Качество образования залог успеха школы



Скачать 144.17 Kb.
Дата27.05.2016
Размер144.17 Kb.
Тема: “Качество образования – залог успеха школы”.
Цель: проанализировать деятельность школы по повышению качества знаний учащихся; побуждение учителей, учеников к активной деятельности по повышению качества образования и уровня знаний учащихся на всех ступенях образования.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по- своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный ) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования, хотя на взгляд педагогического коллектива нашей школы качество образования – это гораздо более широкое понятие.

Если проанализировать документы школы, то в программе развития школы на 2011-2015гг, в образовательной программе школы одной из главных задач является создание образовательного пространства, способствующего развитию потенциала ребёнка, становлению и развитию его духовных потребностей, формированию стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из главных ожидаемых результатов является повышение качества образования.

Целью годового плана работы школы на 2011-2012уч.год является предоставление доступного качественного образования, соответствующего государственным стандартам, обеспечивающего сохранение здоровья и снижение уровня асоциальных проявлений, воспитание социально – ответственной личности.

В 2010-2011 уч.году в школе было проведено совещание на тему: «пути повышения качества образования». Одним из главных вопросов, который поднимался, был вопрос о том, как повысить качество через использование педтехнологий, интернет – пространство, используя преемственность в обучении.

В 2011-2012 уч.г. в школе запланирован педсовет «Пути повышения качества образования». Тот аналитический материал, который приготовлен к педсовету, мы представляем в виде презентации.
Среди учащихся и учителей нашей школы в ноябре было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее.
Вопрос. Хорошее качество образования - это...

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;

с глубокими прочными знаниями по всем предметам.



Для родителей:

с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.



Для учителей:

с умением подготовить школьника к реальной жизни, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);

с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализацию творческого потенциала учителя.

Как же повысить качество образования?

По мнению педагогов нашей школы, качество образования можно существенно повысить, если учебный процесс в школе осуществляют педагоги – профессионалы, умеющие применить на практике педагогические подходы.

В 2011-2012 уч.году в школе проведено методический день на тему: «Современный учитель. Каков он?» Материалы методдня представляем в виде презентации. После посещения уроков и их анализа педагоги работали в группах: 1-я группа: Какими качествами должен обладать современный педагог?

2-я гр.: Чего хотят родители, дети, педагоги от школы .

3-я гр. : Какие базовые компетентности должна сформировать школа у своих выпускников в соответствии со стандартами второго поколения (презентация синяя)



Педагогический состав нашей школы:

Всего педагогов – 32

Высшее образование – 29 (85%)

Незаконченное высшее – 2

Высшая категория – 8 (23%)

Первая – 12 (35%)

Вторая – 5 (14%)

Без категории -7 (20%)

В школе нет учителей – неспециалистов

Курсовая подготовка составляет 100%

Педагоги школы активно посещают краткосрочные семинары, курсы по работе с обучающимися с ОВЗ прошли 5 человек. Системой стал краткий отчёт педагогов перед коллегами по итогам обучения на курсах. Индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства “Учитель года”, “Сердце отдаю детям» - все эти формы способствуют повышения педагогического уровня, а в конечном счёте влияют на повышение качества образования.

Среди педагогов школы 10 являются руководителями РМО и тьюторских семинаров.

Средний возраст педагогов – 39 лет.

Можно сделать вывод , что потенциал у педагогов достаточно высокий, и педколлектив школы способен решить задачу по повышению качества образования и удовлетворить запросы родителей и их детей.



Методическая работа- это оказание действенной помощи учителям в улучшении организации образовательного процесса, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

В школе традиционными стали методические дни, на которые выносятся наиболее актуальные вопросы, проводится серия открытых уроков, что даёт возможность лучше узнать используемые педагогами приёмы и методы.

Одним из направлений методработы является организация работы ШМО,( их в школе 4 ), которые работают над практическими проблемами. Деятельность ШМО направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету. Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе используется разноуровневый подход.

В 2011-2012 уч.году в школе 5 молодых педагогов. Для того чтобы помочь им адаптироваться, организована школа молодого педагога, за каждым из них закреплён педагог – наставник. Это даёт свои плоды: молодые педагоги легко вливаются в коллектив, учатся учиться новым

приёмам и методам преподавания. Посещение уроков у них имеет цель – помочь в организации учебно – воспитательного процесса, почувствовать «вкус» к педагогической работе.

Доброй традицией стало взаимопосещение уроков, которое способствует преемственности в обучении, формированию положительного психологического климата в коллективе, формированию умения анализа и самоанализа урока.



Педагогические технологии, используемые педагогами школы.

Результатом методработы является освоение и использование педагогических технологий учителями школы. В процессе обучения чаще всего используется метод проблемного обучения, КСО, развивающее обучение. Поскольку в школе достаточно разнородный социальный состав, почти в каждом классе обучаются дети с ОВЗ, учителя активно используют дифференцированный подход в обучении, помогающий обучать всех, помочь сильным обучающимся идти с опережением, а слабым освоить базовый уровень. Огромную помощь педагогам основной школы оказывает то, что в начальной школе в 5-ти классах преподавание ведётся по развивающей программе Л.В.Занкова. Администрация школы сделала анализ 3-х выпусков по данной программе и пришла к выводу, что обучающиеся по программе Л.В.Занкова могут очень легко делать выводы, рассуждать, приводить аргументы, сравнивать, что даёт возможность успешно сдать ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла.

Мотивация

Как повысить качество образования? Прежде всего - заинтересовать ребёнка в результатах учебы, помочь ему быть успешным. По большому счёту в 10-11 классах дети учатся ради того, чтобы получить знания и поступить, а первые 9 лет ребёнку должно быть просто интересно учиться и общаться со сверстниками и учителями. Механизмом повышения мотивации является использовании различных педагогических приёмов и проведение нетрадиционных уроков. В практике педагогов проведение уроков с игровыми элементами, итегрированных, уроков – экскурсий и другое. В 7-8 классах у подростков происходит резкое снижение желания учиться, поэтому очень важно, чтобы обучающиеся были в ситуации успеха. Через ШМО педагоги постоянно работают над тем, как избежать конфликтных ситуаций или выйти из них правильно.

Одним из способов повышения мотивации является участие обучающихся в олимпиадах и различных конкурсах. С каждым годом растёт количество школьников , участвующих в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады .

Год

Школьный этап

Муниципальный этап

Областной этап

Другие конкурсы

2009-2010

194

48

6 Диплом 3-й степени, 4 рейтинг

39

2010-2011

203

56

3 (4 рейтинг)

45

2011-2012

346

60

1 (4 рейтинг)

48



Результативность участия младших школьников в олимпиадном движении


Год

Областная олимпиада

Марафон занковцев

2009-2010

3 первых места

1 место

2010-2011

-

Общекомандное 1 место

2011-2012

Не было

5 место


Роль ВШК в повышении качества образования

ВШК является основой достижения современного качества образования.

В 2011-2012 уч. году на ВШК поставлены прежде всего те вопросы, которые повышают качество образования: в сентябре – вопросы адаптации обучающихся 5-х классов, в октябре – работа учителей по повышению мотивации, адаптация обучающихся 1-х классов, в ноябре – система работы учителя по формированию УУД в 1-х классах, в 5-б классе по математике, состояние преподавание предметов естественно научного цикла в 6-8 классах, в декабре, январе, апреле –подготовка к ЕГЭ и ГИА.

Главным инструментом ВШК является посещение уроков, проведение срезовых работ, работа с документами. Итоги ВШК подводятся на совещаниях при директоре, принимаются управленческие решения. Посещают уроки не только администрация школы, но и руководители ШМО, соц.педагог, психолог. Каждый урок не только разбирается, педагоги проводят самоанализ, даются рекомендации. Одновременно проводится работа по тематическому планированию и поурочным планам. Иногда в план ВШК в течение года вносятся изменения в том случае, если контрольные работы в отдельных классах показывают низкий % выполнения. Поэтому возникает необходимость выяснения причин и их устранения.

Формы контроля разные: от персонального до классно – обобщающего. Действенность ВШК объясняется тем, что он сопровождается гласностью: в начале месяца вывешивается план ВШК, его цели, объекты проверки, а после - каждый учитель под подпись знакомится с его результатами.
Здоровьесбережение

Материально-техническая база школы позволяет целесообразно организовать пребывание ребенка в школе и обеспечить качество образования и здоровьесбережение участников образовательного процесса: для учащихся работают 26 учебных кабинетов,

спортивный зал, актовый зал, столовая на100 мест, библиотека. Обучающиеся школы имеют выход в Интернет, для выполнения практической части учебных программ имеется всё необходимое лабораторное оборудование. По предметам химия, биология, физика, математика 75% то необходимого количества оборудования, по предметам история, география – 85-90%. Достаточно высоки возможности педагогов в использовании ИКТ. В школе на сегодня – 9 мультимедийных проекторов, 12 компьютеров и ноутбуков, используемых педагогами для проведения уроков (не считая кабинета информатики). В достаточном количестве имеются электронные учебники, есть возможность выхода в Интернет в библиотеке. Но вместе с тем имеется ряд проблем:

- в компьтерном кабинете всего 13 компьтеров, поэтому очень сложно использовать возможности компьютерного класса для проведения уроков в классах с более 20уч-ся;

-необходимо приобретение мультимедийных проекторов и экранов в каждый класс и их стационарное размещение.

Все классы оснащены разноростовой мебелью, для усиления питания организована работа буфета, вторым питанием охвачены обучающиеся, получающие дополнительные образовательные услуги, и обучающиеся 1-х классов; помимо основного образования школа предоставляет платные образовательные дополнительные услуги.

Опыт школы позволяет избежать распространенной педагогической ошибки: противопоставления качества образования и здоровьесбережения. Смысл деятельности школы сегодня — обеспечение союза, сотворчества этих двух аспектов школьной жизни. Иного пути быть не может, ибо это потребность времени: 1.09.10г. в первые классы школы пришло 3 (6%) здоровых ребёнка, 1.09.11 в первые классы пришло 6 (11%) здоровых детей — данный факт — отражение состояния общества. Таким образом, сегодня любая школа учит детей, имеющих те или иные патологии; по окончании школы успешность их карьеры будет зависеть от качества образования; если сосредоточить внимание только на оздоровлении и снижении учебных нагрузок, мы создадим условия для стрессовой ситуации в будущем.

Как в обычных школьных условиях обеспечить качество образования и сохранение здоровья? — вопрос, который решает наша школа; имея опыт в области внедрения организационно-педагогических технологий школа сосредоточила свое внимание на развитии и внедрении элементов здоровьесберегающих технологий — именно они связаны прежде всего с работой учителя на уроке, с его воздействием на учеников в течение 45 минут.

Анализ применения в практике элементов здоровьесберегающих технологий сделало очевидным тот факт, что большинство подростков к вопросам сохранения собственного здоровья, относится равнодушно . Одна из причин этого явления — отсутствие примеров взрослых людей, осознанно ведущих здоровый образ жизни, в том числе — родителей.

С этой целью ежегодно школа поднимает вопросы по здоровьесбережению на общешкольных и классных родительских собраниях. Одно из совещаний в течение года посвящается проблемам здоровьясбережения. Итогом последнего совещания стало то, что наиболее остро стоит проблема роста обучающихся, имеющих проблемы со зрением. Сегодня 17% обучающихся имеют сниженное зрение и при подготовке к совещанию было проведено выборочное анкетирование , которое показало, что одной из главных причин снижения зрения является увеличение проводимого времени у компьютера.


Преемственность

Одним из направлений на пути к решению основной задачи по повышению эффективности и улучшению качества учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, на наш взгляд, является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания школьников.

В общеобразовательную школу дети приходят с разным уровнем подготовленности. Учащиеся отличаются отношением к учёбе, общим развитием, умением самостоятельно работать, осмысливать материал.

На протяжении ряда лет в нашей школе на 1 ступени поэтапно простраивалась адаптивная образовательная модель. Для успешной адаптации и повышения качества образования мы создали систему предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника». Воспитанники «Школа будущего первоклассника» обучаются с 1 октября по 1 мая, 2 раза в месяц по 4 занятия. Для их родителей публикуются на сайте нашей школы задания, психологические рекомендации и рекомендации наших педагогов по которым родители могут обучать и развивать своих детей. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводят не только педагоги начальной школы, но и учителя – предметники. «Школа будущего первоклассника» помогает адаптироваться к школьной жизни, не испытывать стресс в начале обучения, что несомненно положительно сказывается на качестве УВП.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет. Адаптивная образовательная модель очень важна для нашей школы, т.к задача педколлектива - не допустить снижение качества в 5 и 10 классах.

Одной из наиболее серьёзных проблем современной школы является качество обучения на 3-й ступени и удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса. Для этого в старшей школе по БУПу ведутся элективные и предметные курсы, которые разрабатываются в соответствии с запросами обучающихся. Но элективные и предметные курсы не могут в полной мере обеспечить высокое качество сдачи ЕГЭ, поэтому школа организует групповые и индивидуальные консультации, т.к слишком разный уровень подготовки учащихся.

Одним из способов успешной подготовки к сдаче ЕГЭ является ВШТ, хотя в этом году мы изменили процедуру проведения, используя онлайн – тестирование, тематические и индивидуальные тесты. Педагоги сразу проверяют выполнение заданий, дают время на его повторное выполнение и рекомендации по изучению теоретического материала.

Т.о., в школе сложилась система работы по повышению качества обучения. Какие – то элементы системы работают лучше, где – то возникают проблемы, которые приходится решать. Но тем не менее сегодня уже есть результаты.




ГОД

ОУ (%)

КУ(%)

2008-2009

100

42

2009-2010

100

43,3

2010-2011

100

42,4

1 четверть 2011-2012

100

41,7

2 четверть 2011-2012

100

47,6


Итоги ЕГЭ


ГОД

Количество

Русский язык Ср.балл

Математика Ср.балл

Максимальный балл

2008-2009

34

59


41,5

математика -73б, русский язык – 74б, обществознание – 79б, биология -78б, химия – 72б, история – 67б, физика – 67б.

2009-2010

31

53,6

39

математика – 66б, русский язык – 78б, обществознание – 70б, биология -76б, химия – 71б, история – 70б, физика – 56б., информатика – 69б.,

2010-2011

-

-

-

-

Результаты ЕГЭ подтверждают результаты качественной успеваемости обучающихся школы



Обществу сегодня нужны образованные молодые люди, которые не обязательно имеют высшее образование, а те которые могут реализоваться в сегодняшней жизни, иметь высокие моральные качества. Помочь молодому человеку в этом в первую очередь , призван такой социальный институт, как школа.

Для того чтоб работать над проблемой повышения качества образования, необходимо анализировать данную работу ежегодно, проводить самоанализ и ставить новые задачи.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница