол исследования.

Заключение экспериментально-психологического исследования.



1,5




Всего







14


Учебно-методическое обеспечение

а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.



5. Средства обеспечения усвоения дисциплины:


    • клиническая база в психиатрической больнице;

    • учебные комнаты;

    • набор методик для проведения патопсихологического эксперимента;

    • компьютерные психодиагностические методики;

    • наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, видеофильмы, обучающие компьютерные программы.


6. Материально-техническое обеспечение:


  • учебные классы;

  • видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном;

  • видеокамера;

  • диктофон;

  • комната для проведения тренингов;

  • компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, компьютерными психодиагностическими методиками.


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Основной формой обучения студентов по данной дисциплине обучения являются практические занятия на базе психиатрической клиники. Тематика практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является практической дисциплиной, где формируются навыки и умения будущих специалистов.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний;

  • знакомство с историей болезни больного;

  • составление плана экспериментально-психологического исследования больного;

  • проведение студентами патопсихологического исследования больного;

  • ведение протокола исследования;

  • супервизия работы студента с больным;

  • обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования больного;

  • написание заключения экспериментально-психологического исследования;

  • обсуждение и коррекция заключения экспериментально-психологического исследования.

Прежде чем студенты начнут работать с пациентами психиатрической больницы, необходимо, чтобы студенты отработали основные патопсихологические диагностические методики в парах друг на друге и провели экспериментально-психологическое исследование на здоровом испытуемым с написанием заключения по его результатам.

В процессе занятий каждый студент должен иметь возможность самостоятельной работы с пациентом при супервизии со стороны преподавателя и других студентов. Преподаватель обращает внимание на владение студентами навыков установления первоначального контакта с испытуемым, навыков формирования и исследования мотива экспертизы и навыками проведения патопсихологических методик (правильное формулирование и доведение до больного инструкций к заданиям и ведение протокола). Особое значение уделяется интерпретации полученных результатов и написанию заключения. Студенты, которые не работают с пациентом на занятии, а осуществляют супервизию, также ведут собственные протоколы и пишут собственные заключения по больному. Все заключения обсуждаются группой и преподавателем.

Таким образом, во время занятия все студенты получает «обратную связь» как со стороны преподавателя, так и со стороны других студентов. Это определенные критические замечания или позитивная поддержка по поводу практических навыков и умений работы и с больными и с диагностическим материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами занятий, учебно-методической литературой, набором диагностических методик), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента. Во время самостоятельной работы студент интерпретирует и обобщает результаты экспериментально-психологического исследования больного и пишет заключение.



Контроль практических навыков студентов проводится по итогам супервизии и представленного заключения. Итоговая форма контроля по дисциплине – зачет.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по патопсихологии» составлена доцентом кафедры клинической психологии факуль­тета клинической психологии МГМСУ, к.психол.н. Бузиной Татьяной Сергеевной.
Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Становление теории социальной работы в России и за рубежом
fac -> Кафедра клинической психологии
fac -> Разработка системы педагогического контроля при проведении сертификационного цикла врачей-офтальмологов
fac -> Кафедра общей психологии
fac -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
fac -> Задачами курса являются
fac -> Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Курс 2, семестр 4, форма обучения очная
fac -> Рабочая программа дисциплины «основы психоаналитической терапии» Курс 3, семестр 6, форма обучения очная


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница