Качестваобразовани я инструктивно-методические материалы



страница1/8
Дата14.02.2016
Размер1,49 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

К О Н Т Р О Л Ь
К А Ч Е С Т В А О Б Р А З О В А Н И Я



инструктивно-методические материалы


Оренбург

2005


ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ




Авторский коллектив: канд. пед. наук Р.М.Феденева, Н.А.Новикова,

Ф.Х.Горохова, И.В.Гармаза, Т.А.Устилко



Рецензенты: канд. пед. наук, доцент Н.К.Зотова,

канд. пед. наук Л.М.Цыганкова.


Работа посвящается теоретическому осмыслению актуальных проблем контроля качества образования в процессе аттестации образовательных учреждений и в межаттестационный период; содержит практический материал из опыта работы муниципальных органов управления образованием г.г.Орска, Бугуруслана, Бузулука; раскрывает современные подходы к решению проблем управления качеством образования в контексте Концепции модернизации российского образования, реализуемой Министерством образования и науки РФ до 2010г.

Пособие адресовано организаторам образования; особый интерес может представлять для вновь назначенных руководителей муниципальных органов управления образованием.




Контроль качества образования. Инструктивно-методические материалы.

/ Феденева Р.М., Новикова Н.А., и др. Оренбург: 2005. 81с.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………..…………………………………………….….4



Актуальный тезаурус …………………………………..………………………….....5
Глава I. Контроль качества образования……………………………………….....6

1.1. Аттестация учреждений образования: статистика и проблемы ………………..6

1.2. Правовые основы контроля качества образования …………………………......9

1.3. Образовательные цели, критерии и результат ……………………..………..…10

1.4. Приоритет формирования системы контроля качества образования…….…...13
Глава II. Планирование контроля качества образования……………………..18

2.1. Элементы планирования………………………………………………………....18

2.2. Стратегическое планирование…………………………………………………...21

2.3. Виды планов развития ……………... ………………………………..………….22


Глава III. Технология контроля: экспертиза качества.....…………………….23

3.1. Экспертиза деятельности учреждений по обеспечению доступности и качества образования………..……………………………………………………………….23

3.2. Содержание аттестационного обследования учреждений дополнительного

образования детей…….……………………………………………………………….31


Глава IV. Региональные показатели и критерии, учитываемые при аттестации и аккредитации образовательных учреждений Оренбургской области...37

4.1. Показатели общего образования……………………………………………...…37

4.2. Критерии в области воспитания……………………………….…………….…..38

4.3. Критерии соотнесения учреждений образования повышенного уровня лицея, гимназии, школы с углубленным изучением предметов………………………...…39



Приложения. Муниципальный опыт управления качеством образования:..42

управление образования г.Орска…………………………………………………….42

управление образования г.Бугуруслана...………………………………………..….52

управление образования г.Бузулука.……………………………………………….. 67



ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества.

Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенность в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. определяет порядок эволюционных преобразования системы, связанных с изменением идеологии формирования содержания образования, его финансированием и созданием инновационных подходов, технологий измерения образовательных результатов и контроля качества образования.

Государственная политика в области управления образованием отдает приоритет государственному контролю качества образования. Об этом свидетельствуют последние реформы в структуре управления российским образованием, которые предполагают создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования.

Аттестация как основная форма государственно-общественного контроля качества образования, реализуемая согласно ст.33 Закона РФ «Об образовании», располагает достаточным нормативно-правовым, экономическим и технологическим потенциалом для решения данной проблемы.

Мониторинг качества образования и единство процедур оценивания в системе реформирования российского образования направлены не только на получение качественного образовательного результата, но и способствуют защите интересов обучающихся и их родителей, всех потребителей образования на рынке услуг.

Усиление процессов стандартизации в образовании неизбежно влечет усиление контроля исполнения государственных образовательных стандартов и процедур их применения. Главным образом, это происходит в части реализации установленных государством минимума содержания образования и требований к подготовке и нагрузке выпускников.

Для организаторов образования становится очевидным, что традиционные формы и методы государственного контроля качества образования входят в противоречие с обновляющейся практикой российской школы и основополагающими законодательными актами, зачастую нарушают права участников образовательного процесса, становятся тормозом развития всей системы образования.



Современная нормативно-правовая база государственного контроля качества образования находится в стадии разработки, поэтому материалы, апробированные в управленческой практике органов управления образованием г.г. Орска, Бугуруслана, Бузулука могут оказать практическую помощь вновь назначенным руководителям органов управления образованием.

А К Т У А Л Ь Н Ы Й Т Е З А У Р У С


  1. АТТЕСТАЦИЯ

Аттестация образовательных учреждений основная форма государственно-общественного контроля качества образования, целью и содержанием которой является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от формы получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов.

Государственный стандарт (федеральный и\или региональный компонент) определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Итоговая (государственная) аттестация выпускников — процедура, устанавливающая уровень подготовки выпускников (каждого в отдельности) учреждения образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Качество образования способность образовательного продукта или услуги соответствовать нормам государственного стандарта и социального заказа.

Контроль качества образования — контроль соответствия образовательного продукта или услуги нормам государственного стандарта и социального заказа.
II. ПРОВЕРКА*

Комплексная проверка — проверка деятельности орга­нов управления образованием и\или образовательных учреждений, которой подлежат два и более направления работы.

Оперативная проверка — контрольные посе­щения органов управления образованием и\или образовательных учреждений с целью получения оперативной информации по отдельным вопросам или по итогам обращения граждан.
Тематическая проверка — проверка одного из направлений деятельности орга­нов управления образованием и\или образовательных учреждений.

Фронтальная проверка — проверка органов управления образованием и\или образовательных учреждений по основным видам деятельности. Исключаются вопросы соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины в части бухгалтерского учёта и требований кассовой работы, регламен­тируемой документами Центробанка России и налоговой инспекции.

Повторная проверка проводится с целью снятия с контроля вопросов выполнения мероприятий по исправлению недостатков в работе, выявленных предыдущей проверкой органов управления образованием и\или образовательных учреждений.
* проверка осуществляется вышестоящими органами управления образованием в соответствии с имеющимися полномочиями. Срок проверки не превышает 10 дней.

Глава I. Контроль качества образования
1.1. Правовые основы контроля качества образования.

Структура и функции системы контроля качества образования, а также требования к качеству и контролю качества образования, определены Законом РФ «Об образовании».



Закон РФ «Об образовании» определяет государственные стандарты (ст. 7, п.6) как основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; требования к образовательным программам (ст.9); реализацию образовательных программ (ст. 17-26); общие требования к содержанию образования (ст.14); общие требования к организации образовательного процесса (ст. 15). Государственный контроль качества образования в аккредитованных образовательных учреждениях предусмотрен ст.38 Закона РФ «Об образовании». Объективный контроль качества подготовки выпускников по завершению каждого уровня образования предусмотрен ст. 15, п.5 Закона РФ «Об образовании». Государственные требования к созданию и регламентации образовательного учреждения, обеспечивающего контроль, определены в ст. 33 Закона РФ «Об образовании» (рис.2).

Т р е б о в а н и я к к а ч е с т в у о б р а з о в а н и я

Требования к

образовательным условиям



!
Место

частого разрыва


Аттестация

выпускников

Государственная

аттестация

учреждения

Регистрация ОУ

Аттестация

кадров

Лицензирование

Государственная

аккредитация ОУ


Требования к

образовательному

продукту

Рис. 2. Государственные требования к созданию и регламентации ОУ


Структура регионального контроля качества образования на уровне департамента включает деятельность отделов государственной службы, обеспечивающих лицензирование, аттестацию, аккредитацию, инспектирование, итоговую аттестацию выпускников ОУ, централизованное тестирование учащихся, международные сравнительные исследования «Timms», «Piso», работу с одаренными детьми и др.

Департамент общего и профессионального образования






контроль качества образования





лицензирование ОУ олимпиады, конкурсы,

тестирование и др.

аттестация ОУ итоговая аттестация выпускников, ЕГЭ

аккредитация ОУ инспектирование

Рис.3. Структура регионального контроля качества образования



1.2. Образовательные цели, критерии и результат

Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. предполагает разработку и реализацию инновационных проектов, направленных на локальное изменение системы образования.

Проект соотнесения целей, критериев и образовательных результатов предполагает кардинальное изменение идеологии образования и затрагивает комплекс управленческих решений в плане его реализации: создание нормативно-правовой, методической и критериальной базы реализации данного проекта (локальных актов, программ, планов, моделей, алгоритмов действий, системы измерителей и оценок и др.), обосновывающих цель образовательной деятельности, модель образовательного результата, критерии соотнесения цели и результата, программы реализации поставленной цели, планы мониторинговых исследований и др.

Достижение стратегических государственных целей, определяемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010года, предусматривает создание в регионах на муниципальных уровнях управления образованием таких инновационных проектов, которые позволили бы качественно изменить результаты общего образования: осуществить перенос акцента образования с «освоения учебного материала» на «развитие основных навыков и компетентностей».

В таком случае, цель образовательной деятельности школы может быть поставлена как повышение образовательных результатов (в более узком смысле ей соответствует подцель повышения качества образования).

Образовательный результат школы предполагает развитие навыков и компетенций выпускника в контексте с социальной, политической, коммуникативной и общекультурной компетенциями на основании непрерывного образования через всю жизнь.

Образовательный результат школы не является конечным, он транслируется в долгосрочный эффект, который в будущем может выступать как готовность и способность молодых людей, окончивших школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Однако, педагогическая наука и управленческая практика пока еще не готовы представить системе образования России инструмент, с помощью которого можно было бы оценить долгосрочные эффекты средней общеобразовательной школы.

Осмысление образования в контексте «цель – критерии - результат» является первоочередной задачей органов управления образованием.

В качестве критериев соотнесения поставленной цели и полученных результатов может быть выбрана совокупность ключевых, общепредметных и предметных компетентностей выпускника школы. Перечень компетентностей определяется на основе главных целей общего образования, социальной структуры личности ученика, основных видов его учебной и внеучебной деятельности, позволяющих овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Критерии соотнесения поставленной цели и полученных образовательных результатов – это инструмент «персонального пользования» каждой в отдельности школы.

И, соответственно, проект соотнесения целей, критериев и образовательных результатов должен составляться по принципу принятия управленческого решения методом «ринги»: снизу вверх.

Таким образом, формирование критериальной базы муниципальной системы контроля качества образования необходимо начинать снизу - от учреждений образования. Каждая общеобразовательная школа, детский сад или учреждение дополнительного образования, выстраивая систему контроля, в качестве первоочередной задачи должны определить цель, результат и критерии образовательной деятельности. Перечень основных навыков и компетентностей, определяющих образовательный результат школы, должен коррелировать с понятием качества образования, определяющего способность образовательного продукта или услуги соответствовать нормам государственного стандарта.

В этой связи необходимы мониторинговые исследования рынка образовательных услуг, изучение заказа школе на образование со стороны социума, личности ученика и родителей. Контроль качества образования в системе рыночных отношений значительно отличается от традиционной системы контроля. Его сущность заключается в установлении соответствия образовательного продукта или услуги нормам государственного образовательного стандарта и социального заказа.

В соответствии с этим содержание школьного образования требует перемен!

Однако, стандарты и система оценивания результатов не сориентированы на конкретные долгосрочные эффекты обучения. Это обуславливает неспособность системы к продуктивным изменениям и порождает ряд вторичных проблем:

1) отсутствие четкой связи между учебными программами, стандартами, педагогической практикой и результатами образования;

2) отсутствие учебных программ, стандартов и педагогической практики, обеспечивающих современное представление о том, какие образовательные результаты являются востребованными экономикой и гражданским обществом;

3) неготовность педагогические кадров к обеспечению образовательных результатов в смысле развития новых навыков и способностей, необходимых России на современном этапе социально-экономического развития.

Консерватизм традиционно сложившейся школы во многом не обеспечивает выполнение государственных планов по модернизации школьного образования. В системе отраслевого управления образованием отсутствует внешняя оценка качества образования, результаты деятельности школ оцениваются формально, причем самими же педагогами или органами управления образованием, что формирует полную их самодостаточность, негативно влияющую на качество и содержание образованности выпускников.

Концепция и ряд документов МО РФ оставляют регионам и муниципальным органам управления образованием право на формирование критериев оценки образовательных результатов.

В качестве примера приведем опыт управления образованием г. Орска по формированию управленческих решений, направленных на повышение образовательных результатов современной общеобразовательной школы (таблица 3).

Таблица 3



Алгоритм управленческих действий в формировании управленческого решения

по повышению образовательных результатов средней общеобразовательной школы



Действия

Содержание деятельности

1

Постановка стратегической цели

Цель: повысить образовательный результат средней общеобразовательной школы (приблизить ожидаемый результат к поставленной цели).

2

Построение модели

образовательного

результата

Модель образовательного результата: выпускник, обладающий основными навыками и компетентностями, которые транслируются в готовность молодого человека, окончившего школу, обеспечить свое благополучие и благополучие своей страны.

3

Соотнесение целей

и результатов

Несоответствие поставленных целей и планируемых результатов. Оно объясняется тем, что не в полном объеме сформированы мотивы, подобраны программы, апробированы технологии; отсутствуют соответствующие дополнительные образовательные услуги; не подготовлены кадры и материально-техническая база для реализации модели образовательного результата.

4
4.1.


4.2.
4.3.

4.4.

4.5.

Проектирование

безопасного процесса:

Анализ ситуации


Выявление рисков

Соотнесение

ситуации и рисков


Анализ альтернатив

Отбор альтернативы



Ситуация такова, что образование сориентировано на приобретение фундаментальных знаний, не учитывает ведущие принципы Концепции модернизации образования: перевод акцента образования с «усвоения предметных знаний» на «развитие основных навыков и компетентностей».

Риски проекта. Риск 1: возможность «перегибов» в части технологизации образовательного процесса, так как в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ не так важны сами навыки и компетентности, как важен процесс их трансляции в долгосрочный эффект: готовность молодого человека, оканчивающего школу, обеспечить свое благополучие и благополучие своей страны. Процесс «трансляции» технологизации не подлежит. Риск 2:….и т.д.

Соотнесение ситуации и рисков: чрезмерная технологизация образовательного процесса в данной ситуации выглядит как попытка «технологизировать душу учащегося». Мероприятия по предупреждению риска: курсовая подготовка учителей и руководителей школ по теме «Психология управления»; спецкурс для выпускников «Мой выбор» (проектирование будущего).

Альтернативы принятия управленческого решения:

1. Приказ по ужесточению контроля качества образования.

2. Решение педагогического совета школы по усовершенствованию воспитательной деятельности, обеспечивающей осознанное отношение учащихся к образованию.

3. Курсовая подготовка педагогов с последующей их стажировкой в передовых школах России и Европы.

4. Введение новых альтернативных учебных программ и учебников.

5. Реализация комплексной программы по повышению образовательного результата средней общеобразовательной школы.



Комплексная программа, обеспечивающая комплексный подход к решению проблемы.

5.
5.1.

5.2.

5.3.

Процедура принятия решения:

Формирование проекта

Согласование проекта

Внесение коррективов



Проект программы:1) анализ состояния образования; 2) цели и задачи проекта; 3) предмет модернизации в системе образования: образовательные мотивы; программы (в т.ч. дополнительного образования); услуги; технологии; кадры; материально-техническая база; 4) финансовое обеспечение программы; 5) критерии оценки результатов образования.

План согласования: 1) юрист; 2) ведомства местного органа самоуправления: здравоохранение, культура, спорт; 3) совет директоров при органе управления образованием.

Коррективы по итогам согласования в части организации проекта.

6.

Принятие решения

Решение: внедрить в практику управления общим средним образованием комплексную программу повышения образовательного результата до 2010г.

1.4. Приоритет формирования системы контроля качества образования

Контроль как вид управленческой деятельности в системе управления образованием направлен на выявление уровня соответствия состояния управляемого объекта существующим законодательными и нормативными нормам, стандартам, планам, распоряжениям руководителей и т.п.

Система контроля качества образования является подструктурой системы управления и имеет аналогичную структуру, что и система управления (рис.4).







С И С Т Е М А К О Н Т Р О Л Я:


цель, задачи субъекты, объекты коммуникации

инструментальная база информационные ресурсы
условия
Рис. 4. Структура системы контроля
Главным приоритетом в формирования системы контроля качества образования является целесообразность отбора структурных элементов, взаимодействие и взаимодополнение которых обеспечивает эффект реализации. В качестве элементов системы выступают:


  • цель и задачи контроля – они должны соответствовать основному предназначению контроля: аттестации учреждения образования и\или итоговой аттестации выпускников; плановой (оперативной и т.п.) проверки состояния дел;

  • субъекты контроля - это высококвалифицированные специалисты, уполномоченные муниципальной службой, своевременно повышающие свою квалификацию в сфере реализации нормативно-правовых документов по контролю качества образования, маркетинговых и мониторинговых исследований, аналитической работы и сплочению команды на решение проблем;

  • информационные ресурсы контроля - предусматривают информацию МО РФ, регионального и муниципальных органов управления образованием о социальном заказе школе, результатах мониторинговых исследований, итоговой аттестации выпускников, а также содержание локальных актов, муниципальных стратегических проектов, программ, планов и т.п.;

  • инструментальная база контроля - представляет собой свод оптимальных методов, технологий, авторских «ноу-хау», моделей эксперимента и систем измерения, оценки образовательных результатов;

  • коммуникации – система трансформации ресурсов (кадров, интеллекта, информации, материально-технических средств и др.), имеющая территориальное, функциональное, транспортное и другое проявление;

  • условия реализации системы контроля - научно-методические, экономические, юридические, кадровые, временные, психолого-педагогических и др.

Контроль, являясь функцией процесса управления, обеспечивает обратную связь между субъектом и объектом управления, цикличность процесса управления на новой основе.

Контроль должен быть сквозным, реализующим одни и те же показатели в одни и те же промежутки времени.

Вертикаль контроля имеет следующую направленность:

муниципальный орган управления образованием;

учреждение образования;

учитель;

ученик.

Вертикаль сбора информации, необходимой для принятия управленческого решения по итогам контроля, имеет противоположную направленность:



муниципальный орган управления образованием;

учреждение образования;

учитель;

ученик.

Контроль, являясь составной частью процесса управления, обладает всеми характеристиками процесса и может быть представлен в виде составляющих этапов (рис.5):


Установление стандартов, норм, плановых заданий

Измерение

показателей деятельности

Сравнение стандартов, норм, планов

с показателями

Оценка результатов

и корректировка действий или стандартов




Рис.5. Этапы процесса контроля
Анализ состояния управления образованием в Оренбургской области позволяет выделить наиболее острые проблемы:

1) формирование эффективных методов управления;

2) создание системы принятия управленческих решений.

Методы управления образованием, отнесенные к системе контроля:



  • административные методы управления: приказ, план мероприятий, решение коллегиального органа управления образованием (совета РОО или коллегии ОУО, аттестационной комиссии, совещания директоров, педагогического совета, производственного совещания);

  • экономические методы управления: аттестация педагогов, материальные поощрения (индивидуальные премии, надбавки к заработанной плате), наказания (штрафы, материальные взыскания);

  • психолого-педагогические методы управления: консультации, семинары, принуждение, моральное стимулирование хорошего труда, высказывание солидарности по поводу профессиональных идей, экспериментальных проектов и т.п.

Реализация контрольных функций в полном объеме позволяет органам управления образованием своевременно выявить проблему, корректировать деятельность подведомственных учреждений образования до того, как проблема достигнет кризиса и потребует трудоемких управленческих решений.

Система принятия управленческих решений и общая характеристика этого процесса основываются на интуитивном и рациональном подходах (рис. 6).


Подходы к принятию управленческих решений





Интуитивный подход

Рациональный подход, заключающийся в структуризации процесса принятия управленческого решения





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница