К вопросу о личностной самоэффективности студентов-психологов



Скачать 72,02 Kb.
Дата06.02.2018
Размер72,02 Kb.
#62669
Связанные:
Юнель С.А.


К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
С.А. Юнель, кандидат психол. н., доцент кафедры психологии ПсковГУ
В статье характеризуются направления исследований в области личностного и профессионального развития студентов вуза, уровень разработанности проблемы самоэффективности. Рассмотрена характеристика личностной самоэффективности студента-психолога. Описывается выраженность субъектности студента-психолога в самоэффективности.

Ключевые слова: самоэффективность, субъектность, самоэффективность в деятельности, самоэффективность в общении, личностная самоэффективность.
Студенческий возраст характеризуется тем, что человек, постепенно и последовательно превращается в субъекта жизни, делающего самостоятельный выбор, принимающего жизненно важные решения. При этом внутренним условием развития субъекта самоопределения можно считать формирование целостной системы личностной направленности и ценностно-мотивационного отношения к самому процессу самоопределения, а внешними условиями - гармоничные межличностные отношения и благоприятную социальную и образовательную среду вуза. Личностное самоопределение выражается в обращенности человека к внутренним резервам, потенциалам развития, построения определенной стратегии деятельности, поведения, жизни в целом, а это, в конечном счете, определяется самоэффективностью личности.

Н. Б. Шевкиева выделяет следующие противоречия в подготовке профессиональных психологов, которые препятствуют их профессиональному самоопределению:

- между принятым в вузах эталоном профессионала-психолога и представлением о нем в сознании студентов;

- между необходимостью реализации профессионального самоопределения психологов и их психологическим потенциалом;

- между формальностью знаний, задаваемых стандартом профессиональной подготовки, и их расхождением с требованиями работодателей и пользователей психологических услуг [4], что может способствовать возникновению кризиса профессионального самоопределения на этапе вузовской подготовки;

- между необходимостью самоэффективности для успешного начала самостоятельной работы психолога, с одной стороны, и недостаточностью ее развития в вузе.

Разрешению данных противоречий будет способствовать развитие у студентов в процессе вузовской подготовки таких профессиональных и личностных конструктов, которые соответствуют эталону профессионала, востребованного в различных сферах социальной практики; создание специальных программ развития личностной самоэффективности на этапе вузовского обучения.

Сегодня проблемы личностного и профессионального развития студентов в вузе по праву заняли одно из лидирующих мест в психолого-педагогических исследованиях (Н. И. Вьюнова, С. М. Годник, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. А. Корсунский, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, И. С. Якиманская и др.). В последние десятилетия значительное внимание стало уделяться учеными и становлению будущего психолога-профессионала, в том числе в личностном плане (Т. М. Буякас, А. И. Донцов, О. Н. Родина, Л. В. Темнова и др.).

В проведенных психологами исследованиях наглядно показано отсутствие у будущих психологов четких представлений о профессии и о своем профессиональном будущем, выявлена индивидуалистическая направленность их ценностных ориентаций; недостаточная сформированность умений и навыков, отвечающих требованиям к профессиональным психологам (Г. М. Андреева, И. Б. Котова, Н. И. Исаева, Л. В. Темнова и др.).

Проблема самоэффективности является относительно новой для отечественной психологии. Она пока слабо представлена в отечественных концепциях человека как субъекта учения, труда, общения, познания, профессионального развития. Между тем исследование проблемы самоэффективности важно в связи с важными прикладными задачами, стоящими перед психологией: разработка и внедрение в практику программ психологической помощи в саморазвитии, адаптации к трудным условиям, успешной самореализации субъекта в жизни; психологическое сопровождение образовательного процесса, в котором происходит профессиональное становление специалиста, в том числе психолога.

Автор концепции самоэффективности американский психолог А. Бандура утверждает, что для достижения успеха в деятельности человеку, помимо всего прочего, требуется самоэффективность как оптимистическое представление о собственной успешности. В своих работах А. Бандура не выделяет отдельные ее виды, но подчеркивает, что она имеет ситуационно-специфичный характер, так что нет смысла считать ее обобщенной чертой [1].

Анализ работ отечественных и зарубежных психологов (А. В. Бояринцева, Ю. Н. Гончаров, Р. Л. Кричевский, Е. А. Могилевкин; А. Бандура, М. Ерусалем, Р. Шварцер и др.) показывает, что, несмотря на большую роль самоэффективности в жизни человека, концепция, раскрывающая это явление, не может быть пока признана разработанной в полной мере. В основном и зарубежные, и отечественные авторы подразделяет общую самоэффективность на виды в соответствии со сферами человеческой активности, в частности, самоэффективность в деятельности и самоэффективность в общении.

М.И. Гайдар вводит понятие личностной самоэффективности, которая отражает осознание начинающим психологом наличия у себя профессионально-важных качеств, которые обеспечат успешность решения им профессиональных задач, оценка и вера в эффективность своих личностных качеств [2].

Активно сегодня ведутся разработки психограммы и акмеограммы психолога, в которых выделяются не только специальные знания, умения, навыки, но профессионально важные качества личности (Н. А. Аминов, А. А. Деркач, В. Н. Карандашев, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.). Не нашли пока полного отражения в теории и практике педагогической психологии вопросы сущности, структуры, динамики развития личностной самоэффективности студентов-психологов, психолого-педагогических условий, способствующих этому развитию.

Учитывая, что в профессии психолога его личность имеет особое значение (не зря многие признают личность психолога главным инструментом в его работе), можно полагать, что личностная самоэффективность является профессионально значимой как для уже сложившегося специалиста, так и для студента как будущего профессионала. М. И. Гайдар характеризует личностную самоэффективность студента-психолога, как «сочетание представлений субъекта о наличии у себя профессионально-важных качеств и его уверенности в том, что он сможет воспользоваться ими таким образом, чтобы достичь позитивного эффекта при решении поставленных целей и задач» [3].

Автор рассматривает самоэффективность как один из феноменов самосознания, а, соответственно, самоэффективность психолога - феномен профессионального самосознания. Исследователь выделяет в структуре самосознания, в том числе профессионального, три компонента: когнитивно-рефлексивный, эмоционально-оценочный компонент и регулятивно-поведенческий компонент [3], которые системно связаны между собой, обеспечивают ее целостность. Проведенные им исследования среди студентов психологических факультетов показали, что для студентов 2 и 4 курсов характерно повышение уровня личностной самоэффективности. На 3, 4 и 5 курсах все три компонента личностной самоэффективности неравномерно представлены в профессиональном самосознании, что может указывать на переживание будущими психологами кризисов профессионального становления [3, с. 18].

Самоэффективность личности психолога мы трактуем как такое субъектное образование, которое формируется и развивается у него в ходе жизни, самореализации в различных видах и активности, в первую очередь в учебной и профессиональной деятельности.

В самоэффективности выражается субъектность студента-психолога. Самоэффективность задает определенное пространство воплощения его субъектности, определяя возможности самопроявления, самоопределения, саморазвития в процессе обучения в вузе и приобщения к психологической профессии. Студент-психолог как субъект учебно-профессиональной деятельности выступает одновременно субъектом учения, профессионального становления и личностного развития. Относительно специалистов этого профиля принято говорить о личностно-профессиональном развитии, субъектом которого и выступает психолог, начиная с этапа обучения в вузе. Личностно-профессиональное развитие рассматривается как процесс развития личности (в широком понимании), ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений.

Субъектность - это личностное свойство, заключающееся в способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю, что предполагает признание и принятие у себя и у другого человека активности, сознательности, свободы выбора и ответственности за него, уникальности, саморазвития как способа существования, и предполагает совершение поступков, обусловленных этим признанием. Другой человек при этом выступает необходимым условием развития субъектности. Наибольшим развивающим фактом взаимодействия с ним обладает диалогическая стратегия взаимодействия. Субъектность является интегратором профессиональных способностей человека и обеспечивает возможность успешного выполнения им профессиональных требований. Специфика субъектности психолога, по нашему мнению, состоит в том, что психолог относится не только к себе как к субъекту собственной деятельности, но и к клиентам как к субъектам, обладающим правом выбора и несущим ответственность за него.

Экспериментальные исследования, проведенные М. И. Гайдар, показали, что успешность развития личностной самоэффективности студентов-психологов в период профессиональной подготовки обеспечивается в виде повышения ее уровня при реализации следующих психолого-педагогических условий: актуализация и развитие их рефлексивных способностей; углубление представлений студентов о собственных профессионально-важных качествах и возможностях их развития; психолого-педагогическое воздействие на профессиональную Я-концепцию студентов; укрепление реалистичной профессиональной самооценки и позитивного профессионального самоотношения; повышение у них уверенности в себе и своем профессиональном потенциале; формирование субъектности личности.




  1. Бандура А. Теория социального научения / Альберт Бандура. СПб: Евразия, 2000. 320 с.

  2. Гайдар М. И. Личностная самоэффективность психолога / М.И. Гайдар // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2007.

  3. Гайдар М. И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения. Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата психол. наук. Курс, 2008. 27 с.

  4. Шевкиева Н. Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения психологов на этапе вузовского обучения: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. Ставрополь, 2006. 282 с.


Скачать 72,02 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница