К. Ясперс признает существование творческих и духовных влечений и говорит о том, что их наличие выделяет человека из животного мира.
В этом отношении ему близок М. Шелер, который настаивает на особом метафизическом положении человека, а также показывает физиологические основы для своего понимания сублимации, употребляя понятие энергии не в метафорическом, как у Фрейда, а в функциональном значении. М. Шелер также говорит о возможной формализации понятия сублимации применительно ко всем событиям в мире и рассматривает становление человека и духа как процесс сублимации природы.
И. Великовский вводит противоположный сублимации термин – «принижение») 2 , обозначая им процесс, аналогичный процессу сублимации, но направленный на антисоциальную деятельность.
что основными принципами сублимации являются конфликтность бытия человека, свобода выбора человеком амбивалентных форм креативности и принцип управления реальностью.
понятие сублимации определяется как процесс адаптации любого желания, сформированного в психической реальности человека, к требованиям материальной действительности для получения удовольствия. Сублимация понимается как принцип, в соответствии с которым строится не только художественное творчество человека, но и вся его креативная деятельность. Креативная деятельность определяется как конструктивная и деструктивная. При этом деструктивность понимается как побочный, но необходимый элемент творческой деятельности человека, подлежащий минимизации. Основными факторами сублимации являются конфликтность, противоречивость человеческого бытия и свобода выбора индивида между конструктивными и деструктивными формами поведения. Главным фактором сублимации является принцип управления реальностью.
Приведенное определение сублимации уточняет, что для сублимации нужен психический конфликт, который может привести либо к неврозу, либо к сублимации
Дополнительные черты сублимации Фрейд дает в работе «К введению в нарциссизм» (1914 г.): «Сублимация – это процесс, затрагивающий объектное либидо; суть этого процесса в том, что влечение устремляется к новой цели, [...], далекой от непосредственного сексуального удовлетворения»
Через два года после Фрейд пишет, что при сублимации либидо направляется от первоначальной цели к другой цели, генетически связанной с той, от которой отказалось, но самой по себе уже не сексуальной, а заслуживающей название социальной
Поделитесь с Вашими друзьями: |