Качество окружающей среды состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью



страница1/48
Дата18.07.2022
Размер0,49 Mb.
#187509
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48
Связанные:
2.1.-2.3.
экология, Программа конференции 20-25.05

2.1. Обеспечение качества ОС
Качество окружающей среды - одно из важнейших условий, определяющих психическое состояние. В отличие от других животных, человек понимает разумом ухудшение качества воздуха, воды, пищи. Он способен прогнозировать и оценивать не только процессы загрязнения и разрушения природной среды, но и их последствия для собственного здоровья. В зависимости от характера и темперамента человека реакции на эти процессы могут быть различны.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
В качестве дополнительных средств защиты применяется различное очистное оборудование, к которому относятся аппараты и системы очистки газовых выбросов, сточных вод, глушители шума при сбросе газов в окружающую среду. Перечисленные мероприятия позволят снизить выброс вредных веществ в окружающую среду и тем самым более полно использовать природные ресурсы. Таким образом, рациональное использование ресурсов и обеспечение качества окружающей среды являются общей задачей, которую должны решать специалисты различных областей науки и отраслей техники.
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую среду.
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т. д.
Стандарты качества окружающей среды представляют собой аналоги ПДК для других биологических видов. Как правило, они устанавливаются для наиболее чувствительных к воздействию в данной экосистеме видов. Такие виды называют обычно биоиндикаторами.
Ухудшение качества окружающей среды определяется ухудшением атмосферного воздуха (уменьшением количества кислорода, увеличением содержания углекислого газа и других вредных соединений), качества водоемов (ростом химических и иных загрязнителей, гибелью обитателей водоемов, что приводит к вредному воздействию на леса, воды, животный мир, на здоровье людей); развитием водной и ветровой эрозии земель. Вредное воздействие на один природный объект приводит к вредному воздействию на другой объект. Вследствие этого наступает ухудшение качества природной среды, она становится неблагоприятной для здоровья и жизни человека.
Цели охраны окружающей природной среды законодательством подразделяются на общие и специальные. Общие цели состоят в обеспечении благоприятного качества окружающей среды, экологического равновесия, здоровья людей и благосостояния человека, сохранении красот природы, продуктивной и многообразной окружающей естественной среды для людей.
Нормирование качества окружающей среды — установление системы количественных и качественных показателей (стандартов) состояния окружающей среды (для воздуха, воды, почвы и т.д.), при которых обеспечиваются благоприятные условия для жизни человека и устойчивого функционирования природных экосистем.
Нормирование качества окружающей среды является центральной идеей Закона РФ об охране окружающей природной среды, суть которого определена статьей 18 Конституции РФ, которая гласит "В интересах настоящего и будущего поколений в РФ принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, растительного и животного мира, сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды".
Воздействие на окружающую среду негативное - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Для регулирования качества окружающей среды введен и строго контролируется предельно допустимый выброс (ПДВ), который является научно обоснованной технической нормой выброса вредных веществ из промышленных источников в атмосферу, определяемой на основе различных параметров источников, свойств выбрасываемых вредных веществ и атмосферных условий.
Для регулирования качества окружающей среды введен и контролируется так называемый предельно-допустимый выброс (ПДВ).
Контроль состояния окружающей среды — проверка соответствия показателей качества окружающей среды (воды, атмосферного воздуха, почв и т.д.) установленным нормам и требованиям (ПДК, ПДС, ПДВ, ПДВВ и др.).
Ухудшение качества окружающей среды в результате тех или иных природных процессов или из-за антропогенных преобразований природы в общем случае означает отклонение конкретных условий от физиологических требований организма. Реакцией организма на такие отклонения является заболевание, а в ряде случаев - гибель. Выявление причин заболеваемости, лечение, устранение причин, вызвавших болезнь, - задача медицины".
Затраты на восстановление качества окружающей среды являются одной из основных составляющих экономического ущерба объектов как виновников нарушения состояния окружающей среды, так и потерпевших убыток от этого нарушения. Здесь следует отметить, что для предприятий-загрязнителей они часто включаются в состав компенсационных расходов. В связи с этим пострадавшие объекты должны нести такие затраты, как правило, тогда, когда-либо виновник загрязнения не установлен, либо он не может по каким-либо причинам полностью или частично оплатить стоимость работ по восстановлению качества окружающей среды. Под первый случай попадают, в частности, нарушения качества окружающей среды, вызванные стихийными бедствиями, террористическими актами и т.п.
Основным комплексным нормативом качества окружающей среды является предельно допустимая норма антропогенной нагрузки.
В Российской Федерации управление качеством окружающей среды основано на системе природоохранных норм и правил, которая является средством соорганизации хозяйственной деятельности природопользователей с учетом требований охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Согласно статье 23 Закона «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.2002 г.) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Возможность стабилизации и улучшения качества окружающей среды путем более рационального использования всего комплекса природных ресурсов связана с созданием и развитием безотходного производства. Ресурсосбережение является решающим источником удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства. Важно добиться, чтобы прирост потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах на 75—80% удовлетворялся в результате их экономии, т. е. максимального исключения потерь и нерациональных расходов. Важно широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты.
Для осуществления контроля за состоянием окружающей среды и проверки исполнения принятых законов в США учреждены: 1) специальный Совет по качеству окружающей среды при президенте США с небольшим аппаратом и 2) Агентство по охране окружающей среды - крупное государственное учреждение со штатом, насчитывающим несколько тысяч сотрудников, и годовым бюджетом в несколько сотен миллионов долларов. Специализированные подразделения, занимающиеся этими же вопросами, созданы почти во всех министерствах федерального правительства США.
Регламентация содержания вредных веществ в окружающей среде - предмет особой отрасли знаний, которая называется токсикологией и относится к сфере медицинских наук. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые ее аспекты с той целью, чтобы специалист производства проникся осознанием абсолютной безусловности соблюдения нормативов качества окружающей среды и принимал необходимые для этого меры в практической работе.
Глава IV «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» включает всего пять статей о методах экономического регулирования, целевых программах, плате за негативное воздействие на окружающую среду, о поддержке предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды государством, и об экологическом страховании. Более объемной является следующая глава — о нормировании. В ст. 19—28 устанавливаются общие положения об экологическом нормировании, в том числе о нормативах качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, образования отходов, допустимых физических воздействий, допустимого изъятия компонентов окружающей среды, допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, чуть более подробно расшифровывающие положения ст. 1 Закона, содержащей основные термины, а также общие положения о государственных стандартах, лицензировании и экосертификации. Глава VI включает две небольшие статьи об оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе.
Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) понимается существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.
Аналитические методы оценки физического ущерба от ухудшения качества окружающей среды можно разделить на две группы. Методы первой группы обычно используются, когда ухудшение качества окружающей среды не имеет катастрофического характера, а связано, например, с повышением концентрации загрязнителей в воздушной и водной среде, почве, и на заболеваемость кроме «экологии» оказывают влияние и другие факторы, характеризующие социально-экономические условия жизни.
В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России.
В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК (ч. 2 ст. 26 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.
Одним из основных принципов функционирования системы управления качеством окружающей среды является принцип, по которому организация осуществляет мониторинг окружающей среды и оценивает ее параметры. Мониторинг окружающей среды позволяют удостовериться, что предприятие действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с этим и определяется быстродействие средств мониторинга окружающей среды. Понятно, что быстродействие мониторинга таких взрывопожароопасных предприятий, как предприятия нефтепереработки и нефтехимии, и экологически опасных районов должно измеряться единицами и десятками минут. С учетом высокой сосредоточенности источников выбросов на предприятиях высокая эффективность управляющих воздействий системы управления качеством окружающей среды может быть обеспечена только при использовании автоматизированных систем мониторинга окружающей среды (АСМОС).
Намечаемые проектные решения должны обеспечить предотвращение ухудшения качества окружающей среды при реализации хозяйственной деятельности до уровня, установленного региональными нормативами. Практика хозяйствования убеждает, что любая планируемая деятельность способна оказать влияние на окружающую среду. Негативные воздействия, которые вызовет реализация намечаемой хозяйственной деятельности, по сути, является платой за эту реализацию. В том случае, когда такая плата слишком велика, проект не может быть реализован на данной территории. Таким образом, конечным результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Мониторинг нефтяного загрязнения - это отдельный раздел системы управления качеством окружающей среды, включающий сбор и накопление информации о фактических параметрах основных компонентов окружающей среды и составление прогноза изменения их качества во времени.
Наибольшие затруднения в решении первой проблемы вызывает оценка показателя, характеризующего качество окружающей среды или степень его ухудшения по сравнению с эталоном. Для этой цели могут быть использованы характеристики, рассматриваемые в главе 4 (суммарный показатель загрязнения — выражение (4.3), индекс качества территории — выражение (4.5) и т.п.).
В составе таких исследований на первом месте оказывается оценка риска для здоровья человека, связанного с качеством окружающей среды и, в частности, используемой питьевой воды. Имеющиеся при этом сложности связаны с дефицитом достаточно надежной информации и необходимых специальных знаний для независимой оценки факторов риска. На преодоление имеющихся здесь пробелов направлено развитие нового дисциплинарного направления - экологической эпидемиологии. Эта дисциплина интегрирует данные в области здравоохранения, статистики и естественных наук. ВОЗ уделяет все большее внимание этому направлению исследований, результаты которых могут применяться для определения первоочередных задач по профилактике заболеваний и борьбе с ними, оценки эффективности лечебно-профилактических мероприятий и выбора необходимых технико-технологических решений (Guidelines, 1993).
Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона « Об охране окружающей природной среды »,. согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.
Действующие в России нормативы можно подразделить на несколько групп. Первая группа включает показатели, характеризующие качество окружающей среды: нормы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве. Вторая группа включает показатели, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, электромагнитного излучения, радиационного воздействия и др.), разрешения на вывоз и захоронение твердых отходов и некоторые другие. Третья группа содержит нормы и правила, направленные на обеспечение единства и унификации деятельности организационных, правовых и производственных структур. К ним могут быть отнесены нормативы санитарнозащитных зон, строительные и градостроительные правила, предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природную среду, регламентирование рационального использования природных ресурсов, экологические требования к продукции, лицензирование экологической деятельности, разрешения на землепользование, недроиспользование, водопользование и лесопользование, установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных и т.п.
Цель экологической функции права состоит в том, что государство с помощью законодательных норм обязано обеспечить надлежащее качество окружающей среды в условиях осуществления хозяйственной деятельности, отведя экологии ведущую роль в решении экономических задач.
Для определения места и значимости каждого природоохранного мероприятия в достижении экологически безопасного (нормативного) качества окружающей среды при строительстве скважин необходима их строгая научная классификация, которая призвана создать объективные предпосылки прогноза техногенного воздействия на объекты природной среды, формирования и поиска оптимальных вариантов природоохранной деятельности буровых предприятий отрасли.
Но данное словосочетание - неопределенное, абстрактное, не имеющее количественных оценок. Поэтому и словосочетания типа "охрана окружающей среды" или "управление качеством окружающей среды" также весьма неконкретны. А процессы управления жизнедеятельностью организмов, природных систем, качеством окружающей среды требуют точного измерения, оценки уровней воздействия и ответных реакций. Иначе говоря, качество окружающей среды, как совокупность определенных параметров, должно оцениваться количественно. В экологии поступающие к организму сигналы называют факторами.
Шаг 3. Территориальная зона «Проспект Октября» обозначена «зоной максимального негативного воздействия», поскольку комплексная оценка качества окружающей среды здесь имеет наибольшее значение (0,56850); цена 1 кв. м типового жилья t учетом экологии составляет 4560,28 руб.
Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации, и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде (ст. 25, 27 и др.) устанавливает юридическую обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Отметим, что на практике можно достаточно быстро и точно определить цену недвижимости с учетом экологии при наличии заранее рассчитанного комплексного показателя качества окружающей среды посредством использования графика, изображенного на рис. 10.
Здесь следует иметь в виду, что в случае катастрофических событий и ЧС различной природы величина АЯ; обычно связывается с силой этого события, которая служит аналогом изменения качества окружающей среды («возмущенного» изменения). В качестве примера таких «возмущений» можно привести землетрясения, взрывы определенной мощности и т.п.
В рамках концепции развития, соответствующей рассматриваемому сценарию, сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому набору показателей (общим количеством несколько десятков), а также внедрение ресурсосберегающих технологий. Последняя четверть XX в., по мнению В.Зубакова, - это период вступления человечества на техносферный путь развития.
Опираясь на основные понятия экологии и ее прикладных ответвлений, можно рассматривать и устанавливать главные способы (методы) разрешения конфликта человека с природой, сохранение высокого качества окружающей среды и здоровья населения.
Э. Геккель называл экологию наукой об экономии, т. е. экономике природы. Экономика (от греч. ойкос - дом, жилище, номос - закон) — это наука о законах управления хозяйством. Для того чтобы в условиях производства обеспечить требуемое человеку качество окружающей среды, соблюсти нормативы загрязнения в местах проживания людей, вести контроль содержания загрязняющих веществ, необходима система инженерных и организационных мероприятий. Но такая система требует затрат, практически не меньших, чем затраты на основное производство продукции. Однако требования экономики, направленные в первую очередь на достижение рентабельности предприятия, ограничивают возможности вложений в охрану природы, от которых быстрой отдачи нет. А отказ от таких вложений ведет к ухудшению качества среды со всеми отрицательными последствиями. Предприятие обычно имеет выбор: обеспечить качество среды можно путем установки очистных сооружений перед выбросом и сбросом вредных веществ или изменения технологий, оборудования, проведения политики ресурсосбережения, а иногда и отказа от особо опасных производств. Выбору оптимального для данного предприятия варианта и служит экономика. Можно сформулировать общее правило: качество окружающей среды в любом государстве адекватно состоянию его экономики.
При использовании метода контрольных районов необходимо особое внимание обращать на соответствие структур населения и условий его проживания в рассматриваемом и эталонном районах. Этот метод дает удовлетворительные результаты в случае приблизительного совпадения отраслевого состава трудовых ресурсов (условия труда), поло-возрастного состава населения (реакция на отклонения состояния окружающей среды), материальных факторов и социальных условий жизнедеятельности (доходов, жилой площади, обеспеченности детскими учреждениями, объектами здравоохранения и т.п.), климатических условий, ритма жизни (размер города) и т.п. На практике для пострадавшего от ухудшения качества окружающей среды района найти абсолютно точный эталонный аналог очень затруднительно. Вследствие этого метод контрольных районов обычно не позволяет получить достаточно достоверные оценки ущерба и его часто применяют в качестве вспомогательного метода при построении аналитических зависимостей показателей физического ущерба здоровью населения от влияющих на него факторов.
Вернемся к нашему примеру. Если предприятия 1 и 2 получили квоты V/2 каждое, и им было предоставлено право торговать квотами, то скоро они придут к идеальному распределению Vx и Vr При этом предприятие 1 купит у предприятия 2 часть его квоты. Если таких предприятий на рынке много, то цены одной квоты установятся на уровне / . Если же их только два, то цена будет колебаться между экономией на природоохранные издержки первого и дополнительными природоохранными издержками второго. Как говорилось выше, единственное препятствие к достижению идеального распределения — трансакционные затраты. Чем они выше, тем “дальше” от идеального будет распределение, сложившееся в результате перераспределения первоначального установления квот. Чем больше участников рынка, тем ниже трансакционные издержки, тем ближе цена будет к /, тем ближе к “идеальному” будет распределение квот, сформированное в результате трансформации начального распределения благодаря осуществлению операций по купле-продаже прав на выбросы. В результате заданное качество окружающей среды будет достигнуто с наименьшими для общества затратами.
В настоящее время и в обозримом будущем человек в своей хозяйственно и бытовой деятельности не сможет не загрязнять отходами водные объекты, атмосферный воздух и почву. Чем выше уровень потребления в обществе, тем сильнее нагрузка на природную среду, тем больше опасности для природных экологических систем, для живых организмов и в первую очередь, для человека. В условиях невозможности перехода к безотходным технологиям, неизбежности промышленных выбросов (сбросов), необходимости удовлетворения качества среды экологическим требованиям человека, действует основной принцип обеспечения качества окружающей среды – ограничить содержание вредных веществ в воздухе и в воде, в местах пребывания людей, населения, в почве, в продуктах питания или работать таким образом, чтобы концентрации были безвредными для людей.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница